Советы педагога социального
Что такое шерентинг?
06.03.2025Шерентинг (от английского «sharenting») – это практика родителей, публикующих фотографии и информацию о своих детях в социальных сетях. Этот термин сочетает в себе слова «share» (делиться) и «parenting» (родительство). Хотя многие родители считают, что делятся ценными моментами из жизни своих детей и поддерживают связь с близкими, шерентинг также вызывает серьезные опасения, связанные с конфиденциальностью и безопасностью.
Киберпреступники могут использовать информацию, размещенную в результате шерентинга, различными способами. Они могут совершать кражу личности, создавая фальшивые профили на основе опубликованных данных, или разрабатывать целевые мошеннические схемы, основываясь на интересах и предпочтениях детей. Публикация фотографий может привести к кибербуллингу, а также к сексуальной эксплуатации, когда изображения детей используются для создания непристойного контента.
Кроме того, информация о детях может быть использована для фишинга, манипуляций и даже для определения местоположения семьи, что увеличивает риск краж и других преступлений.
Чтобы минимизировать эти риски, родителям рекомендуется быть осмотрительными в том, что они публикуют, ограничивать доступ к своим профилям и внимательно настраивать параметры конфиденциальности.
Каток И.А., педагог социальный
Критерии и показатели социально опасного положения
15.01.2025Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2024 года №1055 определены критерии и показатели социально опасного положения
1. Родителями (единственным родителем), одним из родителей не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей):
- родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи
- родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста
- родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, газопроводы, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них и представляют угрозу жизни и безопасности, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория которых не соответствуют требованиям пожарной безопасности и в которых имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара
- родители систематически (два раза и более в течение двух месяцев подряд) не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью
- родители препятствуют получению ребенком (детьми) обязательного общего среднего образования
- родители в течение одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место жительства (пребывания) не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства (месту пребывания)
- в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида (самоповреждения), получил тяжкие телесные повреждения в результате воздействия внешних факторов и угроз, в том числе вследствие пожара, падения с высоты, отравления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами, токсическими или другими одурманивающими веществами (далее, если иное не указано, - психоактивными веществами)
- оба родителя или единственный родитель на протяжении более трех месяцев не работают или не осуществляют иную деятельность, не запрещенную законодательством, и (или) допускают ненадлежащее расходование социальных выплат (пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, единовременных выплат, материальной помощи, государственной адресной социальной помощи), назначенных на ребенка (детей), вследствие чего не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка (детей), допускают отсутствие пищи, одежды, обуви, места для отдыха, занятий и игр ребенка (детей)
2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка (детей) и его образом жизни, вследствие чего ребенок (дети) совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления:
- в отношении родителей ребенка (детей) два и более раза в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности и (или) освобождения от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 10.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
- в отношении родителей ребенка (детей) в рамках административного либо уголовного процесса установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего он совершил правонарушение и в отношении него начата индивидуальная профилактическая работа в соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003г. №200-3 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
3. Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании ребенка (детей), ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним, в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей):
- в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты привлечения к административной ответственности и (или) освобождения от административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных в статьях 10.1, 17.1, 18.15, 19.1, частях 2-5 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8-19.12, 25.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
- в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления психоактивных веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях или меры индивидуальной профилактики в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014г. №122-З "Об основах деятельности по профилактике правонарушений"
- установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком (детьми), физического, сексуального и (или) психологического насилия по отношению к нему
- в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) совершения административного правонарушения и (или) преступления в состоянии, вызванном потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, преступления в сфере домашнего насилия
- в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) уклонения от диспансерного наблюдения, осуществляемого в связи с наличием хронического или затяжного психического расстройства (заболевания) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями либо наличием синдрома зависимости от алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов
Новое в законодательстве по вопросам социальной защите семей, воспитывающих детей, в том числе детей-инвалидов
08.01.2025С 1 января 2025 года выступил в силу Закон Республики Беларусь от 08.07.2024 №25-З «Об изменениях законов по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающим детей".
Введены следующие нормы:
- право на пособие на детей от 3 до 18 лет после достижения ребенком-инвалидом 18 лет, если ему установлена 1 группа инвалидности и родитель осуществляет за ним уход с получением пособия по уходу;
- право на пособие на детей старше 3 лет, если дети обучаются на платной основе не только за счет собственных средств, но и в иных случаях, например, когда обучение оплачивает организация по месту работы родителей;
- сохранение права на получение государственных пособий, когда ребенка-инвалида оформляют в дом ребенка для оказания ему услуги медико-социальной помощи до 56 дней в году;
- право на обучение (переобучение) в службе занятости родителей (других лиц), которые, ухаживая за ребенком-инвалидом, смогут без потери в выплате пособий приобрести новую специальность и выйти на рынок труда;
- для семей с двумя-детьми:
- возможность оплаты листка нетрудоспособности (больничного) другому лицу (не родителю), если родитель занят уходом за другим своим ребенком-инвалидом;
- право на оплату больничных двум лицам за один и тот же период – если оба ребенка в один период нуждаются в санаторном лечении, реабилитации, абилитации и их сопровождают разные лица.
Для создания условий воспитания ребенка-инвалида в семье внесены изменения в законодательство:
- для семей с двумя и более детьми-инвалидами до 18 лет увеличен норматив оказания услуг няни с 20 до 40 часов в неделю;
- родителям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, предоставлено право выбора свободного от работы дня в неделю либо сокращение на один час установленной продолжительности работы (смены).
Детям-инвалидам в случае смерти одного из родителей устанавливается дополнительное повышение к пенсии (с учетом степени утраты здоровья от 80 до 110% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Повешение по данному основанию предусмотрено и для инвалидов с детства I и II группы старше 18 лет, если кормилец умер до их совершеннолетия.
Предоставлено право на досрочную пенсию по возрасту отцам детей-инвалидов (инвалидов с детства), самостоятельно воспитывающим ребенка, без участия матери.
Продлена программа семейного капитала на 5 лет (с 1 января 2025 года по 31 декабря 2029 года), назначаемого при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующих детей. Расширены возможности досрочного использования средств семейного капитала, в том числе на приобретение для членов семьи с инвалидностью с нарушениями зрения таких товаров, как электронные ассистивные устройства для ориентации, акустические ассистивные устройства для навигации и ассистивные устройства для просмотра (видеосистемы, увеличивающие изображение).
В рамках комплексной работы над законодательством о социальном обслуживании скорректированы подходы к поддержке лиц, осуществляющий постоянный уход за инвалидами 1 группы и пожилыми людьми 80 лет и старше: близким родственникам предоставлено право на получение пособия по уходу при их трудовой занятости в режиме неполного рабочего времени.
Памятка для родителей в период осенних каникул
25.10.2024С началом осенних каникул детей может подстерегать опасность на дорогах, у водоемов, в лесу, на игровых площадках, во дворах. Отсутствие должного контроля со стороны взрослых может привести к несчастным случаям.
- Осуществляйте должный контроль за детьми для их безопасности.
- Не оставляйте детей дошкольного, младшего школьного возраста, детей с особенностями психофизического развития одних дома.
- Постоянно будьте в курсе, где и с кем находится ваш ребенок.
- Не допускайте пребывания несовершеннолетнего в местах нахождения, где могут причинить вред ребенку.
- Соблюдайте правила дорожного движения, будьте предельно внимательными на дороге, в транспорте, вблизи водоемов.
- Не позволяйте детям выходить на проезжую часть дороги. Строго контролируйте соблюдение детьми правил дорожного движения. Еще раз покажите детям безопасные и регулируемые пешеходные переходы, напомните правила дорожного движения.
- Всегда во время поездок на автомобиле пристегивайте детей ремнями безопасности.
- Исключите доступ детей к острым, колющим и режущим предметам, легковоспламеняющимся и взрывоопасным веществам.
- Не разрешайте детям играть с беспризорными животными.
- Установите нормы пользования гаджетами: для детей в возрасте 7 – 12 лет не более 20 минут, а старше – не более 30 минут.
- Не забывайте о режиме дня и здоровом образе жизни. Обеспечьте правильное здоровое питание детей, уделите особое внимание витаминам (фрукты, овощи), сбалансированному употреблению жиров, белков и углеводов.
- Не допускайте жестокого отношения к ребенку.
Сохранение жизни и здоровья детей – главная обязанность взрослых.
Обеспечьте вашему ребенку безопасные каникулы!
Пожалуйста, сделайте все, чтобы каникулы ваших детей прошли благополучно, отдых не был омрачен!
Быть родителем - не простая работа
15.03.2024Быть родителем – задача не из легких, но это самое чудесное, что может случиться. Становясь родителями, мы понимаем, что наша жизнь бесповоротно меняется, но обретает новый, особенный смысл, а также новые, многочисленные задачи, решение которых делает нас взрослее, мудрее, опытнее. Быть родителем – это значит постоянно развиваться как личность, пытаться стать лучше, ведь всем известно, что лучший метод воспитания – личный пример.
Быть родителем – непростая задача, особенно это актуально для тех работающих мам и пап, у которых несколько разновозрастных детей. Есть некоторые приемы и правила, которые помогут организовать распорядок дня таким образом, чтобы использовать свое время продуктивным образом.
- Правило «Нет идеальности!». Так уж случилось, что чаще всего большую часть времени с детьми проводят мамы. Очень важно при этом не стараться быть идеальной, несмотря на то что окружающий мир наполнен рекламными идеальными картинками семейной жизни на идеально чистых кухнях с идеально ведущими себя детьми. Зачастую погоня за недостижимым идеалом так выматывает женщину, что у нее не остается сил ни на что. Есть понятие психолога Д.Винникота «достаточно хорошая мать», которое отражает нормальный вид материнства, когда мама может позволить себе родительство без надрыва душевных сил. Такая мать может позволить себе быть разной, иногда не обращает внимание на беспорядок, иногда ругается на детей, но без чувства вины.
- Прием «Калибровка». Наши рутинные дела занимают разные промежутки времени, однако очень сложно бывает реально оценить тот отрезок времени, который уйдет на ту или иную задачу. Рассчитываешь на одно, получается другое. Для того чтобы точно знать какое дело занимает сколько времени необходимо в течение минимум двух недель записывать все дела, что были сделаны и сколько на них ушло времени. Это позволит правильно распланировать свой день.
- Прием «Планирование». Когда мы выяснили, какой промежуток времени занимает каждое дело, мы должны тщательно распланировать свой день, воспользовавшись для этого великим изобретением – ежедневником. Для наглядности можно потом вычеркивать те или иные выполненные пункты из него или дописывать новые.
- Прием «Использование полей неопределенности». Так случается, что иногда у нас появляется время, когда мы на него не рассчитывали, например стоим в пробке, или ждем ребенка с секции. Это время можно заполнить – сделать важный звонок, почитать книгу и т.д. Это значительно экономит время для других дел.
- Прием «Борьба с «пожирателями времени». Это наши любимые телевизор, интернет, социальные сети, мобильные мессенджеры. Важно на первых порах отследить, сколько они занимают времени нашей жизни и постепенно структурировать время, например выделять час в день на эти непродуктивные способы времяпрепровождения. Очень полезно иногда устраивать «день тишины», когда можно отключить телевизор, мобильный интернет. Вы очень удивитесь, сколько времени у вас появится.
- Прием «Делегирование». Если у вас есть помощники (бабушки, дедушки, возможность нанять няню), то необходимо просить и пользоваться их помощью. Иногда идеальные мамы считают, что никто лучше них не справится с ребенком, и выматывают себя заботами, в то время как могли бы воспользоваться помощью близких. К этому же приему относится делегирование детям ответственности за дела по дому, покупку продуктов и т.д. (с учетом их возраста и возможностей). Здесь есть несколько положительных моментов: ребенок овладевает навыками труда, становится более самостоятельным, а родитель может занять то время, которое уходило на домашние хлопоты на другие важные дела.
- Прием «Сначала делай то, что тебе не хочется делать». У каждого есть дела, которые очень не хочется делать, но они обязательны к выполнению. Тогда их лучше пытаться поставить в своем графике выполнения дел на первую строчку. Нужно делать их хотя бы по чуть-чуть, регулярно и ежедневно. Если такие дела в течение дня не выполнены, то они как дамоклов меч висят над вами и вам сложно двигаться дальше.
- Правило «Всем свое время». Очень важно, чтобы у родителей была возможность общаться не только с детьми, но и между собой. Например, правило, что мама и папа беседуют после ужина в одиночестве в течение получаса, может помочь сохранить ресурс отношений и правильно выстроить границы в общении с детьми. Так же и у детей должно быть свое время, которое они могут использовать на свое усмотрение, например почитать книгу, посмотреть фильм и т.д.
Профессия родитель – сложная, но интереснейшая из профессий, требующая бесконечного терпения, труда, смелости. Главное, наверное, слушать свое сердце, оно подскажет, как быть в сложной ситуации, а в моменты, когда ребенок вас чем-то рассердит или расстроит, полезно вспомнить себя в детстве, попытаться понять мотивы поступков своего ребенка. И тогда вам захочется просто обнять его и радоваться тому, что он у вас есть, а решить возникшую проблему будет гораздо проще.
Каток И.А., педагог социальный
Государственная социальная поддержка семей, воспитывающих детей с инвалидностью
11.03.2024Социальные выплаты
Прямая материальная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов, осуществляется через систему государственных пособий. Размер выплат зависит от возраста ребенка-инвалида, степени утраты его здоровья и наличия других детей в семье.
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет на ребенка с инвалидностью назначается в повышенном размере– 45% среднемесячной заработной платы работников в стране.
На всех детей старше 3 лет, воспитываемых в семье, выплачивается ежемесячное пособие (для отдельных категорий семей) – на ребенка-инвалида 70% бюджета прожиточного минимума (БПМ), на других детей в семье – 50% БПМ.
Родителям либо другим лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, назначается пособие по уходу за ним, размер которого установлен в зависимости от возраста и степени утраты здоровья ребенка:
- на ребенка в возрасте до 3 лет – 100% БПМ независимо от степени утраты здоровья;
- на ребенка старше 3 лет с 1 или 2 степенью утраты здоровья – 100% БПМ;
- на ребенка старше 3 лет с 3 или 4 степенью утраты здоровья – 120% БПМ.
Право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет предоставляется матери (мачехе) или отцу (отчиму) в полной семье, родителю в неполной семье, усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю) ребенка-инвалида, если они:
- работают по трудовому договору на условиях не более половины месячной нормы рабочего времени (т.е. не более чем на 0,5 ставки) у одного или нескольких нанимателей или выполняют работу по трудовому договору на дому у одного нанимателя;
- являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, ремесленниками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере агроэкотуризма, и соответствующая деятельность приостановлена в порядке, установленном законодательством, либо они, являясь индивидуальными предпринимателями, находятся в процессе прекращения деятельности;
- находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (отпуске по уходу за детьми, предоставляемом по месту службы) или академическом отпуске;
- независимо от получения пенсии и страховой выплаты.
Детям-инвалидам до 18 лет назначается социальная пенсия, размер которой дифференцирован в зависимости от степени утраты здоровья:
- при четвертой степени – 110 процентов (БПМ);
- при третьей степени – 95 процентов БПМ;
- при второй степени – 85 процентов БПМ;
- при первой – 80 процентов БПМ.
Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья. Размер пособия устанавливается исходя из документально подтвержденных фактических расходов на приобретение подгузников, в сумме, не более 1,5-кратного размера бюджета прожиточного минимума. Предоставляется четыре раза в течение календарного года, но не более одного раза в месяц.
Социальное обслуживание семей с детьми-инвалидами
В целях оказания помощи родителям в уходе за ребенком с инвалидностью государством предоставляются услуги няни и социальной передышки.
Услуга няни оказывается семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, а также семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста (до 6 лет), где оба родителя либо один родитель в неполной семье являются инвалидами I и II групп. Услуга предоставляется бесплатно, рассчитывать на помощь няни можно в пределах 20 часов в неделю.
Услуга социальной передышки на базе детских домов-интернатов предоставляется домами-интернатами на срок до 56 дней в году на безвозмездной основе, родители оплачивают только питание ребенка. В этот период за семьей сохраняются все социальные выплаты, предусмотренные законодательством.
Технические средства социальной реабилитации
Одной из социальных гарантий, которую обеспечивает государство детям с инвалидностью, является предоставление технических средств социальной реабилитации.
Такие технические средства реабилитации, как кресла-коляски всех типов, велосипед трехколесный, протезы, ортезы, ортопедическая обувь, слуховые аппараты, выдаются бесплатно.
Дети, которые не признаны инвалидами, но по медицинским показаниям нуждаются в наружной части системы кохлеарной имплантации (речевом процессоре), обеспечиваются таким средством реабилитации бесплатно.
Помимо обеспечения техническими средствами реабилитации предусмотрен ряд других государственных социальных льгот, финансирование которых обеспечивается из государственного бюджета, например, бесплатное обеспечение лекарственными средствами, первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление, бесплатный проезд на городском и пригородном общественном транспорте (такое право имеет любое лицо, сопровождающее ребенка-инвалида).
Трудовые гарантии родителям, воспитывающим ребенка-инвалида
Родителям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, предоставляется дополнительный свободный от работы день (в месяц или в неделю), оплачиваемый в размере среднего дневного заработка. Также родители (мачехи, отчимы) имеют право на использование трудового отпуска на выбор в летнее либо другое удобное для них время.
Женщинам, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, наниматель обязан по их желанию предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней.
Также женщины, имеющие детей-инвалидов до восемнадцати лет, не могут привлекаться к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни, работе в ночное время, выходные дни и направляться в служебную командировку без их письменного согласия.
Информация составлена по материалам официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Каток И.А., педагог социальный
Половое воспитание ребенка с особенностями психофизического развития
22.01.2024Тема полового воспитания детей с особенностями психофизического развития – одна из наиболее сложных и болезненных для обсуждения, но обойти ее не удастся. Главная задача родителей и специалистов – научиться реагировать на проявление сексуальности у ребенка с особенностями психофизического развития так, чтобы это было безопасно и для них самих, и для всех окружающих.
Половое воспитание является одним из определяющих начал в вопросах формирования полноценной личности, способной адаптироваться в обществе путем усвоения норм, ценностных ориентаций, знаний, связанных с проблемой пола.
Половое воспитание – это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Это достаточно широкое направление, куда включается вопросы стиля одежды и манер поведения мальчиков и девочек, мужчин и женщин, их взаимоотношений и прав, в какие игры играть, как разговаривать и чем увлекаться. Сексуальное воспитание – немного уже, это собственно отношение к своему телу, сексуальности и сексуальным отношениям. А сексуальное просвещение – это часть сексуального воспитания, передача необходимых знаний в этой области.
Задача полового воспитания – из мальчика воспитать мужчину, а девочке благополучно вырасти в счастливую и успешную женщину. Конкретнее, это задача, чтобы мальчики осознавали себя мальчиками, а девочки – девочками, чтобы дети понимали правила поведения во взаимоотношениях мужчина – женщина.
В настоящее время и родители, и педагоги согласны с необходимостью вырабатывать у детей правильное отношение к половым вопросам, однако у каждого свое мнение о том, чему следует обучать, где и кто должен этим заниматься.
Половое воспитание ребенка с особенностями психофизического развития должно начинаться с первых месяцев его жизни, так как данная область воспитания – важная, неотъемлемая часть нравственного воспитания. Ведущая роль в гендерном воспитании детей с особенностями психофизического развития принадлежит семье.
Перед родителями стоит важная задача – сформировать у ребенка устойчивое понятие своего пола: Я – девочка, Я – мальчик. Беседуя с ребенком о содержании понятий «мальчик» и «девочка», обогащая его знания о своей семье, о семейных реликвиях и традициях, родители закладывают основы будущих социальных и гендерных ролей.
Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с особенностями психофизического развития оказывают произведения устного народного творчества – фольклор. Знакомство с песнями, загадками, сказками, притчами, пословицами, поговорками, баснями – обогащает чувства и речь девочек и мальчиков, формирует правильное отношение к окружающему миру и друг к другу, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и формировании половой идентификации. С помощью загадок родители в интересной и увлекательной форме могут познакомить детей с отличительными особенностями мужчин и женщин, предметами обихода, одежды и профессиями. Любимые герои сказок, стихов могут стать для мальчиков образцом ума, а для девочек – примером верности, трудолюбия и любви. Поэтому родителям, читая художественные произведения, нужно обращать внимание детей на положительные черты характеров героев, свойственные представителям разных полов. А когда мать укачивает своего малыша, в колыбельной песне она должна обращаться непосредственно к девочке или мальчику: «Мы сыночка покачаем…Баю-баюшки-бай-бай!», «Поди, бука, под сарай, моего Ваню не пугай…», «Приди, котик, ночевать, нашу Машеньку качать…», «Спи, доченька маленькая…».
Одним из важнейших условий формирования половой идентичности детей с особенностями психофизического развития является создание предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек, где дети общаются, играют, трудятся и обучаются вместе. Используя сюжетно-ролевые игры и занятия по теме «Семья», беседы с использованием иллюстраций детской художественной литературы, дидактические игры «Кто чем любит заниматься?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому что…», «Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку», а также изготавливая подарки к праздникам «Для мамы» и «Для папы» – родители обучают половой принадлежности ребенка, приобретающего начальные качества мужественности и женственности. У него развивается положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему и соответствующие полу предпочтения и интересы.
Детям дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенические навыки и правила поведения. Большое значение имеет закаливание организма ребенка, так как правильное половое развитие тесно связано с общим физическим здоровьем. При уходе за детьми дошкольного возраста следует, в частности, устранять раздражающие воздействия на эрогенные зоны, избегать неудобной, тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания.
Процесс сексуального воспитания детей с особенностями психофизического развития очень тщательно продумывается. Взрослым необходимо применять специальные методы, широко использовать наглядность. Использование картинок, книг с иллюстрациями, фильмов, видео, специальных игр в данной работе имеет ведущее значение. Дети с особенностями психофизического развития учатся путем постоянного повторения, имитации чужих и осуществления собственных действий.
Детям необходимо разъяснять, какие прикосновения допустимы и разрешены, а какие нет. Это важно для предотвращения сексуального насилия и важный шаг в плане профилактики злоупотребления прикосновениями.
Дети с интеллектуальной недостаточностью так же, как и все дети, стремятся к взаимодействию со сверстниками. Однако часто круг межличностного общения детей с особенностями психофизического развития является ограниченным. Причинами этого выступает малое число контактов таких детей со сверстниками. Родители часто стараются оградить круг общения своего ребенка, опасаясь, что его отношения с другими детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. Ребенку нужно не только помогать в установлении контактов со сверстниками (например, подвести к ребятам, катающимся на горке), но и учить разговаривать с ними, задавать вопросы и отвечать на них, то есть вести беседу. При этом его нужно стимулировать к самостоятельному знакомству, к организации простых совместных игр с детьми (например, катание машинок или «выпечка» пирожков из песка). С целью укрепления взаимоотношений детей, формирования между ними теплых, дружеских связей важно создавать ситуации совместных переживаний, чтобы дети вместе радовались успехам или переживали неудачи. Этому способствует совместный просмотр мультфильмов, художественных фильмов, телепередач, совместные походы в музей, на выставку, в лес.
Для всех детей и подростков период полового созревания является болезненным процессом физической и психической перестройки, полным потрясений и зачастую внезапных переломов в восприятии окружающего и в поведении в целом. С психологической точки зрения, могут возникать кризисы развития. Дети и молодые люди с особенностями психофизического развития в период полового созревания и юности переживают, как правило, те же процессы физической и психической перестройки. Однако в большинстве случаев этот процесс обусловлен несколько другими предпосылками, что на практике приводит к целому ряду психосоциальных ограничений.
С какими проблемами чаще всего сталкиваются родители:
- Половое влечение идет на бессознательном уровне, дети не управляют своими желаниями и потребностями.
- Половое созревание детей с особенностями психофизического развития намного опережает интеллектуальное развитие, так как, согласно проведенным исследованиям, проходит примерно в тех же временных рамках, что и в норме.
- Гиперсексуальность («сексуальная агрессия»).
- Сильная симбиотическая связь ребенка и родителей, которая не позволяет воспринимать подростка как автономную личность, а, значит, и принять факт существования у него индивидуальных, в том числе сексуальных потребностей.
- Фактором, препятствующим идентификации мальчика с отцом, является большее время контакта матери с ребенком, из-за чего отец может выступать для ребенка менее привлекательным объектом
- Особую тревогу вызывает мастурбация подростка с интеллектуальными нарушениями.
- Невозможность объяснить ребенку, что с ним происходит (например, менструация).
Что предлагают педагоги?
- Способствовать формированию представлений подростка о своем и противоположном поле; идентификация со своим полом.
- Формирование форм поведения в соответствии с полом подростка.
- Формирование представлений об основных правилах гигиены.
Мастурбация является для подростка способом овладения своим недавно созревшим телом. Полное ограничение может привести в будущем к проявлениям «сексуальной» агрессии. Дети-подростки должны знать, когда и где они могут себя трогать (мастурбация), им нужно объяснить, что они должны быть при этом наедине с собой.
Безопасность
Следует научить детей говорить :
- кто может к тебе прикасаться и в каких местах;
- кто может попросить тебя раздеться (врач…);
- какой характер прикосновений является приемлемым, а какой – нет;
- научить закрывать дверь в туалет, ванную, раздевалку.
Кроме того:
- Говорите конкретно, называйте вещи своими именами. Речь идет о пенисе и вагине, не о пчелках, тычинках, пестиках.
- Поощряйте правильное поведение ребенка, подростка.
- Отвлекайте от неправильного поведения. Например, если ребенок, подросток начинает мастурбировать прилюдно, дайте ему что-то в руки – нести или держать, переключите его внимание.
- Пусть ребенка учит вопросам гигиены и сексуального просвещения кто-то того же пола.
Что предлагает современная медицина?
Способы купирования сексуального возбуждения у детей и подростков с особенностями психофизического развития:
- Сублимация, то есть замена сексуальной энергии другой деятельностью, к примеру, физической активностью, творчеством.
- Медикаментозная коррекция. Ребенку постоянно или периодически назначаются препараты, которые приглушают сексуальное возбуждение, желание и т.д.
Успешное развитие ребенка невозможно без наличия широких социальных контактов, постоянного общения с различными людьми. Изменения на физиологическом, телесном уровне могут вызывать страх, чувство неполноценности, поэтому родители должны помочь пережить эти эмоциональные состояния.
Каток И.А., педагог социальный
Новый год в кругу семьи
14.12.2023Новый год – это самый волшебный праздник для всех детей! Кто как не мы, взрослые, можем устроить незабываемые каникулы для своих детей! Давайте подарим свои любимым детям новогоднее настроение!
Уважаемые родители, мы предлагаю вашему вниманию совместные игры с детьми, которые понравятся всем членам семьи.
- «Потерянные Дедом Морозом подарки».
Этот конкурс нравится всем детям без исключения, ведь от него веет волшебством и неизвестностью. Вначале конкурса ведущий собирает всех членов семьи вместе и говорит: «Вы знаете, что Дед Мороз спешит к каждому из вас. Но пробираясь через густую чащу леса, он зацепился за ветку и потерял мешок с подарками. Снеговик собрал все разбросанные подарочки, принес и спрятал в этой комнате.» После этого следует выбрать водящего, который будет искать подарок по принципу игры «Холодно-горячо» (киндер, карандаши, куколку) и показывать тому, кому он этот подарок подарит.
- «Укрась ёлочку».
Членам семьи раздаются листочки с нарисованной елочкой. Они должны за определенное время нарисовать, как можно больше новогодних игрушек. Можно соревноваться не на время, а на качество выполненной работы.
- «Веселая гусеница».
Смешная и озорная игра. Все участники выстраиваются паровозиком, то есть каждый хватается за талию впереди стоящего. Главный ведущий начинает рассказывать, что гусеница у него дрессированная и выполняет любые команды. Если ей нужно станцевать, она прекрасно танцует, если надо спеть – поет (ля-ля-ля), а если гусеница хочет спать, то она ложится набок, лапки поджимает и храпит. Ведущий ставит дискотечную музыку, под которую все начинают, не отпуская талию соседа, – танцевать, под песню «В лесу родилась елочка» – петь (или караоке), а под колыбельную – спать. Игра смешная до слез, где каждый проявляет себя во всех своих талантах. Шум и гам обеспечен.
Новый год – теплое и уютное время для семьи, близких. Проведите его с пользой!
Каток И.А., педагог социальный
Правовое воспитание детей в семье
13.04.2023Правовая культура – составная часть общечеловеческой культуры. В узком смысле слова правовая культура – отношение человека к праву. Основу правовой культуры составляют юридические знания, т.е. знание законов. Также правовая культура включает правовые чувства, прежде всего, чувство справедливости и чувства уважения к праву. Благодаря правовым чувствам, право приобретает для нас заметную ценность. Мы начинаем переживать, когда беспорядок берет верх над порядком, своеволие над законом. В конечном счете, у человека развивается чувство законности. Человек с развитыми правовыми чувствами по меньшей мере не станет правонарушителем, а это в наше время не так уж и плохо. Человек, обладающий развитой правовой культурой, способен помочь людям, попавшим в беду, сделать нашу страну счастливой и процветающей. Однако надо понимать, что правовая культура не дана человеку от рождения, она создается постепенно в процессе воспитания, образования, деятельности. Фундаментом правовой культуры являются элементы нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, доброта, чувство собственного достоинства.
Огромную роль в формировании нравственной культуры играет семья. Именно в семье закладываются основы нравственности. Нравственность (мораль) – это общепринятые правила, образцы поведения в обществе, регулируемые общественным мнением. И где, как не в семье, ребенок впервые знакомится с понятиями «хорошо» и «плохо». Именно родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения в семье, на улице, в гостях, в общественных местах и т. д. Личный пример родителей влияет на формирование жизненного опыта детей, при помощи родителей моделируются ситуации поведения детей в различных местах. Обладая умением слушать, слышать и понимать ребенка, любящие и эмоционально уравновешенные родители создают благоприятную среду для нравственного развития сына или дочери, для формирования у ребенка доброго и заботливого отношения к людям. Отсюда следует вывод: если у вас благополучная семья и ребенок чувствует любовь близких, то вероятнее всего он вырастет добрым, отзывчивым, дисциплинированным. И все же многие родители недоумевают, когда их ребенок становится вдруг грубым и непослушным: «Почему это происходит именно с моим ребенком?» – спрашивают они себя. Настоящие причины серьезных нарушений поведения обычно скрыты. А в число трудных детей обычно попадают дети особенно чувствительные и ранимые. Почему? Можно назвать несколько причин:
- Борьба за внимание – верный способ привлечь внимание вечно занятых родителей – дерзкие выходки. Лучше негативное внимание, чем никакого.
- Борьба за «победу» – стремление взять верх над родителями возникает, когда ребенку кажется, что ущемлено его право на самостоятельность и независимость.
- Желание отомстить – дети часто бывают обижены на родителей.
Причины могут быть разные: родители ссорятся, более внимательны к другим детям.
Именно в семье рождается понятие «надо», «необходимо». Ребенку будет легче в будущем принять правила и нормы, диктуемые обществом, уважительно относиться к закону, обязанностям. Дети рождаются в организации под названием «семья», и по мере понимания правил и способов управления поведением, принятых в семье, в их жизнь приходит ощущение комфорта и безопасности. Правила вносят определенный порядок в обычных ход событий, и дети чувствуют себя намного увереннее, потому что последовательное выполнение установленных правил делает окружающий мир предсказуемым, а это так необходимо детям. (Режим дня). Большинство детей, живущих в упорядоченном и предсказуемом мире, делает все наилучшим образом, потому что правила и ограничения, оговоренные ясными условиями, предполагают образцы поведения ребенка. Другими словами, ребенок живет по законам семьи:
- Единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
- Закон значимости похвалы для ребенка.
- Закон трудового участия каждого члена семьи.
- Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
В идеале каждый родитель, воспитывая своего ребенка, хочет видеть в нем личность, образованного и успешного человека, законопослушного гражданина. А поэтому одной из основных задач воспитания является воспитание правовой культуры у детей, другими словами, умение строить отношения в обществе согласно закону этого общества -семья, детский сад, школа, учебное заведение, трудовой коллектив.
Способы воспитания правовой культуры у детей в семье.
- Устанавливайте ясные и согласованные семейные правила – они необходимы детям, чтобы точно знать, чего от них хотят.
- Устанавливайте договоренность. Чтобы договор не стал «мертвой буквой», он должен включать только то, с чем принципиально согласны и родители, и их ребенок, и предусматривать обязательное выполнение условий обеими сторонами.
- Личный пример родителей – активная жизненная позиция, соблюдение трудовой дисциплины.
- Установление границы собственности: чем может распоряжаться ребенок по своему усмотрению (дарить, обменивать), а чем – нет (в том числе вещами общего пользования).
- Определяйте круг обязанностей по дому.
- Учите предотвращать конфликты – выяснить причину, не сваливать всю вину на другого человека, умение прощать и просить прощения.
- Откажитесь от чрезмерной опеки ребенка – вы лишаете его права самостоятельного принятия решения, не учите значению слова «последствия».
- Сдерживайте эмоции и будьте справедливы – не спешите помогать выпутаться из сложившийся ситуации, иногда ребенку полезно принять всю ответственность на себя.
- Решайте все проблемы цивилизовано – агрессия порождает агрессию, ребенок может навсегда запомнить, что сильный всегда прав.
- Воспитывайте культуру поведения.
Уважаемые родители! Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, воспитать его достойным гражданином нашей страны.
Каток И.А., педагог социальный