Инновационный проект

В Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района реализуется инновационный проект

«Внедрение системы оценки качества специального образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

Кадровое обеспечение проекта 

Руководитель учреждения образования: Омелящик Инесса Владимировна, директор ГУСО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района»

Руководитель (координатор) проекта: Вронская Татьяна Михайловна, заместитель директора по основной деятельности ГУСО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района»

Консультант проекта: Лемех Елена Анатольевна, доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования БГПУ имени Максима Танка, кандидат психологических наук, доцент

Сроки реализации проекта: 2021 - 2024 годы

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный (январь 2021 г. – август 2021 г.)
Цель: оценка состояния готовности педагогического коллектива ЦКРОиР к работе в инновационном режиме.

II этаппроектировочный (сентябрь 2021 г. – декабрь 2021 г.)
Цель: анализ ресурсного обеспечения; определение и создание оптимальных условий для реализации проекта.

III этаппрактический (январь 2022 г. – декабрь 2023 г.)
Цель: обеспечение выполнение программы реализации проекта.

VI этап – заключительный (январь 2024 г. – август 2024 г.)
Цель: анализ полученных результатов, оценка опыта инновационной деятельности ЦКРОиР.

Отчет о реализации инновационного проекта за III четверть 2023/2024 учебного года

В рамках реализации инновационного проекта «Внедрение системы оценки качества специального образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» осуществляется систематическая и планомерная работа.

Участники инновационного проекта постоянно повышают свой профессиональный уровень через участие в различных обучающих мероприятиях:

  • республиканском семинаре «Деятельность центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в условиях реализации принципа инклюзии в образовании» (БГПУ им. М.Танка) (директор Омелящик И.В.);
  • постоянно действующем семинаре для педагогов-психологов ЦКРОиР Брестской области «Психотерапевтические методы в работе с родителями детей с ОПФР» (педагог-психолог Белко В.Г.);
  • обучающем курсе «Современные подходы к профилактике насилия в отношении несовершеннолетних» (Академия образования) (педагог социальный Каток И.А.);
  • обучающем курсе «Регулирование трудовых отношений в учреждении образования» (Могилевский ГОИРО) (директор Омелящик И.В.);
  • вебинарах «Предметно-практическая и изобразительная деятельность в системе работы по подготовке ребенка к школе», «Использование средств АДК в психолого-педагогическом сопровождении детей с тяжелыми нарушениями развития», «Современный формат взаимодействия субъектов инновационного пространства на основе информационной платформы» (воспитатель дошкольного образования Ромашевская Т.Н.);
  • онлайн-курсе повышения квалификации по программе «Развитие общения и речи у детей с синдромом Дауна» (Образовательный центр «Даунсайд Ап») (учитель-дефектолог Лопушко Г.В.);
  • онлайн-курсе «Практический функциональный анализ и тренинг с опорой на навыки» (FTF Behavioral consulting (США)) (учитель-дефектолог Лопушко Г.В.);
  • вебинаре «Секреты успешной работы по постановке и автоматизации звуков раннего онтогенеза» (учитель-дефектолог Стойко М.М.);
  • вебинаре «Адаптивная физическая культура для детей с РАС» (Сообщество «Игра. Эмоции. Аутизм»), «Избирательное ограничительное расстройство пищевого поведения у детей с ОВЗ» (Центр лечебной педагогики «Особое детство») (воспитатель дошкольного образования Мисник М.В.).

Повышение квалификации является одной из составляющих непрерывного профессионального развития педагогов. Заместитель директора по основной деятельности Вронская Т.М. в дистанционной форме освоила образовательную программу по теме «Инновационная деятельность в учреждении общего среднего образования: содержание, критерии оценки» (Академия образования).

Опыт реализации инновационного проекта транслировался на страницах журнала «Спецыяльная адукацыя» (1/2024) «Опыт центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района: оценка результатов освоения учебных программ воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями развития» (автор директор Омелящик И.В.).

По запросам педагогов осуществляется индивидуальное и групповое консультирование. Работу по психологическому сопровождению группы участников инновационного проекта осуществляет педагог-психолог Белко В.Г. На странице сайта учреждения «Инновационный проект» внесена актуальная информация. В новостной ленте выкладывается информация о жизни учреждения («Зрительное восприятие – основной способ познания мира» (учитель-дефектолог Стойко М.М.), «Организация образовательного процесса с детьми с расстройствами аутистического спектра», «Уроки пожарной безопасности для дошкольников» (воспитатель дошкольного образования Бойко Е.Л.)).

За III четверть 2023/2024 учебного года проведены следующие мероприятия:

  • 04.01.2024 заседание педагогического совета, где заслушивался вопрос «О реализации практического этапа инновационного проекта»;
  • 15.01.2024 мастер-класс «Использование элементов индийского массажа на коррекционно-педагогических занятиях»;
  • 05-10.02.2024 Неделя психологии;
  • 19.02.2024 заседание проблемной группы воспитателей, осуществляющих персональное сопровождение детей с РАС;
  • 26.02.2024 методический практикум «План, конспект, технологическая карта – залог успешного занятия»;
  • 29.02.2024 заседание родительского клуба «Планета семья» в формате семинара-практикума «Все начинается с семьи»;
  • 10.03.2024 консультация для педагогов «Совместное рисование как особый метод обучения ребенка с аутизмом»;
  • 11.03.2024 семинар-тренинг «Навыки совладания со стрессом»;
  • 15.03.2024 семинар-практикум для воспитателей учреждений специального образования на тему «Организация образовательного процесса с обучающимися с расстройствами аутистического спектра»;
  • 19.03.2024 заседание родительской школы «РАС-шифровка» в формате тренинга «Наука воспитания»;
  • 25.03.2024 обучающий семинар для педагогов «Система работы учреждения образования по профилактике семейного неблагополучия»;
  • 28.03.2024 обучающее занятие для педагогов «Закаливающие мероприятия для профилактики и оздоровления обучающихся с ТМНР»;
  • 29.03.2024 участие в районных педагогических чтениях «Учиться, чтобы учить» с работой «Формирование сенсорных эталонов у воспитанников с ТМНР посредством игр и упражнений» (из опыта участия в инновационном проекте).

Разработаны:

воспитателями дошкольного образования:

  • Ромашевской Т.Н. конспекты занятий по лепке (образовательная область «Изобразительная деятельность»): «Красивая подставка для кукольного чайника», «Вкусный пирог», «Угощение к праздничному столу»; консультация для педагогов «Совместное рисование как особый метод обучения ребенка с аутизмом»;
  • Мисник М.В. консультации для педагогов «Ребенок и физкультура – горизонты развития», «Здоровье начинается со стопы»;
  • Бойко Е.Л. планы-конспекты игр «Пожарным можешь ты не быть, но должен знать, как поступить», «На дорогу ты смотри и в беду не попади»;

учителями-дефектологами:

  • Стойко М.М. игры «Найди предметы по цветам», «Укрась елочку гирляндой», «Найди предметы по тени», «Большие – маленькие яблоки ежам»; консультации для педагогов «Принципы построения и структура занятий с детьми с ТМН», «Организация адаптивной сенсорной среды занятий»;
  • Лопушко Г.В. конспекты занятий по образовательной области «Коммуникация» по темам «Игрушки», «Посуда»; консультация «Вспомогательный метод коммуникации PECS все «за» и «против».

Подготовлены и проведены консультации для законных представителей «Играем вместе с ребенком на прогулке», «Оптимизм и здоровье. Как мы думаем, так мы и чувствуем» (воспитатель дошкольного образования Мисник М.В.); «Игры зимой», «Предметы домашнего обихода в роли игрушек», «Как научить ребенка различать цвета?» (учитель-дефектолог Стойко М.М.).

Вниманию законных представителей представлены рекомендации «Как привить ребенку правила личной гигиены», «Учим ребенка кушать самостоятельно» (воспитатель дошкольного образования Огренич М.В.), буклет «Здоровые дети в здоровой семье», памятка «Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия» (воспитатель дошкольного образования Мисник М.В.).

Изготовлены педагогами:

  • шаблоны для пластилиновых заплаток по темам «Игрушки», «Транспорт» (воспитатель дошкольного образования Ромашевская Т.Н.);
  • алгоритм «Одеваемся на прогулку», дидактические игры «Найди пару», «Полезная и вредная еда», «Грязное и чистое белье», «Чистые руки», картинки «Предметы гигиены» (воспитатель дошкольного образования Огренич М.В.);
  • пособия и атрибуты к физкультурным занятиям (воспитатель дошкольного образования Мисник М.В.);
  • атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Кухня» и «Парикмахерская», маски и нагрудные эмблемы для игр-имитаций (воспитатель дошкольного образования Бойко Е.Л.)

Пополнила коммуникативные книги картинными символами по альтернативной коммуникации для детей с ТМН учитель-дефектолог Лопушко Г.В., составила картотеку народных хороводных игр, игр-этюдов воспитатель дошкольного образования Бойко Е.Л.

Диплом 3 степени отмечен сайт учреждения в номинации «Лучший сайт учреждения специального образования» (дистанционный конкурс «Лучший сайт учреждения образования» 2024, Минский ГИРО).  

свернуть

Отчет о реализации инновационного проекта за II четверть 2023/2024 учебного года

В рамках реализации инновационного проекта «Внедрение системы оценки качества специального образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» осуществляется систематическая и планомерная работа.

Участники инновационного проекта постоянно повышают свой профессиональный уровень через участие в различных обучающих мероприятиях:

  • цикле обучающих мероприятий на базе МГППУ в рамках проекта «Распространение лучших российских практик психологического и коррекционного педагогического обеспечения общего образования в дружественных странах» (директор Омелящик И.В., заместитель директора Вронская Т.М., воспитатель дошкольного образования Бойко М.М., учитель-дефектолог Стойко М.М.);
  • обучающем курсе «Психологическая помощь семье ребенка с особыми потребности» (Центр психологической помощи и обучения «Психея», РФ) (педагог социальный Каток И.А.);
  • обучающем курсе «Документационное обеспечение учреждений образования: основы организации делопроизводства и архивоведения» (Могилевский ГОИРО) (заместитель директора Вронская Т.М.);
  • круглом столе «Сфера инноваций: поиск идей, креативных решений, новых технологий образования» (Академия последипломного образования) (директор Омелящик И.В., заместитель директора Вронская Т.М., учитель-дефектолог Стойко М.М., воспитатель дошкольного образования Бойко Е.Л.);
  • VI международном форуме «Время равных возможностей» (Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей, РФ) (учитель-дефектолог Лопушко Г.В.);
  • обучающий курс «Использование средств альтернативных ассистивных технологий, ясного языка, приспособлений безбарьерной среды и транспорта для обеспечения доступа детей к образованию и поддержки в освоении учебных программ» (Институт инклюзивного образования БГПУ) (заместитель директора Вронская Т.М.).

Аттестация является одной из составляющих непрерывного профессионального развития педагогов. В рамках квалификационного экзамена защитила опыт педагогической деятельности по теме «Использование средств визуальной поддержки в коррекционно-педагогической работе по формированию навыков коммуникации и взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра» учитель-дефектолог Лопушко Г.В. По результатам заседания аттестационной комиссии ей присвоена высшая квалификационная категория учителя-дефектолога.

По запросам педагогов осуществляется индивидуальное и групповое консультирование. Работу по психологическому сопровождению группы участников инновационного проекта осуществляет педагог-психолог Белко В.Г. На странице сайта учреждения «Инновационный проект» внесена актуальная информация. В новостной ленте выкладывается информация о жизни учреждения («Формирование сюжетно-ролевой игры у обучающихся с ОПФР», «Нетрадиционная техника рисования с использованием пищевой пленки» воспитатель дошкольного образования Бойко Е.Л.).

За II четверть 2023/2024 учебного года проведены следующие мероприятия:

  • 13.11.2023 районный семинар-практикум для воспитателей групп интегрированного обучения и воспитания, специальных групп для детей с ТНР по теме «Методические аспекты организации адаптивной образовательной среды для детей с расстройствами аутистического спектра»;
  • с 13 по 17 ноября 2023 года районный методический фестиваль, в рамках которого состоялись конференция «Практический опыт и творческие находки в специальном образовании», семинар-практикум «Организация сопровождения детей с ОПФР, детей с инвалидностью в учреждении образования»;
  • 20.11.2023 районный семинар-практикум для воспитателей учреждений специального образования по теме «Формирование сюжетно-ролевой игры у обучающихся с ОПФР» под руководством воспитателя дошкольного образования Бойко Е.Л.;
  • 28.11.2023 семинар-практикум для педагогов ЦКРОиР «Как справляться с неприемлемыми формами поведения. Общие принципы» учителем-дефектологом Лопушко Г.В.;
  • Проведены консультации для педагогов «Семейный проект как современная форма работы с родителями, воспитывающими детей с ОПФР» педагогом социальным Каток И.А., «Педагогическое самообразование» заместителем директора Вронской Т.М., «Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей с ТМН» воспитателем дошкольного образования Огренич М.В.

Разработаны:

воспитателями дошкольного образования:

  • Бойко Е.Л. конспект сюжетно-ролевой игры «Чаепитие»;
  • Огренич М.В. конспекты занятий «Наша одежда и обувь», «Одежда» по образовательной области «Самообслуживание», «Знакомство с капелькой», «Зимняя одежда» по образовательной области «Я и мир»;
  • Ромашевской Т.Н. конспекты занятий «Сушки и бублики», «Пирамидка из колец», «Мыльница» по образовательной области «Изобразительная деятельность» (лепка);

учителями-дефектологами:

  • Стойко М.М. конспекты занятий «Далеко-близко», «Большой-маленький» по образовательной области «Сенсорная стимуляция»;
  • Лопушко Г.В. конспекты занятий «Домашние животные», «Предметы гигиены» по образовательной области «Коммуникация».

Подготовлены и проведены консультации для законных представителей «Какое место занимает физическая культура в вашей семье?», «Мяч – полезная игрушка» (воспитатель дошкольного образования Мисник М.В.); «Пальчики рассказывают сказки», «Оздоровление музыкой», «Развитие мелкой моторики с помощью подручных материалов» (учитель-дефектолог Стойко М.М.).

Вниманию законных представителей представлены брошюры «Игры зимой» (учитель-дефектолог Стойко М.М.), «Средства альтернативной коммуникации», «Использование визуальных средств в процессе обучения детей с расстройствами аутистического спектра» (учитель-дефектолог Лопушко Г.В.).

Изготовлены педагогами: физкультурное оборудование из бросового материала «Моталочки», «Косички», маски животных на ленточках (воспитатель дошкольного образования Мисник М.В.); игры «Большие-маленькие платочки», «Поможем белочке собрать шишки», «В песочнице» (учитель-дефектолог Стойко М.М.); шаблоны для пластилиновых заплаток по темам «Овощи», «Фрукты» (воспитатель дошкольного образования Ромашевская Т.Н.).

Пополнила коммуникативные книги картинными символами по альтернативной коммуникации для детей с ТМН учитель-дефектолог Лопушко Г.В., составила картотеку игр по сенсорному развитию учитель-дефектолог Стойко М.М.

Организационные вопросы решаются через инструктивно-методические совещания.

свернуть

Отчет о реализации инновационного проекта за I четверть 2023/2024 учебного года

В рамках реализации инновационного проекта «Внедрение системы оценки качества специального образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» осуществляется планомерная работа.

Организационные вопросы решаются через инструктивно-методические совещания.

С целью повышения профессионального уровня педагогами изучены нормативные правовые документы, регламентирующие инновационную деятельность, методическая литература.

Составлен план повышения квалификации участников инновационного проекта через курсовую подготовку, аттестацию на 2023/2024 учебный год.

Учитель-дефектолог Лопушко Г.В. прошла повышение квалификации по учебной программе «Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога с детьми раннего и дошкольного возраста с РАС» с 9 по 13 октября 2023г. (ИПКиП БГПУ им. М.Танка). Воспитатель дошкольного образования Мисник М.В., Огренич М.В. 28.09.2023 участвовали в обучающем тренинге «Играй и развивай», проводимом специалистами ОБО «Белорусский детский хоспис».

По запросам педагогов осуществляется их индивидуальное и групповое консультирование. Работу по психологическому сопровождению группы участников инновационного проекта осуществляет педагог-психолог Белко В.Г. На сайте учреждения оформлена страница «Инновационный проект», внесена актуальная информация. В новостной ленте выкладывается информация о жизни учреждения («Сенсорные аппликации» учитель-дефектолог Стойко М.М.).

В рамках организационно-управленческой деятельности утверждены приказом от 04.09.2023 №119 «Об организации инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году» календарное планирование на 2023/2024 учебный год, персональный состав инновационной группы и меры стимулирования участников инновационного проекта.

За I четверть 2023/2024 учебного года проведены следующие мероприятия:

30.08.2023 состоялось заседание педагогического совета, где рассматривался вопрос «О календарном плане инновационного проекта на 2023/2024 учебный год»;

30.08.2023 проведено совещание «О работе педагогического коллектива учреждения специального образования»;

18.09.2023 состоялось заседание проблемной группы воспитателей, осуществляющих персональное сопровождение детей с расстройством аутистического спектра, по теме «Организация деятельности воспитателей, осуществляющих персональное сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра» под руководством заместителя директора по основной деятельности Вронской Т.М.;

25.09.2023 проведен проблемный семинар «Контроль качества усвоения учащимися программного материала»;

11.10.2023 в рамках Всемирного дня психического здоровья педагог-психолог Белко В.Г. провела акцию «Я забочусь о психическом здоровье»;

16.10.2023 воспитатель дошкольного образования Бойко Е.Л. провела семинар-практикум «Адаптивное физическое воспитание детей с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии»;

с 16 по 20 октября в рамках Недели педагогического мастерства «Фестиваль здоровья» проходила методическая выставка «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» для педагогов, консультация для педагогов «Условия сохранения психического здоровья», взаимопосещение открытых занятий;

20.10.2023 педагогом социальным Каток И.А. проведено заседание родительского клуба «Планета Семья» по вопросу «Школа эффективного родителя»;

27.10.2023 педагог-психолог Белко В.Г. в рамках консультации для педагогов рассказала о профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического здоровья;

проведены родительские собрания в группах для детей с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии.

Педагогами проведена диагностика воспитанников в соответствии с критериальной базой, заполнены мониторинговые карты по образовательным областям на каждого воспитанника.

Воспитателем дошкольного образования Ромашевской Т.Н. разработаны конспекты занятий по лепке (образовательная область «Изобразительная деятельность») по следующим темам: «Карандаши», «Колеса для тележки», «Витамины: яблоки, апельсины»; Огренич М.В. по образовательной области «Самообслуживание» – «Научим Мишку ухаживать за зубами».

Подготовлены и проведены консультации для законных представителей «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей с ТМН» (воспитатель дошкольного образования Ромашевская Т.Н.), «Как приучить ребенка к горшку» (воспитатель дошкольного образования Огренич М.В.), «Вспомогательный метод коммуникации PECS» (учитель-дефектолог Лопушко Г.В.). Вниманию законных представителей представлена брошюра «Предметы домашнего окружения в роли игрушек» (учитель-дефектолог Стойко М.М.).

Изготовлены педагогами: игра-пазл «Порядок одевания после сна» (воспитатель дошкольного образования Бойко Е.Л.); бумажная кукла с набором одежды осенне-весеннего периода (воспитатель дошкольного образования Бойко Е.Л.); пособие «Рамки-застежки на липучках» (воспитатель дошкольного образования Бойко Е.Л.); игра «Найди животных по тени» (учитель-дефектолог Стойко М.М.); игры для конструирования из геометрических фигур «Корабль», «Дом», «Заяц», «Человечек», «Ракета», «Кошка», «Рыбка», «Цветок», «Елочка», «Грузовик» (учитель-дефектолог Стойко М.М.); дидактические игры «Оденем куклу», «Мое тело» (воспитатель дошкольного образования Огренич М.В.).

Пополнены картотеки игр и упражнений по ритмопластике, на расслабление мышц и релаксацию (воспитатель дошкольного образования Мисник М.В.), по формированию культурно-гигиенических навыков (воспитатель дошкольного образования Огренич М.В.).

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: