Страничка педагога-психолога

Как работать с гиперактивным ребенком?

16.02.2024

Работа с гиперактивными детьми организуется в трех направлениях:

  1. Развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля).
  2. Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  3. При необходимости работа с гневом.

Подбирая игры, особенно подвижные, для гиперактивных детей, необходимо учитывать такие их особенности, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому необходимо включать таких детей в коллективную деятельность поэтапно: сначала индивидуально, затем в малую группу, потом в коллективные игры.

Игры на коррекцию гиперактивности должны быть подобраны в следующих направлениях:

  • игры на развитие внимания;
  • игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения, релаксация;
  • игры, развивающие навыки волевой регуляции;
  • игры, направленные на развитие умения общаться.

Важным моментом во взаимодействии с гиперактивным ребенком является наличие четко сформулированных, понятных ему правил поведения в группе, на прогулке, во время занятий. Четкие, понятные правила, дополненные терпением и пониманием педагогом, готового в нужный момент напомнить правила, направить поведение ребенка в нужное русло, а также эмоционально-нейтральный тон при обращении к ребенку, поможет ему постепенно контролировать свое поведение.

В общении с гиперактивным ребенком педагоги должны соблюдать следующие правила:

  1. Не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, иначе он еще более возбудится.
  2. При необходимости применять позитивный физический контакт: взять ребенка за руку, погладить его по голове, прижать к себе.
  3. Во время занятий сажать ребенка рядом с собой, чтобы уменьшить отвлекающие моменты.
  4. В середине занятия дать возможность подвигаться: физ.минутка, попросить что–нибудь поднять, принести и т.п.
  5. Хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если он довел какое-то дело до конца.

Правила работы с гиперактивным ребенком

  • Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  • Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  • Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  • Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  • Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
  • Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  • Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  • Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  • Предоставлять ребенку возможность выбора.
  • Оставаться спокойным, сдерживать раздражение

«Скорая помощь» в работе с гиперактивным ребенком

  • Отвлечь ребенка от его капризов.
  • Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
  • Задать неожиданный вопрос.
  • Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
  • Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  • Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  • Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит Вас).
  • Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
  • Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
  • Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
  • Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
  • Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Выполнение педагогами ряда психолого-педагогических рекомендаций, поможет им эффективно строить общение с гиперактивным ребенком. В свою очередь это окажет положительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка. У него будут сформированы навыки общения, игровые умения. Внимание будет более устойчивым. Он сможет контролировать свое поведение.

Таким образом, гиперактивным детям необходима помощь со стороны педагогов, которые владеют различными методами и приемами работы с ними.

Белко В.Г., педагог-психолог

свернуть

Профилактика нежелательного или девиантного поведения детей

28.09.2023

Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число детей, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением.

Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.

В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме. В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья. В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.

Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты ребенка с ровесниками, определены следующие пути решения:

  • Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.
  • Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.
  • Вырабатывание навыков адекватного поведения.
  • Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.
  • Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.

Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Как правило, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы можно использовать:

  • коммуникативные и подвижные игры;
  • ритмические игры со словами;
  • музыку и танцы;
  • чтение и обсуждение сказок.

Помимо игр и корректирующих занятий, ребенок с отклоняющимся поведением нуждается в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и пониманием, научиться самоконтролю.

Успешно предупреждать нежелательное поведение у ребенка позволяет формировать понимание мотива, или то, каких целей, сам того не осознавая, достигает он при помощи таких реакций. Если цель – это внимание родителя, то ему в полной мере должны оказываться эмоциональное тепло и поддержка, – но лишь тогда, когда его поведение не выходит за рамки приемлемых границ. Во время «эмоциональных бунтов» взрослые должны вести себя максимально нейтрально, или вовсе игнорировать нежелательное поведение (но не самого ребенка). В том случае, если целью нежелательного поведения является избегание требований взрослого, родители не должны идти на уступки. Возможно, просто малышу нужно немножко помочь, т.к. самостоятельно справиться с поставленной перед ним задачей он пока не в состоянии.

Белко В.Г., педагог-психолог

свернуть

Создание психологического комфорта для детей

09.02.2023

Каждый взрослый может помочь ребенку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в учреждении образования. Главными фигурами в общении являются взрослые – родители, педагоги.

Основное условие, при котором личность ребенка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно, – это личностно-ориентированный педагогический процесс. При этом особое внимание обращается на эмоциональную сторону отношений педагога с детьми. Сотрудники учреждения образования должны стараться каждый день дарить тепло своей души ребятам. Отношения детей и взрослых необходимо строить на основе сотрудничества и уважения. Педагогам необходимо стараться увидеть индивидуальность каждого ребенка, осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на позицию ребенка, вызывать доверие к себе. Педагоги формируют у ребенка чувство эмоционального комфорта и психологической защищенности.

Педагогический коллектив должен нацеливать все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей. Одним из важнейших направлений в работе педагогов является создание для детей комфортного психологического климата.

Эмоциональное благополучие педагога, как условие положительного эмоционального состояния детей.

Следует уделять особое внимание психологическому комфорту педагогов. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.

Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в учреждении образования

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в учреждении образования необходимо:

  • Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих детей нет.
  • В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
  • Быть затейником и участником детских игр и забав.
  • В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
  • Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций. Помните: ребенок нам ничего не должен. Это мы должны ребенку помочь стать более самостоятельным, ответственным.
  • Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
  • Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у детей.
  • Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых педагог с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого в искренней привязанностью к нему. Родители, педагоги и психолог должны быть единомышленниками, которые понимают, что воспитывать ребенка необходимо совместными усилиями. Для этого необходимо создавать оптимальные условия для психологического и эмоционального благополучия каждого ребенка. 

Белко В.Г., педагог-психолог

свернуть

Правила взаимодействия с ребенком с РАС

10.11.2022

Большую часть времени ребенок, посещающий образовательное учреждение, находится с педагогом. Поэтому роль педагога в формировании навыков общения ребенка с расстройствами аутистического спектра со взрослыми и сверстниками особо важна. Чтобы по-настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.

Правила взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
  2. Исходить из интересов ребенка.
  3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
  4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
  5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
  6. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
  7. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
  8. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.).
  9. Избегать переутомления ребенка.

Рекомендации по подкреплению положительного поведения:

  • Хвалите сильные стороны и успехи ребенка.
  • Уважайте и слушайте ребенка: вы должны внимательно относиться к вещам, которые он сообщает вам, вербально или посредством его выбора или действий.
  • Наделите ценностью его переживания и эмоции: не отмахивайтесь от страхов ребенка и не говорите ему не волноваться. Помогите ему обречь в слова то, что он чувствует.
  • Убедитесь в том, что ваши ожидания от поведения ребенка совершенно четкие, и постарайтесь объяснить их ему всеми доступными способами.
  • Настройте его на успех. Дайте ребенку возможность быть успешным.
  • Игнорируйте нежелательное поведение: не допускайте ситуаций, когда крик ребенка позволяет ему прекратить не желаемое действие. Стойте не своем.
  • Дифференцируйте задачи: сделайте что-нибудь веселое, мотивирующее или то, что хорошо получается у ребенка. Затем дайте ему более сложную задачу.
  • Ставьте перед ребенком задачи, соответствующие его уровню обучения, чтобы избежать чувства постоянных неудач или скуки.
  • Давайте ребенку возможность сделать выбор, но в пределах определенных параметров.
  • Обеспечьте ребенку доступ к перерывам: научите ему просить о перерыве доступным ему способом.
  • Организуйте систему усиления, которая станет для ребенка предсказуемым и простым процессом подкрепления его желательного поведения.
  • Стоит позволять ребенку заниматься любимой деятельностью, если это является безопасным и не беспокоит окружающих.
  • Награждайте гибкость и самоконтроль.
  • Используйте положительную манеру речи: говорите, чтобы вы хотели, чтобы ребенок сделал, и избегайте фраз «Нет!» или «Не надо делать...».

Все перечисленные стратегии поддержки положительного поведения должны быть адаптированы в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Белко В.Г., педагог-психолог

свернуть

Практические рекомендации педагога-психолога по сохранению психического здоровья

10.10.2022

Ни для кого не секрет, что современный мир окружает нас стрессами. Каждый пережитый стресс оставляет отпечаток не только на нашей психике, но и на телесном здоровье. Поэтому, очень важно выработать эффективные механизмы защиты от негативного воздействия стресса.

  1. Для того чтобы сохранить свое психическое здоровье, очень важно обеспечить себе полноценный и достаточно продолжительный сон. Во время сна наша нервная ткань восстанавливается, а недостаток или же какие-либо другие проблемы с ним приводят к ее истощению.
  2. Каждый день в мире происходит очень много ужасных событий, о которых нам знать вовсе не обязательно. Поэтому не нужно слишком часто смотреть, читать или слушать новости – так вы сохраните свою психику и убережетесь от негативных эмоций.
  3. Уберегите себя от ненужных переживаний и дел – просто не позвольте себя втягивать в то, чего на самом деле не хотите выполнять. Научитесь смело и без ненужных угрызений совести отказывать, когда понимаете, что не хотите или не можете взять на себя ответственность за какое-то дело. Это ваша жизнь и вы вправе ею распоряжаться так, как вы хотите, не чувствуя вину за то, от чего отказываетесь.
  4. Для того чтобы не перегружать свою нервную систему, важно понимать, как она работает. Наш мозг не в состоянии длительное время выполнять сложные задачи, поэтому не нужно перегружать свой мозг – позволяйте ему отдыхать после каждой успешно выполненной задачи.
  5. Научитесь не копить в себе негативные эмоции, а избавляться от них сразу, как только вы чувствуете их возникновение. Найдите способы освобождения от негатива. Это может быть, например, крик, или боксирование груши.
  6. Научитесь не давать обещания, которых вы не сможете выполнить, ведь они выматывают вас эмоционально, а из-за длительных переживаний ваша психика становится нестабильной. Лучше всего никому ничего не обещать!
  7. Помните о том, что для психического здоровья очень полезно периодически сменять обстановку. Поэтому разнообразьте свою жизнь, путешествуйте чаще, хотя бы по своей области. Открывайте что-то новое в своем родном городе, в работе и в каждом человеке, с которым вам приходится общаться.

БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!

Петрович Е.В., педагог-психолог

свернуть

Практические рекомендации педагога-психолога для учителей по эффективному взаимодействию с обучающимися

09.09.2022
  • Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то сделать или понять, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет меньше вас, придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше.
  • Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать, помните, что наглядность очень важна при обучении учащихся.
  • Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей и помогите найти пути решения проблемы.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.
  • При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
  • Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.
  • Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете, друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.
  • Нужно быть максимально терпимым, понимающим и мобильным, не переделывать ребенка, а попробовать изменить что-то в себе.
  • Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потеряв интерес, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного.
  • Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
  • Ребенок не должен панически бояться ошибаться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. «Падает тот, кто бежит; кто лежит, тот никогда не упадет». Старайтесь не выработать страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу.
  • Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
  • Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, в котором следует описывать особенности детей и делать краткие выводы результатов наблюдения.

Петрович Е.В., педагог-психолог

свернуть

Десять вещей, которые счастливые люди делают иначе

04.05.2022

Человеку так мало надо для счастья, но так много, чтобы это понять. Всегда кажется, что вот-вот заживем счастливой жизнью. Нужно только купить это, достичь этого и накопить на это. Кто же думал, что счастью придется учиться? Что нужно понять многие сложные вещи, чтобы осознать, что счастье – всегда простое. Американские психологи задались вопросом счастья и в ходе наблюдений выделили 12 моментов, которые счастливые люди делают иначе. Независимо от того, на каком жизненном пути мы находимся сейчас, эти «привычки счастья» применимы всегда.

  1. Выражайте благодарность

Когда мы ценим то, что имеем, мы повышаем рейтинг этих вещей и окутываем их своей позитивной энергией. Эти вещи в таком состоянии привлекают еще больше подобного и возвращают нам усиленное чувство. Другими словами, благодарность за то, что у вас уже есть, трансформируется в более глубокое чувство – чувство счастья. Для этого вам даже не нужно ничего покупать. Это невероятно, но это работает. Мы вряд ли будем счастливы, если мы не будем благодарны за то, что у нас есть.

  1. Развивайте оптимизм

Такие люди способны генерировать собственный оптимизм. Вне зависимости от ситуации. Очень важно принять тот факт, что неудача – всего лишь возможность расти и извлечь новый урок из жизни. Не больше и не меньше. Люди, которые мыслят оптимистично, смотрят на мир как на пространство, наполненное бесконечными возможностями, особенно в трудные времена. Вот именно – особенно в трудные времена.

  1. Избегайте бесконечных раздумий и социальных сравнений

Сравнение себя с кем-то может быть ядовитым. Если мы «лучше», чем другой, это дает нам нездоровое чувство превосходства. Наше эго раздувается – и ничего хорошего из этого не получится. Если мы «хуже», мы перечеркиваем всю тяжелую работу, которую мы сделали, и отрицаем весь прогресс, наблюдаемый годами. Социальное сравнение вообще не здраво по природе. Если и стоит сравнивать себя с кем-то, сравнивайте себя с собой год назад.

  1. Творите добро

Любое доброе дело выбрасывает заряд серотонина в мозг. Серотонин волшебен по воздействию – как для здоровья, так и для ощущения счастья. Безвозмездно помочь кому-то – это мощнейший способ почувствовать внутреннюю теплоту и гармонию. И не только для вас, но и для наблюдателей этого поступка. Чудеса, не правда ли?

  1. Воспитывайте социальные отношения

Самые счастливые люди на планете ценят глубокие, полноценные отношения. Знаете ли вы, что исследования показывают, что уровень смертности людей удваивается, когда они чувствуют себя одинокими? Ничто не сравнится с теплыми чувствами, которые наполняют нас от общения с близкими людьми, с которыми мы можем поделиться всем. Мы ощущаем себя частью чего-то более значимого, чем наше одинокое существование.

  1. Разработайте стратегию преодоления стресса

Именно ваша реакция на самые стрессовые моменты формирует ваш характер. Неприятности случаются – это неизбежно. В такие моменты трудно придумать творческие решения. Поэтому вам очень поможет предварительный запас проверенных стратегий для таких случаев. Уж лучше худо-бедно по листочку, чем бесконтрольная паника.

  1. Научитесь прощать

Утаивание или, что еще хуже, лелеяние чувства ненависти просто бедственно для внутреннего благосостояния. Наш ум не знает разницы между прошлым и настоящим чувством. Когда вы ненавидите кого-то и постоянно думаете об этом, эти отрицательные эмоции разъедают вашу иммунную систему. Это в прямом смысле слова высасывает всю вашу энергию.

  1. Посвятите себя вашим целям

Искренняя отдача делу преобразуется в невыразимую силу. Волшебные вещи начинают происходить, когда мы решаем сделать все возможное для выполнения задачи. Когда мы живем с целью, у нас нет иного выбора, как воплотить задуманное в реальность. И наоборот, этот сознательный необратимый выбор делает людей счастливее, потому что они знают, ради чего живут.

  1. Развивайте духовность

Когда мы практикуем духовность, мы признаем, что жизнь – это нечто большее, чем мы сами. Мы отказываемся от глупой идеи, что человек – самое могущественное существо, и это дает нам возможность соединиться с источником всего мироздания и установить связь со всем существующим. Некоторые успешные люди считают, что они выполняют работу, которую они «призваны» делать свыше.

  1. Позаботьтесь о своем теле

Забота о своем теле – решающий фактор для того, кто хочет стать счастливым. Слабая физическая энергия отрицательно отражается и на умственной, и на эмоциональной, и на духовной энергиях. Знаете ли вы, что исследования, проведенные на людях с клинической депрессией показали, что физические упражнения повышают уровень счастья так же, как и антидепрессанты? И это еще не все. Полгода спустя люди, занимавшиеся физическими нагрузками, были менее склонны к рецидиву, потому что параллельно развили в себе более высокое чувство собственного достоинства и уважения

Петрович Е.В., педагог-психолог

свернуть

Стратегии поведения при нервных срывах у детей с аутизмом

22.04.2022

Вероятно, вы слышали выражение: «Если вы знаете одного человека с аутизмом, то вы знаете одного человека с аутизмом». Каждый ребенок с аутизмом по-разному реагирует на различные ситуации, имеет разный уровень навыков, разный сенсорный, коммуникативный и социальный профиль, так что нет какой-то одной стратегии, которая поможет при нервных срывах любого ребенка. Ниже приводятся несколько рекомендаций и стратегий, которые помогали другим родителям, но вам нужно подумать о том, насколько они соответствуют индивидуальным особенностям ребенка:

  1. Визуальные расписания на день, социальные истории, списки дел, расписания для конкретного события или задачи

Мы все хотели бы полностью избежать нервных срывов, но это невозможно. Вместо этого могут оказаться очень полезными те стратегии, которые уменьшают стресс и тревожность в повседневной жизни, следовательно, уменьшают риск нервного срыва. Визуальные расписания, социальные истории, проверочные списки дел и другая визуальная поддержка помогают ребенку осознавать, что его ждет, и чего от него ждут. Например, если вы планируете поход в магазин, то найдите в Интернете фотографии данного конкретного магазина, разместите их в визуальном расписании ребенка на день. Или, если у вас есть такая возможность, сходите в магазин без ребенка и снимите на видео ваш поход в магазин, а потом просматривайте видео с ребенком дома. Или напишите социальную историю с иллюстрациями о походе в магазин, о том, для чего это нужно, и что будет происходить от начала до конца подобного мероприятия, и читайте историю вместе с ребенком. Такие стратегии создают для ребенка предсказуемость и ощущение контроля над ситуацией, что уменьшает его тревожность.

  1. Регулярная «сенсорная разгрузка» в расписании ребенка.

Регулярная сенсорная разгрузка, так называемая «сенсорная диета» – это важный компонент, который помогает ребенку регулировать свое состояние в течение дня. По опыту некоторых родителей для профилактики нервных срывов полезно планировать регулярное «тихое время» для их детей, не дожидаясь того, что события в течение дня их перегрузят. Это важно принимать во внимание, особенно если вы планируете визиты в новые для ребенка и шумные места. Поскольку нервный срыв – это результат множества различных стимулов окружающей среды, чей эффект «накапливается», лучше запланировать тихое время с расслабляющими сенсорными занятиями, прежде чем идти в общественное место с ребенком.

  1. Знание признаков сильного стресса у ребенка.

Другая важнейшая стратегия – это знание первых признаков того, что ребенок испытывает сильный стресс. Ребенок прижимает руки к ушам? Убегает из комнаты? Повторяет «Уходи!» или «Домой пойдем!», или же вы замечаете резкий рост повторяющегося поведения (например, ребенок раскачивается, напевает под нос, трясет руками)? Эти признаки сильного стресса могут указывать на то, что ребенок подвергается слишком большой стимуляции, и ему нужна ваша помощь в регуляции, пока его состояние не перешло в полноценный срыв.

Если ребенок не может говорить, или его речевые навыки становятся ненадежными или теряются во время нервного срыва, ему понадобится какое-то средство альтернативной коммуникации, не связанное с технологиями, например, «доска выбора», когда ребенок указывает на одно из изображений из нескольких, чтобы объяснить, что он хочет. Ребенок может использовать альтернативную коммуникацию, чтобы сообщить вам, когда ему необходимо покинуть ситуацию или использовать другую стратегию, чтобы прийти в норму.

  1. Поиск тихого и безопасного пространства.

Если начался нервный срыв, то важно найти тихое и безопасное место. Это может означать, что нужно покинуть место, вызывающее чрезмерную стимуляцию (например, магазин). Безопасное пространство может также включать техники, уменьшающие сенсорную информацию. Держитесь спокойно, сведите речь к необходимому минимуму и, по возможности, молчите, предложите ребенку глубокое давление, например, объятия, чтобы успокоиться. Если ребенок может убежать, или его поведение может стать опасным для него самого или окружающих, возможно, понадобится удерживать его ради безопасности.

  1. Не забывайте дышать.

Это не столько стратегия для ребенка, сколько для вас. Дышите, попытайтесь не принимать происходящее с ребенком на свой счет. Как бы это ни было трудно, постарайтесь замечать свои эмоциональные реакции (гнев, смущение, грусть). Напоминайте себе, что ваш ребенок потерял способность контролировать свои реакции в данный момент. Сохраняя спокойствие и контроль над собой, вы уже делаете очень много, чтобы помочь ребенку пережить этот непростой момент.

  1. Портативный сенсорный набор для профилактики нервных срывов.

Вот некоторые примеры того, что носят с собой вне дома родители для профилактики нервного срыва или для того, чтобы помочь ребенку успокоиться после него.

  • Солнцезащитные очки (при повышенной чувствительности к яркому свету).
  • Противошумные наушники (для уменьшения шума или для отвлечения ребенка с помощью музыки).
  • Широкополая шляпа или кепка (как способ дистанцироваться от социального взаимодействия и блокировать свет сверху).
  • Перекус, которым можно хрустеть или долго жевать (стимуляция мышц в ротовой полости может оказывать успокаивающее действие, кроме того, голодные дети становятся раздражительнее).
  • Влажные салфетки без запаха (для помощи с повышенной тактильной чувствительностью, если ребенок случайно коснется того, что его раздражает).
  • Лосьон для рук с любимым запахом (может помочь уменьшить неприятные запахи в окружающей среде, а также оказывать успокаивающее действие).
  • «Сенсорная» игрушка – игрушка, с которой можно делать повторяющиеся, простые движения, что может оказывать успокаивающий эффект.
  • Доска коммуникации с изображениями или напечатанными словами, например, «Мне нужен перерыв», «Пойдем», «Слишком громко».
  • Карточки с объяснениями или другой способ сообщить посторонним людям, что происходит, и почему вы так реагируете.

Главное запомнить, что нервные срывы из-за перегрузки важно отличать от скандалов, когда ребенок пытается добиться своего, поскольку они требуют разных подходов. Оба явления крайне неприятны для всех участников, поэтому важно как можно больше усилий направить на активное обучение ребенка тому, как он может регулировать свое эмоциональное состояние.

Петрович Е.В., педагог-психолог

свернуть

Возможные признаки расстройств аутистического спектра у детей

01.04.2022

Петрович Е.В., педагог-психолог

свернуть

Психологический комфорт – важно ли это?

16.03.2022

В настоящее время проблема психологического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия, комфорта, встает очень остро. Это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимательности друг к другу. Психологический комфорт воспитанников тесно связан с психическим здоровьем. Психическое здоровье не гарантирует душевного здоровья. При сохранности психики, полной психической адекватности ребенок может быть «болен душевно».  Поэтому очень важно, с каким настроением ребенок переступит порог детского сада. Так как в дошкольном детстве главными фигурами в общении являются взрослые – родители и педагоги.

Комфорт условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.

Психологический комфорт условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании положительной эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу, его собственному настрою, эмоциональности его поведения. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологические разрядки, которые снимают излишнее эмоциональное напряжение.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

  • отношениями между воспитателем и детьми;
  • отношениями между самими детьми;
  • отношениями между воспитателями;
  • отношениями между воспитателями и родителями.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определенный психологический климат в группе.

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо:

  1. Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих детей нет.
  2. В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком. Быть затейником и участником детских игр и забав.
  3. В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
  4. Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
  5. Помните: ребенок нам ничего не должен. Это мы должны ребенку помочь стать более самостоятельным, ответственным.
  6. Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников. Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
  7. Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка.
  8. Родители, педагоги и психолог детского сада должны быть единомышленниками, которые понимают, что воспитывать ребенка необходимо совместными усилиями. Для этого необходимо создавать оптимальные условия для психологического и эмоционального благополучия каждого ребенка.
  9. Психологический комфорт создается организацией соответствующей предметно-развивающей среды, которая должна вызывать положительный эмоциональный отклик.

Петрович Е.В., педагог-психолог

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: