Развитие пространственных представлений у дошкольников

12.02.2024

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека. Установлено, что несформированность пространственных представлений к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.

В старшем дошкольном возрасте просто необходимо обратить большое внимание на развитие ориентировки детей на листе бумаги. Большинство детей они не знают, где у листа бумаги низ, где вверх. Поэтому большое внимание на коррекционно-развивающих занятиях уделяется таким упражнениям. Сначала объясняем значение выражений «посередине», «в центре», «слева», «справа», «сбоку», «по верхней, по нижней, по боковой стороне слева», «по боковой стороне справа», «левый (правый) верхний угол», «левый (правый) нижний угол», «верхняя (нижняя) строчка» и др., далее для закрепления этих знаний, предлагаем детям ряд заданий.

 

 

 

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых на занятиях он усваивает самые простейшие представления об этом: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «в центре», «над», «под», «между», «по часовой стрелке», «против часовой стрелки», «в том же направлении», «в противоположном направлении» и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

 

 

 

Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики.

Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог

поделиться в: