Советы учителя-дефектолога

Развитие пространственных представлений в домашних условиях

26.02.2024

Пространственные представления являются сложной многоуровневой системой, которая планомерно формируется в процессе развития ребенка. Они начинают формироваться с момента рождения и в качестве составляющих встраиваются в дальнейшем как базовые элементы в психическую деятельность ребенка.

Как можно развивать пространственные представления у детей?

  • Складывайте с ребенком фигурки в технике оригами, собирайте пазлы, лепите из пластилина, вырезайте из бумаги симметричные предметы или снежинки, играйте в настольные игры (танграм, шашки, шахматы, нарды, «бродилки»). Рисуйте с ребенком планы – местности, помещения.
  • Разгадывайте загадки: они учат ребенка мысленно воспроизводить предмет по его признакам, тем самым выстраивать образ.
  • Объясните ребенку как легко определить стороны света возле вашего дома: где восходит солнце, где вы наблюдали закат. Гуляете пешком в знакомых местах – предложите представлять, куда вы направляетесь (север, юг, запад, восток).
  • Выходите на улицу – спрашивайте мнение ребенка, как лучше добраться до нужного места.
  • Позволяйте помогать вам собираться в дорогу. Чемодан, в который не помещаются вещи, – отличный тренажер трехмерного мышления.
  • Прячьте «клады» и предлагайте находить их по картам, схемам. Тренируйте пространственное мышление «на местности» и выполняйте специальные развивающие задания.

Простые задания "с бумагой и ручкой" для ориентировки на листе бумаги:

  • рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
  • повторять узоры, орнаменты и фигуры, состоящие из линий;
  • сравнивать фигуры по размеру и форме;
  • дорисовывать вторую (точно такую же, но в зеркальном отображении) половинку картинки;
  • писать математические диктанты;
  • соединять точки по цифрам;
  • перечерчивать фигуры, внося изменения (например, увеличивая или уменьшая размер, добавляя детали), или по памяти;
  • зеркально отображать любые рисунки, буквы, цифры;
  • рисовать по инструкции («нарисуй маленький квадрат в правом верхнем углу листа»);
  • проходить лабиринты («помоги зайцу добраться до морковки, но не попасть в лапы к волку»);
  • играть с рамками-вкладышами;
  • составлять узнаваемые предметы (кошку, домик, грузовик) из геометрических фигур разного размера;
  • рисовать чертежи и схемы различных предметов;
  • описывать на картинках местоположение героев и предметов, используя предлоги (в, над, под, между, у).

Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог

свернуть

Как научить ребенка различать цвета

07.02.2024

Сначала надо ограничиться запоминанием одного цвета (например, красного), а все остальные обозначать словом «другой». Например, взрослый ставит на одинаковом расстоянии перед ребенком две машины, различающихся только цветом: красного и желтого. Показывает на машину красного цвета: «Это красная машина. Где красная? Возьми красную машину». Хвалит действия ребенка.

Аналогично проводятся упражнения с другими игрушками (одна из которых – красная).

Дома, в гостях, на прогулке обращайте внимание ребенка на предметы красного цвета: «Это красный кубик», «Наденем красные штаны, красную кофту», «Покатился красный мячик» и т.д.

Чтобы закрепить полученный навык, необходимо многократное повторение на разных парах игрушек или предметов.

К следующему цвету можно перейти лишь после того, как ребенок будет безошибочно находить красные предметы среди других, причем не только одного, но и разных видов (например, красный мяч и желтый обруч).

Стойко М.М., учитель-дефектолог

свернуть

Игры зимой

25.01.2024

Игра «Следопыт»

Отправляясь на прогулку, прочитайте сказку про медведя, который выслеживал неведомого зверя, а в итоге оказалось, что он ходил по своим собственным следам. Предложите ребенку самому стать следопытом.

Для начала научите его оставлять следы ножек на снегу, затем попробуйте отличить свой след от чужого, найти мамины и папины следы, проследить свой путь по оставленным следам, «спрятать» свои следы, шагая за мамой след в след. На следующей прогулке научите ребенка находить следы зверей и птиц, кому принадлежит тот или иной след, расскажите и покажите, как выглядят следы различных животных.

Эту игру можно продолжить и дома: вырезать трафареты со следами и оставлять их на белом листе бумаги.

Оставьте на снегу отпечатки кубиков разных размеров и предложите разложить кубики по отпечаткам.

Игра «Лабиринт»

Проложите в снегу извилистую тропинку и предложите ребенку пройти по ней, не заступая за ее пределы. За успешное прохождение лабиринта положена награда.

Усложните задачу: разложите вдоль тропинки игрушки, пусть ребенок запомнит, какие игрушки он видел.

Можно сделать настоящий лабиринт и предложить самостоятельно найти дорогу в его центр, где ребенка будет ждать заслуженный приз.

Игра «Зимние прятки»

Возьмите из дома предметы белого цвета и разложите их на площадке. Назовите ребенку все, что вы разложили, и предложите найти это.

Стойко М.М., учитель-дефектолог

свернуть

Предметы домашнего обихода в роли игрушек

15.01.2024

Как организовать знакомство ребенка с частью дома или квартиры, и что там может быть интересного и полезного для развития?

Сделайте свою квартиру безопасной, но интересной для ребенка. Посмотрите на мир его глазами и решите, что ему интересно и полезно обследовать.

Комната полна загадочных вещей. В шкафу лежит коробка со швейными принадлежностями, которую нельзя трогать, в углу стоит телевизор, рядом музыкальный центр и т.д. – всего не перечислишь.

Что можно дать ребенку и как это можно использовать для его развития?

  • Кусочки ткани разной фактуры (шелк, вельвет и т.д.). Сложите все в отдельную коробку. Пусть ребенок открывает ее, достает рассматривает, ощупывает содержимое.
  • Катушка из-под ниток. Самые хорошие катушки – деревянные, если они еще у вас сохранились. Их можно нанизать на шнур и сделать бусы. Если таких катушек нет, подойдут пластиковые и картонные. И те, и другие можно покрасить в разные цвета.
  • Книги и журналы. Детям нравится рассматривать не только свои книги, но и журналы взрослых. Вместе их рассматривайте, выделяйте объекты, знакомые ребенку: собака, машина, дом и т.д.
  • Телефон. Все дети проявляют постоянный интерес к телефону. Если им предлагают игрушечный телефон или даже настоящий, но не работающий, они не соглашаются с этой заменой. Дайте ребенку послушать гудки или речь в настоящем телефоне. Для этого сядьте вместе с ребенком на пол на коврик или одеяло, позвоните бабушке и попросите поговорить с ребенком.
  • Магнитофон. В продаже есть записи детских песенок, классических мелодий, переработанных для детей, народные песни и многое другое. Есть записи, воспроизводящие разные звуки природы. Совершайте под музыку разные движения, в зависимости от характера музыки: маршируйте, танцуйте, укачивайте куклу.
  • Альбом с фотографиями. Рассматривайте вместе с ребенком, называйте их. Просите показать пальчиком того, о ком вы говорите, и назвать его. Если ребенок перед сном с трудом успокаивается, такая совместная игра – беседа поможет ему приготовиться ко сну.

Стойко М.М., учитель-дефектолог

свернуть

Стихотворные упражнения для развития речи и мышления у детей старшего дошкольного возраста

11.01.2024

Л.С.Выготский писал о том, что слово всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления.

А.Р.Лурия в своих работах указывает на особенности речи ребенка, отражающие своеобразие его мышления. Дети часто не употребляют придаточных предложений, причинные связи в их речи обычно отсутствуют. Связь «потому что» или «вследствие того» заменяется у ребенка союзом «и» («Я пошел гулять, и потом пошел дождь, потом я промок»).

Причина – это явление или совокупность явлений, которые непосредственно обусловливают или порождают другое явление (следствие). Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не выступают на первый план. Чтобы их установить, нужно отвлечься от второстепенного, случайного. Поэтому причинное мышление связано с выходом за пределы представляемого образа ситуации и рассмотрением ее в более широком теоретическом контексте.

Устанавливать причинно-следственные связи и отображать их в речи ребенку проще, если речь идет о ситуациях, доступных его пониманию, связанных с личным опытом. В этой работе предлагаются короткие стихотворные тексты с заданиями, которые помогут детям понять причину события и выразить ее в своей речи с помощью сложноподчиненных предложений.

Вчера был очень сильный ветер,
Он поломал большие ветки.
Они дорожки перекрыли,
Их утром люди обходили.

Вопросы

  • Почему утром люди не могли пройти по дороге?
  • Что нужно сделать для того, чтобы можно было свободно ходить по дорожкам?

Забыли дети про цветы
И их не поливали.
Поэтому к концу недели
Цветочки все завяли.

Вопросы

  • Почему завяли цветы?
  • Что дети должны были делать, чтобы цветы не завяли?

На улице такой мороз,
Что щиплет уши он и нос.
Пошла на улицу Наташа
Без шапки, шарфа, нараспашку.
И вот теперь моя Наташа
Лежит в тепле, хрипит и кашляет.

Вопросы

  • Почему Наташа заболела?
  • Как надо одеваться в мороз?

Вчера были лужи, сегодня — мороз,
Он всюду повесил сосульки из слез.
Он талые лужи в каток превратил
И всю обстановку совсем изменил.

Вопросы

  • Почему после оттепели появились сосульки?
  • Почему лужи превратились в каток?

Ю.Н.Брашкина, учитель-дефектолог

свернуть

Примеры упражнений для сенсорной интеграции (советы родителям)

15.11.2023

«Тяжелая работа».

Эти виды деятельности необходимы для детей, которые испытывают трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Такие дети часто ломают вещи, прыгают, бегают и, кажется, просто не могут сидеть на месте. Мальчики могут действительно испытывать терпение родителей, учителей и даже специалистов по терапии. Регулярные нагрузки для их нервной системы помогут им успокоиться. Такие мероприятия оказывают воздействие на их тело, мышцы и суставы, помогая вечно жаждущим движения малышам, получить необходимую нагрузку. Очень хороши упражнения с утяжеленными предметами, прыжки на батуте, лазанье по канату или шведской стенке, толкание предметов или раскачивание. Таким малышам особенно полезно чувствовать себя «сжатыми», когда на их тело оказывается глубокое давление.

В целом, подобные упражнения необходимы всем детям! Но детям с реактивной нервной системой это необходимо вдвойне, ведь именно активная деятельность дает им необходимую сенсорную нагрузку, а эффект от этого может быть удивительным, ваш малыш сможет регулировать свое поведение и уровень возбуждения. Всегда лучше чередовать задания, требующие усидчивости и активную деятельность. Кстати, игры с песком (ваш малыш может рыть тоннели, строить замки) также очень полезен для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами.

Вестибулярные движения.

Детям необходимо двигаться! Для некоторых малышей – это страшно, а некоторые просто не могут остановиться. Вам следует установить, есть ли у ребенка нарушения, связанные с вестибулярным аппаратом, или проприоцептивные проблемы. Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) могут взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Ниже несколько предложений для получения ребенком подобного опыта:

  • крытые батуты;
  • водные трамплины (бассейн или озеро);
  • качели;
  • раскачивающиеся игрушки;
  • самокаты;
  • скейты;
  • ролики;
  • шведская стенка;
  • большие терапевтические мячи.

Ароматерапия.

Ароматерапия – это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Вам и малышу доставят удовольствия ароматические масла, свечи, диффузоры. Вы можете помочь ребенку научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения. Ароматерапия – это отличное средство стимуляции, и зависит во многом от того, какой запах вы выберите (например, запах корицы скорее взбодрит ребенка, а лаванды расслабит). Если малыш очень чувствителен к запахам, предложите ему носить собой баночку ароматического масла, запах которого ему приятен (например, мята), и нюхать его, когда другие запахи становится трудно терпеть.

Массажеры, вибрирующие игрушки.

Вибрация – это основной прием занятий для сенсорной интеграции. Вы редко встретите специалиста по оккупационной терапии, который бы работал с детьми, не используя вибрирующие изделия и игрушки. Они используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка. Вот некоторые идеи:

  • вибрирующие подушки и матрасы для успокоения;
  • ручные массажеры в виде животных для массажа всего тела (кроме живота);
  • ротовые массажеры;
  • массажные маты;
  • детские вибрирующие стульчики;
  • массажные кресла и раскладушки;
  • вибрирующие зубные щетки.

Игры с туннелями и палатками.

И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции, и как всегда главное – проявить фантазию. Ниже представлены некоторые советы.

  • Используйте тоннели для развития крупной и билатеральной моторики.
  • Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.
  • Обогатите тактильный опыт ребенка, размещая в тоннели разные предметы или помещая в него ковровое покрытие.
  • Вы можете немного потрясти тоннель (настоящее землетрясение!), когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.
  • Используйте палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами, малыш может даже подремать в таком уютном месте, отдохнуть или почитать (вы можете положить там мягкие подушки, одеяла, наушники с приятной музыкой, лава-лампы, ночники, чтобы создать расслабляющую атмосферу).

Проприоцептивная деятельность.

Количество таких занятий – почти бесконечно. Проприоцепция относится к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани. Это касается контроля моторики, управления тела, планирования движений, осознания положения тела в пространстве и постуральной стабильности.

Если проприоцептивное чувство работает плохо, ребенку может быть трудно двигаться плавно, быть скоординированным в своих движениях. Такие дети имеют проблемы как с крупной, так и с мелкой моторикой, им тяжело ездить на велосипеде, писать, гулять, заниматься спортом, и даже ползать.

Некоторым детям необходима проприоцептивная стимуляция, для того чтобы их тело успокоилось, а они смогли регулировать уровень возбуждения.

Проприоцептивное чувство – это огромная сфера для развития и лечения у детей с проблемами сенсорного восприятия, и очень часто такие проблемы можно решить еще в самом раннем детстве.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Рекомендации учителя-дефектолога родителям детей с речевыми нарушениями

25.10.2023

Физическое и психическое развитие ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Особое внимание необходимо уделять собственной речи, т.к. для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей— это образец для подражания и основа последующего речевого развития.

Важно придерживаться следующих правил:

  • нельзя «сюсюкать», т.е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
  • побуждайте ребенка к речи. Если он вообще не говорит – вовлекайте его в любые формы диалога;
  • желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, плавной и эмоционально выразительной;
  • общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами;
  • следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
  • ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять;
  • каждый день читайте ребенку. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно;
  • чаще разговаривайте с ребенком, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать;
  • говорите четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу;
  • очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развивать мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую;
  • не забывайте развивать мелкую моторику – т.е. малыш должен как можно больше работать своими непослушными пальчиками. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речи. Как бы не казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его речь будет все понятнее не только маме. Так же малышам очень полезно заниматься лепкой из пластилина и вырезыванием из бумаги. Взрослый должен находиться рядом и озвучивать весь процесс;
  • источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности;
  • никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.

Брашкина Ю.Н, учитель-дефектолог

свернуть

22 октября – Международный день заикающихся людей

20.10.2023

Начиная с 1998 года, 22 октября отмечается Международный день заикающихся людей (второе название – Международный день информирования о заикании). Идея учреждения этой даты родилась при поддержке Международной ассоциации заикающихся людей, которая позиционирует себя как «рупор всех людей с заиканием на международном уровне».

В настоящее время установлено, что заикание – это болезнь, представляющая собой специфическую форму невроза, и как любая болезнь, оно требует своевременного лечения.

Что может послужить причиной заикания?

Любой сильный раздражитель, не обязательно сугубо отрицательного характера. Даже резкая смена обстановки, вид незнакомого животного может вывести ребенка из равновесия.

Нередко заикание возникает при неровном отношении к ребенку взрослых: от наказаний переходят к заласкиванию, один из родителей запрещает что-то, а другой разрешает.

Задержка развития речи. Иногда ребенок знает и понимает больше, чем может выразить речью, он подыскивает слова и выражения, повторяя звуки и слоги. Эта привычка закрепляется и также может привести к заиканию.

Перенесенные инфекционные заболевания, особенно при осложнениях на центральную нервную систему, и поражения головного мозга в раннем детском возрасте.

Как вести себя с ребенком, если появилось заикание?

Прежде всего, не паникуйте. Ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание».

Создайте условия для нормализации эмоционального состояния ребенка. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком, гармоничные отношения между всеми членами семьи – необходимое условие для лечения заикания.

Чем можно помочь своему ребенку?

Помогите ребенку изменить манеру речи. Постарайтесь говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова.

Не провоцируйте ребенка на речь. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать.

Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить просьбу. Не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите.

Когда начинать занятия с логопедом?

Логопедические занятия показаны с 3-х лет, если заикание отмечается более 2-3 месяцев и перешло уже в стадию закрепившегося.

Заикание – нарушение действительно очень непростое, но преодолимое!

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Организация режимных моментов

29.09.2023

К режимным моментам относятся: прием пищи, купание, сон и т.п.

Во время кормления ребенка не забывайте сопровождать ритуал комментарием; обогащайте представления ребенка о вкусе и запахе продуктов, многократно повторяйте слова в соответствии с тем, что ест ребенок: ароматный, сочный, кислый, горький. В процессе купания ребенка используйте резиновые игрушки. Рассуждайте, кто или что умеет плавать: рыбка, кораблик и т.п.; Придумывайте и играйте в разные игры: пароход по морю плывет и гудит: «у-у-у»; в бассейне купаем кукол – «куп-куп» и т.д. Обращайте внимание на разницу температурных ощущений, включая воду различной температуры, побуждайте ребенка к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!». Полезно при купании ребенка включать музыку – это способствует развитию слухового внимания, являясь предпосылкой для развития речи. Обращай те внимания ребенка на мелодию, какая она — веселая, быстрая, грустная, медленная и т.п.

Совместные прогулки с ребенком – естественный для ребенка обучающий процесс. Гуляя с ребенком, обращайте внимание на пение птиц, шелест деревьев, пофантазируйте (не забывайте, что при этом ваши высказывания должны быть простыми, конкретными, понятными ребенку). Рассматривайте с ребенком листья, облака – на что они могут быть похожи? Старайтесь подбирать для сравнения простые образы, выражаемые простыми словами, которые бы ребенок мог повторить. Обращайте внимание ребенка на качественные признаки природных материалов: гладкость ствола у осины и шершавость у сосны; пышный, роскошный, яркий, пестрый букет из листьев. Позвольте ребенку притронуться к различным по фактурным и температурным явлениям и предметам: дотронуться до камней, мокрых лавочек, поиграть с песком в луже. В момент таких экспериментов ребенок не должен быть предоставлен сам себе, родители следят за ним и сопровождают действия ребенка эмоциональным комментарием.

Поиграйте с ребенком в прятки во время прогулки: эта игра позволит незаметно закрепить понимание предлогов: добеги ДО дерева, спрячься ЗА скамейкой и т.д. Для закрепления названий цветов возьмите на прогулку набор цветных мелков, пусть ребенок постарается найти такие же цвета и оттенки в природе. Все игры и упражнения, проводимые с детьми, должны вызывать их радость, чаще стимулируйте детский смех. Повышенная активность лицевых мышц усиливает кровоснабжение мозга, он получает больше кислорода.

Кравец И.Н., учитель-дефектолог

свернуть

В чем заключается работа учителя-логопеда?

27.09.2023

Проблема нарушения речи детей является актуальнейшей проблемой в современном мире. Всем известно, что хорошая речь является важнейшим условием всестороннего и полноценного развития ребенка.

В прошлом дефекты речи, скорее всего, не воспринимались как сильное отклонение от нормы. У большинства людей такие проблемы проходили сами по себе годам к 7-8, а остальные же так и изъяснялись, как получалось.

Первыми корректировать речь пытались в Европе в XVII веке. Это были педагоги, обучающие детей со слабым или отсутствующим слухом. Если человек хорошо слышал, но все же не выговаривал несколько букв, то такую дисфункцию исправить не пытались, по-видимому, считая это нормой. От нехватки знаний, дефекты речи считались проблемой чисто физического характера, поэтому лечились медицинскими способами. Только к средине ХХ столетия логопеды все чаще начали обращать внимание на психологическое подспорье такой проблемы.

С помощью специально подобранных упражнений логопед учит говорить людей правильно: не в нос, не картавя, четко проговаривая букву «Р» и т.п. Логопед показывает правильное положение языка и губ при произношении звуков и дает упражнения на дом – тренировочные тексты и скороговорки.

Личные качества: внимание, терпение, дипломатичность. Люди, говорящие с дефектами, часто стесняются своих недостатков, – в общении с ними нужно быть максимально корректным, уметь их ободрить, поддержать.

Логопед знает основы педагогики, детской психологии, некоторые аспекты анатомии и медицины. Ведь причиной какой-либо проблемы с речью могут быть несколько факторов разного характера.

Многие ошибочно считают, что работа учителя-логопеда заключается только в исправлении звукопроизношения. Но это далеко не так. На своих занятиях логопед помимо коррекции звукопроизношения работает над слоговой структурой слова (порой приходится произнести одно слово до 60-ти раз, чтобы автоматизировать его в речи ребенка с нарушением речи), формирует фонематические процессы, ведет работу по накоплению словарного запаса, развитию связной речи. Логопед работает не только над коррекцией устной и письменной речи, но и развивает психические процессы ребенка.

Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: