Применение здоровьесберегающих технологий на уроках

26.02.2024

Здоровье – естественное состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

При организации образовательной деятельности (проведение уроков/ занятий) необходимо учитывать: обстановку и гигиенические условия в помещении; частую смену видов деятельности на уроках; среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности; рациональное распределение нагрузки по времени урока; использование игровых форм работы; физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроках / занятиях; создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Мы используем следующие виды здоровьесберегающих технологий во время учебного процесса.

Динамические паузы (физминутка) – вид активного отдыха. Рекомендуется для всех учащихся в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида уроков/ занятий. В нашем классе данный компонент используется на каждом уроке.

Пальчиковая гимнастика – систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи. Является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Позитивно влияет на развитие интеллекта. Особенно детям нравится, если пальчиковая гимнастика представлена в стихотворной форме.

Гимнастику для глаз можно использовать на каждом уроке по 3-5 минут в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Такую гимнастику можно использовать при помощи мультимедийной установки или расположить в кабинете на доске наглядный материал, который также позволит работать глазами.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Чаще всего мы  применяем в начале урока, для того, чтобы настроить детей на учебный процесс.

Элементы самомассажа можно использовать в любой физкультминутке. Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями, в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, способствует снятию напряжения.

Работа с природными материалами – пластилином, песком, водой, красками помогает снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка.

А вот музыкальная терапия вызывает восторг у наших детей. Музыкотерапию можно использовать на уроках изодеятельности, окружающего природного мира, коррекционно-развивающих занятиях.

Применение здоровьесберегающих технологий, используемых при обучении, способствуют обеспечению эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия детей в процессе взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми, оказывают положительное влияние на общее развитие детей.

Марчук Т.Н., учитель

поделиться в: