Советы учителя-дефектолога

Как действовать взрослым до, во время и после прохождения ПМПК?

19.03.2025

Создайте у ребенка позитивный настрой на обследование. Объясните, что необходимо будет постараться и выполнить задания, это важно. Настраивайте ребенка на игровую деятельность, а школьника – на общение с педагогом, интересные учебные задания.

За несколько дней до обследования в непринужденной форме вспомните с ребенком домашний адрес, сведения о семье (ФИО родителей, где и кем работают), знакомое стихотворение (по возрасту), поговорите о текущем времени года.

Отнеситесь максимально спокойно к процессу и результатам обследования, или по крайней мере – старайтесь не проявлять своего волнения. Помните, что ваша тревога стремительно передается ребенку.

Рассчитайте время так, чтобы прийти на комиссию заблаговременно и еще раз настроить ребенка на взаимодействие с педагогом.

Во время обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости помощь ребенку окажет педагог или попросит об этом вас.

При ребенке избегайте фраз: «он стесняется», «он не любит учить стихи, рассказывать», «он это не умеет», «она при посторонних людях не отвечает» и т.п. Во время процедуры лучше не вмешиваться вовсе, а все вопросы отложить до консультации со специалистами.

После комиссии обязательно поддержите, приободрите ребенка, даже если он отвечал хуже, чем вы ожидали. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка и всячески выражать свое негодование. Сохраняйте спокойствие и самообладание!

Всегда стоит придерживаться «золотого правила»: мы оцениваем действия, а не личность, и при этом начинаем с хорошего – того, что получилось лучше или в чем ребенок старался. Найдите, за что можно похвалить и как поддержать уверенность. После комиссии ребенку лучше отдохнуть, поиграть или позаниматься любимым делом.

Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог

свернуть

Если ваш ребенок – левша

18.03.2025

В воспитании и обучении детей с ведущей левой рукой есть свои особенности.

10 советов родителям, которые помогут сделать жизнь маленького левши удобнее и проще.

  1. Напоминайте о том, какая рука – правая, а какая – левая
    Левша плохо понимает, какая рука левая, а какая правая. Купите ребенку яркий браслет или часы. Можете сделать какое-то украшение вместе с ним. Та рука, на которой браслет – левая. Ребенок быстро сможет сориентироваться при наличии такого напоминания.
  1. Не заостряйте внимание на том, что ребенок – левша
    Не стоит заострять внимание на том, что ребенок левша. Малыш не должен чувствовать себя чужаком среди сверстников. Родителям стоит постараться действовать как можно незаметнее, помогая ребенку справляться с трудностями. Например, можно попросить учителя посадить ребенка слева за партой, чтобы ему не мешалась правая рука соседа.
  1. Приучайте использовать обе руки
    С самого юного возраста левшу стоит приучить к работе обеими руками. Это не значит, что нужно отнимать у левой руки ее ведущую роль. Поможет игра с мячом, игра на музыкальных инструментах. Все те увлечения, в которых задействованы обе руки.
  1. Не торопите маленького левшу
    Ребенок-левша всегда будет медлительнее. Торопить, кричать, показывать свое недовольство – бесполезно. Быстрее леворукий ребенок не станет. Он начнет нервничать, суетиться, паниковать. В результате, ребенок не сможет сосредоточиться на домашнем задании.
  1. Повторяйте и закрепляйте знания
    Специалистами доказано, что для левшей очень важна систематизация знаний. То есть, если праворукий ребенок может пропустить некоторые нюансы, но освоить тему урока в целом, то для левши это невозможно. Каждый новый материал должен усваиваться поэтапно, с повторением и закреплением.
  1. Организуйте учебное пространство под левшу
    Следует обратить внимание на правильную организацию рабочего места. Свет и учебники должны находиться с правой стороны.
  1. Обучайте ребенка-левшу по схемам и правилам
    Леворукому ребенку всегда сложнее анализировать, поэтому предлагайте в процессе обучения простые и понятные схемы. Правила по решению задач лучше сделать схематичными, или вообще составить элементарную памятку по этапам выполнения задания.
  1. Повторяйте школьный материал дома
    Больше всего проблем возникает у левши в обычной школе. Большой класс не всегда позволяет найти индивидуальный подход к ребенку. Родители должны быть готовы к тому, что большую часть материала придется заново объяснять дома.
  1. Уделите внимание письму
    Ребенку-левше практически всегда сложно научиться писать. Школьник может не дописать строчку, писать зеркально. Проблемы возникают и при копировании, переписывании какого-либо текста. При чтении леворукие дети могут начать делать это с середины предложения. Поэтому особое внимание нужно уделить выработке привычки читать и писать слева-направо. Обращайте внимание ребенка на то, что именно так делать правильно. Можно использовать для помощи картинки с сюжетами, обычные игровые кубики.
  1. Используйте закладку при чтении
    При обучении чтению или просто работе с книгами, родители должны использовать закладку или линейку. Левше очень трудно следить за строчками в тексте и не теряться, не перескакивать дальше.

Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог

свернуть

Правила развития понимания обращенной речи у неговорящего ребенка

26.02.2025

Основной задачей на этапе развития понимания обращенной речи является пополнение пассивного словарного запаса. В работе с неговорящим ребенком, который плохо понимает обращенную речь (при сохранном биологическом слухе и интеллекте), следует соблюдать следующие правила:

  1. В процессе общения с ребенком необходимо многократное проговаривание слов и их сочетаний.
    Во время различных режимных моментов (кормления, одевания, купания, прогулки и др.) называем предметы, которые находятся в поле зрения ребенка; озвучиваем действия, которые выполняет малыш (или вы сами); также называем то, что ощущает в данный момент ребенок: светло, холодно, жарко, вкусно, смешно и т. д.
  1. В речи следует использовать простые фразы, состоящие из 2-3 слов.
    Одни и те же фразы проговариваем несколько раз. Одни и те же слова используем в речи в различных грамматических формах. Например, играй с мячом, возьми мячик, яркие мячи и т. д.
  1. Слова и фразы проговариваем со спокойной интонацией.
    Проговариваем слова, не разделяя их на слоги. Выделяем голосом ударный гласный, немного протягивая его.
  1. Речь взрослого должна быть наполнена вопросами, обращенными к малышу.
    Таким образом, создаем у ребенка потребность в общении при помощи доступных ему речевых средств: жестов, возгласов, звукокомплексов, слогов, усеченных слов.
  1. Не нужно перегружать пассивный словарь малыша словами с отвлеченным значением или обобщающими понятиями.
    На данном этапе необходимо использовать слова, обозначающие названия игрушек, мебели, обуви, одежды, продуктов питания и других предметов, с которыми малыш сталкивается в быту.
  1. Обращаемся к ребенку с просьбами.
    После того как ребенок многократно услышал слова, обозначающие названия предметов и действий, можно переходить к развитию понимания простых просьб и поручений взрослого.

Итак, просим ребенка:

  • Чтобы он показал предметы, которые находятся в его поле зрения.
  • Чтобы он показал членов семьи и других хорошо знакомых людей.
  • Чтобы он выполнил простые, доступные ему движения: сел, подошел, прилег, попрыгал, улыбнулся и т. д.
  • Чтобы он совершил действия с определенными предметами по словесной инструкции. Например: «Возьми кубик и положи его на стол».

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Автоматизация звуков в домашних условиях

25.02.2025

Как автоматизировать звук в домашних условиях, если в кабинете логопеда у вашего ребенка звуки получаются четкими, а в произвольной речи эти же звуки ребенок произносит искаженно. Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог

свернуть

Развитие фонематической стороны речи

20.02.2025

Фонематическое восприятие – это способность ребенка соотносить звуки речи друг с другом.

Если у ребенка нарушено фонематическое восприятие, то звучание и значение слова оказывается разорванными. Ребенок слышит слово, но воспринимает его недостаточно отчетливо, например: по просьбе – принеси ложку, ребенок приносит кошку; принеси мишку, ребенок приносит книжку и т.п.

Фонематический восприятие является базой для появления, становления речи ребенка. В развитии речи детей дошкольного возраста большое значение придается формированию фонематического восприятия.

Для того чтобы его развивать рекомендуется использовать следующие игровые задания:

Перед ребенком выставляются 4-5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения ребенком различий звучаний.

Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Узнай свой голос». Запишите на диктофон голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.

Стойко М.М., учитель-дефектолог

свернуть

Что такое миофункциональные нарушения?

21.01.2025

Миофункциональные нарушения – это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающие при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи).

Почему возникают такие нарушения?

Ротовое дыхание нарушается, как правило, вследствие заболеваний ЛОР-органов (аденоиды) или из-за слабого функционирования круговой мышцы рта. Глотание нарушается при длительном сосании бутылочки с соской и соски-пустышки, при длительном кормлении ребенка мягкой и протертой пищей. После 4-5 лет глотание должно быть незаметным, лицевые мышцы в нем не участвуют. Жевание мягкой протертой пищи не дает достаточного стимула к росту челюстей и следствием этого становится скученность зубов. Сосание пальца, также как и соски после года-полутора, приводит к тяжелым деформациям челюстных костей – формированию открытого прикуса и отклонению верхних зубов кпереди. Нарушение осанки непосредственно влияет на гармоничность лицевого скелета, так как нарушается миодинамическое равновесие. Речевые нарушения также возникают вследствие неправильного прикуса. Конечно, генетическая предрасположенность к неправильному прикусу тоже имеет место быть. Естественным и единственно правильным является дыхание через нос – только оно обеспечит гармоничный рост лицевого скелета ребенка!

Посмотрите внимательно на вашего ребенка… Его лицо гармонично или заметны какие-либо проблемы с прикусом? «На что обратить внимание?» – спросите вы.

Понаблюдайте за ребенком несколько минут в непринужденной обстановке и ответьте на ряд вопросов:

  • губы ребенка находятся в сомкнутом состоянии? Когда он смотрит мультики или когда спит?
  • ребенок часто дышит ртом?
  • попросите малыша проглотить слюну. Вы увидели, как напряглись мышцы лица, особенно подбородка?
  • у ребенка при глотании видны зубы или язык?
  • прежде чем проглотить питье ребенок надувает щеки?
  • у ребенка (старше 4 лет) выраженные дефекты речи?
  • ребенок сосет палец или другой предмет, соску (старше 1 года), грызет ногти, карандаш или ручку?
  • у ребенка (старше 5 лет) отсутствуют промежутки между временными зубами?

Натянутые губы или приоткрытый рот, ротовой тип дыхания – все это свидетельство неправильного прикуса. Если хотя бы на один из вопросов вы ответили положительно, тогда ваш путь должен лежать к ортодонту, который владеет методами миофункциональной коррекции и предложит вам специальные преортодонтические трейнеры и комплекс миогимнастики для устранения выявленных нарушений.

И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов у вас и вашего ребенка иметь правильный прикус без брекетов и более успешной будет работа логопеда при коррекции звукопроизношения!

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Советы родителям по профилактике речевых нарушений

20.01.2025

СОВЕТ 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

СОВЕТ 2 – Развитие речи ускорит переход к твердой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).

СОВЕТ 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

СОВЕТ 4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребенка все спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

СОВЕТ 5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.

СОВЕТ 6 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЕшенький», то ребенок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

СОВЕТ 7 – Нечеткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже он начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребенок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.

СОВЕТ 8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

СОВЕТ 9 – Способствует развитию речи и эмоциональное пересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадется, как ежик пыхтит и т.п.).

СОВЕТ 10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

СОВЕТ 11 – Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т.д.

СОВЕТ 12 – Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребенке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

СОВЕТ 13 – Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

СОВЕТ 14 – Будьте терпеливы, снисходительны и… осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

СОВЕТ 15 – Помните: ТОЛЬКО ВЫ способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!

Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог

свернуть

Готовность ребенка к школе

16.12.2024

Если у ребенка к моменту поступления в школу хорошо развита устная речь, ему легко будет даваться и письменная: чтение и письмо.

Но очень часто у современных детей, поступающих в 1 класс, отмечаются нарушения в речевом развитии, которые заметны только специалисту.

В дальнейшем эти нарушения приведут к появлению специфических ошибок в чтении и письме. Устранить их может только учитель-логопед – специалист по коррекции нарушений речи (устной и письменной).

Как минимум за год до поступления малыша в 1 класс обращаем внимание на следующие моменты:

  1. Все ли звуки правильно произносит ребенок?
  2. Умеет ли он различать похожие звуки на слух?
  3. Владеет ли он элементарными навыками звукового анализа слов?
  4. Насколько богат его словарный запас?
  5. Не делает ли он в речи грамматических ошибок?
  6. Хорошо ли владеет связной речью?

Очень важный элемент готовности к школе – умение ребенка работать по инструкции. Посмотрите, как он работает с конструктором, с заводными и сложными игрушками, как выполняет ваши указания. Если видите, что ребенок без отвлечения работать не может, на инструкцию не обращает внимания или быстро ее забывает, не списывайте это на возраст и не надейтесь, что «со временем пройдет». Занятия, направленные на развитие умения действовать по инструкции, проводить не очень просто – наберитесь терпения. Вам придется настойчиво и спокойно возвращать ребенка к той задаче, которую поставили. Но не проводите эти занятия, если ребенок устал, перевозбужден или не окреп после болезни. Лучше, если вы не будете заставлять ребенка, а используете всесильные возможности игры. Гораздо легче привлечь его внимание и повысить ценность занятия, если работа эта будет не одноразовой, а переходящей – от одного дня к следующему. Например, с девочками можно кроить одежду для кукол, а с мальчиками строить флот, гараж и т. п. Не забудьте похвалить ребенка за хорошо выполненную работу, даже если сделано не все и не совсем так: «Сегодня уже лучше, но ты забыл…»

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Кравец И.Н. учитель-дефектолог

свернуть

Речевое развитие детей 3-4 лет

25.11.2024

Четвертый год – это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.

Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река), «юля» (юла), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).

Слоговая структура слова. В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», температура как «тематура» и т.д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.

Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением – тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».

Фразовая речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог

свернуть

Упражнения для рук без манипулирования с предметами для развития мелкой моторики у детей с ТМНР

11.11.2024
  1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»), тоже упражнение выполняется пальцами левой руки, затем пальцами обеих рук одновременно.
  2. Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки – по очереди «здороваются», сначала большой палец с большим, затем указательный с указательным и т.д.
  3. Пальцы правой руки все одновременно «здороваются» с пальцами левой руки.
  4. Указательный и средний пальцы правой руки «идут», «бегают» по столу (человечек), тоже левой рукой и обеими руками.
  5. Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, тоже левой рукой и обеими руками
  6. Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
  7. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца («зайчик»), тоже левой рукой и обеими руками.
  8. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
  9. Пальцы обеих рук поднять к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз.
  10. Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца, а потом сгибать пальцы, начиная с мизинца, выполнить упражнение пальцами левой руки.

Некоторые упражнения можно и нужно выполнять в пассивной форме, т.е. взрослый сам сгибает, разгибает пальчики ребенка и совершает другие энергичные движения. Нужно заботиться, чтобы деятельность ребенка была успешной, – это будет подкреплять его интерес к занятиям и играм.

Если ребенок недостаточно четко, не совсем правильно выполняет задание, ни в коем случае нельзя показывать свое огорчение, в этом случае нужно повторить еще несколько раз данное движение. Только терпеливое отношение, кропотливая работа взрослого, ободрения при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь и необходимая коррекция помогут добиться настоящего успеха. Необходимо спокойно в медленном темпе делать каждое новое упражнение, показать своими руками, затем сложить правильно руки ребенка, если он не может сделать это самостоятельно, помогать и корректировать выполнение упражнений.

Стойко М.М., учитель-дефектолог

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: