Ранняя комплексная помощь

В ЦКРОиР осуществляется оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет. Ранняя комплексная помощь включает выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье или ЦКРОиР.

В ЦКРОиР проводятся индивидуальные занятия с детьми с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет при обязательном присутствии законных представителей с периодичностью 2 - 3 раза в неделю.

Признаки задержки речевого развития

25.04.2024

Часто родители обращаются к детскому неврологу с жалобой, что ребенок «не говорит», «мало говорит» или вовсе не понимает обращенную речь.

Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Речь ребенка не является врожденной способностью, она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Для нормального речевого развития необходима слаженная работа многих структур организма, в частности органов слуха, зрения, мышечного аппарата, челюстно-лицевых структур, органов дыхательной системы и, конечно, нервной системы.

Под задержками речевого развития (ЗРР) обычно понимают отставание в формировании устной речи по сравнению со средневозрастными показателями у детей в возрасте до 3 – 4-х лет. Встречается у 8 – 10 % детей, чаще у мальчиков.

Нарушения развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальном росте и поведении, затрудняют обучение и общение с окружающими.

Развитие речевых навыков в норме.

Для своевременной и точной диагностики речевых нарушений у детей необходимо учитывать закономерности нормального речевого развития.

Возникновению собственно речи предшествует предречевой период, который начинается с первых месяцев жизни ребенка. Происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. К 1,5 – 3 месяцам малыш начинает издавать протяжные, преимущественно гласные звуки. Это этап гуления. В 4 – 6 месяцев появляются цепочки из звуков, так называемая «свирель». В 6 – 7 месяцев ребенок начинает лепетать (появляются согласные звуки, простые слоги), в 8 – 11 месяцев лепет уже модулированный, т.е. слоги произносятся с разной интонацией. Первые слова дети произносят к концу первого года жизни. Одновременно происходит активное формирование понимания речи.

Важным показателем развития речи до 1,5 – 2 лет является не столько собственно произношение, сколько понимание обращенной речи (рецептивная речь). Ребенок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, хорошо понимать обращенную к нему речь, узнавать названия многих предметов и картинок, выполнять простые бытовые просьбы-инструкции. На втором году жизни слова и звукосочетания уже становятся средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь.

Основные показатели нормального развития речи от 1 года до 4-х лет:

  • Появление ясной, осмысленной речи (слов) – 9 – 18 месяцев.
  • Сначала (до полутора лет) ребенок в основном учится понимать речь, а с 1,5 – 2 лет у него быстро развивается активная речь, растет словарный запас. Количество слов, которые малыш понимает (пассивный словарь), пока больше количества слов, которые он может произнести (активный словарь).
  • Появление фраз из 2-х слов – 1,5 – 2 года, из 3-х слов – 2 – 2,5 года, из 4-х и более слов – 3 – 4 года.
  • Объем активного словаря:
  • к 1,5 годам дети произносят 5 – 20 слов,
  • 2-м годам – до 150 – 300 слов,
  • 3-м годам – до 800 – 1000 слов,
  • 4-м годам – до 2000 слов.

Овладение речью достаточно индивидуальный процесс, который зависит от множества разнообразных факторов. Тут играет роль и окружение, и склад характера, и психическое развитие малыша.

Беспокойство должны вызывать дети, которые не пытаются говорить в 2 – 2,5 года. Однако определенные предпосылки для неблагополучия в речевом развитии родители могут заметить и раньше. На первом году жизни должны настораживать отсутствие или слабая выраженность в соответствующие сроки гуления, лепета, первых слов, реакции на речь взрослых и интереса к ней; в один год – ребенок не понимает часто употребляемых слов и не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную к нему речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к плачу; на втором году – отсутствие интереса к речевой активности, пополнения пассивного и активного словаря, появления фраз, неспособность понять простейшие вопросы и показать изображение на картинке.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Возможные причины задержки речевого развития

15.04.2024

В целом причины задержки речевого развития можно разделить на биологические и социальные.

К биологическим причинам относятся:

  • Перинатальное поражение головного мозга (гипоксия/асфиксия плода, гидроцефалия, нарушение формирования головного мозга, врожденная патология органов слуха, речи, родовая травма, обвитие шеи пуповиной, длительный безводный период, внутриутробные инфекции и др.);
  • Недоношенность (особенно с малым сроком гестации);
  • Болезни в раннем детстве (ядерная желтуха, черепно-мозговые травмы, гипотрофия, менингиты и менингоэнцефалиты, частые ОРВИ и другие болезни);
  • Нарушения слуха, которые не позволяют ребенку воспринимать вербальную речь (например, врожденная глухота как следствие внутриутробных инфекций, генетических заболеваний, токсического действия различных веществ на организм человека или постнатально перенесенного среднего отита);
  • Пороки развития челюстно-лицевого аппарата;
  • Наследственные болезни обмена веществ, приводящие к задержке всех сфер психомоторного развития ребенка (фенилкетонурия, гликогенозы, тирозинемия и другие);
  • Хромосомные синдромальные заболевания (синдром Дауна);
  • Аутизм или общее отставание в психическом развитии;
  • Заболевания гортани и отделов дыхательной системы, участвующих в процессе голосообразования;
  • Хронические тяжелые соматические заболевания, приводящие к нарушению питания клеток головного мозга (тяжелая печеночная недостаточность, муковисцидоз, врожденные пороки сердца, нарушения пищеварения и т.д.);
  • Наследственность (медленное созревание речевых центров может быть обусловлено генетическими факторами).

К социальным причинам задержки речевого развития у детей можно отнести:

  • Невостребованность речевого общения (ребенок растет в семье «молчунов», близкие практически не общаются друг с другом. Либо, напротив, родители предугадывают все желания малыша, поэтому ему незачем говорить);
  • Педагогическая запущенность (никто не уделяет внимания младенцу: не играет с ним, не разговаривает в достаточной мере. Сюда же относится ситуация, когда ребенок много времени проводит один в больнице или другом социальном учреждении);
  • Психологическая травма (сильный испуг, неблагоприятный климат в семье, другие стрессовые факторы);
  • Дисгармоничное воспитание (доминирующая гиперпроекция, педагогическая непоследовательность);
  • Билингвизм (дети позже начинают говорить в силу двойной нагрузки на речевой центр).

Нарушения слуха представляют собой наиболее распространенную причину изолированной задержки речевого развития. Даже умеренно выраженное и постепенно развивающееся снижение слуха может привести к отставанию в развитии речи. При подозрении на частичную или полную потерю слуха у ребенка с изолированной задержкой развития речи необходимо провести аудиологическое исследование. Чем раньше будут обнаружены дефекты слуха, тем быстрее можно будет начать соответствующую коррекционную работу с ребенком или снабдить его слуховым аппаратом.

У недоношенных новорожденных, особенно с малым сроком гестации, важный период развития ЦНС (межнейрональная организация и интенсивная миелинизация) происходит не внутриутробно, а в сложных условиях постнатальной адаптации. Продолжительность этого периода может варьировать от 2–3-х недель до 2–3-х месяцев, причем этот период часто сопровождается развитием различных инфекционных и соматических осложнений, что служит дополнительным фактором, обусловливающим нарушения психомоторного и речевого развития у незрелых и недоношенных детей. Как показали исследования, приблизительно у половины глубоко недоношенных детей наблюдается задержка речевого развития, а в школьном возрасте – трудности обучения, проблемы с чтением и письмом, концентрацией внимания и контролем поведения.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Игры для детей двухлетнего возраста

22.03.2024

В два года ребенок еще мало знает об окружающем мире, поэтому удивить его довольно легко. Но, с другой стороны, если малыш привычно тянется к родительскому планшету, привлечь его внимание окажется не так уж и просто. К тому же дети 2-3 лет требуют от взрослых участия в игре, ходят за ними «хвостиком». Остается только один выход – научить малыша играть самостоятельно.

  1. Конструктор.

Лучше всего иметь два разных набора с большими и мелкими деталями (не забывайте, что совсем небольшие детали не подойдут маленьким детям – они могут их проглотить). Давайте ребенку играть в них по очереди, убирая один из них из зоны видимости. Таким образом, малыш будет думать, что ему дали новую игрушку, и будет заниматься с нею с большим интересом.

2.Таинственный ящик.

Соберите в большую коробку разные мелочи: сушеную фасоль, пуговицы, ракушки, стеклянные шарики, старые календарики и т.п. Следите за тем, чтобы все эти предметы были достаточно крупными, и ребенок не мог ими перекрыть себе дыхательные пути. Обычно дети изучают содержимое такой коробки, как завороженные. Есть еще один вариант этой игры: предложить переложить вещи из коробки в небольшие контейнеры и обратно.

  1. Копилка.

Возьмите коробку из-под геркулеса или другой каши и сделайте прорезь на одной из стенок. Вместо монет лучше подобрать большие пуговицы. Покажите ребенку, как протиснуть «монетки» в «копилку». Как минимум минут на 40 малыш будет занят.

  1. Рисование.

Рисование – очень полезное занятие для развития речи. Дети, конечно, обожают создавать свои шедевры именно там, где не надо. Чем переживать из-за ремонта, лучше отдайте малышу под холст рулон любых дешевых или старых обоев. Опытные родители советуют повесить рулон прямо на стену, чтобы не лишать маленького художника излюбленного вертикального пространства.

  1. Магниты.

Яркие разноцветные магниты есть практически на каждом холодильнике. Так почему бы не повесить их пониже, чтобы ребенок мог с ними поиграть. Проверено: малыши с удовольствием снимают их и прикрепляют обратно.

  1. Книжки с многоразовыми наклейками.

Чем больше у малыша таких наклеек, тем интереснее окажется игра. В таких книжках задания обычно очень простые, и родителям требуется показать пару раз, как нужно делать, чтобы ребенок смог дальше играть самостоятельно.

  1. Игры с водой.

Можно играть во время купания, а можно налить в небольшой таз воды. Дайте ребенку две-три емкости, и он будет переливать воду из одной в другую. Можно сложить из бумаги лодочку и отправить ее в плавание, покажите малышу, как дуть, чтобы она плыла в нужном направлении.

  1. Цветной рис.

Для этой игры нужен большой пластиковый поднос (лучше яркий), рис и пищевые красители (подойдут красители для пасхальных яиц). Покрасьте рис, высушите и поместите в пластиковые контейнеры. Насыпьте рис на поднос, покажите малышу, как рисовать пальчиком разные картинки.

  1. Домашние дела.

Часто лучший способ занять маленького ребенка – это позволить ему помогать вам в домашних делах. Дети очень любят наблюдать за взрослыми и подражать им. Конечно, кое-что вам потом придется переделать, но тем не менее, оно того стоит. Дайте малышу небольшой веник, попросите подмести пол, собрать игрушки, предложите вытереть полотенцем пластиковые контейнеры для продуктов, протереть пыль, вытащить белье из стиральной машинки и т. д. Таким образом, вы убьете двух зайцев: ребенок освоит новые полезные навыки, расширит словарный запас, а вы получите замечательного помощника.

  1. Готовим вместе.

Конечно, нельзя давать ребенку острые ножи и разрешать подходить к работающей плите, но зато можно поручить другие безопасные операции, например, помыть и вытереть овощи, положить уже порезанные помидоры или огурцы в салатник, или ломтики хлеба на тарелку, подать ложкой сахар или соль и т. д. Главное будьте рядом и следите за тем, что делает ребенок.

  1. Лепка.

Лепить можно из пластилина или соленого теста (самый бюджетный вариант). Покажите малышу основные приемы, например, как слепить собачку или другое животное. Пока он лепит, вы можете немного поработать или спокойно выпить чаю. Самые удачные поделки из соленого теста можно высушить и раскрасить.

  1. Коробки.

Как и для кошек, коробки для малышей обладают невероятной притягательностью. Во-первых, из большой коробки можно соорудить целый дом, нужны только краски и ножницы. Во-вторых, из коробки можно сделать замечательный гараж для всех машинок или спальню для кукол и мягких игрушек. В-третьих, в коробку можно бросать мячик, как в баскетбольную корзину.

  1. Рыбалка.

Налейте в небольшой тазик воду, положите в него небольшие игрушки, в качестве удочки дайте ребенку шумовку или ложку с дырочками.

  1. Пазлы.

Их можно купить в магазине или сделать своими руками. Это совсем несложно: наклейте яркую картинку с крупным рисунком на плотный картон и разрежьте на 2-3 части. Сначала покажите, как складывать, потом просто проверяйте, правильно ребенок все делает или нет.

  1. Шнуровки.

Как и пазлы, такие игры можно купить, а можно сделать самостоятельно, причем с этой задачей вполне справится сам ребенок. Дайте ему плотный цветной картон, яркие шнурки и покажите, как пробивать отверстия дыроколом. Позвольте малышу соединять получившиеся детали в любом порядке или давайте несложные задания, например, продеть шнурок в зеленый или желтый элемент.

Как видите, для того чтобы занять ребенка двух лет дома, не требуется особой выдумки. Главное – запастись терпением! Наградой будет некоторое количество свободного времени, которое вы сможете потратить на себя.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Признаки задержки речевого развития

20.02.2024

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза.

Причины ЗРР:

  • осложнения беременности (внутриутробная инфекция, многоводие, маловодие и др.);
  • осложнения в родах (слабость родовой деятельности, острая асфиксия,
  • травмы мозга, тяжелое состояние новорожденного);
  • наследственная отягощенность (алкоголизм, табакокурение, пожилой или юный возраст матери);
  • соматическая ослабленность ребенка (частые ОРВИ и др. заболевания);
  • социально-средовые факторы (неполная семья, конфликтные взаимоотношения в семье, гипер- и гипоопека и др.).

Примерно в трети случаев причины ЗРР так и остаются невыясненными.

Признаки значительной ЗРР у детей раннего возраста:

  • если ребенок эмоционально не реагирует в 4 месяца на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мама;
  • если у ребенка нет лепета в 8-9 месяцев, а в год ребенок на редкость тихий, издающий мало звуков;
  • если ребенок не говорит простые слова, не понимает простых слов;
  • не способен выполнять простейшие просьбы, а ребенку уже 1,5 года;
  • если у ребенка есть проблемы с сосанием или жеванием;
  • если ребенку 2 года, а он использует в речи несколько отдельных простых слов и не пытается произносить новые слова;
  • если у ребенка активный словарный запас менее двадцати слов и звукоподражаний;
  • если он не составляет фразы из двух слов, а ему уже 2,5 года;
  • если ребенку 3 года, а он говорит невнятно, его не могут понять родные;
  • не говорит простых предложений, не понимает простых объяснений, рассказов;
  • если ребенку 3 года, а говорит он в основном фразами из мультфильмов и книжек и не строит собственных предложений;
  • если ребенку 3 года, а он зеркально повторяет то, что говорят при нем взрослые (необходимо обратиться к специалисту-психиатру);
  • если у ребенка любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин.

Любая задержка в речевом развитии ребенка раннего возраста может привести к отклонениям в его поведении, развитии нервно-психической деятельности. Поэтому с детьми раннего возраста с ЗРР необходимо проводить коррекционно-логопедическую работу с целью предупреждения вторичных отклонений в развитии.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Раннее развитие - польза или вред?

25.01.2024

Тема раннего развития ребенка является крайне популярной, и многие родители, еще недавно скептически относившиеся к такой идее, сегодня готовы приобщать малыша к занятиям с раннего возраста.

Одной из причин заинтересованности в раннем развитии можно назвать постоянное повышение требований к обучению в школе. Например, сегодня читающий и умеющий писать пятилетний ребенок совсем не редкость, хотя до недавнего времени такие дети вызывали удивление. Интерес подогревается и программами на телевидении, и роликами в интернете, в которых дети показывают уникальные результаты раннего развития.

В раннем развитии нет ничего плохого, и стремление родителей вложить в малыша новые и полезные знания вызывает уважение. Но чрезмерный объем и неправильная подача информации могут нанести вред дальнейшему развитию ребенка.

Что такое ранее развитие? Парадоксально, но ответа на этот вопрос родители часто не знают, и под ранним развитием подразумевают получение ребенком большого объема знаний с рождения до трех-четырех лет.

Достаточно знакомая картина, когда ребенок посещает пару-тройку секций, пишет и читает, декламирует стихи Пушкина, занимается изучением иностранных языков, знает все марки спорткаров, да еще и картины пишет. Можно ли называть этот «коктейль» ранним развитием? Бесспорным является факт занятий с ребенком, но вот насколько гармонично его развитие и что он выносит из этих занятий – спорный вопрос.

Часто дети умеют читать, не понимая смысла прочитанного текста, знают столицы всех стран, просто заучив их на автомате. Но печально, что при этом ребенок не умеет самостоятельно одеваться и убирать за собой игрушки. И тут возникает вопрос: «кто более развитый, ваш ребенок «зубрилка», или соседский мальчишка такого же возраста, который не «срывает звезд с неба» в учебе, но зато адаптирован к реальной жизни?».

«Ранним развитием» педагоги и психологи называют активное развитие способностей малыша от рождения до трех-четырех лет. В этот период формируются интеллектуальные способности. Для развития необходима соответствующая среда:

  • физическая активность – без ограничений, которая напрямую связана с интеллектуальным развитием;
  • увлекательные предметы для изучения;
  • игрушки для познания разнообразных ощущений: зрительных, звуковых, тактильных;
  • творческая среда: рисование, лепка, пальчиковые игры, потешки, музыка.

Родителям важно понимать, что кроме чтения книжек, заучивания слов и запоминания картинок необходимо развивать координацию движений, организовывать активный досуг и заниматься спортом.

Развитие и обучение, в чем разница?

Обучение – целенаправленный процесс, в ходе которого с помощью упражнений приобретаются определенные умения и навыки, возникают новые формы поведения либо изменяются ранее приобретенные.

Развитие – это стимуляция интереса к познанию, к самостоятельной игровой деятельности, к общению. Это общий личностный рост, эмоциональное развитие наряду с интеллектуальными успехами.

По сути, обучение – часть развития. Своевременные программы обучения с успехом развивают ребенка. Нужно понимать, что желание сделать из малыша «ходячую энциклопедию» как можно раньше, «после трех уже поздно!», может обернуться негативными последствиями. Известно довольно много примеров, когда юные «всезнайки» не могли найти места в жизни, замыкались в себе и изолировались от общества.

Специалисты отмечают, что примерно до пяти лет обучение чтению и письму без активного познавательного интереса может затруднить в дальнейшем социально-психологическую адаптацию ребенка. С пяти лет исследование мира малышом становится более сознательным, и вот тогда можно переходить к серьезным познавательным занятиям.

Итак, малышей до трех-четырех лет учить «наукам» рано. Вот завязывать шнурки, надевать носочки, класть вещи на место или выбрасывать мусор в ведро – да, а наукам – нет. В этот период от рождения до трех-четырех лет малыш развивается со скоростью ракеты: осваивает навыки самообслуживания, речь, умение общаться, при этом активно познает окружающий мир и это главные его задачи. Чтобы помочь ему нужно предоставлять возможности для саморазвития.

Сторонникам раннего развития стоит помнить о том, что чрезмерная умственная нагрузка может стать причиной физических недомоганий и нарушения гармоничного развития.

Сегодня многие мамы не только обращаются к специалистам, но и пробуют самостоятельно заниматься ранним развитием своих малышей, активно скачивая из интернета разные методики. При выборе методики следует учитывать способности ребенка и его индивидуальные особенности.

При выборе развивающего центра или занятий стоит обратить внимание на преимущество творческих и эстетических упражнений (рисование, лепка, танцы, музыка и пение) перед интеллектуальными заданиями.

Любому ребенку нужно, чтобы родители баловались с ним, дурачились, читали книжки, общались на свободные темы – это крайне важно для становления личности. В этом случае будут формироваться доверительные отношения между родителями и ребенком, исходя из которых он будет строить модель своего взаимодействия с внешним миром.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

 

свернуть

Как разговаривать с младенцами

17.01.2024

В любом случае не менее внимательно, искренне и честно, чем со взрослыми, ведь маленькому ребенку это помогает внутренне развиваться и расти. Но как найти верные слова для разговора с новорожденным?

Даже едва появившийся на свет младенец – тем не менее уже «существо говорящее». Этот парадокс объясняла во многих своих книгах психоаналитик Франсуаза Дольто. По ее убеждению, новорожденный «стремится насытиться речью не меньше, чем молоком матери» и буквально «впитывает в себя речь родителей». Мир он воспринимает при помощи зрения, осязания, обоняния, вкуса, тактильных ощущений. Но только обращенное к нему слово другого человека дает ему возможность почувствовать себя частью мира людей и ощутить свое отличие. Нужно говорить не ребенку, а с ребенком — вести с ним диалог.

Франсуаза Дольто приводит множество свидетельств того, как общение с младенцем (честное, без нарочитой «детскости») меняет детей – утихает боль, проходит сыпь, ребенок начинает лучше спать. Слова активизируют память ребенка, работу разных отделов мозга. Однако разговаривать с ребенком означает не только рассказывать ему о самом важном, необходимо также говорить с ним непринужденно и легко обо всем на свете и ни о чем особенном, как с человеком, к кому мы просто испытываем теплые чувства.

«В этом случае слово не «исцеляет», но развивает ребенка, – поясняет нейропсихолог Борис Цирюльник. – Он сильнее ощущает эмоции, а они активизируют его память, работу разных отделов мозга».

Еще не владея словом, дети взаимодействуют с нами при помощи особого языка – языка своего тела. Родителям, которые привыкли общаться с помощью слов, не всегда просто понять то, что сообщает ребенок. Именно поэтому разговор с новорожденным так и остается (во всех смыслах) монологом взрослого.

С ребенком важно говорить просто и о значимых для него вещах. Непросто приходится современным молодым матерям. Советы родственников и друзей, книги и многочисленные сайты по популярной психологии порой внушают им страх сказать что-нибудь не так. Некоторые женщины больше не считают себя вправе, например, заплакать или вспылить, так как боятся, что их негативный настрой травмирует ребенка. Им нужно перестать (чересчур) контролировать себя, но искать собственные слова, чтобы общаться с ребенком честно.

Высокий тон голоса («Агу, агу!») привлекает внимание младенца, шипящие и свистящие звуки («Ах ты мое солнышко!») напоминают звуки материнского дыхания, которые он слышал, находясь в ее утробе, и задают ритм, который помогает удерживать внимание на словах.

Длинные паузы и повторы слогов («Ма-ма! Па-па! Ба-ба!») помогают выхватить из потока речи и запомнить короткую часть слова. Кроме того, обращаясь к ребенку, мы смотрим ему в глаза, улыбаемся, начинаем шевелить губами и широко раскрывать рот.

Начиная с двух месяцев большинство детей способны имитировать наши движения, появляется гуление. Так мы показываем ребенку, что произносить слова легко и приятно, и незаметно учим его.

Используйте настоящее время, ведь младенец не владеет понятиями прошлого и будущего. С ребенком важно говорить просто и о значимых для него вещах. «Знакомя с предметами, важно не утонуть в объяснениях, так как его интеллект пока не готов к тому, чтобы понимать длинные фразы, – продолжает Галина Филиппова. – Можно показать и назвать предмет, сказать, что он «делает».

Общаться с ребенком честно означает, что иногда придется говорить о том, для чего непросто найти слова. «Для младенца еще не существует внешнего мира, но он прекрасно чувствует состояние матери, – рассказывает Галина Филиппова. – И оказывается в замешательстве, если она улыбается и ласкова с ним, но при этом напряжена и встревожена».

Ребенок вполне может решить, что родительская тревога связана с ним. Он начнет беспокоиться и чувствовать свою вину. Именно поэтому Франсуаза Дольто настаивала, если родители чем-то встревожены, об этом стоит сказать ребенку.

Так поступила 27-летняя Ирина: «После рождения сына у меня началась депрессия: я почти не улыбалась, быстро уставала, у меня просто не было сил. И я рассказала об этом сыну. Главное не в том, чтобы произносить слова, но в том, чтобы общаться с ребенком по-настоящему. Я сказала ему, что это не его вина, но ему нужно немного потерпеть, пока я привыкаю к своей новой роли. Не знаю, понял ли он, но сама я почувствовала себя увереннее. Разговаривая с ним, я все яснее ощущала: все будет в порядке, я справлюсь».

Нежный взгляд или ласка порой бывают красноречивее любых слов. Именно женщине стоит позаботиться о том, чтобы ее партнер не оставался в стороне от общения с ребенком. На этом настаивает и Борис Цирюльник: «Когда мать говорит «мой ребенок», это должно означать «ребенок, произведенный мною на свет вместе с человеком, которого я люблю».

Нельзя сказать «мой ребенок», как дети говорят «моя кукла». Очень важно воспринимать его как создание своей любви, а не как объект собственности.

Но как быть родителям, если ничто не идет на ум и приходится вымучивать каждое слово? «Я знала, что разговаривать с детьми «надо», и заставляла себя это делать, — признается 30-летняя Наташа, мать годовалых близнецов. – Но ничего «естественного», к сожалению, в этом не было».

«Такие трудности часто испытывают те матери, с которыми разговаривали не так много, когда они сами были детьми, – поясняет Галина Филиппова. – Но не нужно тревожиться, если вам трудно говорить с новорожденным, это не значит, что вы не сможете с ним общаться».

С материнских слов для ребенка начинается познание мира и познание себя. Когда трудно найти верные слова, можно и позаимствовать чужие (песенки, считалки).

В такие моменты мы существуем с ребенком буквально на одной волне, его обволакивают модуляции нашего голоса. А известно, что примерно 70% мозга грудничка настроены на восприятие ритма.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Средства раннего развития речи ребенка

28.09.2023

Есть очень важный период развития малыша, который называется «предречевым». Именно в этот период малыш готовится к дальнейшему речевому развитию, которое еще не заметно, но уже очень активно происходит.

Общее психическое развитие, безусловно, влияет на развитие речи. Поэтому, одним из обязательных условий для появления и развития речи являются занятия по развитию всех психических процессов – внимания, памяти, мышления и т.д. Если у ребенка обычная задержка речевого развития (далее ЗРР), это будет под силу и родителям. Пособия для развития ребенка можно приобрести в книжных магазинах, в магазинах игрушек, интернет-магазинах и других. Если же ребенок рождается с диагнозом, «обещающим» ему в дальнейшем ЗРР, то заниматься с таким ребенком нужно с рождения, используя методики раннего развития.

Важным условием развития ребенка является развивающая обстановка: тренажеры, плакаты, развивающие игрушки и другое. Стоит заметить, что физические упражнения также способствуют развитию психическому и речевому. Во время занятий физкультурой происходит качественное кровоснабжение головного мозга, а значит, его питание кислородом. Особенно показаны такому ребенку плавание и динамическая гимнастика, при которой голова ребенка оказывается опущенной вниз (если нет противопоказаний).

Обязательным условием для развития речи является речевая среда. Это не значит, что ребенок просто должен находиться в семье, в обществе, говорящем на определенном языке. С ним еще нужно общаться четко, громко, выразительно. Показывать предметы, их действия и свойства, и называть это соответствующим словом. Необходимо играть с ребенком и рассматривать картинки в книгах, озвучивая все увиденное. Важно петь ребенку песенки на родном языке. В песне, в голосе матери заложена созидательная сила слова, запускающая механизм речи у малыша. Замечено, что детям, которым матери часто пели песни, впоследствии не нужна даже элементарная помощь логопеда по коррекции звукопроизношения.

Первым этапом развития речи является ее понимание. Чтобы ждать от ребенка появления активной речи, необходимо быть уверенным в том, что он понимает о чем говорят окружающие, выполняет инструкции. В этом, «предречевом» периоде активно используются жесты. Благодаря жестам ребенок может показать то, что еще не может сказать. Между взрослым и ребенком возникает понимание, происходит коммуникация. Ребенку можно задавать вопросы для выяснения того, что он понимает, а что нет, и он сможет ответить жестом. Например, вы спрашиваете: «Какой Миша большой?», а малыш вытягивает обе ручки вверх. Вы спрашиваете: «Как медведь царапается?», а ребенок совершает пальчиками царапающие движения по поверхности дивана. И вы понимаете, что слова и «большой», и «царапается» ребенку понятны. На этом же этапе активно используется вопрос «где?» или просьба «покажи». Показать, где часы на стене, где свет (люстра), где мама и папа, просят малыша еще в полгодика. Далее тот же вопрос переносится в работу с книгой, и ребенок показывает уже на иллюстрациях, где курочка, где мышка, где собачка. Естественно, что проверять таким образом пассивный словарь ребенка можно после того, как этот словарь сформирован, наполнен. То есть, сначала мы занимаемся его пополнением, одновременно вводя жест для обозначения понятия.

Для пополнения пассивного словаря, конечно же, используем сначала предметы и явления, окружающие нас и ребенка в жизни, в быту. Когда материал пройден и закреплен, эти же предметы и явления показываем ребенку на карточках (предметных картинках) и в детских книгах на иллюстрациях. Затем спрашиваем «где корова?» и, не дожидаясь ответа, показываем пальцем на изображение животного. Так мы учим понимать вопрос «где?». И только потом просим ответить на вопрос «где?» самостоятельно.

Когда пассивный словарь приобретает внушительный объем, включается его активизация. То есть ребенок начинает пробовать произносить известные ему слова. В идеале это происходит автоматически, но детям с речевой патологией нужно помогать. При разных нарушениях у детей разные произносительные возможности, поэтому и помощь требуется разная.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Использование игр для запуска речи у неговорящих детей

19.09.2023

Очень важное значение в развитии речи детей имеют игры, поскольку они стимулируют определенные участки мозга, побуждая к речевой активности. В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Когда ребенок неохотно идет на речевой контакт или вовсе отказывается от взаимодействия, процесс коррекционной работы усложняется. В таком случае важной задачей является подобрать специальные игры, подходящие предметы и игрушки, а также организовать соответствующую возрасту детскую деятельность.

Книг, практических пособий с описанием увлекательных развивающих игр по развитию речи, которые были бы интересны современному поколению детей, немного. Собирание пирамидок, катание машинок, пальчиковая гимнастика, картинный материал в последнее время большого интереса у ребенка не вызывают, зачастую он демонстрирует протест на выполнение данных заданий. Чтобы привлечь внимание ребенка, заинтересовать его, побудить к речевой активности, работу необходимо начинать с чего-то необычного, удивительного, играть так, чтобы малыш заговорил.

Для полноценного развития ребенка важное значение имеет включение его в предметно-игровую деятельность. Детям трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Одно из важнейших требований к игре на запуск речи, да и в целом к игре – она должна вызывать интерес. Игра помогает нам развить мотивационную основу речевой деятельности. Если использовать одни и те же игры, игрушки в большом количестве, то мозг ребенка, ранее изучив все свойства этих предметов, перестанет реагировать на них.

Если же ребенок не реагирует на вопросы и предлагаемые задания, для привлечения его внимания необходимо использовать следующие приемы:

  • играть с ним не только за столом, но и на полу. Опустившись на колени к ребенку, можно получить возможность проникнуть в его жизненный диапазон, в таком случае ребенку дается возможность на равных совместно наблюдать за происходящим вокруг, играть, вести диалог;
  • удивлять ребенка, создавать яркие стимулы, привлекающие эмоциональное внимание. Необычность действий взрослого (зажигание огня, свечи, брызги водой, «фонтана», бросание шишек, мячика в стену, в корзину, шуточный бой с использованием мягких игрушек, подушек, свернутых в трубочку листов бумаги), привлекают внимание ребенка и вызывают интерес;
  • предлагать ребенку необычные для игры предметы. Например, мухобойку, жестяные банки, пульверизатор, щипцы и другое;
  • стараться быть эмоционально включенной, использовать постоянную смену видов деятельности, давать четкие, доступные, поэтапные инструкции, не допускать включения в инструкцию лишних вводных слов.

Для того, чтобы у ребенка сформировалось ощущение порядка, планомерности игры, каждое занятие должно иметь четкую структуру. Замечено, что такой подход к организации занятия снижает уровень тревожности ребенка и помогает понимать последовательность своих действий. Нет хаоса, нет пауз и тех «скучных» моментов, в течение которых ребенок успевает потерять концентрацию внимания и интерес к взаимодействию со взрослым. Работа по развитию речи проходит красной нитью на протяжении всего занятия.

Все игры и упражнения по вызыванию речи необходимо проводить при активном участии взрослого, который действует эмоционально, стараясь заинтересовать ребенка, вызвать у него любой речевой отклик.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Развитие пассивной и активной речи

19.05.2023

Систематическая работа по развитию понимания речи у детей с задержкой речевого развития обеспечивает обогащение пассивного словаря и способствует активизации собственной речи. Развитие понимания речи начинается с упражнений, направленных на восприятие и узнавание звуков окружающей среды. Соотнесение слова и предмета, которое оно обозначает, должно быть максимально очевидным для ребенка. Чтобы он научился понимать некоторые слова, взрослым используется небольшое количество слов, особенно значимых и интересных для ребенка. При этом предметы сначала называются коротко («гав-гав», «пи-пи»), так как основная функция разучиваемых слов на данном этапе – это понимание их значения.

Накопление предметного словаря происходит в следующей последовательности:

  1. предъявление и называние предмета;
  2. знакомство ребенка с назначением предмета;
  3. неоднократное называние предмета во время игры;
  4. поиск предмета по слову при возможности выбора из двух предметов;
  5. нахождение предмета по просьбе при возможности выбора из большего количества предметов.

Для формирования понятия ребенку предъявляются аналогичные, но отличающиеся по цвету, величине, текстуре предметы и их изображения. Название предмета звучит в играх, начинается работа над включением слова в активный словарь ребенка.

Подобным образом происходит развитие понимание названий действий:

  • знакомство ребенка с действием или с изображающей действие картинкой;
  • организация игры, во время которой действие многократно обыгрывается;
  • выбор одного из двух действий по простым лаконичным сюжетным картинкам;
  • выбор нужного действия из большего количества вариантов;
  • включение название действия в быт и игры, а затем в активный словарь.

В процессе коррекционно-педагогической работы формируется умение отвечать на вопросы с подсказывающей мимикой.

В процессе формирования словаря важно научить ребенка понимать и реагировать на слова похвалы, упрека. Развитию понимания речи способствует следование простым инструкциям («иди», «дай мне», «покажи»). Ребенка учат использовать в речевом общении жесты и мимику. Систематическая работа над развитием понимания символов является важным этапом для активизации собственной речи ребенка.

Активизации словаря, развитию разговорной речи способствует ситуационное использование слов. Взрослый называет те предметы, которые наиболее актуальны для ребенка. Если ребенок показывает на желаемые объекты, сначала ему все время говорят «мама», пока он не научится использовать в таких ситуациях слово «мама», как общее слово для выражения требования, просьбы («мама, иди» - «мама, дай мне мяч» и т.п.).  Потом нужно начинать обозначать желаемый предмет.  Если ребенок хочет мяч и, показывая на него, говорит «мама», нужно отвечать «мяч?» или «да, это мяч», чтобы понятие слова не потерялось в длинном предложении. Таким же образом называются отдельные желаемые действия.

Предпосылками для активизации словаря являются умение фиксировать взгляд на лице собеседника, готовность к имитации, подражанию. Нужно давать ребенку предметы, музыкальные инструменты, игрушки для воспроизведения различных звуков (в зависимости от прохождения лексических тем). Например, когда ребенок стучит на барабане, озвучивать «бом – бом», когда ребенок везет машинку, озвучивать «би – би» и т.п. Для дальнейшего развития произносительной стороны речи можно использовать картинки с предметами, издающего звуки (часы – «тик-тик»), или животными, голоса которых ребенок может воспроизвести (собака – «гав – гав»). Необходимо, при этом, чтобы артикуляционные движения губ взрослого попадали в поле зрения малыша, вызывали желание имитировать их.

Переход от однословной к двухсловной фразе осуществляется в действии, в игре. Например, говорим: «Мишка топ-топ, Ляля ам» и т.п. Эффективным также является использование приема «п одражание с добавлением». Этот прием предполагает, что педагог сначала повторяет слово, произнесенное ребенком, а затем добавляет к нему еще одно.

Для формирования активной речи важным условием является готовность артикуляционного аппарата ребенка к произнесению звуков и слов, правильное речевое дыхание. Поэтому необходимо в игровой форме побуждать ребенка повторять упражнения по развитию артикуляционной моторики. Например, говорим ребенку: «Мой язычок моет губки. Посмотри на меня, и помой свои зубки язычком и т.п.». Для развития речевого дыхания лучше всего использовать свистульки, дудочки. Речевое дыхание хорошо отрабатывать при формировании укладов гласных звуков, протяжно их пропевая. Все звуки вводятся в план коммуникации и обозначают предметы, действия, явления и чувства ребенка («а» - плач, «у» - самолет и т.п.). После гласных звуков, а иногда и параллельно (а, у, и, о, э, ы) формируют уклады согласных звуков, учитывая при этом закономерности развития функции речедвигательного анализатора, то есть от грубых  артикуляционных дифференцировок к более тонким («м-п, б», «н-т, д», «п-б», «т-д»).

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Почему ребенок плачет и что с этим делать?

28.04.2023

Среднестатистический ребенок плачет по 2-3 часа в день. И у плача всегда есть причины. Чаще всего они совершенно ясны: мокрый подгузник, приближающееся время кормления или, например, испуг, вызванный новой игрушкой над колыбелью. Но иногда младенческие слезы – это способ пожаловаться родителям на менее очевидный дискомфорт.

Запомните: ребенок никогда не плачет просто так. Поэтому важно разобраться, что его тревожит.

Когда надо срочно обратиться к врачу, если ребенок плачет

Немедленно обратитесь к вашему педиатру, если рыдающий младенец:

  • заходится в плаче более двух часов;
  • имеет температуру выше 38℃;
  • отказывается от еды и питья или его рвет;
  • не мочится или имеет следы крови в стуле;
  • не реагирует на попытки его успокоить.

Так могут проявлять себя различные заболевания – от гриппа и отита до сотрясения мозга или нарушений пищеварения. Важно вовремя их диагностировать. Если же опасных симптомов нет, стоит поискать причины плача в других, вполне обыденных вещах.

Когда с плачем можно справиться самостоятельно

  1. Ребенок голоден.

Даже если вы кормите малыша по часам и абсолютно уверены, что время следующего кормления еще не наступило. Дело в том, что младенцы растут скачкообразно. И когда происходит очередной скачок роста, ребенку требуется больше пищи.
Услышав плач, первым делом возьмите малыша на руки и попробуйте предложить ему грудь или бутылочку.

  1. Ему страшно.

Может, за окном раздался громкий посторонний звук. Или хлопнула дверь. А возможно, малыш просто потерял из вида маму. Как бы то ни было, даже крошечные дети могут испытывать страх и беспокойство, а слезы – наиболее доступный им способ проявить это.
Возьмите кроху на руки и, как и в прошлом пункте, предложите ему бутылочку или грудь. Еще вариант – пустышка, большинству младенцев, чтобы успокоиться, достаточно просто взять ее в рот.

  1. Ему жарко или холодно.

Родители часто стремятся закутать малыша. Эту привычку подарила нам эволюция: на протяжении десятков тысячелетий сохранение тепла было залогом выживания. Но есть и другая крайность: мамы и папы устраивают ребенку «закаливание», оставляя его голеньким в прохладном помещении. Поскольку жировой прослойки в организме новорожденного недостаточно, на холод малыш реагирует плачем.
Убедитесь, что ребенок не замерз и не перегрелся. Проверьте, не холодные ли у него ножки и ручки. Не взмокли ли волосы, не покраснел ли он (это признаки того, что малышу жарко). По необходимости набросьте на кроху одеяло или, наоборот, снимите лишнюю одежду.

  1. Ребенку физически некомфортно.

Полный подгузник – лишь одна из причин неприятных ощущений, которые может испытывать малыш. Бывает, что дискомфорт доставляют и другие вещи. Возможно, нежную кожу натерла слишком тугая резинка подгузника и теперь это место болит. Или, например, между пальчиками, «упакованными» в носки, попала нитка, которая мешает.
Проверьте, нет ли на коже покраснений, сыпи, царапинок. Не давит ли малышу одежда. В конце концов, в удобной ли позе он лежит. Причиной плача бывают самые неожиданные вещи: может, из‑за неудачно повернутой головы младенец прищемил себе мочку уха. В общем, убедитесь, что физических причин для дискомфорта нет.

  1. Ему хочется быть укутанным, или наоборот – избавиться от излишне тугого пеленания.

Проверьте это предположение: запеленайте малыша или, напротив, разденьте его. Возможно, плач прекратится.

  1. Он устал.

В отличие от взрослых, переутомленные дети чаще всего становятся суетливыми и слишком раздражительными, а не засыпают.
Попробуйте усыпить ребенка. Один из наиболее эффективных способов сделать это — пеленание. В пеленке, ограничивающей движения, малыш чувствует себя как в тесной утробе матери. Это его успокаивает. Еще один вариант – вибрация. Отправляйтесь гулять, положив кроху в коляску и покачивая ее. Или покатайтесь на машине, разместив малыша в автолюльке.

  1. У ребенка стресс.

У малышей слабая нервная система, поэтому внешние раздражители, например, слишком яркий свет и музыка в торговом центре или кричащие дети на детской площадке, могут вызвать у него дискомфорт и плач.
Отслеживайте, как ваш малыш реагирует на суету, шум, свет вокруг. Вы довольно быстро поймете, нравится ему это или, напротив, раздражает. Если младенец чувствительный, постарайтесь сократить время, которое проводите в шумных локациях.

  1. У него болит животик.

Это распространенная проблема, с которой сталкиваются многие малыши в возрасте от 3 недель до 3 месяцев. Причиной боли могут стать разные факторы: проглоченный при кормлении и не вышедший воздух, изжога, колики, аллергия.
После кормления не забывайте держать малыша вертикально (столбиком) – это поможет ему выпустить проглоченный воздух. Если вы кормите из бутылочки, используйте соску с медленным потоком.
Колики не связаны с приемом пищи. Их причины еще недостаточно изучены, но тем не менее они считаются нормальной частью развития и проходят самостоятельно к 3-4 месяцам. Чтобы помочь младенцу, чаще выкладывайте его на животик, а еще делайте аккуратный массаж живота по часовой стрелке.
Если, несмотря на ваши старания, малыш продолжает часто плакать, обязательно обговорите это с педиатром. Возможно, он предложит сдать анализы, чтобы убедиться в отсутствии аллергии на компоненты грудного молока (смеси) или исключить иные нарушения пищеварения.

  1. Он хочет спать рядом с мамой.

К 6-9 месяцам малыши начинают осознавать себя отдельными существами. Но даже став старше, они все равно иногда хотят почувствовать себя в материнских объятиях и могут отказываться засыпать, если мама не ложится рядом.
Тут подходы разнятся. Так, американские педиатры полагают, что не стоит укладываться рядом с ребенком или брать его на ручки по первому воплю. Стоит выждать некоторое время и затем позволять малышу плакать все дольше, прежде чем приходить к нему. Предполагается, что это тренирует детское самообладание.
Впрочем, если у вас есть время и возможность, давайте младенцу столько внимания, сколько он хочет. Но не делайте это, переступая через собственную усталость и иные потребности. Чем более утомлен родитель, тем хуже он заботится о малыше.

Как можно успокаивать ребенка.

Педиатры рекомендуют несколько общих способов:

  • Включите в детской мягкую, нежную музыку. Возможно, вам поможет генератор белого шума.
  • Поговорите с малышом. Звук материнского или отцовского голоса успокаивает и дарит крохе чувство защищенности.
  • Помогите младенцу сменить позу – возможно, ему неудобно.
  • Возьмите малыша на руки и прижмите к груди. Сердцебиение матери, запах ее кожи, дыхание, тесные объятия – все это напоминает младенцу то безмятежное время, когда он находился в животике.

Как нельзя успокаивать ребенка.

Ни в коем случае не трясите его, даже если он никак не хочет успокаиваться, а вы очень раздражены. Чрезмерно резкие покачивания могут привести к возникновению так называемого синдрома тряски младенца.
У малышей слабые мышцы шеи, которые еще не способны полностью поддерживать их непропорционально большие головы. Сильное встряхивание заставляет голову резко двигаться вперед и назад, а это может привести к серьезной черепно‑мозговой травме. Это наиболее частая причина травматической смерти у детей младше двух лет. Также следствием могут стать задержки развития, умственная отсталость, судороги или слепота.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: