Советы учителя-дефектолога
Как действовать взрослым до, во время и после прохождения ПМПК?
19.03.2025Создайте у ребенка позитивный настрой на обследование. Объясните, что необходимо будет постараться и выполнить задания, это важно. Настраивайте ребенка на игровую деятельность, а школьника – на общение с педагогом, интересные учебные задания.
За несколько дней до обследования в непринужденной форме вспомните с ребенком домашний адрес, сведения о семье (ФИО родителей, где и кем работают), знакомое стихотворение (по возрасту), поговорите о текущем времени года.
Отнеситесь максимально спокойно к процессу и результатам обследования, или по крайней мере – старайтесь не проявлять своего волнения. Помните, что ваша тревога стремительно передается ребенку.
Рассчитайте время так, чтобы прийти на комиссию заблаговременно и еще раз настроить ребенка на взаимодействие с педагогом.
Во время обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости помощь ребенку окажет педагог или попросит об этом вас.
При ребенке избегайте фраз: «он стесняется», «он не любит учить стихи, рассказывать», «он это не умеет», «она при посторонних людях не отвечает» и т.п. Во время процедуры лучше не вмешиваться вовсе, а все вопросы отложить до консультации со специалистами.
После комиссии обязательно поддержите, приободрите ребенка, даже если он отвечал хуже, чем вы ожидали. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка и всячески выражать свое негодование. Сохраняйте спокойствие и самообладание!
Всегда стоит придерживаться «золотого правила»: мы оцениваем действия, а не личность, и при этом начинаем с хорошего – того, что получилось лучше или в чем ребенок старался. Найдите, за что можно похвалить и как поддержать уверенность. После комиссии ребенку лучше отдохнуть, поиграть или позаниматься любимым делом.
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
Если ваш ребенок – левша
18.03.2025В воспитании и обучении детей с ведущей левой рукой есть свои особенности.
10 советов родителям, которые помогут сделать жизнь маленького левши удобнее и проще.
- Напоминайте о том, какая рука – правая, а какая – левая
Левша плохо понимает, какая рука левая, а какая правая. Купите ребенку яркий браслет или часы. Можете сделать какое-то украшение вместе с ним. Та рука, на которой браслет – левая. Ребенок быстро сможет сориентироваться при наличии такого напоминания.
- Не заостряйте внимание на том, что ребенок – левша
Не стоит заострять внимание на том, что ребенок левша. Малыш не должен чувствовать себя чужаком среди сверстников. Родителям стоит постараться действовать как можно незаметнее, помогая ребенку справляться с трудностями. Например, можно попросить учителя посадить ребенка слева за партой, чтобы ему не мешалась правая рука соседа.
- Приучайте использовать обе руки
С самого юного возраста левшу стоит приучить к работе обеими руками. Это не значит, что нужно отнимать у левой руки ее ведущую роль. Поможет игра с мячом, игра на музыкальных инструментах. Все те увлечения, в которых задействованы обе руки.
- Не торопите маленького левшу
Ребенок-левша всегда будет медлительнее. Торопить, кричать, показывать свое недовольство – бесполезно. Быстрее леворукий ребенок не станет. Он начнет нервничать, суетиться, паниковать. В результате, ребенок не сможет сосредоточиться на домашнем задании.
- Повторяйте и закрепляйте знания
Специалистами доказано, что для левшей очень важна систематизация знаний. То есть, если праворукий ребенок может пропустить некоторые нюансы, но освоить тему урока в целом, то для левши это невозможно. Каждый новый материал должен усваиваться поэтапно, с повторением и закреплением.
- Организуйте учебное пространство под левшу
Следует обратить внимание на правильную организацию рабочего места. Свет и учебники должны находиться с правой стороны.
- Обучайте ребенка-левшу по схемам и правилам
Леворукому ребенку всегда сложнее анализировать, поэтому предлагайте в процессе обучения простые и понятные схемы. Правила по решению задач лучше сделать схематичными, или вообще составить элементарную памятку по этапам выполнения задания.
- Повторяйте школьный материал дома
Больше всего проблем возникает у левши в обычной школе. Большой класс не всегда позволяет найти индивидуальный подход к ребенку. Родители должны быть готовы к тому, что большую часть материала придется заново объяснять дома.
- Уделите внимание письму
Ребенку-левше практически всегда сложно научиться писать. Школьник может не дописать строчку, писать зеркально. Проблемы возникают и при копировании, переписывании какого-либо текста. При чтении леворукие дети могут начать делать это с середины предложения. Поэтому особое внимание нужно уделить выработке привычки читать и писать слева-направо. Обращайте внимание ребенка на то, что именно так делать правильно. Можно использовать для помощи картинки с сюжетами, обычные игровые кубики.
- Используйте закладку при чтении
При обучении чтению или просто работе с книгами, родители должны использовать закладку или линейку. Левше очень трудно следить за строчками в тексте и не теряться, не перескакивать дальше.
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
Правила развития понимания обращенной речи у неговорящего ребенка
26.02.2025Основной задачей на этапе развития понимания обращенной речи является пополнение пассивного словарного запаса. В работе с неговорящим ребенком, который плохо понимает обращенную речь (при сохранном биологическом слухе и интеллекте), следует соблюдать следующие правила:
- В процессе общения с ребенком необходимо многократное проговаривание слов и их сочетаний.
Во время различных режимных моментов (кормления, одевания, купания, прогулки и др.) называем предметы, которые находятся в поле зрения ребенка; озвучиваем действия, которые выполняет малыш (или вы сами); также называем то, что ощущает в данный момент ребенок: светло, холодно, жарко, вкусно, смешно и т. д.
- В речи следует использовать простые фразы, состоящие из 2-3 слов.
Одни и те же фразы проговариваем несколько раз. Одни и те же слова используем в речи в различных грамматических формах. Например, играй с мячом, возьми мячик, яркие мячи и т. д.
- Слова и фразы проговариваем со спокойной интонацией.
Проговариваем слова, не разделяя их на слоги. Выделяем голосом ударный гласный, немного протягивая его.
- Речь взрослого должна быть наполнена вопросами, обращенными к малышу.
Таким образом, создаем у ребенка потребность в общении при помощи доступных ему речевых средств: жестов, возгласов, звукокомплексов, слогов, усеченных слов.
- Не нужно перегружать пассивный словарь малыша словами с отвлеченным значением или обобщающими понятиями.
На данном этапе необходимо использовать слова, обозначающие названия игрушек, мебели, обуви, одежды, продуктов питания и других предметов, с которыми малыш сталкивается в быту.
- Обращаемся к ребенку с просьбами.
После того как ребенок многократно услышал слова, обозначающие названия предметов и действий, можно переходить к развитию понимания простых просьб и поручений взрослого.
Итак, просим ребенка:
- Чтобы он показал предметы, которые находятся в его поле зрения.
- Чтобы он показал членов семьи и других хорошо знакомых людей.
- Чтобы он выполнил простые, доступные ему движения: сел, подошел, прилег, попрыгал, улыбнулся и т. д.
- Чтобы он совершил действия с определенными предметами по словесной инструкции. Например: «Возьми кубик и положи его на стол».
Гузаревич О.В., учитель-дефектолог
Автоматизация звуков в домашних условиях
25.02.2025Как автоматизировать звук в домашних условиях, если в кабинете логопеда у вашего ребенка звуки получаются четкими, а в произвольной речи эти же звуки ребенок произносит искаженно. Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
- автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
- автоматизация звука в предложениях;
- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
- автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
- автоматизация звука в разговорной речи.
В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
Развитие фонематической стороны речи
20.02.2025Фонематическое восприятие – это способность ребенка соотносить звуки речи друг с другом.
Если у ребенка нарушено фонематическое восприятие, то звучание и значение слова оказывается разорванными. Ребенок слышит слово, но воспринимает его недостаточно отчетливо, например: по просьбе – принеси ложку, ребенок приносит кошку; принеси мишку, ребенок приносит книжку и т.п.
Фонематический восприятие является базой для появления, становления речи ребенка. В развитии речи детей дошкольного возраста большое значение придается формированию фонематического восприятия.
Для того чтобы его развивать рекомендуется использовать следующие игровые задания:
Перед ребенком выставляются 4-5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок отворачивается) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения ребенком различий звучаний.
Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Узнай свой голос». Запишите на диктофон голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
Стойко М.М., учитель-дефектолог
Что такое миофункциональные нарушения?
21.01.2025Миофункциональные нарушения – это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающие при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи).
Почему возникают такие нарушения?
Ротовое дыхание нарушается, как правило, вследствие заболеваний ЛОР-органов (аденоиды) или из-за слабого функционирования круговой мышцы рта. Глотание нарушается при длительном сосании бутылочки с соской и соски-пустышки, при длительном кормлении ребенка мягкой и протертой пищей. После 4-5 лет глотание должно быть незаметным, лицевые мышцы в нем не участвуют. Жевание мягкой протертой пищи не дает достаточного стимула к росту челюстей и следствием этого становится скученность зубов. Сосание пальца, также как и соски после года-полутора, приводит к тяжелым деформациям челюстных костей – формированию открытого прикуса и отклонению верхних зубов кпереди. Нарушение осанки непосредственно влияет на гармоничность лицевого скелета, так как нарушается миодинамическое равновесие. Речевые нарушения также возникают вследствие неправильного прикуса. Конечно, генетическая предрасположенность к неправильному прикусу тоже имеет место быть. Естественным и единственно правильным является дыхание через нос – только оно обеспечит гармоничный рост лицевого скелета ребенка!
Посмотрите внимательно на вашего ребенка… Его лицо гармонично или заметны какие-либо проблемы с прикусом? «На что обратить внимание?» – спросите вы.
Понаблюдайте за ребенком несколько минут в непринужденной обстановке и ответьте на ряд вопросов:
- губы ребенка находятся в сомкнутом состоянии? Когда он смотрит мультики или когда спит?
- ребенок часто дышит ртом?
- попросите малыша проглотить слюну. Вы увидели, как напряглись мышцы лица, особенно подбородка?
- у ребенка при глотании видны зубы или язык?
- прежде чем проглотить питье ребенок надувает щеки?
- у ребенка (старше 4 лет) выраженные дефекты речи?
- ребенок сосет палец или другой предмет, соску (старше 1 года), грызет ногти, карандаш или ручку?
- у ребенка (старше 5 лет) отсутствуют промежутки между временными зубами?
Натянутые губы или приоткрытый рот, ротовой тип дыхания – все это свидетельство неправильного прикуса. Если хотя бы на один из вопросов вы ответили положительно, тогда ваш путь должен лежать к ортодонту, который владеет методами миофункциональной коррекции и предложит вам специальные преортодонтические трейнеры и комплекс миогимнастики для устранения выявленных нарушений.
И чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов у вас и вашего ребенка иметь правильный прикус без брекетов и более успешной будет работа логопеда при коррекции звукопроизношения!
Гузаревич О.В., учитель-дефектолог
Советы родителям по профилактике речевых нарушений
20.01.2025СОВЕТ 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.
СОВЕТ 2 – Развитие речи ускорит переход к твердой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).
СОВЕТ 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
СОВЕТ 4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребенка все спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.
СОВЕТ 5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.
СОВЕТ 6 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЕшенький», то ребенок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.
СОВЕТ 7 – Нечеткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков. Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже он начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребенок старается копировать ускоренный темп речи взрослых. Поэтому говорите размеренно, четко.
СОВЕТ 8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.
СОВЕТ 9 – Способствует развитию речи и эмоциональное пересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадется, как ежик пыхтит и т.п.).
СОВЕТ 10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.
СОВЕТ 11 – Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т.д.
СОВЕТ 12 – Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребенке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.
СОВЕТ 13 – Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.
СОВЕТ 14 – Будьте терпеливы, снисходительны и… осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.
СОВЕТ 15 – Помните: ТОЛЬКО ВЫ способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
Готовность ребенка к школе
16.12.2024Если у ребенка к моменту поступления в школу хорошо развита устная речь, ему легко будет даваться и письменная: чтение и письмо.
Но очень часто у современных детей, поступающих в 1 класс, отмечаются нарушения в речевом развитии, которые заметны только специалисту.
В дальнейшем эти нарушения приведут к появлению специфических ошибок в чтении и письме. Устранить их может только учитель-логопед – специалист по коррекции нарушений речи (устной и письменной).
Как минимум за год до поступления малыша в 1 класс обращаем внимание на следующие моменты:
- Все ли звуки правильно произносит ребенок?
- Умеет ли он различать похожие звуки на слух?
- Владеет ли он элементарными навыками звукового анализа слов?
- Насколько богат его словарный запас?
- Не делает ли он в речи грамматических ошибок?
- Хорошо ли владеет связной речью?
Очень важный элемент готовности к школе – умение ребенка работать по инструкции. Посмотрите, как он работает с конструктором, с заводными и сложными игрушками, как выполняет ваши указания. Если видите, что ребенок без отвлечения работать не может, на инструкцию не обращает внимания или быстро ее забывает, не списывайте это на возраст и не надейтесь, что «со временем пройдет». Занятия, направленные на развитие умения действовать по инструкции, проводить не очень просто – наберитесь терпения. Вам придется настойчиво и спокойно возвращать ребенка к той задаче, которую поставили. Но не проводите эти занятия, если ребенок устал, перевозбужден или не окреп после болезни. Лучше, если вы не будете заставлять ребенка, а используете всесильные возможности игры. Гораздо легче привлечь его внимание и повысить ценность занятия, если работа эта будет не одноразовой, а переходящей – от одного дня к следующему. Например, с девочками можно кроить одежду для кукол, а с мальчиками строить флот, гараж и т. п. Не забудьте похвалить ребенка за хорошо выполненную работу, даже если сделано не все и не совсем так: «Сегодня уже лучше, но ты забыл…»
Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Кравец И.Н. учитель-дефектолог
Речевое развитие детей 3-4 лет
25.11.2024Четвертый год – это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.
Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч’], [щ’] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река), «юля» (юла), «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).
Слоговая структура слова. В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман», температура как «тематура» и т.д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.
Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).
Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением – тоже вариант нормы: «хОлодная вода», «бОлит рука».
Фразовая речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
Упражнения для рук без манипулирования с предметами для развития мелкой моторики у детей с ТМНР
11.11.2024- Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»), тоже упражнение выполняется пальцами левой руки, затем пальцами обеих рук одновременно.
- Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки – по очереди «здороваются», сначала большой палец с большим, затем указательный с указательным и т.д.
- Пальцы правой руки все одновременно «здороваются» с пальцами левой руки.
- Указательный и средний пальцы правой руки «идут», «бегают» по столу (человечек), тоже левой рукой и обеими руками.
- Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, тоже левой рукой и обеими руками
- Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
- Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца («зайчик»), тоже левой рукой и обеими руками.
- Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
- Пальцы обеих рук поднять к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз.
- Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца, а потом сгибать пальцы, начиная с мизинца, выполнить упражнение пальцами левой руки.
Некоторые упражнения можно и нужно выполнять в пассивной форме, т.е. взрослый сам сгибает, разгибает пальчики ребенка и совершает другие энергичные движения. Нужно заботиться, чтобы деятельность ребенка была успешной, – это будет подкреплять его интерес к занятиям и играм.
Если ребенок недостаточно четко, не совсем правильно выполняет задание, ни в коем случае нельзя показывать свое огорчение, в этом случае нужно повторить еще несколько раз данное движение. Только терпеливое отношение, кропотливая работа взрослого, ободрения при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь и необходимая коррекция помогут добиться настоящего успеха. Необходимо спокойно в медленном темпе делать каждое новое упражнение, показать своими руками, затем сложить правильно руки ребенка, если он не может сделать это самостоятельно, помогать и корректировать выполнение упражнений.
Стойко М.М., учитель-дефектолог