Советы учителя-дефектолога
Роль книги в речевом развитии детей
24.09.2024Литература для детей является источником всестороннего воспитания, в том числе и речевого развития. Она знакомит с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости. В дошкольные годы ребенок – активный слушатель, и его путь к книге лежит через взрослых. Литература для самых маленьких имеет свои особенности, и родители, становясь посредниками между ребенком и книгой, должны это понимать.
Дети в возрасте от 8 месяцев до 2-2,5 лет могут слушать чтение 5-20 минут, в возрасте от 2,5 до 3 лет, как правило, 1 час и более.
Некоторым детям, при знакомстве с книгой, не важно видеть картинки. Важно слушать текст. Рассматривание и комментирование картинок в книге, совместное со взрослым или самостоятельное, – особый вид «чтения», значимый для маленького ребенка.
К 2 годам в речи детей появляются цитаты из любимых книг. Сначала это отдельные слова, позже – цитаты, представляющие собой двух-, трехсловные высказывания, а также слова и выражения, с которыми ребенок встречается только в сказках и стихах: жили-были, притих, косой, рык.
Пятый год жизни очень благоприятный для развития языкового чутья, но для этого взрослому нужно при чтении выделить яркие в образном отношении слова и фразы. При этом нужно помнить, что достоянием речи ребенка они станут, если у него будет возможность проговорить их. При ответе на вопросы детям представится возможность произнести их (печка пышет жаром; речи лишился).
Читая детям книги, необходимо учить их сравнивать, выделять общее и различное в характере героев одного художественного произведения, а также сопоставлять вид персонажей, их поступки из двух различных произведений.
Сравнивая, например, сказки, нужно обратить внимание детей на то, что в них общего: добро борется со злом и всегда побеждает; на долю героев выпадают большие испытания; в сказке действуют фантастические персонажи. Роль сказки состоит в том, чтобы дать образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей. Любимой для ребенка становится та сказка, сюжет которой наиболее близок миру его внутренних переживаний.
После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество.
Рекомендации по развитию читательского интереса у детей:
- Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
- Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
- Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.
- Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
- Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
- Рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
- Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
Роль семьи в развитии речи ребенка
27.08.2024Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко не правильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребенок с раннего детства слышал правильную отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная. Наличие у ребенка выраженных нарушений в речи обычно сказывается на всем его психическом развитии. Общий ход психического развития ребенка в этом случае, безусловно, замедлится, что неизбежно скажется на всем процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни.
Много неприятностей доставляют и так называемые вторичные психические наслоения, которые нередко возникают как реакция на речевой дефект. Появление такого рода психических наслоений является результатом многократно испытанных ребенком неудач в ходе речевого общения, а также неправильной реакции окружающих на его речевой дефект (насмешки, передразнивания). Именно из-за вторичных психических наслоений иногда даже сравнительно небольшие дефекты речи, страдающие этими дефектами воспринимают как самое настоящее несчастье, особенно это усиливается с возрастом.
Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают какими-то речевыми расстройствами, не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни. Сделайте все от вас зависящее, чтобы привести речь ребенка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить.
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
Что нужно знать о навыках письма
25.07.2024Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.
Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора – на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.
Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.
Неправильный двигательный навык с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв. Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребенок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.
Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребенка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приемов, периодически передвигая руку.
Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме.
Кравец И.Н., учитель-дефектолог
Подростковая ломка (мутация) голоса
29.05.2024В возрасте 13-15 лет (мутационный период), происходит половое созревание детей, которое протекает очень индивидуально. Поэтому ломка может произойти как резко и ощутимо, так и медленно и менее заметно. Также индивидуальна и продолжительность этого периода. Она может составлять и несколько месяцев, а может длиться несколько лет. Не рекомендуется в этот период перенапрягать голосовые связки.
Мутация – это всего лишь «изменение», а в простонародье «ломка». Связано это изменение с половым созреванием организма и ростом органов, участвующих в голосообразовании. Процесс этот является естественным, неизбежным, поэтому опасаться его не стоит.
Наступление процесса мутации голоса зависит от нескольких факторов: климата, нации ребенка, индивидуальных физиологических особенностей. Так, например, дети, проживающие в южных регионах, гораздо раньше могут столкнуться с этим процессом.
Ломка голоса связана с изменениями гортани, которая в подростковом возрасте существенно увеличивается (в 1,5-2 раза у мальчиков, и на 30% у девочек). Увеличиваются также и голосовые связки, к тому же они начинают колебаться целиком, а не только краями, как это было раньше.
Характерные признаки наступления ломки (мутации) голоса:
- сила голоса у мальчиков растет, но затем верхние ноты, которые раньше давались легко, берутся с трудом;
- могут появиться сипота и скрипучесть;
- проявляется фальшь в голосе;
- голос может неожиданно срываться;
- понижение голоса у девочек на 1-2 тона;
- покраснение гортани;
- повышенное выделение слизи.
Основные рекомендации по гигиене голоса:
- правильно организуйте занятия, вовремя отдыхайте;
- воздержитесь от крикливых звуков, визга;
- не выступайте на открытых площадках при низких температурах;
- избегайте шепота;
- занимайтесь спортом, закаливанием;
- откажитесь от курения и алкоголя;
- своевременно лечите различные заболевания;
- старайтесь носить зимой шарф, чтобы не застудить шею;
- не разговаривайте, а также не пойте во время лор-заболеваний.
Кравец И.Н., учитель-дефектолог
Развитие диалогической речи детей в семье
27.05.2024Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. В диалогической речи совершенствуются речевой слух, правильное звукопроизношение, интонационная выразительность, закрепляются навыки правильной выразительной речи.
Диалогическая речь возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками.
Для формирования диалогической речи рекомендуется использовать дома следующие приемы:
- Словесные поручения. Выполняя словесные поручения, важно, чтобы ребенок использовал речь. Дайте ребенку поручение что-нибудь сделать, например, попросить у бабушки тряпочку для мытья кубиков и т.д. Для усвоения информации, важно попросить ребенка повторить поручение. После выполнения поручения, узнайте у ребенка, как он с ним справился.
- Чтение литературных произведений. Чтение литературных произведений дает детям образцы диалогического взаимодействия, правила очередности, помогает усвоить различные виды интонации. У ваших детей должна быть детская библиотека. В нее входят произведения Корнея Чуковского, С.Я. Маршака, А.С. Пушкина, стихи Агнии Барто, басни И.Крылова, сказки Братьев Гримм и т.д. Замечательным приемом, обучающим детей умению задавать друг другу вопросы, является проговаривание скороговорок.
- Специально организованные речевые ситуации – это задания дидактического характера. Они побуждают ребенка самостоятельно выстраивать свою развернутую речь. Например, «У бабушки День рождения. Надо ее поздравить. Как мы с тобой это сделаем, какие слова ей скажем? А что еще можно добавить? Повтори полное поздравление, которое у нас получилось. Особое место нужно отвести дружеским беседам, в которых дети не демонстрируют свои знания, а делятся жизненными впечатлениями, переживаниями. Тематика дружеских бесед разнообразна: воспоминания о летнем отдыхе, обсуждение прочитанного, рассуждения о дружбе, рассказы об интересных встречах в природе, забавах, и т. п. В дружеской беседе дети удовлетворяют потребность в общении, во внимании к себе окружающих, обмене чувствами, впечатлениями.
- Разнообразные игры. Это сюжетно – ролевые игры, дидактические, подвижные, игры – инсценировки, игры – драматизации. Например, «Разговор по телефону», «Магазин», «Почта», «Звонок в магазин», «Интервью», «Что в чудесном мешочке?», «Вопрос с подсказкой», «Да и нет», «Угадай, какой предмет загадан», «Чего не стало?». Подвижные игры, содержащие диалоги, помогают детям закрепить умение адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, формулировать правильно вопрос. К таким играм относятся: «Гуси – Гуси», «Кошка и мышка» и др. В домашних играх – инсценировках и играх – драматизациях ребенок координирует игровые действия с членом семьи, соблюдает очередность высказываний, учится аргументировано выражать согласие и несогласие с действиями партнера, задавать вопросы, отвечать на них, высказывать просьбы, поручения, побуждения. Ребенок упражняется в диалогах, заимствованных из литературных произведений. Например, игры – драматизации «Теремок», «Курочка Ряба», «Маша и Медведь», настольный театр, кукольный театр, игры с пением – хороводы, и др.
Диалог для дошкольника является первой школой овладения родной речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю жизнь ребенка, все отношения, он по существу — основа развивающейся личности. Ваш ребенок должен чувствовать, что в семье к нему относятся с любовью и уважением, что взрослые считаются с ним, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям, когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать его, занимая позицию тактичного собеседника.
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
Речевое и физиологическое дыхание
20.05.2024Когда человек говорит, его «речевое» дыхание принципиально отличается от обычного, которое называется «физиологическим».
В чем же заключаются особенности речевого дыхания?
При физиологическом дыхании человек делает вдох и выдох равномерно, за одинаковые промежутки времени. Физиологическое дыхание происходит рефлекторно, само, как и многие другие базовые процессы жизнедеятельности в организме, и им нет нужды управлять.
Речевое дыхание обычно включает в себя короткий глубокий вдох и долгий медленный выдох, при котором воздух воздействует на голосовые связки, в результате чего произносятся звуки и слова. Чтобы появился звук, голосовым связкам нужен поток воздуха. Сначала делается вдох, затем выдох, вызывающий звук.
В отличие от физиологического, речевое дыхание является управляемым. И развитие правильного речевого дыхания у ребенка является одним из важных элементов развития речи. Качественный и хорошо управляемый произвольный выдох – это основа для звучащей речи. В этом заключается цель развития речевого дыхания.
Методика развития речевого дыхания детей включает в себя специальные игры и упражнения. У каждого логопеда, занимающегося развитием речи ребенка, может быть целая картотека игр для речевого дыхания.
Но на практике часто встречается ситуация, что ребенок совсем не умеет дуть, а для многих игр важен этот навык. Что в этом случае делать?
В этой ситуации вам помогут базовые игры на развитие речевого дыхания у детей самого начального уровня, которые помогут сформировать и развить умение делать произвольный выдох – то есть, выдувать воздушную струю по своему желанию.
Базовые игры и упражнения для формирования речевого дыхания.
Рассмотрим четыре базовых упражнения для детей на формирование способности выдувать воздух, которое является обязательным условием для более сложных занятий по правильному развитию речевого дыхания, речи и голоса. Для игр и упражнений понадобятся простые и доступные тренажеры.
- Блокфлейта.
Игра с блокфлейтой – это одна из лучших методик по развитию произвольного выдоха для речевого дыхания. Выступающая в качестве тренажера блокфлейта – чуткий инструмент, реагирующий даже на малейший поток воздуха, если просто в нее подышать. Это качество есть у профессиональных блокфлейт, в отличие от игрушечных дудочек, в которые нужно дуть сильно.
При игре с блокфлейтой малыш может даже не понимать, что от него требуется, и может просто держать флейту во рту – но в какой-то момент он случайно выдохнет во флейту, и создаст этим звук. При этом нужно обязательно эмоционально его похвалить и поощрить.
В процессе занятий ребенок поймет принцип появления звука, и будет выдыхать воздух во флейту чаще и сильнее.
- Свечки.
После того, как малыш научился дуть во флейту, мы переходим к обучению дистантному дутью, особенностью которого является отсутствие во рту посторонних предметов. На следующем этапе работы по формированию речевого дыхания у детей мы используем упражнение со свечкой.
Если на предыдущем этапе использовалась блокфлейта, переход к упражнению со свечкой должен быть плавным. Вначале нужно научить ребенка задувать свечку через короткую секцию блокфлейты, как через трубочку, сняв с нее более длинный сегмент.
Далее при выдыхании воздуха отодвигайте флейту ото рта ребенка и убирайте.
Чтобы сделать это задание более веселым, наглядным и интересным, можно приглушить свет и закрыть шторы.
И важно при работе со свечками соблюдать все меры предосторожности, так как это пожароопасный объект.
- Мыльные пузыри.
Еще один удобный тренажер для обучения дистантному произвольному выдоху, при котором во рту нет предметов-подсказок – мыльные пузыри. Вначале можно использовать для выдувания широкие полуторасантиметровые трубки, и потом постепенно убирать их в момент выдоха.
Это упражнение можно сделать веселым и разнообразным при помощи разных игр:
- дуть по очереди;
- наперегонки лопать летающие в воздухе пузыри;
- сделать разноцветные пузыри при помощи пищевых красителей.
Также можно попробовать использовать нелопающиеся мыльные пузыри.
- Ветрячок.
Это еще одна замечательная игрушка для развития речевого дыхания, которая может часто помогать логопеду для формирования правильного речевого дыхания у детей.
Разноцветное сверкающее мелькание будет удерживать внимание ребенка, что поможет научиться выдувать воздух направленно и сильно.
Чтобы разнообразить и усложнить задачу, можно прикрывать разные группы вертушек, побуждая ребенка выдувать воздух в нужное место.
Технологии формирования речевого дыхания могут включать и другие комплексы упражнений, игрушки и тренажеры, например, аэробол, которые используются на более поздних этапах, когда ребенок уже умеет делать произвольный выдох.
Гузаревич О.В., учитель-дефектолог
Игры с сенсорными коробками
08.05.2024Сенсорные коробки по цветам
Каждая коробка содержит предметы только одного цвета: красного, синего, желтого или зеленого. В процессе игры с такой коробкой ребенок усваивает цвета, т.к. нужный цвет находится все время перед глазами, а его название много раз упоминается во время обсуждения игры.
Сенсорная коробка для рисования
Чтобы сделать сенсорную коробку для рисования, нужно в большое блюдо, контейнер с невысокими бортами, поднос насыпать тонким слоем манку, соль, песок. Рисовать можно пальчиком, палочкой, делать отпечатки фигурками, формочками для выпечки фигурного печенья.
Сенсорная коробка «На ферме»
Сенсорная коробка с домашними животными отлично подойдет в качестве первой тематической коробочки. Детям нравиться кого-то кормить, а в этой коробке можно сколько угодно насыпать корм. Во время игры можно ненавязчиво повторять названия домашних животных, звукоподражания.
В качестве земли можно использовать гречку, фасоль, горох, макароны, чечевица, бурый или крашеный рис. Хорошо, если есть сарайчики, загоны для животных из готовых наборов конструкторов, они прекрасно дополнят ферму. Но если не имеется, то сарайчик можно легко сделать, отрезав одну стенку любой подходящей коробки. Аналогично делается и корыто для корма животных.
Таким образом, сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей как на занятиях, так и в домашних условиях.
Стойко М.М., учитель-дефектолог
Что такое сенсорные коробки?
06.05.2024Одним из результативных средств сенсорного развития ребенка являются сенсорные коробки. Это емкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать то, что находится внутри нее, обучая и развивая.
Эффективны в использовании сенсорные коробки преимущественно большого диаметра: тазы, большие пластиковые контейнеры (для хранения игрушек). Это позволяет нескольким детям играть с ней, не мешая друг другу, а также способствует развитию совместного игрового взаимодействия со сверстниками. Коробки можно создавать по какому-либо сенсорному принципу: по цвету, форме, фактуре и таким образом усваиваются сенсорные эталоны цвета, формы, в тактильной памяти откладывается информация о внешних признаках различных материалов. Развиваются мелкая и крупная моторика, усидчивость, способность удерживать внимание на определенном предмете в течение продолжительного времени. Главный критерий использования сенсорной коробки в работе – это ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игр детей взрослый должен находиться рядом и принимать непосредственное участие в игровых действиях.
Наполнить сенсорную коробку можно различными материалами:
- природный материал: песок натуральный/искусственный, земля, глина, трава/сено, листья, опилки, камни, перья;
- крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный), пшено, перловка, манка, овсянка;
- бобовые: фасоль, горох, чечевица, нут;
- макароны, мука, сахар, соль, крахмал, кофе;
- жидкости: вода, лед, снег, мыльный раствор, масло;
- кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин;
- текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы;
- поролон, губка, вата, ватные диски.
А предметами-наполнителями могут служить:
- фигурки животных; растения (искусственные и настоящие);
- игрушки от киндер-сюрпризов;
- камни, ракушки, шишки, орехи;
- игрушечные фрукты, грибы; буквы и цифры;
- лопатки, ложки, грабли;
- мисочки, чашки, стаканчики, маленькие ведерки;
- сито, воронка, мельница и др.
Важно не забывать менять содержимое сенсорной коробки и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра давала ощущение новизны и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.
Стойко М.М., учитель-дефектолог
Развитие мелкой моторики у младших дошкольников
29.04.2024На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая способствует в дальнейшем скорости реакции ребенка, влияет на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока» и др.
Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Предлагаем упражнения, которые можно делать с детьми дома.
СТУЛ
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз.
ОЧКИ
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.
Кравец И.Н., учитель-дефектолог
Методические рекомендации для родителей детей с задержкой психического развития
10.04.2024Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя-дефектолога, воспитателей и родителей.
- У ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, поэтому необходимо закреплять изученный материал в детском саду и дома. Для этого задаются домашние задания на повторение изученной темы.
- Первоначально задания выполняются ребенком с активной помощью родителя, постепенно приучая ребенка к самостоятельности.
- Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.
- Важно определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданию дефектолога.
- Время занятий (15 – 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
- Занятия должны носить занимательный характер.
- При получении задания необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться, что вам все понятно.
- В затруднительных случаях консультироваться у педагога.
- Подберите необходимый наглядный дидактический материал, пособия, которые рекомендует учитель-дефектолог.
- Занятия должны быть регулярными.
- Закрепление знаний может проводиться во время прогулок, поездок, по дороге в детский сад. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
- Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления и пресыщения.
- 13. Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятия, чередовать занятия по развитию речи с заданиями по развитию внимания, памяти, мышления.
- 14. Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.
- У ребенка с ЗПР практически всегда нарушено речевое развитие, поэтому необходимо ежедневно тренировать ребенка в выполнении артикуляционной гимнастики.
- Упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.
- Особое внимание уделяется не скорости, а качеству и точности выполнения артикуляционных упражнений.
- Важно следить за чистотой выполнения движений: без сопутствующих движений, плавно, без излишнего напряжения или вялости, следить за полным объемом движений, за точностью, темпом упражнений, часто – под счет взрослого.
- Каждое артикуляционное упражнение рекомендуется выполнять сначала медленно, затем темп ускорять.
- Упражнение выполняется 6 – 8 раз по 10 секунд (можно больше). Для лучшей наглядности упражнения делаются совместно с ребенком, старательно показывая и объясняя каждое движение.
- Для закрепления звука в слоге, слове необходимо повторять речевой материал не менее 3-х раз.
- При произнесении нужного звука следует произносить звук в слоге или слове утрированно (намеренно выделяя голосом).
- Тетрадь для закрепления материала необходимо содержать в аккуратном виде.
- Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.
- Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.
- Обязательно посещайте консультации педагога и открытые занятия педагогов.
- Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей.
Кравец И.Н., учитель-дефектолог