Страничка педагога-психолога

Рекомендации педагогам при работе с агрессивными детьми

07.02.2025

Портрет агрессивного ребенка

Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше – он не знает.

Как выявить агрессивного ребенка

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.

Причины внутренней агрессивности

  • Агрессивность – проявление внутреннего дискомфорта, неуверенности;
  • Неумение адекватно выражать отрицательные эмоции, контролировать себя;
  • Высокая тревожность, ощущение отверженности;
  • Неадекватная самооценка (чаще заниженная);
  • Стремление привлечь внимание взрослых.

Критерии агрессивности

Ребенок:

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

Стили родительского воспитания
(в ответ на агрессивные действия ребенка)

Стратегия воспитания

Конкретные примеры стратегии

Стиль поведения ребенка

Почему ребенок так поступает

Резкое подавление агрессивного поведения ребенка

“Прекрати!” “Не смей так говорить”

Родители наказывают ребенка

Агрессивный (Ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте)

Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения

Игнорирование агрессивных вспышек ребенка

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают, что ребенок еще мал

Агрессивный (Ребенок продолжает действовать агрессивно)

Ребенок думает, что делает все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера

Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим

Если родители видят, что ребенок разгневан они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как на до вести себя в определенных ситуациях

Скорее всего ребенок научится управлять своим гневом

Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей

 

Главная цель подобной информации показать родителям, что одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ребенок вдруг будет покладистым и спокойным. Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем и тогда, когда ребенок вступит в подростковый возраст.

          Общие рекомендации педагогам по работе с агрессивными детьми:

  1. Проведение коррекционной и поддерживающей работы;
  2. Создание в группе эмоционального комфорта для детей;
  3. Научить ребенка выражать свои чувства социально приемлемым способом;
  4. Формирование адекватной самооценки;
  5. Формирование навыков самоконтроля;
  6. Обучение навыкам сотрудничества;
  7. Развитие творчества у детей.

Основная задача учителя – уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

  • повышение голоса, изменение тона на угрожающий; крик, негодование;
  • демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
  • сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
  • негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
  • использование физической силы;
  • втягивание в конфликт посторонних людей;
  • наказания или угрозы наказания.

Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Для сохранения положительной репутации целесообразно:

  • публично минимизировать вину ребенка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
  • не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
  • предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В этих случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

  • полное игнорирование реакций ребенка – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;
  • выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»);
  • переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, раздать тетради»);
  • позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты, скорей всего, устал»).

Белко В.Г., педагог-психолог

свернуть

Как педагогу вести себя в конфликтных ситуациях?

20.12.2024

Основные правила поведения учителя в конфликтной ситуации:

  1. Не расширять предмет ссоры, причину недовольства. Иногда высказываемые учителем претензии к учащимся расплывчаты, не конкретны.
  2. Важно соблюдать правило «сокращения числа претензий за один раз». Одновременное высказывание многих претензий создаст у учащегося впечатление виновности во всем, что происходит вокруг, и он начнет оправдываться даже в том, в чем его не обвиняют.
  3. Проявлять эмоциональную выдержку. Нередко к конфликту приводит эмоциональный тон разговора учителя с учащимися. Категоричность, безапелляционность высказываний, повышенный тон, наступательность без выбора выражений приводят учащихся в напряженное эмоциональное состояние. Естественно, что такая бестактность, а порой и грубость, вызовет ответную реакцию учащихся: как говорится, «посеешь ветер — пожнешь бурю». Цель же учителем достигнута не будет. Поэтому учитель должен сдерживать свои эмоции и тем более не переводить деловой конфликт на личностный уровень, не затрагивать чувство собственного достоинства учащихся.
  4. Формулировать позитивное решение конфликтной ситуации. В случае предъявления учащимся претензий и возникновения на этой почве конфликтной ситуации учитель должен предложить способ ее разрешения, устранения причины, вызвавшей разногласия или недовольство одной из сторон. Это может быть оказание помощи, частичная уступка, смягчение требований.

Основные рекомендации педагогам по управлению конфликтами с учащимися могут сводиться к следующим психологическим правилам:

Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Характеризуя поведение ученика, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес.

Правило 2. Займитесь своими негативными эмоциями. Если вы чувствуете, что не можете справиться с гневом, то выдержите паузу, которая необходима для того, чтобы с ним справиться.
Эффективным средством, позволяющим справиться со своим гневом, является юмор. Посмотрите на ситуацию с другой стороны, отметьте для себя ее абсурдность. Посмейтесь над ней.

Правило 3. Не усиливайте напряжение ситуации. К усилению напряжения могут привести следующие действия учителя:

  • чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков: «Ты всегда...»;
  • резкая критика: «Ты опять меня не слушаешь»;
  • повторяющиеся упреки: «Если бы не ты, мы бы…»;
  • решительное установление границ разговора: «Всѐ, хватит. Сейчас же прекрати!»
  • угрозы: «Если ты сейчас же не замолчишь...».

Правило 4. Обсудите проступок позже. Например, можно обсудить случившееся после урока. Это позволит исключить присутствие «зрителей» в лице других учеников, что, например, в случае демонстративного поведения важно, так как лишает нарушителя дисциплины внимания публики к своему проступку: «Подойди ко мне после урока, мы сможем все подробно обсудить».

Правило 5. Позвольте ученику «сохранить лицо». Не следует требовать публичного раскаянья от ученика в своем поступке. Даже если он понимает свою неправоту, признаться в этом публично сложно даже взрослому человеку. Задача учителя — не доказать «Кто здесь главный!», а найти способ разрешить возникшую ситуацию. Поэтому уместным будет высказывание учителя: «Сейчас садись на место и выполни задание, а случившееся обсудим позже».

Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. Спокойное, уравновешенное поведение и доброжелательное отношение учителя к ученикам вне зависимости от ситуации является лучшим средством обучения учащихся тому, как нужно вести себя в конфликтных ситуациях.

Алгоритм решения школьного конфликта

Первое, это спокойствие. При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи.

Второе, открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

Третье, выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

Четвертое, выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Правила поведения учителя в конфликтных ситуациях

  • Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
  • Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
  • Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
  • Критикуйте, но не критиканствуйте.
  • Чаще улыбайтесь.
  • Будьте справедливы и терпимы к детям.
  • Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.

Белко В.Г., педагог-психолог

свернуть

СДВГ: рекомедации для педагогов

03.06.2024

Релаксационные упражнения для педагогов

30.05.2024

Педагогическая профессия считается одной из самых стрессогенных, подверженных эмоциональному выгоранию. Преодолеть это поможет использование релаксации. Релаксация – это расслабление.

Понижая напряжение в мышцах, мы способствуем снижению нервного напряжения. Техника релаксации направлена на снятие эмоционального напряжения, связанного с переутомлением, дает возможность снизить мышечное напряжение, освободиться от посторонних мыслей, настроится на будущую работу, развивает способность концентрировать внимание и по-настоящему почувствовать расслабление.

Релаксация вызывается на фоне установки на покой и отдых посредством трех действий: проговариванием определенных словесных формул, управлением вниманием и образных представлений.

Примеры релаксационных упражнений

«Мысленные сценарии»

Если вам предстоит выступить перед публикой, к примеру: принять участие в презентации, или прочесть лекцию, дать интервью, набросайте для себя ряд мысленных сценариев. Начните с самого безупречного варианта. Вообразите, что вы находитесь в отличной форме и все идет так, как надо. Затем представьте непосредственный сценарий, когда события развиваются близко к желаемому, но не совсем. Затем вообразите худший из возможных вариантов - вы потерпели полный провал. Обыгрывая все эти сценарии, вы подготавливаете себя к возможной неудаче, к возникновению определенных проблем.

После того, как вы рассмотрите все варианты, сконцентрируйте внимание на идеальном. Предоставьте себе возможность исполнить роль ну просто идеально.

«Внутренний массаж»

Представьте себе черную доску. Затем представьте, как в левом верхнем углу доски медленно, по одной, появляются буквы вашего имени. Затем постарайтесь увидеть буквы слова "Расслабься", также появляющиеся по одной, но уже в правом верхнем углу. Сделайте незначительную паузу и вновь посмотрите на эти слова. Затем пронаблюдайте, как они проявляются уже строчкой ниже.

«Мобилизация»

Цель: Восстановление сил, общая готовность к продолжению ранее выполняемой работы.

Сделайте глубокий вдох – выдох. Повторите 5 раз. Мысленно повторите следующие словесные формулы:

  1. Я хорошо отдохнул(а).
  2. Мои силы восстановились.
  3. Во всем теле ощущаю прилив энергии.
  4. Мысли четкие, ясные.
  5. Мышцы наполняются жизненной силой.
  6. Я готов(а) действовать... Я словно принял(а) освежительный душ.
  7. По всему телу пробегает приятный озноб и прохлада.
  8. Делаю глубокий вдох... Резкий выдох. Прохлада.
  9. Поднимаю голову (или встаю). Открываю глаза.

«Концентрация на медитативном дыхании (дыхательная техника)»

Цель: полное расслабление, ритмизация дыхательного процесса, повышение внутренней стабильности, гармония эмоциональных реакций.

Примите удобную позу. Расслабьте тело. Внимание направьте на дыхание. Постарайтесь не менять естественный темп дыхания, а только следить за ним. Говорите себе: «Я чувствую свой вдох...чувствую свой выдох». После регулярных тренировок периоды рассеянности сокращаются, а периоды концентрации увеличиваются.

«Гора с плеч»

Цель: Сброс мышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе.

Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.

 «Да – да – да» (голосовая техника)

Цель: Трансформация негативных переживаний в положительные, настройка всего организма на благоприятное восприятие предстоящего события.

В течение 5-10 мин. постарайтесь ни на что не отвлекаться и проговаривать "да – да – да" с различными интервалами, интонацией и громкостью.

«Разговор на незнакомом языке» (голосовая техника)

Цель: Очищение сознания, снятие напряжения с артикуляционного аппарата.

Говорите, не задумываясь, любые пришедшие в голову бессмысленные звукосочетания, имитирующие разговорную речь.

Примечание: во время упражнения "выбалтывается" много беспокоящего, скрытого в подсознании.

«Медитативное пение» (голосовая техника)

Цель: освобождение сознания, выход негативных переживаний.

Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза, слегка приоткройте рот и пойте "А-У-М" с разной интонацией.

«Гудение» (голосовая техника)

Цель: освобождение сознания, выход негативных накоплений.

Сидя, расслабившись, закрыв глаза, закрыв рот, издавайте мычащий звук.

Белко В.Г., педагог-психолог

свернуть

Как работать с гиперактивным ребенком?

16.02.2024

Работа с гиперактивными детьми организуется в трех направлениях:

  1. Развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля).
  2. Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  3. При необходимости работа с гневом.

Подбирая игры, особенно подвижные, для гиперактивных детей, необходимо учитывать такие их особенности, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому необходимо включать таких детей в коллективную деятельность поэтапно: сначала индивидуально, затем в малую группу, потом в коллективные игры.

Игры на коррекцию гиперактивности должны быть подобраны в следующих направлениях:

  • игры на развитие внимания;
  • игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения, релаксация;
  • игры, развивающие навыки волевой регуляции;
  • игры, направленные на развитие умения общаться.

Важным моментом во взаимодействии с гиперактивным ребенком является наличие четко сформулированных, понятных ему правил поведения в группе, на прогулке, во время занятий. Четкие, понятные правила, дополненные терпением и пониманием педагогом, готового в нужный момент напомнить правила, направить поведение ребенка в нужное русло, а также эмоционально-нейтральный тон при обращении к ребенку, поможет ему постепенно контролировать свое поведение.

В общении с гиперактивным ребенком педагоги должны соблюдать следующие правила:

  1. Не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, иначе он еще более возбудится.
  2. При необходимости применять позитивный физический контакт: взять ребенка за руку, погладить его по голове, прижать к себе.
  3. Во время занятий сажать ребенка рядом с собой, чтобы уменьшить отвлекающие моменты.
  4. В середине занятия дать возможность подвигаться: физ.минутка, попросить что–нибудь поднять, принести и т.п.
  5. Хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если он довел какое-то дело до конца.

Правила работы с гиперактивным ребенком

  • Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  • Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  • Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  • Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  • Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
  • Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  • Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  • Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  • Предоставлять ребенку возможность выбора.
  • Оставаться спокойным, сдерживать раздражение

«Скорая помощь» в работе с гиперактивным ребенком

  • Отвлечь ребенка от его капризов.
  • Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
  • Задать неожиданный вопрос.
  • Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
  • Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  • Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  • Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит Вас).
  • Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
  • Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
  • Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
  • Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
  • Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

Выполнение педагогами ряда психолого-педагогических рекомендаций, поможет им эффективно строить общение с гиперактивным ребенком. В свою очередь это окажет положительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка. У него будут сформированы навыки общения, игровые умения. Внимание будет более устойчивым. Он сможет контролировать свое поведение.

Таким образом, гиперактивным детям необходима помощь со стороны педагогов, которые владеют различными методами и приемами работы с ними.

Белко В.Г., педагог-психолог

свернуть

Профилактика нежелательного или девиантного поведения детей

28.09.2023

Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число детей, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением.

Девиантность – это отклонение от нормы. Когда данный термин используется в характеристике поведения ребенка, это означает, что его поступки не вписываются в общепринятые рамки, выходят за пределы установленных норм.

В социальных науках девиантность – это некоторые социальные явления, представляющие угрозу социальному и физическому выживанию человека в ближайшем окружении, определенной общественной среде. Эти явления нарушают процесс усвоения и воспроизведения норм и ценностей, становятся преградой для саморазвития и самореализации в социуме. В медицине отклоняющееся поведение рассматривается с точки зрения нервно-психического здоровья. В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.

Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, перестроить полноценные контакты ребенка с ровесниками, определены следующие пути решения:

  • Формирование интереса ребенка к окружающим людям и желания их понять.
  • Закрепление навыков общения, элементарных знаний о правилах поведения.
  • Вырабатывание навыков адекватного поведения.
  • Обучение малыша правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.
  • Развитие умения общаться в различных ситуациях посредством разнообразных форм.

Методы коррекции поведения должны быть основаны на организации деятельности, интересной ребенку. Как правило, для развития коммуникативной и эмоциональной сферы можно использовать:

  • коммуникативные и подвижные игры;
  • ритмические игры со словами;
  • музыку и танцы;
  • чтение и обсуждение сказок.

Помимо игр и корректирующих занятий, ребенок с отклоняющимся поведением нуждается в твердом режиме дня и правильном питании, в контроле за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами. А родителям необходимо запастись терпением и пониманием, научиться самоконтролю.

Успешно предупреждать нежелательное поведение у ребенка позволяет формировать понимание мотива, или то, каких целей, сам того не осознавая, достигает он при помощи таких реакций. Если цель – это внимание родителя, то ему в полной мере должны оказываться эмоциональное тепло и поддержка, – но лишь тогда, когда его поведение не выходит за рамки приемлемых границ. Во время «эмоциональных бунтов» взрослые должны вести себя максимально нейтрально, или вовсе игнорировать нежелательное поведение (но не самого ребенка). В том случае, если целью нежелательного поведения является избегание требований взрослого, родители не должны идти на уступки. Возможно, просто малышу нужно немножко помочь, т.к. самостоятельно справиться с поставленной перед ним задачей он пока не в состоянии.

Белко В.Г., педагог-психолог

свернуть

Создание психологического комфорта для детей

09.02.2023

Каждый взрослый может помочь ребенку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в учреждении образования. Главными фигурами в общении являются взрослые – родители, педагоги.

Основное условие, при котором личность ребенка развивается гармонично, он чувствует себя эмоционально благополучно, – это личностно-ориентированный педагогический процесс. При этом особое внимание обращается на эмоциональную сторону отношений педагога с детьми. Сотрудники учреждения образования должны стараться каждый день дарить тепло своей души ребятам. Отношения детей и взрослых необходимо строить на основе сотрудничества и уважения. Педагогам необходимо стараться увидеть индивидуальность каждого ребенка, осознать его эмоциональное состояние, откликаться на переживания, становиться на позицию ребенка, вызывать доверие к себе. Педагоги формируют у ребенка чувство эмоционального комфорта и психологической защищенности.

Педагогический коллектив должен нацеливать все силы на обеспечение физического, психоэмоционального и морального комфорта детей. Одним из важнейших направлений в работе педагогов является создание для детей комфортного психологического климата.

Эмоциональное благополучие педагога, как условие положительного эмоционального состояния детей.

Следует уделять особое внимание психологическому комфорту педагогов. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.

Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в учреждении образования

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в учреждении образования необходимо:

  • Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих детей нет.
  • В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
  • Быть затейником и участником детских игр и забав.
  • В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
  • Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций. Помните: ребенок нам ничего не должен. Это мы должны ребенку помочь стать более самостоятельным, ответственным.
  • Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
  • Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у детей.
  • Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых педагог с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого в искренней привязанностью к нему. Родители, педагоги и психолог должны быть единомышленниками, которые понимают, что воспитывать ребенка необходимо совместными усилиями. Для этого необходимо создавать оптимальные условия для психологического и эмоционального благополучия каждого ребенка. 

Белко В.Г., педагог-психолог

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: