Межполушарное взаимодействие и речь ребенка

02.03.2021

«Развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущество в интеллектуальном развитии…»
И.П. Павлов

Межполушарное взаимодействие – это единая система, в которой работают оба полушария головного мозга. Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа обеспечивает полноценное протекание всех психических процессов.

Межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта. Именно межполушарные связи позволяют передавать сигналы и взаимодействовать обеим половинкам мозга. Отсутствие слаженности в работе обоих полушарий – одна из основных причин трудностей в обучении и адаптации, отклонений в речевом развитии.

Существует большое количество специальных упражнений, способствующих улучшению межполушарного взаимодействия, созданию новых нейронных связей. Основа таких упражнений – синхронное движение обеих рук человека.

Проговаривание речевого материала с одновременным выполнением соответствующих движений синхронизирует работу полушарий, способствует улучшению запоминания, концентрации внимания, стимулированию познавательной активности и мыслительной деятельности.

Для улучшения межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста эффективны кинезиологические упражнения, логоритмика, нейродинамическая гимнастика, включающая в себя как крупномоторные упражнения и игры, так и разнообразные комплексы упражнений по развитию мелкой моторики, растяжки, расслабляющие и дыхательные техники, езда на велосипеде, плавание.

Отличным средством активизации межполушарных связей является одновременное рисование двумя руками, особенно эффективное на этапе автоматизации звуков.  Можно использовать специальные прописи и тетради для развития межполушарного взаимодействия.

Нейропсихологические упражнения повышают общую работоспособность, уровень саморегуляции и самоконтроля, улучшают внимание (устойчивость и концентрация), память, речь, мышление, развивают творческие способности.

Включение нейропсихологических упражнений, игр и пособий в индивидуальные и подгрупповые занятия придает процессу коррекции звукопроизношения характер увлекательной игры, что обеспечивает более качественное и успешное усвоение ребенком речевого материала.

С.Н. Гулевич, учитель-дефектолог

поделиться в: