Сенсомоторное развитие ребенка – это развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе с использованием двигательного анализатора.
Дети с ТМНР обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, но вследствие инертности психических процессов сформировать целостное восприятие предметов и явлений окружающей среды для них проблематично и является очень продолжительным процессом. Без специального обучения такие дети не овладевают поисковыми способами ориентировки, они действуют, не учитывая свойств предмета, не переносят знания и опыт на новые предметы и в новую ситуацию.
Дети манипулируют предметами хаотично, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета. Поэтому коррекционная работа по развитию проводится во всех видах деятельности: в учебной, быту, жизненных ситуациях, в играх, в предметно-практической деятельности, рисованию, лепке, ручному труду и т.д.
Для обогащения и развития сенсорного опыта детей с ТМН очень важно использовать разнообразные виды игр: предметные, дидактические, строительно-конструктивные, подвижные.
Можно применять на практике всевозможные дидактические задания и упражнения: «Открой и закрой коробочку», «Сухие бассейны», «Сортируем предметы по цвету, форме размеру», «Делаем салат из овощей и фруктов», «Собираем пирамидку», «Тактильные дорожки», «Шнуровки». «Вкладыши»; игры с водой и др.
Развитие сенсомоторной сферы тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи, поэтому необходимо обогащать и накапливать чувственный опыт детей, учить их быть внимательным к тому, что их окружает, заинтересовывать и придумывать для них мотивацию.
Марчук Т.Н., учитель "В" класса