Советы учителя-дефектолога

Когда следует обратиться за помощью к логопеду

развернуть

Проблема обращения к такому специалисту, как логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи.

На что же обратить внимание у своего ребенка:

если в 3-3,5 года

ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

он не повторяет за Вами слова,

или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

если в 4 года

у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),

не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

если в 5-6 лет

все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);

ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.

Логопед поможет:

скорректировать произношение. В частности, логопед исправит проблемы с так называемыми «вибрантами» – твердой и мягкой «р» – одного из самых распространенных нарушений речи, сохраняющегося и во взрослом возрасте. Кроме того, логопед увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;

подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты и чтению. Логопед сможет не только проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (к письму).

свернуть

Речевая готовность ребенка к школе

развернуть

Готовность к школе – это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школьной программой.

Функциональная готовность ребенка - стимуляция физиологических и психических процессов в его организме: развитие мелкой моторики пальцев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и понимание окружающего мира. Большое влияние на готовность ребенка оказывают эмоциональная сфера, интеллектуальная готовность, интерес к новому и навыки общения.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования многих способностей и качеств, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности

Многие авторы выделяют общие признаки готовности к школе:

  • сильное желание учиться (созревание учебного мотива);
  • достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;
  • способность к выполнению основных мыслительных операций;
  • достижение определенного уровня физической и психической выносливости;
  • развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств;
  • определенный уровень речевого развития (коммуникация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрослыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дисциплинированным.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Основные показатели речевой готовности:

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный - согласный типа aп; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

К чему приводит недостаточный уровень речевой готовности?

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию иле артикуляции (шипящих - свистящих; звонких -глухих: твердых - мягких, р - л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (бочка - почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Основная задача родителей вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

свернуть

10 простых советов учителя-дефектолога родителям

развернуть

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите «Что он делает?» вместо «Он играет?»

4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь еще.

7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

свернуть

Как прогулку сделать интересной

развернуть

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. Необходимо создать условия для свободного общения ребенка с другими детьми, с коллективом.

Учитывая тот момент, что общение родителей с детьми, происходит большей частью по дороге в детский сад и вечером, можно воспользоваться этим временем, закрепить полученные знания и поиграть. Так, по дороге домой, играя в игру «Отгадай предмет по названию его частей», обогащается и расширяется словарный запас детей. (Руль, фары, кабина, кузов, колеса – грузовик). Играя в игру «Выше-ниже» у ребенка формируется представления о величине предметов. Например, «Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже». Игра «На что похожи облака» развивает воображение детей, мышление, связную речь. В игре «Что находится слева от тебя, выше, ниже…» ребенок учится ориентироваться в пространстве, правильно употреблять и разграничивать понятия «выше-ниже, ближе-дальше».

Вокруг нас очень много разных предметов, которые мы можем описывать, разглядывать, сравнивать, раскладывать по частям, слышать их действия, а главное обыгрывать это в играх.

Наслаждайтесь общением с вашим ребенком! Играйте с ним! Потому что, вырастая, ребенок не помнит, чем вы его в детстве кормили и во что одевали, но всегда с теплом вспоминает совместные игры с родителями, любое совместное времяпровождение с мамой и папой.

свернуть

Ребенок и компьютер

развернуть

В современных семьях компьютер играет важную роль в жизни взрослых – родителей, дети также могут приобщаться к компьютерным играм. Игра на компьютере, занятия символико-моделирующей деятельностью развивает мотивационную, интеллектуальную и операционную готовность ребенка к жизни в современном информационно насыщенном обществе.

Компьютерные программы для дошкольников могут быть представлены играми разных видов. Программы могут носит характер дидактических («Азбука»), сюжетно-дидактических («Климат», «Построй город», «Веселый клоун»), сюжетно-режиссерских, театрализованных, игр-забав, игр-экспериментирований («Фантастические животные») и т.д.

Играя, дошкольник незаметно для себя усваивает и учебный материал, и умения, связанные с управлением компьютером. Например, в игре «Мир вокруг нас» дети помогают найти дом животным, место предметам; обогащают свои знания об окружающем мире, учатся классифицировать объекты по разным признакам, овладевая при этом умением управлять изображением на экране компьютера, пользуясь стрелками, обозначенными на клавиатуре.

В старшем дошкольном возрасте детей начинают привлекать компьютерные игры, в которых учебный материал дан в более открытой форме, как бы менее спрятан в игровые задачи. Такие игры, формируя познавательную направленность, способствуют плавному переходу к обучению в школе («Подскажи словечко», «Азбука», «Архитектор», «Куб» и др.).

Компьютерные программы, как правило, строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую мелодию либо видит печальное лицо, если задача решена неверно. Дети ждут оценки, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоционально-положительное отношение к игре на компьютере.

Памятка для родителей! 

1. Все компьютерные программы для дошкольников должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия. 

2. Особый интерес у детей вызывают программы с элементами новизны, поэтому при покупке компьютерных игр обращайте на это внимание. 

3. Следует помнить, что детям в возрасте 4-7 лет рекомендуется заниматься за компьютером не более двух раз в неделю. Продолжительность таких занятий для дошкольников 4-5 лет составляет 5-7 минут, 6 лет – 10 минут, 7 лет – 15 минут. 

4. После занятий за компьютером следует выполнять специальный комплекс упражнений для глаз, чтобы снять напряжение.

свернуть

Памятка для родителей при общении с ребенком

развернуть
  1. ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА – максимально доброжелательное, приветливое, нераздраженное; ТОН ГОЛОСА – приветливый, располагающий к общению.
  2. СТАРАЙТЕСЬ:

- НЕ говорить с иронией или насмешкой;
- НЕ делать постоянных замечаний, особенно мелочных;
- НЕ ругаться и НЕ кричать на ребенка;
- НЕ торопить и НЕ подгонять ребенка.

3. КАК МОЖНО ЧАЩЕ высказывать одобрение, похвалу, эмоциональное приятие вашего ребенка и не за что-то, а только потому, что он ваш ребенок, несмотря на все проблемы.

4. НЕ ГОВОРИТЕ ребенку, что Вы его не любите или обиделись на него.

5. НЕ ДАВАЙТЕ ребенку чувствовать себя плохим, от неправильного поведения или занятия старайтесь ребенка ОТВЛЕКАТЬ, предлагая не менее 2-3 вариантов иной деятельности или занятий.

ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПИМОСТЬ и всегда ЛЮБОВЬ для Вашего ребенка!

 

СЛОВА-ОДОБРЕНИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА:
* Молодец! Правильно!
* У тебя это хорошо получилось!
* Ты сегодня хорошо потрудился!
* Мы знали, что ты справишься!
* Отлично! Прекрасно!
* Я горжусь тобой!
* Ты быстро научился!
* Это то, что нужно!
* С каждым днем у тебя получается лучше!

свернуть

Какие игрушки нужны ребенку

развернуть

Игрушки для ребенка – это та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства.

Материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают множество новых комбинаций. Отсюда открытость для разнообразных действий, гибкость и простота – важные требования для хорошей игрушки.

Игрушки у девочки должны быть разнообразными: пирамидки, наборы из кубиков, куклы и фигурки животных. Кроме того, хорошо, если у девочки будут игрушки, связанные с домашним хозяйством, – кукольная плита, кастрюли и тарелки, а также маленькие предметы мебели и одежда для кукол и мягких игрушек.

Мальчики, конечно, больше интересуются машинами и различными мелкими деталями – не зря почти все они любят разбирать по частям заводные и механические игрушки. Именно поэтому у мальчиков должны быть различные конструкторы, кубики, машинки – они созидатели и строители по своей природе. Такие игрушки не только надолго займут малыша, но и помогут ему научиться мыслить логически.

Игрушки, составляющие важную часть жизни ребенка, не следует покупать постоянно в большом количестве. У ребенка должны быть игрушки, с которыми он будет:
* играть на улице (формочки, ведерко, совок, мячик, скакалка и т. д.);
* играть днем, в своем уголке или комнате (кубики, машинки, куклы, настольные игры);
* спать ночью (любимые мишка или собачка).

Для игрушек в квартире обязательно следует отвести отдельное место. Нужно купить или сделать самим вместительный сундучок или ящик на колесиках. Так ребенку будет легче убирать свои игрушки на место. А привлечь его к этой не очень интересной процедуре обязательно необходимо. Если родители оклеят вместе с малышом этот ящик красивыми картинками, ребенку будет приятнее убирать игрушки в такой ящик.

Следует отметить и тот факт, что отношение к своим игрушкам в детстве обязательно проецируется на отношение к своим вещам в будущем.

свернуть

Домашняя библиотека

развернуть

В домашней библиотеке должны быть книги детских писателей, сказки, различные энциклопедии и т.д. Здесь должно быть отведено специальное место для хранения папок с детскими рисунками, альбомов с семейными фотографиями.

В настоящее время большой популярностью у родителей и детей пользуется разнообразный видеоматериал (о жизни животных и растений, мультфильмы и др.), предназначенный для детей разного возраста. Такой материал позволяет ребёнку наблюдать события и слушать о них, расширяя тем самым свои знания о мире, и помогает наглядно представить то, что невозможно выразить с помощью слов.

Домашнюю библиотеку обогатят фонозаписи, например, записи плеска воды, шума моря, пения птиц, шелеста листвы. Тихие, приятные звуки производят психотерапевтический эффект, успокаивают детей, создают особый уют, выполняют познавательную и эстетическую функции.

 ПАМЯТКА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ:

* ежедневно читайте книги ребёнку, интересуйтесь тем, какие книги читали в детском саду;

* проявляйте уважение к процессу чтения и относитесь к нему как к серьёзному и очень важному и нужному занятию; следите за тем, чтобы в это время было тихо и слушающего малыша не отвлекал телевизор или громкие разговоры окружающих;

* рассматривайте с ребёнком иллюстрации к детским книгам, репродукции, открытки, беседуйте о том, что там изображено;

* рассматривая с ребёнком семейные фотоальбомы, рассказывайте ему интересные случаи из его и своей жизни.

свернуть

Учите детей говорить

развернуть

Каждый родитель, ведя ребенка первого сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялись как личность, чтобы чувствовали себя свободно и уверенно.

Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите вашего ребенка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения.

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечет за собой вторичные и третичные нарушения:

  • общее недоразвитие речи;
  • нарушение процессов чтения и письма;
  • нарушение памяти;
  • низкую концентрацию внимания;
  • нарушения словесно – логического мышления.

Статистика говорит о том, что 30% детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию. Оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Выявить и устранить эти дефекты Вам поможет учитель- дефектолог, но все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правильной речи должны взять на себя родители.

Решение данных проблем потребует Вашего желания, веры и терпения.

В нелегкой работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:

  • поддерживать уверенность ребенка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и советы взрослых;
  • правильно строить общение с ребенком, создавать условия для спокойной, неторопливой речи, внося поправки в не ранее, чем на этапе отработки навыка;
  • проявлять выдержку, не допускать раздражительного тона;
  • на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные занятия;
  • проследить, чтобы ребенок занимался самостоятельно, проявлял инициативу в проведении свободного времени, так как это влияет не только на развитие его познавательных способностей, но и является условием полноценного эмоционального развития.

Родителям важно знать:

  • ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком – одно из обязательных условий правильного речевого развития;
  • выполнение всех условий правильного речевого и общего воспитания является самой хорошей профилактикой речевых расстройств и избавит родителей и ребенка от тревог и переживаний, связанных с недостатками речи детей;
  • занятия дадут хороший результат тогда, когда они интересны для ребенка. Если в занятия включаются однообразные упражнения, то ребенка следует убедить, что они необходимы;
  • занятие не должно продолжаться свыше 15  минут, более длительная работа утомляет ребенка. Если на занятии проводятся упражнения, требующие значительного напряжения артикуляционных и дыхательных органов, то повторение их более 4 – 5 раз подряд может вызвать головную боль. Эти упражнения следует чередовать с другими видами работ;
  • занятие не следует перегружать заданиями;
  • на этапе подготовки  артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков надо выбрать соответствующий комплекс упражнений;
  • к последующим упражнениям надо переходить, лишь усвоив предыдущие.

Готовя детей в школу, необходимо обращать внимание не только на развитие мелкой моторики, знание алфавита, умение считать, но и на звуковой анализ слов. Уметь работать над звуком не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать, есть ли звук Д в слове «дом». Уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше – Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления. 

1. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПРАВИЛЬНО СЛЫШАТЬ И ВЫДЕЛЯТЬ ЗВУКИ РЕЧИ

Ребенку важно уметь:

  • определять место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
  • различать твердые и мягкие согласные;
  • различать гласные и согласные звуки;
  • различать слова, похожие по звучанию;
  • различать слова, отличающиеся одним звуком;
  • находить слова, в которых нет заданного звука;
  • осознавать основные элементы языка – слово, слог, звук. 

2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Причины нарушения звукопроизношения различны – привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения ЦНС и речевого аппарата.

Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.

Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к учителю- дефектологу. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме. 

3. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Необходимо тренировать:

  • пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т.д.);
  • общую моторику;
  • мелкую моторику.

Используя приемы:

  • пальчиковые игры;
  • штриховки (вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые, узоры в клетку, дорисовывания предметов и т.д.). 

4. РАЗВИТИЕ ЗВУКО – БУКВЕННОГО АНАЛИЗА

Ребенка надо научить:

  • устанавливать последовательность звуков в словах, обозначать их соответствующими буквами;
  • понимать смыслоразличительную роль буквы. 

5. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

Формировать умения:

  • определять количество и последовательность слов в предложении;
  • составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;
  • пересказать текст;
  • рассказать сказку. 

6. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказывать.

Если вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушений письма.

свернуть

Массаж кистей рук

развернуть

Массаж кистей рук можно проводить с использованием всевозможных ворсовых щеток: мягкой щеткой - по наружной поверхности кулачка от кончиков пальцев к запястью, жесткой (зубной) щеткой - по подушечкам пальцев.

С малышом 1-2 месяцев такие упражнения проводятся каждый день по 3 раза в течение 10-20 секунд и состоят из 4-6 движений (и так до 5-7 месяцев).

С 1-2 до 3-5 месяцев полезно вкладывать в разжатые кулачки ребенка круглые предметы так, чтобы один пальчик находился с противоположной стороны от остальных пальцев. Надо помочь малышу удержать этот предмет, а затем потянуть к себе и покрутить из стороны в сторону.

С 3 месяцев надо развивать умение брать игрушку из рук взрослого, а также доставать рукой ногу, для привлечения внимания ребенка к собственной ноге можно подвесить яркий помпончик.

С 5 месяцев надо побуждать малыша брать игрушку сверху, снизу, сбоку. Игрушки должны быть различной формы, с различной поверхностью (губка, прищепки для белья, колечки, ткани, морковки).

С 7 месяцев к массажу всей кисти добавляется массаж каждого пальчика в отдельности (разминание) от кончиков к основанию.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать деревянные шарики разного диаметра, шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В полуторагодовалом возрасте малышам даются уже более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка. Очень важно, чтобы такие игры привлекали ребенка. Интересные игры-шнуровки сейчас можно купить в магазине: пуговки, домики, ежики, деревья, а также игры с различными видами застежек и завязок. Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры-потешки, в которых движения пальчиков сопровождаются речью. Можно использовать упражнения и без речевого сопровождения. Малышу объясняют выполнение того или иного задания, родители на себе все демонстрируют.

"Пальчики здороваются" - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

"Человечек" - указательный и средний пальцы правой руки "бегают" по столу.

"Слоненок" - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный - ноги. Слоненок "идет" по столу.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. 

свернуть

Говорить научат пальчики

развернуть

Многие родители знают - для того, чтобы ускорить развитие речи ребенка, необходимо развивать движения пальцев рук.

Как же связано развитие тонкой моторики руки с развитием речи малыша?

В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Учеными доказано, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. При работе кисти и пальцев в коре возбуждается соответствующий центр. По закону иррадиации возбуждение переходит на соседний центр - речедвигательный (центр Брокка), то есть активизируется речь ребенка. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми - и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики - это совершенствование речи.

Часто родители задают вопрос: когда начинать развивать руку ребенка? Такую работу следует начинать с рождения малыша. Сжатые кулачки ребенка надо нежно и осторожно массировать по наружному краю кисти - от мизинца к запястью.

свернуть