Советы учителя-дефектолога

Что нужно знать о навыках письма

25.07.2024

Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора – на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

Неправильный двигательный навык с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв. Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребенок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребенка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приемов, периодически передвигая руку.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме.

Кравец И.Н., учитель-дефектолог

свернуть

Подростковая ломка (мутация) голоса

29.05.2024

В возрасте 13-15 лет (мутационный период), происходит половое созревание детей, которое протекает очень индивидуально. Поэтому ломка может произойти как резко и ощутимо, так и медленно и менее заметно. Также индивидуальна и продолжительность этого периода. Она может составлять и несколько месяцев, а может длиться несколько лет. Не рекомендуется в этот период перенапрягать голосовые связки.

Мутация – это всего лишь «изменение», а в простонародье «ломка». Связано это изменение с половым созреванием организма и ростом органов, участвующих в голосообразовании. Процесс этот является естественным, неизбежным, поэтому опасаться его не стоит.

Наступление процесса мутации голоса зависит от нескольких факторов: климата, нации ребенка, индивидуальных физиологических особенностей. Так, например, дети, проживающие в южных регионах, гораздо раньше могут столкнуться с этим процессом.

Ломка голоса связана с изменениями гортани, которая в подростковом возрасте существенно увеличивается (в 1,5-2 раза у мальчиков, и на 30% у девочек). Увеличиваются также и голосовые связки, к тому же они начинают колебаться целиком, а не только краями, как это было раньше.

Характерные признаки наступления ломки (мутации) голоса:

  • сила голоса у мальчиков растет, но затем верхние ноты, которые раньше давались легко, берутся с трудом;
  • могут появиться сипота и скрипучесть;
  • проявляется фальшь в голосе;
  • голос может неожиданно срываться;
  • понижение голоса у девочек на 1-2 тона;
  • покраснение гортани;
  • повышенное выделение слизи.

Основные рекомендации по гигиене голоса:

  • правильно организуйте занятия, вовремя отдыхайте;
  • воздержитесь от крикливых звуков, визга;
  • не выступайте на открытых площадках при низких температурах;
  • избегайте шепота;
  • занимайтесь спортом, закаливанием;
  • откажитесь от курения и алкоголя;
  • своевременно лечите различные заболевания;
  • старайтесь носить зимой шарф, чтобы не застудить шею;
  • не разговаривайте, а также не пойте во время лор-заболеваний.

Кравец И.Н., учитель-дефектолог

свернуть

Развитие диалогической речи детей в семье

27.05.2024

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. В диалогической речи совершенствуются речевой слух, правильное звукопроизношение, интонационная выразительность, закрепляются навыки правильной выразительной речи.

Диалогическая речь возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками.

Для формирования диалогической речи рекомендуется использовать дома следующие приемы:

  1. Словесные поручения. Выполняя словесные поручения, важно, чтобы ребенок использовал речь. Дайте ребенку поручение что-нибудь сделать, например, попросить у бабушки тряпочку для мытья кубиков и т.д. Для усвоения информации, важно попросить ребенка повторить поручение. После выполнения поручения, узнайте у ребенка, как он с ним справился.
  2. Чтение литературных произведений. Чтение литературных произведений дает детям образцы диалогического взаимодействия, правила очередности, помогает усвоить различные виды интонации. У ваших детей должна быть детская библиотека. В нее входят произведения Корнея Чуковского, С.Я. Маршака, А.С. Пушкина, стихи Агнии Барто, басни И.Крылова, сказки Братьев Гримм и т.д. Замечательным приемом, обучающим детей умению задавать друг другу вопросы, является проговаривание скороговорок.
  3. Специально организованные речевые ситуации – это задания дидактического характера. Они побуждают ребенка самостоятельно выстраивать свою развернутую речь. Например, «У бабушки День рождения. Надо ее поздравить. Как мы с тобой это сделаем, какие слова ей скажем? А что еще можно добавить? Повтори полное поздравление, которое у нас получилось. Особое место нужно отвести дружеским беседам, в которых дети не демонстрируют свои знания, а делятся жизненными впечатлениями, переживаниями. Тематика дружеских бесед разнообразна: воспоминания о летнем отдыхе, обсуждение прочитанного, рассуждения о дружбе, рассказы об интересных встречах в природе, забавах, и т. п. В дружеской беседе дети удовлетворяют потребность в общении, во внимании к себе окружающих, обмене чувствами, впечатлениями.
  4. Разнообразные игры. Это сюжетно – ролевые игры, дидактические, подвижные, игры – инсценировки, игры – драматизации. Например, «Разговор по телефону», «Магазин», «Почта», «Звонок в магазин», «Интервью», «Что в чудесном мешочке?», «Вопрос с подсказкой», «Да и нет», «Угадай, какой предмет загадан», «Чего не стало?». Подвижные игры, содержащие диалоги, помогают детям закрепить умение адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, формулировать правильно вопрос. К таким играм относятся: «Гуси – Гуси», «Кошка и мышка» и др. В домашних играх – инсценировках и играх – драматизациях ребенок координирует игровые действия с членом семьи, соблюдает очередность высказываний, учится аргументировано выражать согласие и несогласие с действиями партнера, задавать вопросы, отвечать на них, высказывать просьбы, поручения, побуждения. Ребенок упражняется в диалогах, заимствованных из литературных произведений. Например, игры – драматизации «Теремок», «Курочка Ряба», «Маша и Медведь», настольный театр, кукольный театр, игры с пением – хороводы, и др.

Диалог для дошкольника является первой школой овладения родной речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю жизнь ребенка, все отношения, он по существу — основа развивающейся личности. Ваш ребенок должен чувствовать, что в семье к нему относятся с любовью и уважением, что взрослые считаются с ним, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям, когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать его, занимая позицию тактичного собеседника.

Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог

свернуть

Речевое и физиологическое дыхание

20.05.2024

Когда человек говорит, его «речевое» дыхание принципиально отличается от обычного, которое называется «физиологическим».

В чем же заключаются особенности речевого дыхания?

При физиологическом дыхании человек делает вдох и выдох равномерно, за одинаковые промежутки времени. Физиологическое дыхание происходит рефлекторно, само, как и многие другие базовые процессы жизнедеятельности в организме, и им нет нужды управлять.

Речевое дыхание обычно включает в себя короткий глубокий вдох и долгий медленный выдох, при котором воздух воздействует на голосовые связки, в результате чего произносятся звуки и слова. Чтобы появился звук, голосовым связкам нужен поток воздуха. Сначала делается вдох, затем выдох, вызывающий звук.

В отличие от физиологического, речевое дыхание является управляемым. И развитие правильного речевого дыхания у ребенка является одним из важных элементов развития речи. Качественный и хорошо управляемый произвольный выдох – это основа для звучащей речи. В этом заключается цель развития речевого дыхания.

Методика развития речевого дыхания детей включает в себя специальные игры и упражнения. У каждого логопеда, занимающегося развитием речи ребенка, может быть целая картотека игр для речевого дыхания.

Но на практике часто встречается ситуация, что ребенок совсем не умеет дуть, а для многих игр важен этот навык. Что в этом случае делать?

В этой ситуации вам помогут базовые игры на развитие речевого дыхания у детей самого начального уровня, которые помогут сформировать и развить умение делать произвольный выдох – то есть, выдувать воздушную струю по своему желанию.

Базовые игры и упражнения для формирования речевого дыхания.

Рассмотрим четыре базовых упражнения для детей на формирование способности выдувать воздух, которое является обязательным условием для более сложных занятий по правильному развитию речевого дыхания, речи и голоса. Для игр и упражнений понадобятся простые и доступные тренажеры.

  1. Блокфлейта.

Игра с блокфлейтой – это одна из лучших методик по развитию произвольного выдоха для речевого дыхания. Выступающая в качестве тренажера блокфлейта – чуткий инструмент, реагирующий даже на малейший поток воздуха, если просто в нее подышать. Это качество есть у профессиональных блокфлейт, в отличие от игрушечных дудочек, в которые нужно дуть сильно.

При игре с блокфлейтой малыш может даже не понимать, что от него требуется, и может просто держать флейту во рту – но в какой-то момент он случайно выдохнет во флейту, и создаст этим звук. При этом нужно обязательно эмоционально его похвалить и поощрить.

В процессе занятий ребенок поймет принцип появления звука, и будет выдыхать воздух во флейту чаще и сильнее.

  1. Свечки.

После того, как малыш научился дуть во флейту, мы переходим к обучению дистантному дутью, особенностью которого является отсутствие во рту посторонних предметов. На следующем этапе работы по формированию речевого дыхания у детей мы используем упражнение со свечкой.

Если на предыдущем этапе использовалась блокфлейта, переход к упражнению со свечкой должен быть плавным. Вначале нужно научить ребенка задувать свечку через короткую секцию блокфлейты, как через трубочку, сняв с нее более длинный сегмент.

Далее при выдыхании воздуха отодвигайте флейту ото рта ребенка и убирайте.

Чтобы сделать это задание более веселым, наглядным и интересным, можно приглушить свет и закрыть шторы.

И важно при работе со свечками соблюдать все меры предосторожности, так как это пожароопасный объект.

  1. Мыльные пузыри.

Еще один удобный тренажер для обучения дистантному произвольному выдоху, при котором во рту нет предметов-подсказок – мыльные пузыри. Вначале можно использовать для выдувания широкие полуторасантиметровые трубки, и потом постепенно убирать их в момент выдоха.

Это упражнение можно сделать веселым и разнообразным при помощи разных игр:

  • дуть по очереди;
  • наперегонки лопать летающие в воздухе пузыри;
  • сделать разноцветные пузыри при помощи пищевых красителей.

Также можно попробовать использовать нелопающиеся мыльные пузыри.

  1. Ветрячок.

Это еще одна замечательная игрушка для развития речевого дыхания, которая может часто помогать логопеду для формирования правильного речевого дыхания у детей.

Разноцветное сверкающее мелькание будет удерживать внимание ребенка, что поможет научиться выдувать воздух направленно и сильно.

Чтобы разнообразить и усложнить задачу, можно прикрывать разные группы вертушек, побуждая ребенка выдувать воздух в нужное место.

Технологии формирования речевого дыхания могут включать и другие комплексы упражнений, игрушки и тренажеры, например, аэробол, которые используются на более поздних этапах, когда ребенок уже умеет делать произвольный выдох.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Игры с сенсорными коробками

08.05.2024

Сенсорные коробки по цветам

Каждая коробка содержит предметы только одного цвета: красного, синего, желтого или зеленого. В процессе игры с такой коробкой ребенок усваивает цвета, т.к. нужный цвет находится все время перед глазами, а его название много раз упоминается во время обсуждения игры.

 

Сенсорная коробка для рисования

Чтобы сделать сенсорную коробку для рисования, нужно в большое блюдо, контейнер с невысокими бортами, поднос насыпать тонким слоем манку, соль, песок. Рисовать можно пальчиком, палочкой, делать отпечатки фигурками, формочками для выпечки фигурного печенья.

Сенсорная коробка «На ферме»

Сенсорная коробка с домашними животными отлично подойдет в качестве первой тематической коробочки. Детям нравиться кого-то кормить, а в этой коробке можно сколько угодно насыпать корм. Во время игры можно ненавязчиво повторять названия домашних животных, звукоподражания.

В качестве земли можно использовать гречку, фасоль, горох, макароны, чечевица, бурый или крашеный рис. Хорошо, если есть сарайчики, загоны для животных из готовых наборов конструкторов, они прекрасно дополнят ферму. Но если не имеется, то сарайчик можно легко сделать, отрезав одну стенку любой подходящей коробки. Аналогично делается и корыто для корма животных.

Таким образом, сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей как на занятиях, так и в домашних условиях.

Стойко М.М., учитель-дефектолог

свернуть

Что такое сенсорные коробки?

06.05.2024

Одним из результативных средств сенсорного развития ребенка являются сенсорные коробки. Это емкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать то, что находится внутри нее, обучая и развивая.

Эффективны в использовании сенсорные коробки преимущественно большого диаметра: тазы, большие пластиковые контейнеры (для хранения игрушек). Это позволяет нескольким детям играть с ней, не мешая друг другу, а также способствует развитию совместного игрового взаимодействия со сверстниками. Коробки можно создавать по какому-либо сенсорному принципу: по цвету, форме, фактуре и таким образом усваиваются сенсорные эталоны цвета, формы, в тактильной памяти откладывается информация о внешних признаках различных материалов. Развиваются мелкая и крупная моторика, усидчивость, способность удерживать внимание на определенном предмете в течение продолжительного времени. Главный критерий использования сенсорной коробки в работе – это ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игр детей взрослый должен находиться рядом и принимать непосредственное участие в игровых действиях.

Наполнить сенсорную коробку можно различными материалами:

  • природный материал: песок натуральный/искусственный, земля, глина, трава/сено, листья, опилки, камни, перья;
  • крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный), пшено, перловка, манка, овсянка;
  • бобовые: фасоль, горох, чечевица, нут;
  • макароны, мука, сахар, соль, крахмал, кофе;
  • жидкости: вода, лед, снег, мыльный раствор, масло;
  • кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин;
  • текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы;
  • поролон, губка, вата, ватные диски.

А предметами-наполнителями могут служить:

  • фигурки животных; растения (искусственные и настоящие);
  • игрушки от киндер-сюрпризов;
  • камни, ракушки, шишки, орехи;
  • игрушечные фрукты, грибы; буквы и цифры;
  • лопатки, ложки, грабли;
  • мисочки, чашки, стаканчики, маленькие ведерки;
  • сито, воронка, мельница и др.

Важно не забывать менять содержимое сенсорной коробки и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра давала ощущение новизны и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.

Стойко М.М., учитель-дефектолог

свернуть

Развитие мелкой моторики у младших дошкольников

29.04.2024

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая способствует в дальнейшем скорости реакции ребенка, влияет на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока» и др.

Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

Предлагаем упражнения, которые можно делать с детьми дома.

СТУЛ

Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз.

 

ОЧКИ

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

 

 

Кравец И.Н., учитель-дефектолог

свернуть

Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития

10.04.2024

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя-дефектолога, воспитателей и родителей.

  1. У ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома. Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы.
  2. Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.
  3. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
  4. Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию дефектолога.
  5. Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
  6. Занятия должны носить занимательный характер.
  7. При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.
  8. В затруднительных случаях консультироваться у педагога.
  9. Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель-дефектолог.
  10. Занятия должны быть регулярными.
  11. Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
  12. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
  13. 13. Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления.
  14. 14. Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.
  15. У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.
  16. Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.
  17. Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.
  18. Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого.
  19. Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.
  20. Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 секунд (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.
  21. Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3-х раз.
  22. При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).
  23. Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.
  24. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
  25. Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.
  26. Обязательно посещайте консультации педагога и открытые занятия педагогов.
  27. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей.

Кравец И.Н., учитель-дефектолог

свернуть

Гаджеты и развитие коммуникативных навыков

25.03.2024

Первые три года жизни очень важны для развития ребенка, особенно для развития его речи. Речевые навыки формируются в процессе эмоциональных взаимоотношений и общения ребенка с близкими взрослыми, когда ребенок пытается выразить свои потребности словами. 

В возрасте 3-7 лет у ребенка развивается важный навык ролевых игр. Дети начинают копировать поведение взрослых. В это время происходит активное развитие мозга: развиваются творческие способности, повышается интеллектуальный уровень, совершенствуются навыки общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Постоянное использование гаджетов тормозит эти процессы, так как не требует участия взрослого. Нарушаются родительско-детские взаимоотношения – это способствует нарушению взаимоотношений между сверстниками, отсутствию способности договариваться, идти на компромисс, делать что-то вместе.

В школьном возрасте развиваются трудности в обучении и восприятии информации. Для детей, с раннего возраста использующих гаджеты, характерно «клиповое мышление» – восприятие мира с помощью ярких коротких образов. При этом информация воспринимается разрозненно, фрагментарно, по принципу «увидел и забыл». Детям сложно удерживать в памяти предыдущие фразы при прослушивании текста, понимать смысл рассказа. Формируются проблемы с чтением: тексты сложно понимаются, чтение становится утомительным и неинтересным.

В подростковом возрасте из-за постоянного использования гаджетов к трудностям в обучении присоединяются проблемы в социализации. У подростков формируются сложности в общении, живое общение заменяется на соцсети, дети выпадают из реальной жизни. При столкновении с проблемами такие подростки более склонны к стрессам, истерикам, депрессиям, в том числе с суицидальными мыслями.

Детям до 3-х лет не рекомендуется вообще пользоваться гаджетами. Яркие быстро мелькающие картинки нарушают формирование зрительного аппарата, дают нагрузку незрелой нервной системе. Подмена общения с родными взрослыми на просмотр гаджетов нарушает формирование эмоциональных связей и ценностных ориентиров ребенка. Ребенку в этот возрастной период важно исследовать мир вокруг себя: потрогать, понюхать, попробовать на вкус, а виртуальный мир гаджета не способствует этому развитию.

Безусловно, отрицать полезные свойства гаджетов нельзя. Если вдумчиво подойти к вопросу использования гаджетов, то можно подобрать развивающие мультфильмы, образовательные программы для детей младшего возраста. Для детей школьного возраста подойдут различные головоломки, олимпиады, обучающие циклы и т.д.

Не стоит полностью запрещать детям использовать гаджеты. Важно вовремя направить любопытство ребенка в полезное русло. Тогда гаджет станет помощником в получении знаний и достижении успехов.

Родителям необходимо учить ребенка правильно пользоваться гаджетом. Важно проговаривать правила в каких случаях можно, а в каких нельзя использовать гаджет, учить пользоваться качественным контентом. Тогда ребенок постепенно привыкнет и сам научится находить и анализировать полезную информацию в интернете.

Важно помнить о следующем:

  • нельзя использовать гаджет как средство от истерик или плохого настроения;
  • всем детям необходимо общение с родителями, близкими людьми, нужны общие интересы и цели, тогда у детей не будет желания убегать от одиночества в сеть;
  • важно обеспечить ребенку интересный, разнообразный досуг: игрушки, спортивный инвентарь, книги, материал для творчества и самовыражения.

Стоит обратить внимание на следующие настораживающие симптомы:

  • ребенок теряет чувство времени и чувство меры за игрой в гаджете;
  • ребенок испытывает агрессию, ярость, у него начинается истерика при попытке забрать гаджет, ограничить время игры в гаджете;
  • ребенок теряет интерес к реальной жизни, не стремится играть с друзьями, не хочет гулять, играть в настольные, подвижные игры, рисовать, лепить и т.д. Эти занятия кажутся ребенку скучными;
  • у школьников падает успеваемость;
  • свободное время ребенок проводит, уединившись с гаджетом;
  • происходит постепенная утрата контакта с родителями: ребенок все меньше стремится к общению, замыкается в себе.

Счастливый, гармонично развивающийся ребенок, скорее всего, не будет испытывать повышенную тягу к гаджетам. Чаще всего такая патологическая зависимость формируется, когда нарушено равновесие и гармония во внутреннем мире ребенка, когда есть незаполненная пустота:

  • семейные проблемы, ссоры между родителями;
  • неуверенность ребенка в себе, проблемы в общении со сверстниками;
  • недостаток контакта с окружающим миром: родители мало общаются с ребенком (не на тему учебы, например, а просто о жизни ребенка, его интересах, волнениях, событиях и др.), играют, гуляют, мало времени проводят вместе;
  • у ребенка нет интересного занятия, которое бы его вдохновляло, стимулировало к самовыражению, творчеству и т.д.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Развитие пространственных представлений в домашних условиях

26.02.2024

Пространственные представления являются сложной многоуровневой системой, которая планомерно формируется в процессе развития ребенка. Они начинают формироваться с момента рождения и в качестве составляющих встраиваются в дальнейшем как базовые элементы в психическую деятельность ребенка.

Как можно развивать пространственные представления у детей?

  • Складывайте с ребенком фигурки в технике оригами, собирайте пазлы, лепите из пластилина, вырезайте из бумаги симметричные предметы или снежинки, играйте в настольные игры (танграм, шашки, шахматы, нарды, «бродилки»). Рисуйте с ребенком планы – местности, помещения.
  • Разгадывайте загадки: они учат ребенка мысленно воспроизводить предмет по его признакам, тем самым выстраивать образ.
  • Объясните ребенку как легко определить стороны света возле вашего дома: где восходит солнце, где вы наблюдали закат. Гуляете пешком в знакомых местах – предложите представлять, куда вы направляетесь (север, юг, запад, восток).
  • Выходите на улицу – спрашивайте мнение ребенка, как лучше добраться до нужного места.
  • Позволяйте помогать вам собираться в дорогу. Чемодан, в который не помещаются вещи, – отличный тренажер трехмерного мышления.
  • Прячьте «клады» и предлагайте находить их по картам, схемам. Тренируйте пространственное мышление «на местности» и выполняйте специальные развивающие задания.

Простые задания "с бумагой и ручкой" для ориентировки на листе бумаги:

  • рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
  • повторять узоры, орнаменты и фигуры, состоящие из линий;
  • сравнивать фигуры по размеру и форме;
  • дорисовывать вторую (точно такую же, но в зеркальном отображении) половинку картинки;
  • писать математические диктанты;
  • соединять точки по цифрам;
  • перечерчивать фигуры, внося изменения (например, увеличивая или уменьшая размер, добавляя детали), или по памяти;
  • зеркально отображать любые рисунки, буквы, цифры;
  • рисовать по инструкции («нарисуй маленький квадрат в правом верхнем углу листа»);
  • проходить лабиринты («помоги зайцу добраться до морковки, но не попасть в лапы к волку»);
  • играть с рамками-вкладышами;
  • составлять узнаваемые предметы (кошку, домик, грузовик) из геометрических фигур разного размера;
  • рисовать чертежи и схемы различных предметов;
  • описывать на картинках местоположение героев и предметов, используя предлоги (в, над, под, между, у).

Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: