Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение специального образования
«Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района»
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение специального образования
«Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района»
Среди некоторых родителей бытует мнение, что если ребенок знает цифры, название букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Но особенно важно каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе овладеть достаточным уровнем развития речи – это залог успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
Нарушения речи влекут за собой целый букет негативных последствий. Например, если ребенок в речи заменяет свистящие звуки шипящими и наоборот, то он и на письме будет путать соответствующие буквы. Если ребенок в своей речи пропускает звуки, переставляет слоги, не договаривает слова – это также отразится на чтении и понимании прочитанного, а затем и на письме. Соответственно, ребенок не сможет нормально учиться.
Кроме того, у ребенка с нарушением речи могут возникнуть проблемы с общением, он может замкнуться в себе и вообще не желать ходить в школу. То есть прибавляются еще и психологические проблемы. Проще говоря, если не исправлять нарушения речи, на них со временем может нарасти такой слой других проблем, что решить их будет крайне сложно.
Речь ребенка очень влияет на успеваемость. И если вы не хотите сидеть ночами над уроками ребенка и безрезультатно разжевывать материал, то позаботьтесь, чтобы все звуки к школе были поставлены. Очень важно, чтобы учеба давалась легко ребенку и не превратилась в каторгу. Если будет успех, будет и желание учиться.
Поэтому призываем родителей следить за речевым развитием их детей, и не пускать решение проблем, если таковые возникли, на самотек.
И если у вас есть вопросы, то необходимо записаться на консультацию к дефектологу к нам в Центр и узнать все о речевом развитии своего ребенка.
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
свернутьВ семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первые лепетные слова и пр. Но вдруг взрослые начинают замечать что-то неладное: сверстники малыша начали говорить словами и фразами, а ваш ребенок по-прежнему лепечет что-то непонятное. Вернее, вы его можете понять, но с трудом. Что делать?
В первую очередь, не слушать советов доброхотов подождать, пока само собой наладится. Нет! Нужно посоветоваться со специалистом. Логопед расскажет вам, что нужно делать, как заниматься с вашей крохой.
Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием законов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ребенком слышимой им речи.
Если в силу каких-либо причин речемыслительная деятельность не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечается недоразвитие речи той или степени тяжести.
Признаки благополучного развития речи: если у ребенка…
Признаки неблагополучного развития речи: если у ребенка…
Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи, а родители постоянно просят его: «Скажи», «Повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется появлением у ребенка стойкого речевого негативизма.
Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители сначала просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают – ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им игнорируются или отвергаются.
Если вы хотите помочь своему ребенку – стоит забыть слова «Скажи!», «Повтори!» хотя бы на первое время! И посетить консультацию специалиста.
Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Очень важно выявить неблагополучие речевого развития и постараться преодолеть его как можно раньше. Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи – от 1 года до 5 лет. Чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.
Гулевич С.Н., учитель-дефектолог
свернутьВсе родители понимают, что заучивание стихотворений для ребенка имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, формируется культурный уровень маленького человека.
Мы не представляем себе Новый год без елки, Деда Мороза, подарков и, конечно же, без новогодних стихов. Что делать, если заучивание стихотворений вызывает у детей быстрое утомление и отрицательные эмоции?
Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, на помощь взрослым приходят мнемотаблицы.
Суть методики заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающий действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи, направленные на развитие ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении текста. Использование опорных рисунков для заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Как работать с мнемотаблицей:
Дед Мороз А. Шибаев
К нам на елку – ой-ой-ой!
Дед Мороз идет живой.
Ну и дедушка Мороз!..
Что за щеки, что за нос!..
Борода-то, борода!..
А на шапке-то звезда!
На носу-то крапины!
А глаза-то… папины!
Дед Мороз Е. Тараховская
Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он — Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
Он испортил кран с водой
В нашем умывальнике.
Говорят, он — с бородой,
А шалит, как маленький.
Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет,
А шалит, как маленький.
Веселый снеговик Ирина Гурина
По сугробам, напрямик
Шел веселый снеговик.
А в руках его была
Не корзина, не метла,
Не плитка шоколадная,
А елочка нарядная!
Если кончится мороз Владимир Данько
Если кончится мороз,
Снег растает белый,
Что же дедушка Мороз
Бедный станет делать?
Побежит с него вода
Ручейками на пол,
С бороды его тогда
Тоже станет капать?
Добрый дедушка Мороз,
Миленький, любименький!
Спрячься, дедушка Мороз,
В нашем холодильнике!
Снежинки Галина Новицкая
- Кто снежинки
Делал эти?
За работу
Кто в ответе?
- Я! - ответил
Дед Мороз,
И схватил
меня За нос!
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
свернутьРанний возраст (от 1 года до 3 лет) – благоприятный период для сенсорного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления у детей представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание является основой для формирования у детей всех психических процессов (внимание, память, мышление, речь, воображение) и одновременно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности (предметной, игровой, продуктивной, трудовой).
Содержание игр и занятий должно быть направлено на последовательное развитие у детей восприятия свойств и качеств предметов (цвета, формы, величины, вкуса, запаха, веса, температуры, фактуры). Важно учить малыша рассматривать, ощупывать, надавливать, постукивать, узнавать предметы по цвету, форме, размеру, запаху и другим свойствам. Именно эти действия, называемые перцептивными, позволяют формировать целостный образ предмета.
Накопление чувственно-практического опыта способствует освоению детьми системы сенсорных эталонов. Важным моментом является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом: называние предметов, их свойств, качеств, пространственного расположения частей относительно друг друга, действий.
Примерный перечень упражнений с использованием предметно-практической деятельности:
Гулевич С.Н., учитель-дефектолог
свернутьКаждому ребенку необходимо давать повод для общения. К этой части можно переходить только тогда, когда ребенок готов (т.е. не сердится и не плачет). Имеется тенденция, что родители держат все, что может потребоваться ребенку, в пределах его досягаемости: его любимые игрушки на самой нижней полке и т.д. Но если у вашего ребенка не будет никаких трудностей с получением того, что он хочет, у него так же нет нужды обращаться к вам. Вы должны создать ситуации, побуждающие его к общению.
Следующие советы могут помочь вам устроить ситуации, которые подтолкнут вашего ребенка к взаимодействию по разным причинам: для просьбы, отказа, приветствия, комментария, и выбора. Эти советы подходят для детей всех уровней, но они должны быть готовы к общению.
Способы помочь ребенку научиться обращаться с просьбой
Положите его любимые вещи в поле его зрения, но вне предела его досягаемости. Положите любимую еду на верхнюю полку буфета, где он может ее видеть, но не может достать. Положите его любимую видеокассету на полку вне предела его достягаемости, но так, чтобы он видел. Положите любимые конфеты в прозрачную емкость, которую ему сложно открыть.
Используйте «people-toys» (далее – пт). ПТ – это игрушки, которыми сложно играть (такие как юла, мыльные пузыри, музыкальные шкатулки) и которые подталкивают вашего ребенка к взаимодействию. Ребенку понадобится ваша помощь, чтобы заставить игрушки «играть». Даже если ребенок сам научится играть ими, вы можете показать ему, что играть вдвоем даже интереснее, чем одному. Дайте ребенку некоторое время, чтобы он сам подумал над тем, как использовать каждый из них и подождите, когда он растеряется или попросит вашей помощи. Затем вступите в игру и заставьте игрушку заработать. Иногда он сам выяснит, как ей пользоваться. Когда такое случается, празднуйте его успех объятием или «Ура!», а затем найдите другую игрушку ПТ.
Заводные или сжимаемые игрушки. Прыгающая лягушка или двигающийся поезд могут также понравиться вашему ребенку. Сжимаемые игрушки также забавны. Это игрушки, которые активируются, когда вы сжимаете маленькую ручную воздушную подушку. Заставьте игрушку идти. Когда она остановится, отдайте игрушку ребенку и ждите его просьбы завести ее снова.
Пузыри. Надуйте несколько мыльных пузырей. Как только ребенок заинтересуется и начнет за ними наблюдать или лопать, прекратите. Подождите, пока он вас не попросит так или иначе повторить. Или, надуйте пузырь, чтобы привлечь его внимание. Надуйте еще один, а потом сделайте паузу, держа руку наготове у рта. Подождите его просьбы.
Шары. Надуйте воздушный шарик, а потом выпустите из него воздух (возможно, ему понравится, если вы отпустите и шарик полетит в воздухе). Затем возьмите шарик в рот, и ждите, когда он как-нибудь попросит вас надуть по новой. Или надувайте шарик частично. Затем, с шариком во рту, ждите его просьбы.
Заведите следующие игрушки: музыкальная шкатулка, юла и выпрыгивающий клоун, и когда они остановятся, ждите его просьбы повторить. Создайте свои игрушки!
Смешная шапка. Оденьте смешную шапку на голову и подтолкните ребенка ее стянуть. После проделывания это несколько раз, оденьте шапку, но усложните задачу для него – пусть ему будет сложно ее достать. Ждите, чтобы он так или иначе попросил шапку. Вы можете использовать вместо шапки солнечные очки или другую выделяющуюся одежду, например, мягкий шерстяной шарф.
Вода. Водяной фонтан может стать игрушкой. Включите воду и пусть ребенок поиграет. Затем выключите, пусть он попросит включить.
Зеркало. Многие дети, особенно те, которые привлекательны внешне, любят свое отражение в зеркале. Воспользуйтесь его интересом и поиграйте с ним в игры. Уведите ребенка прочь от зеркала, и спросите: «Где Катя? (Миша, Петя...)», а затем выпрыгните перед зеркалом с ним «Вот Катя!». После нескольких раз, удерживайте его подальше от зеркала и подольше. Пусть он даст вам знать, что хочет увидеть себя, перед тем как выпрыгнуть. Зеркала также идеально подходят для копирующих игр. Дотроньтесь до носа мамы, потом до носа ребенка, до глаза папы, затем до глаза ребенка и т.д. Вы можете играть в любую игру перед зеркалом или петь песню перед ним.
Предлагайте вещи по частям. Если вы будете давать ребенку то, что он хочет, все сразу, то у него нет нужды к вам обращаться. Давая ему это маленькими порциями, вы предоставляете ему причину сообщать вам его нужды. Разломайте печенье, картофельные чипсы на части и давайте ему по одной части за раз. Таким образом, он будет обращаться к вам снова и снова.
Некоторые игрушки легко выдавать по частям, потому как они состоят из нескольких частей. Выдавая ему пазлы, конструкторы, кольца и т.д. по частям, вы даете ему шанс обращаться к вам повторно, чтобы завершить свою конструкцию. Если он попытается вырвать все из вашей руки, спрячьте, а потом покажите, когда он попросит.
Все, кроме одной. Выдавайте ребенку все, кроме одной части, которая ему потребуется. Держите эту часть вне предела его досягаемости, но в поле его зрения. Например, выдайте ему бумагу, но не давайте ножниц, или дайте ему банку с мыльной водой, но не давайте рамку для надувания пузырей.
Способы помочь ребенку сказать «Нет», «Хватит», «Все», «Стоп!»
Предлагайте самую нелюбимую вещь. Предложите вашему ребенку пищу, напиток или игрушку, которую он не любит, чтобы дать ему возможность выразить, сказать «НЕТ!».
Позвольте ребенку закончить деятельность. Подождите, пока ребенку не надоест, наскучит какая-нибудь деятельность, а затем позвольте ему вам сообщить или через мимику, звук или слово, что ему достаточно. Например, продолжайте качать его на качелях (хотя, аутисты «известны» своей любовью к качелям, скорее вы устанете его качать), играйте в игру снова и снова. Или позвольте ему долго играть какой-нибудь игрушкой, а потом соблазните его прервать игру с ней, показав что-нибудь еще, что он любит. (Внимание: иногда он слишком быстро закончит свою деятельность, а иногда вы устанете и заскучаете раньше).
Способы помочь ребенку сказать «привет» и «пока»
Используйте щенков или мягкие игрушки. Спрячьте щенка или игрушку под столом, а потом позовите его по имени: «Шурик!». Покажите игрушку, помашите ей и скажите «привет!» Повторите это действие несколько раз и подтолкните ребенка помахать или поздороваться. В конце, покажите игрушку и подождите реакции ребенка: помахать или сказать «привет» самостоятельно.
Используйте свое окно. Встаньте рядом с окном, махая и приветствуя каждого прохожего или машину, которая проедет. Затем через некоторое время, после очередной машины или прохожего, ничего не говорите и не делайте. Пусть ребенок сделает это самостоятельно.
Способы подтолкнуть ребенка взаимодействовать или комментировать
Создайте предсказуемые процедуры, а затем сделайте сюрприз. Когда ребенок привыкнет, что что-то всегда делается одинаково, сделайте неожиданное! Смена рутины воодушевит ребенка среагировать на сюрприз и, возможно, поговорить об этом. Здесь несколько примеров возможных сюрпризов. Прячьте вещи в необычных местах. Положите его любимую игрушку в ящик с его одеждой и подождите, когда он обнаружит сюрприз. Положите его фотографию между страниц книги, которую он просматривает.
Просматривайте книги. Указывайте и называйте картинки. Затем укажите на картинку и ничего не говорите.
Смотрите в окно и выказывайте восторг тому, что вы видите: «Смотри, грузовик!», «Смотри – кошка!». В следующий раз, когда увидите что-нибудь интересное, продолжайте выказывать восторг, но не комментируйте.
Позвольте ребенку распаковывать продукты. Выказывайте большой интерес каждый раз, как достаете что-нибудь из сумки, и называйте это. Когда наступит очередь любимого лакомства, подождите, когда он оживится или назовет его. То же самое можно проделывать в продуктовом магазине: «вот молоко», «вот сок». Затем встать напротив его любимой еды и ждать его реакции. Если вы думаете, что он может назвать еду, можете помочь ему.
Предложите что-нибудь другое. Играйте игрушками, которые используют несколько частей, как пазлы, матрешки, блоки, конструктор и т.д. Давайте ребенку по одной части за раз. Затем дайте что-нибудь совершенно отличное, или часть, которая не подходит, и ждите его реакции.
Удивите запахом. Дайте ребенку понюхать что-нибудь, что он может учуять, но не может увидеть. Будьте воодушевлены и комментируйте. К примеру, положите в духовку пиццу, принюхайтесь явно к воздуху и скажите: «Мммм, ням-ням, пицца!». После нескольких раз, только принюхайтесь к воздуху и ждите какой-либо реакции ребенка.
Удивите прикосновением. Помещайте руку вашего ребенка в холодную, липкую или мокрую субстанцию несколько раз, пока не выработается шаблон. Вы можете использовать пудинг или даже воду. Каждый раз, воодушевленно описывайте ощущение («липко!», «мокро!»). Затем поместите руку ребенка в совершенно отличную субстанцию и наблюдайте за реакцией.
Используйте творческую «глупость». Дети обожают, когда родители ошибаются. Сделайте что-нибудь глупое, и ваш ребенок обратит внимание. Когда одеваете ребенка, «нечаянно» забудьте что-нибудь из одежды, или сделайте что-нибудь неправильно. Например, ботинок носком назад.
Используйте ситуации, когда что-то идет не так. Когда что-то идет не так как запланировано, используйте это время, чтобы привлечь внимание вашего ребенка. Например, когда его обед слишком горячий, не просто подуйте на него или помашите, а преувеличьте ситуацию и обыграйте, как будто это большое событие. Когда все идет гладко, сделайте что-нибудь не так. Например, «нечаянно» уроните вилку во время обеда.
Притворитесь, что вы не знаете, где вещи. Если вы притворитесь, что не знаете, где вещи, вы и ваш ребенок можете искать вместе. Он может произнести или сделать что-то новое в этой необычной ситуации. К примеру, как выходите из дома, заметьте, что не взяли его обед, перчатки или школьную сумку. Когда ребенок просит что-нибудь, например, свою игрушку, действуйте, будто она потерялась. Преувеличьте ваше расстройство и ждите его реакции.
Притворитесь, что что-то сломано, когда это не так. Ваш ребенок ожидает, что все будет работать. Как он поведет себя, если что-то не будет? Попробуйте вставить ключ в дверь неправильно. Скажите: «О! Ключ сломан!». Подождите, когда ребенок даст вам знать, что он чувствует в этой ситуации.
Способы помочь ребенку сделать выбор
Когда вы даете ребенку сделать выбор, он пытается посылать вам сообщения и выражать, что он чувствует. Представьте, чувство силы, радости, когда ребенок чувствует, что может сказать вам, что он хочет жестами, рисунками или словами! Подтолкните ребенка делать выбор, основываясь на его предпочтениях и «нелюбви».
Давайте ему зрительные подсказки. В начале, вашему ребенку могут понадобиться зрительные подсказки для выбора. Вы можете держать настоящие объекты в руках, указывать на настоящие объекты или указывать на рисунки с ними. Если вы держите их в руках, возможно, ребенку будет проще, если вы будете держать их друг над другом, нежели рядом. Поэкспериментируйте и с объектами, и с картинками, чтобы посмотреть, как ребенку понравится больше. Некоторые варианты:
Для ребенка требуется время, чтобы начать общаться. Цели, которые вы перед ним поставите, зависят от того, на какой стадии взаимодействия с миром находится ребенок. Если ваш ребенок не посылает вам никаких сообщений напрямую, не ожидайте, что он сразу заговорит. Однако, ожидать, что он начнет обращать больше внимания на вас, - вполне реальная цель. Путем постепенной и последовательной переоценки целей и определения новых, вы поможете ребенку достичь полного раскрытия его потенциала.
Гузаревич О.В., учитель-дефектолог
свернутьЕсли ребенок с аутизмом не разговаривает, то самое первое задание педагога или родителя – это понять, почему случилось такое нарушение коммуникативной сферы, в чем причины проблемы. Это может происходить в связи с сопутствующими аутизму расстройствами – задержка психического развития, общее недоразвитие речи, алалия. В случае классического аутизма может быть просто нежелание ребенка общаться. Если рассматривать последнюю ситуацию, часто родители не знают, заставлять ли ребенка разговаривать или не выводить его из зоны комфорта. Если заставлять, то как именно, какими способами.
Специалисты уверены, что побуждать разговаривать ребенка и формировать навыки свободно и адекватно пользоваться речью нужно обязательно. Но важно к этому правильно подходить. В таких случаях необходимо найти правильный психологический подход. Работа логопеда должна вестись совместно с психологом. Если это классический аутизм, то очень важны следующие моменты: раскрыть ребенка для коммуникации; сформировать устойчивый эмоциональный контакт и положительное эмоциональное отношение к занятию, постоянно работать над развитием в соответствии с его психологическим и физиологическим возрастом, формировать у ребенка умение выражать желания с помощью простых просьб, обращений, дать понять, что мы и окружающая среда не опасны; развить интерес к окружающей действительности; показать ребенку, что мы можем и готовы ему помогать. Все эти моменты реализуются в совместной работе психолога и логопеда, ведь ребенку необходима коммуникация для дальнейшей социализации. Поэтому ребенку стоит дать понять и показать, что разговаривать необходимо не потому, что взрослые так захотели, а потому, что используя общедоступный язык, ему будет легче и комфортнее в этом мире. Для этого необходимо вывести ребенка из его зоны комфорта, в которой он находится. Мамы пытаются самостоятельно разговорить своих детей, но зачастую они становятся для них вспомогательным элементом для достижения необходимой цели – ребенок берет маму за руку, ведет к тому, что ему необходимо, ее рукой показывает, что ему надо. От такого действия мама уже счастлива. Как результат, она легко поддается на такие манипуляции в будущем. Но специалисты отмечают, что ребенок привыкает к этому и думает, что все будут его понимать. В таких ситуациях в дальнейшем необходимо просить ребенка не просто показывать желаемый предмет, но и настаивать, чтобы он озвучил свою просьбу.
Пять важных рекомендаций родителям:
Гузаревич О.В., учитель-дефектолог
свернутьПомните, что большинство несчастных случаев можно предотвратить! Для этого вам придется приобрести «привычку к безопасности».
ВСЕГДА:
Помните, что ваш малыш взрослеет, и забот, ответственности за его жизнь и здоровье с каждым днем прибавляется! Помогите ребенку удовлетворить его познавательный интерес к окружающему миру, создав все необходимые условия безопасной жизнедеятельности!
Не оставляйте детей дома одних!
При эксплуатации электроприборов:
Будьте бдительны! Берегите детей!
Гулевич С.Н., учитель-дефектолог
свернутьЗаикание возникает обычно в возрасте от 2 до 5 лет – в период наиболее интенсивного речевого развития, когда речь ребенка находится в стадии формирования и поэтому ее развитие при наличии неблагоприятных факторов может подвергаться нарушениям. Не случайно еще в конце 19 века известный психиатр И.А.Сикорский назвал заикание «детской болезнью».
Заикание проявляется в повторах звуков, слогов, слов, паузах в речи, в измененном, зачастую ускоренном темпе речи. Интенсивность заикания может меняться в зависимости от окружения, в котором находится ребенок (знакомые или чужие люди, младшие дети или ровесники), и формы общения (однословные ответы на вопросы, рассказы о посещении театра, игры с товарищами и т.д.). Заикание не наблюдается при пении, во время общения с более младшими детьми, животными. В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может со временем усиливаться и вызывать у ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Ребенок становится замкнутым, застенчивым или, наоборот, капризным, раздражительным. Заикающийся ребенок нередко замечает и тяжело переживает разницу между собой и сверстниками. Случаются, что другие дети смеются над ним, передразнивают, что, безусловно, обижает ребенка и ухудшает его речь. При заикании у детей часто появляется страх перед речью-логофобия. Чтобы избежать запинок они начинают использовать различные уловки: движение плечом, постукивание ногой, откидывание головы. Такие движения носят ненавязчивый характер. Нередко дети пользуются словами-признаками: ну, как это, вот, избегают слов с трудными для них сочетаниями звуков.
Доказано, что чем больше времени проходит с момента проявления заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Поэтому исправлять заикание рекомендуется в дошкольном возрасте, до того, как оно закрепится и перейдет в более тяжелую и стойкую форму. Необходимо начинать исправление заикания с момента его возникновения, так как легкие запинки в первые дни могут быстро перерасти в сильное заикание.
Эффективное комплексное воздействие на ребенка с заиканием включает следующие направления: медицинское (медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия, закаливающие процедуры), логопедическое направление (проведение занятий по воспитанию правильной темпоритмической организации речи), психотерапевтическое (поддержание положительного настроя, эмоционального подъема), система ритмических занятий (музыкальное направление с речевым сопровождение).
Эти направления могут быть эффективно реализованы только при условии взаимодействия родителей, специалистов и педагогов. Важно, чтобы все окружающие ребенка имели четкую, выразительную, грамотную, спокойную речь, которой будет подражать ребенок. Поскольку заикание всегда проявляется у детей с ослабленной нервной системой, важно создать все условия для спокойной обстановки и в учреждении образования, и дома. Заметив появление выраженных запинок, рекомендуется на определенное время ограничить общение со сверстниками, поменять обстановку на более спокойную, снизить речевую активность до минимальной, прекратить чтение и заучивание стихотворений, сказок, просмотр мультфильмов, ограничить эмоциональную нагрузку. Полезно в этот период переключиться на совместное изготовление из подделок из бумаги, пластилина, теста, выполнять аппликацию, конструировать, рисовать Строгое соблюдение общего и речевого режима, занятий, отдыха, питания, сна является необходимым условием для успешного исправления заикания!
Кравец И.Н., учитель-дефектолог
свернутьИгрушки для ребенка – это та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства.
Материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают множество новых комбинаций. Отсюда открытость для разнообразных действий, гибкость и простота – важные требования для хорошей игрушки.
Игрушки у девочки должны быть разнообразными:
Кроме того, хорошо, если у девочки будут игрушки, связанные с домашним хозяйством:
Мальчики, конечно, больше интересуются машинами и различными мелкими деталями – не зря почти все они любят разбирать по частям заводные и механические игрушки. Именно поэтому у мальчиков должны быть:
Такие игрушки не только надолго займут малыша, но и помогут ему научиться мыслить логически.
Игрушки, составляющие важную часть жизни ребенка, не следует покупать постоянно в большом количестве. У ребенка должны быть игрушки, с которыми он будет:
Для игрушек в квартире обязательно следует отвести отдельное место. Нужно купить или сделать самим вместительный сундучок или ящик на колесиках. Так ребенку будет легче убирать свои игрушки на место. А привлечь его к этой не очень интересной процедуре обязательно необходимо. Если родители оклеят вместе с малышом этот ящик красивыми картинками, ребенку будет приятнее убирать игрушки в такой ящик.
Следует отметить и тот факт, что отношение к своим игрушкам в детстве обязательно проецируется на отношение к своим вещам в будущем.
Гулевич С.Н., учитель-дефектолог
свернутьНекоторые дети как будто рождаются со встроенным чувством независимости. Стоит только им научится ползать и ходить, как они уже помчались осваивать мир самостоятельно, отпустили наши руки и стремятся все сделать без помощи родителей. Но другим детям трудно разлучиться с родителями даже на несколько минут. Кажется, что они никогда не оставят маму и папу в покое и ничего не смогут делать самостоятельно даже через много лет.
Если вашему ребенку трудно быть одному хотя бы недолго, то можно попробовать это изменить и сделать его более независимым. Например, так:
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
свернутьВ чем заключается влияние пальцев на развитие речи?
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.
Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится «вершителем» игры, и слова, и движения – все ему подвластно.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Игры и упражнения, приведенные ниже, адресованы в первую очередь маме и малышу, однако могут быть использованы и в практике педагогов, психологов, логопедов, работающих с маленькими детьми.
Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную.
Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка.
Пассивная гимнастика для пальцев рук.
Такие «игры» с ребенком доставят радость и удовольствие взрослому и ребенку, оживят интерес к овладению бесценным даром слова.
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
свернутьРебенок упорно берет ложку левой рукой. Зубную щетку тоже. И карандаш, и ластик. «Как же он будет в школе? Может, переучить, пока не поздно?» – обязательно спросит кто-нибудь из родственников. Современные педагоги, психологи, врачи считают, что не надо. Почему?
В современном мире, к счастью, все реже встречаются переученные левши. О вреде переучивания известно уже давно – во многих источниках пишут о физиологических и психологических последствиях этого процесса.
Когда мы переучиваем левшу, мы всего лишь заставляем ребенка орудовать другой рукой и влияем на левое полушарие, однако мы вовсе не меняем или перестраиваем его структуру мозга из левши в правшу! То есть переученный левша не станет правшой, он просто будет активнее использовать правую руку.
Переучивание приводит к тому, что мозг левши «запутывается» в том, какие структуры за что должны отвечать. Переучивание снижает компенсаторные способности мозга и затрудняет когнитивные процессы. Это может привести к разным психофизиологическим сложностям, например:
В дальнейшем это может вылиться в школьные трудности, подкрепляемые психологическими и психосоматическими проблемами, которые возникают из-за стресса в ходе переучивания. Конечно, левши бывают крайне разные, поэтому последствия переучивания будут существенно отличаться у разных детей.
Что можно сделать, чтобы ребенку, который пишет левой, было проще в школе?
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
свернутьУчить стихотворения наизусть очень полезно не только для тренировки мозга, но и для улучшения качества речи. Но что делать, если это «наизусть» каждый раз происходит «со скрипом»?
Прежде чем начать применять методы запоминания на практике, необходимо выполнить три обязательных условия:
Чем больше органов чувств задействовано при работе со стихотворением, тем выше качество запоминания. Сделайте небольшую гимнастику-пятиминутку. Делаем простые физические упражнения, которые активизируют разные участки головного мозга: например, растираем ладони, делаем перекрестные шаги, хватаем правое ухо левой рукой, а левое правой и постепенно ускоряем темп.
Можно сыграть в игру «Изобрази стихотворение». Взрослый читает, а ребенок показывают каждую строчку: звезды задремали, задрожало зеркало затона. Текст воспринимается как на слух, что важно для аудиалов, так и через тело, что очень важно для кинестетиков. Далее можно поменяться ролями: взрослый показывает, а ребенок пытается вспомнить строки. Чем эмоциональнее игра, тем лучше запоминается текст!
Также будет легче запомнить текст, если вы прорисуете каждую строчку стихотворения. Тут не нужно правдоподобие, важно, какие символы понятны и актуальны для каждого конкретного читателя.
Найдите подходящие ассоциации. Хорошо, когда текст ассоциируется с чем-то конкретным, реальным, актуальным – он становится частью жизни читателя, надолго остается в памяти. Вспомните, где вы видели березы, крапиву, затон? Быть может, у вас с ними связаны какие-то особые воспоминания?
Конечно, можно учить построчно, можно учить снизу вверх и сверху вниз, использовать фотографическую память и класть книжку под подушку. Но важно понимать, что поэзия – это не набор слов, это в первую очередь эмоции. Только эмоционально осмысленное стихотворение можно рассказать красиво и запомнить надолго.
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
свернутьПредупреждение детского травматизма – одна из актуальных проблем во все времена. За жизнь и здоровье детей отвечают взрослые: именно родители должны создать безопасные условия жизнедеятельности детей в летний период, сформировать у них навыки безопасного поведения и умения предвидеть последствия опасных ситуаций.
Главное, что должны помнить родители – ни при каких обстоятельствах не оставлять ребенка без присмотра. Защитить себя и своих детей от многих проблем можно при условии постоянной заботы о безопасности.
Необходимо выделить некоторые правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Безопасное поведение на воде
Главное условие безопасности – купаться в сопровождении кого-то из взрослых. Необходимо объяснить ребенку, почему не следует купаться в незнакомом месте, особенно там, где нет других отдыхающих. Дно водоема может таить немало опасностей: затопленная коряга, острые осколки, холодные ключи и глубокие ямы.
Прежде, чем заходить в воду, нужно понаблюдать, как она выглядит. Если цвет и запах воды не такие, как обычно, лучше воздержаться от купания.
Безопасное поведение в лесу
Прогулка в лес – это хороший отдых, который укрепляет здоровье, знакомит ребенка с родной природой. Но есть некоторые правила, с которыми взрослые обязательно должны ознакомить ребенка, так как лес может таить в себе опасность.
Расскажите ребенку о ядовитых грибах и растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах. Объясните, что надо быть осторожными и не пробовать на вкус ягоды, травинки и пр. Для закрепления знаний полезно использовать настольные игры-классификации, соответствующий наглядный материал, а в летний сезон во время прогулки в лес показать ядовитые растения и грибы.
Напоминайте ребенку, что ему ни в коем случае нельзя ходить по лесу одному, нужно держаться всегда рядом с родителями. Но что делать, если он чем-то увлекся и не заметил, как заблудился? Объясните ребенку, что не нужно поддаваться панике и бежать, куда глаза глядят. Как только потерял родителей, следует кричать громче, чтобы можно было найти друг друга по голосу, и оставаться на месте. Малыш должен твердо знать, что его обязательно будут искать.
Опасная высота
Особую опасность представляют собой открытые окна и балконы. Малыши не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон, играть там в подвижные игры, прыгать. Для ребенка младшего школьного возраста должно быть абсолютным законом то, что, выглядывая в окно или с балкона, нельзя подставлять под ноги стул или иное приспособление.
Безопасность при общении с животными
Детям нужно прививать не только любовь к животным, но и уважение к их способу жизни. Необходимо объяснить детям, что можно делать и чего нельзя допускать при контактах с животными.
Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Нельзя подходить к незнакомым собакам, беспокоить их во время сна, еды, ухода за щенками, отбирать то, во что играют собаки. Напоминайте детям, что и от кошек, и от собак передаются людям болезни. После того, как погладил животное, обязательно нужно вымыть руки с мылом.
Если укусила собака или кошка, сразу же нужно сказать об этом родителям, чтобы они немедленно отвели к врачу.
Также, детям необходимо дать знания о насекомых и напоминать о том, что даже полезные насекомые (пчелы, муравьи) могут причинить вред.
Перегрев (тепловой, солнечный удар)
Еще одна и, пожалуй, главная опасность лета кроется в его главных плюсах: тепле и обилии солнца. В результате, именно летом часто случаются тепловые и солнечные удары, а также солнечные ожоги. Тепловой удар – самый коварный. В отличие от солнечного, он может случиться и в пасмурную, но жаркую погоду. Симптомы могут варьироваться от сильной головной боли и тошноты до слабости и сонливости, очень часто его принимают за начало какого-либо простудного заболевания или отравления.
Чтобы предотвратить тепловой удар, прежде всего старайтесь в жаркую погоду избегать душных и жарких помещений, общественного транспорта. Самое жаркое время дня лучше провести дома, а гулять утром и вечером. Одевайте ребенка в легкую, светлую хлопчатобумажную одежду. Следите, чтобы в жаркую солнечную погоду ребенок всегда находился на улице только в головном уборе. Одевайте ребенка строго по погоде, избегайте синтетических тканей. Давайте как можно больше жидкости, отдавайте предпочтение жидкой пище. Всегда держите наготове бутылку с водой.
Для снижения количества несчастных случаев в жизни каждого человека надо еще в дошкольном возрасте уделять особое внимание навыкам безопасности.
Гулевич С.Н., учитель-дефектолог
свернутьДети, которые пошли в школу в 7 лет, более спокойны и усидчивы и легче постигают предложенный школьной программой материал. Но мнение психологов и педагогов не останавливает большое количество родителей, стремящихся отдать в 1-й класс шестилеток.
Шестилетки
Плюсы. Шестилетки отличаются живым умом и любознательностью и потому относятся к школе как к новому приключению. Они могут быстрее находить общий язык со сверстниками. Родители школьников-шестилеток довольно констатируют, что их дети получат аттестат о среднем образовании в 17 лет. И, соответственно, юноши-выпускники будут иметь больше возможностей попробовать свои силы на вступительных экзаменах в вузы, а не отправятся прямиком с выпускного в армию.
Минусы. Чаще всего первоклашкам-шестилеткам бывает очень сложно выдержать уроки. Они еще в силу возраста не обладают той усидчивостью, чтобы на протяжении 30-40 минут, сидя за партой, внимательно слушать учителя. Это может осложнить обучение и сделать более проблемной адаптацию ребенка, которому еще хочется больше прыгать и гулять. Такие дети чаще всего хуже воспринимают учебный материал, их успехи и интерес к урокам во многом зависят от родителей, бабушек или нянь.
Семилетки
Плюсы. Семилетки лучше подготовлены к школе, более усидчивы, у них лучше развита мелкая моторика. Учителя хвалят таких учеников, приводят их в пример. Нервная система к 7 годам гораздо более развита, чем в 6, и медицинских показаний для «отсрочки» у семилеток на порядок меньше. В конце концов, как рассуждают мамы и особенно бабушки, сознательно отправляющие деток в школу после 7 лет, «пусть у ребенка будет еще один год детства, ведь в школе у него уже будет больше обязанностей, а не прав».
Минусы. Ребенок в 7,5 лет к моменту поступления в 1-й класс может «перегореть». Может оказаться, что он уже давно умеет читать, писать, считать и рассуждать, и ему будет откровенно скучно на уроках, во время которых преподаватель объясняет менее «продвинутым» шестилеткам азы счета до 10.
Многие родители рассуждают так: ребенок умеет читать, писать – пора в школу. И мало кто задумывается о психологическом аспекте, об особенностях восприятия мира шестилетним и семилетним ребенком. Они могут видеть одно и то же, но интерпретируют для себя вещи совершенно по-разному. Шестилетки в своей массе не готовы к школе как к работе. Школа – эта серьезная нагрузка на здоровье ребенка, и дети 6 лет ее с трудом выдерживают, чаще болеют.
Ваш ребенок готов пойти в первый класс, если он:
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
свернутьДля чего необходимо проходить ПМПК?
Основная задача ПМПК – это выявить причины проблем в обучении ребенка и рекомендовать ему образовательную программу, которую он сможет успешно освоить, а также дать рекомендации по преодолению или облегчению тех трудностей, которые у него есть (в учебе, поведении, взаимоотношениях, здоровье, развитии). В состав комиссии входят специалисты медицинского, педагогического и психологического профиля (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач-психиатр и др.).
На ПМПК отправляют не всех детей. Часто бывает, что некоторым детям нужна особая поддержка (педагогическая, психологическая, медицинская), без которой им очень трудно в школе, в жизни.
Каждый родитель, перед тем как прийти на ПМПК, может объективно оценить школьные умения и навыки своего ребенка. Для этого можно поприсутствовать на уроках по основным предметам, сравнить ответы своего ребенка с ответами других детей, самостоятельно проанализировать тетради своего ребенка, ответив для себя на такие вопросы: много ли орфографических ошибок (т.е. ошибок «на правила»)? Не забывает ли ребенок, как пишется та или иная буква или цифра? Не соединяет ли несколько слов в одно? Правильно ли согласует слова в предложении в роде, числе, падеже. Как читает ребенок? Часто ли допускает ошибки при чтении? Насколько хорошо понимает прочитанное?
Конечно, обследование на ПМПК – это в какой-то мере стресс. От того, как родители настроят ребенка, что ему скажут, зависит, насколько сильным этот стресс будет. Ни в коем случае нельзя ругать дочь или сына ни до, ни после комиссии, какой бы результат они ни показали!
Родителям необходимо сказать своему ребенку приблизительно следующие слова: «Мы с тобой сходим на комиссию, там тебе будут задавать разные вопросы, показывать разные интересные картинки и давать задания. Ты отвечай так, как знаешь. Если не знаешь, как ответить на вопрос, то так и скажи – не знаю. В этом нет ничего страшного, потому что не бывает людей, которые могут ответить на все вопросы. Я, например, тоже не всегда могу это сделать. И знай: как бы ты ни отвечал, я все равно тебя очень сильно люблю, и ты для меня - самый лучший». И после обследования непременно нужно похвалить ребенка, так как он работал так напряженно, как, возможно, не работал очень давно.
Комиссия нужна не для того, чтобы детей наказать или куда-то «отправить», а для того, чтобы помочь, определить те условия, которые будут способствовать успешному обучению.
Вам нужно будет, присутствуя при обследовании вашего сына или дочери, просто молча наблюдать за всем происходящим, не подсказывая, не перебивая, не вмешиваясь, не охая и не ахая. И, естественно, совершенно недопустим ваш смех в случае нелепых ответов ребенка, так как это может сбить его с мысли и привести к обиде, а иногда – и к отказу отвечать дальше. Просто «мотайте на ус», какие упущения есть и над чем вам с вашим чадом нужно поработать.
На ПМПК задают вполне обычные для ребенка дошкольного или школьного возраста вопросы. Готовить к ПМПК можно, важно, чтобы ребенок не волновался. Все вопросы обычные и любой ребенок сможет ответить на них. Например, на ПМПК просят:
Комиссия составляет заключение содержащее:
На заключении ЦКРОиР в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании.
После прохождения комиссии действия родителей могут быть следующие. Сначала необходимо спокойно обдумать данные вам рекомендации и прикинуть все варианты: как ситуация может сложиться дальше в том случае, если вы согласитесь с советами, и в противоположном. Если вы согласны с выводами ПМПК, то тогда нужно решить, будете ли вы переводить ребенка в другую школу (другой класс), или же он останется там, где и был, но его станут обучать по другой программе.
Если же вы не согласны с рекомендациями комиссии, то тогда заключение ПМПК никому и никуда показывать не надо, и пусть все остается так, как было, без изменений.
Комиссия дает рекомендации, а не приказы к исполнению. А обязанность родителей – хорошенько обдумав и взвесив все «за» и «против», самостоятельно решать: выполнять то, что было рекомендовано, или нет. Однако мамам и папам (или другим законным представителям) стоит помнить, что ответственность за это решение, а значит, и за дальнейшую судьбу ребенка, также лежит только на них.
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
свернутьУ детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук.
Для развития мелкой моторики можно сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, используя для этого «сухой бассейн». Для создания «сухого бассейна» небольшую глубокую миску (диаметром 25 см., высотой 12-15 см.) нужно заполнить на 8-10 см. промытым и просушенным горохом или фасолью.
Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными.
Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:
Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.
Горох
Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» горох, одновременно сжимая и разжимая пальцы рук.
В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили!
Фасоль
На дне «бассейна» спрятать мелкие игрушки. Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем найти и достать игрушки.
В миске не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль!
На дне – игрушки для детей,
Мы их достанем для затей!
Тесто
Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Лодочка
Соединить ладони обеих рук «ковшиком», делать скользящие движения по поверхности «сухого бассейна».
Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
Повар
Выполнять круговые движения кистью в «сухом бассейне» по часовой стрелке и против нее.
Варим, варим, варим щи.
Щи у Вовы хороши!
Стираем платочки
Выполнять движения раскрытой ладонью по дну «сухого бассейна» в направлении вперед – назад, пальцы разведены.
Мама и дочка стирают платочки.
Вот так, вот так!
Постирали и отжали.
Ох, немножко мы устали!
Зарядка
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
Ладошки здороваются
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.
Наши пальчики сплетем
И соединим ладошки.
А потом как только можем
Крепко-накрепко сожмем.
Лягушки
Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.
Две веселые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят!
Пальцы играют
Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
Гулевич С.Н., учитель-дефектолог
свернутьВыводим каждую буковку
Для тренировки почерка важны старательность и усидчивость. Ребенку необходимо тщательно выводить каждый знак, стараясь максимально приблизить его написание к образцовому.
Можно установить время написания каждого вида буквы в секундах (например, 5-6 секунд). Ребенок не должен тратить на выполнение действия меньше установленного времени. Это обеспечит необходимые аккуратность и тщательность.
Выбираем удобные письменные принадлежности
Наверняка вы замечали, что от типа ручки или карандаша, которыми мы пишем, зависит красота и четкость почерка. Именно поэтому важно подобрать удобные принадлежности для письма: попробовать ручки с разным типом пасты, с разной толщиной стержня и корпуса. Важным фактором также является размер ручки/карандаша и тип бумаги.
Выбираем удобную позу
Очень важно, чтобы ребенок тренировал свой почерк в правильной позе. Спина прямая, пишущая рука полностью лежит на столе (недопустимо, чтобы свисал локоть). Выполнять упражнения необходимо строго на твердой поверхности. Остальные нюансы позы (наклон головы, поворот туловища, расположение ног и т.д.) подбираются самим школьником в зависимости от того, как ему наиболее удобно.
Несколько секретов красивого почерка
Иногда достаточно исправить малозначительные моменты, чтобы почерк стал четким, красивым, понятным. Для этого существуют некоторые хитрости:
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
свернутьПисать красиво и понятно – залог успеха в школе. Часто учителя снижают оценки за неразборчивые слова, непонятные буквы. И все равно дети не стремятся писать четко и красиво, а некоторые даже не понимают, зачем это нужно, ведь мы живем в век компьютерных технологий.
В этих случаях замотивировать ребенка можно одним из следующих способов:
Рассказать о значимости четкого почерка.
Аккуратное и красивое письмо позволяет лучше разбирать написанное как самим учеником, так и посторонними людьми, развивает творческие способности, может приносить дополнительную пользу школьнику (например, ребенка будут просить подписывать плакаты, стенгазеты и пр.).
Ввести систему поощрений.
Привлечь ребенка к сотрудничеству в работе над почерком можно, пообещав ему покупку желанной вещи за успешное выполнение заданий, освободив от части обязанностей по дому…
Сыграть на гордости ребенка.
Если ученик любит быть во всем первым и стремится к успеху в разных областях, то можно показать ему, что красивый почерк вызывает восхищение других людей, является образцом для подражания и т.д.
Развивать мелкую моторику.
Хорошая мелкая моторика рук позволяет более уверенно управляться с письменными принадлежностями, что способствует выправлению почерка. Развить этот навык помогут:
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
свернутьК категории детей с трудностями в обучении относятся дети, которые в силу различных биологических и социальных причин испытывают стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, слуха, зрения, речи, двигательной сферы.
Одна из основных причин трудностей в обучении – особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое получило название «задержка психического развития» (далее – ЗПР). Без квалифицированной психолого-педагогической помощи дети с ЗПР не достигают школьной зрелости не только к шести, но и к семи годам.
Коррекционная работа педагога в этом случае может оказаться результативной лишь тогда, когда родители станут его активными помощниками, начнут принимать непосредственное участие в коррекционном процессе.
Родители и специалисты должны стать полноправными партнерами при принятии любых решений относительно оценки состояния развития ребенка и оказания ему помощи.
В повседневной жизни родителям нужно стараться создавать ситуации, в которых ребенок будет стремиться исследовать окружающий мир, экспериментировать с предметами. Недостаточно просто рассказывать о том или ином предмете, важно включать разные способы восприятия. В частности, знакомя ребенка с овощами или фруктами, следует показать их ему, дать понюхать, поиграть с ними, попробовать. Реальный предмет воспринимается гораздо легче, чем картинка.
Желательно не ограничивать ребенка стандартными игрушками, а позволять ему играть с разнообразными предметами домашнего обихода, различной текстуры, размера, формы, веса, цвета и иных качеств. Например, при знакомстве с величиной, формой предмета можно использовать кастрюли с крышками, баночки, коробочки. Попросите ребенка найти предметы круглой формы среди кухонной утвари (чашки, блюдца, кастрюли, крышки и т. д.).
Желательно все режимные моменты (одевание, раздевание, умывание, еда и т. д.) использовать для умственного, речевого развития ребенка. Полезно, например, складывать маленькие тарелки к маленьким, глубокие к глубоким, при этом оречевляя действия.
С огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов ребенок сталкивается во время прогулок. Однако самому ему трудно разобраться в этом многообразии. Задача родителей – привлечь внимание ребенка к тому, что сам он может не заметить. Например, гуляя по улице, следует обратить его внимание на круглые колеса транспорта, на высокие и низкие дома, широкие улицы и узкий тротуар, разную окраску домов и т. д.
Особенно много объектов для наблюдения отыщется летом на даче. Умение наблюдать играет важную роль в умственном и речевом развитии ребенка. Главное, направить внимание ребенка на то, что может быть им не замечено, что ему еще не понятно, вызывая у него потребность задавать вопросы «почему?», «зачем?», «когда?» и др. Например, заинтересовать наблюдением таких явлений, как полет птиц, насекомых, удивиться окраске их туловища, крыльев. Обратить внимание на синеву неба, на ее сочетание с белыми облаками, на то, какие они разные по форме.
Непременным условием эффективности игр, занятий, бесед является доверительная, откровенная позиция родителей, удовлетворение от совместного взаимодействия, а главное, отсутствие негативных оценок, касающихся личности ребенка.
Желательно в присутствии всех членов семьи отмечать достижения ребенка, что будет способствовать повышению его самооценки и уровню мотивации к обучению.
Гулевич С.Н., учитель-дефектолог
свернуть«Все говорят, что здоровье дороже всего,
но никто этого не соблюдает…» (К. Прутков)
Гигиеническое поведение – обобщенное понятие, подразумевающее деятельность человека, направленную на созидание своего здоровья: выполнение правил личной гигиены, режима дня, занятия физической культурой, рациональное питание, негативное отношение к табакокурению, алкоголю, наркотикам и др.
Чтобы человек оставался здоровым, навыки гигиенического поведения нужно формировать у него с детства!
Первый шаг к воспитанию у детей заботы о своем здоровье – обучение их навыкам ухода за кожей и зубами. Важно не только научить ребенка правильно мыть руки, но и объяснить, когда и почему это необходимо делать. Наиболее эффективной оказывается эстетическая мотивация (грязные руки некрасивы, на них неприятно смотреть и т.п.). Может помочь и детская художественная литература: желательно не просто прочесть вместе с детьми такие книги, как «Мойдодыр» К. Чуковского, «Приключения Васи Неумыткина в стране Чулании» А. Моисеева и др., но и попросить ребенка поделиться своими впечатлениями о прочитанном, охарактеризовать главных героев произведений.
Большинство людей начинают свою жизнь со здоровыми зубами, но в дальнейшем у многих зубы начинают болеть. Зубы нуждаются не только в хорошем уходе, но и в правильном питании. Главное – кальций и его дополнение – витамин D. Лучше усваивается кальций, содержащийся в продуктах питания. Чтобы восстановить потребность детского организма в кальции, достаточно ежедневно выпивать стакан молока или кефира и съедать хотя бы 20 г сыра.
Не следует давать ребенку перед сном ни конфет, ни печенья: ночью рот остается закрытым, слюна не циркулирует, а значит пищевые остатки не смываются – образуется кислота, которая разъедает эмаль зубов. Лучше предложить перед сном яблоко, кожура которого чистит зубы и массирует десны.
Важнейший фактор, оказывающий влияние на здоровье человека - питание. Взрослым необходимо помнить: дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста должны питаться 4-5 раз в день. Основные правила питания: разнообразие, умеренность и своевременность.
Взрослым не только нужно обеспечить полноценное питание детей, но и позаботиться о том, чтобы продукты хорошо усваивались. Обязательно ли детям есть первые блюда? Да. Кроме того, следует приучать ребенка есть не спеша, хорошо пережевывая пищу и не занимаясь во время еды посторонними делами (чтением, просмотром телевизора и пр.).
О качестве детского сна также должны позаботиться родители. Их обязанность – устранить или не допустить возникновение возможных помех для сна (духота в комнате, табачный дым, слишком яркий свет, громкие звуки и пр.) Не следует ругать ребенка перед сном, выяснять отношения и т.п. За полчаса до отхода ко сну нужно прекратить все игры, занятия и посвятить это время гигиеническим процедурам: почистить зубы, вымыть ноги, желательно принять душ или поплескаться в ванне. Спать лучше в специальном ночном белье (пижаме или ночной рубашке).
Сложно приобщить ребенка к выполнению режима дня, но часто истоки детской неорганизованности лежат в укладе семьи. Поэтому прежде всего родителям нужно постараться самим стать более собранными и организованными, а уж потом требовать этого от своих детей.
Чтобы помочь ребенку быть здоровым, усвоить необходимые навыки гигиенического поведения, нужны любовь родителей, желание помочь детям, их разумная требовательность и их повседневный здоровый стиль жизни как образец для детского подражания.
Гулевич С.Н., учитель-дефектолог
свернутьБудьте терпеливы! Показывайте своим примером, что чтение – это захватывающий, увлекательный процесс, а не обязательное задание на дом. Только тогда книга станет преданным другом для вашего ребенка!
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
свернутьМежполушарное взаимодействие – это единая система, в которой работают оба полушария головного мозга. Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа обеспечивает полноценное протекание всех психических процессов.
Межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта. Именно межполушарные связи позволяют передавать сигналы и взаимодействовать обеим половинкам мозга. Отсутствие слаженности в работе обоих полушарий – одна из основных причин трудностей в обучении и адаптации, отклонений в речевом развитии.
Существует большое количество специальных упражнений, способствующих улучшению межполушарного взаимодействия, созданию новых нейронных связей. Основа таких упражнений – синхронное движение обеих рук человека.
Проговаривание речевого материала с одновременным выполнением соответствующих движений синхронизирует работу полушарий, способствует улучшению запоминания, концентрации внимания, стимулированию познавательной активности и мыслительной деятельности.
Для улучшения межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста эффективны кинезиологические упражнения, логоритмика, нейродинамическая гимнастика, включающая в себя как крупномоторные упражнения и игры, так и разнообразные комплексы упражнений по развитию мелкой моторики, растяжки, расслабляющие и дыхательные техники, езда на велосипеде, плавание.
Отличным средством активизации межполушарных связей является одновременное рисование двумя руками, особенно эффективное на этапе автоматизации звуков. Можно использовать специальные прописи и тетради для развития межполушарного взаимодействия.
Нейропсихологические упражнения повышают общую работоспособность, уровень саморегуляции и самоконтроля, улучшают внимание (устойчивость и концентрация), память, речь, мышление, развивают творческие способности.
Гулевич С.Н., учитель-дефектолог
свернутьБрашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
свернутьОт дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательная функция необычайно важна для нормальной жизнедеятельности детского организма. Однако нередко у детей отмечается поверхностное или учащенное дыхание, особенно у детей с речевой патологией. Следует учить детей дышать правильно, глубоко и равномерно.
Дышать нужно через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании у многих детей выявляется нарушение носового дыхания (аденоиды, хронический ринит, гипертрофия небных миндалин и др.). На дефекты носового дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должное внимание. Но даже незначительная «неисправность» вредно отражается на всем организме.
При неправильном дыхании:
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и ее выразительности.
Дыхательная гимнастика помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры, повышению сопротивляемости к простуде и другим заболеваниям, формированию выносливости при физических нагрузках, обеспечивает четкую дикцию и правильное произношение звуков.
Дыхание можно и нужно тренировать!
Общие правила выполнения упражнений:
Техника выполнения упражнений:
Упражнение «Парашют»
Поднести ладонь с комочком ваты к губам и подуть на комочек. При этом губы сложить в легкую улыбку, щеки не надувать.
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик.
Через несколько минут
Опустился парашют.
Упражнение «Греем ручки»
Быстро тереть ладони одна о другую, а затем поднести их к лицу и подышать со звуком [х]. Взрослый спрашивает у ребенка: «Согрелись ручки?». Выполнять упражнение несколько раз.
Упражнение «Душистый цветок»
Поднести к носу цветок и сделать глубокий вдох носом, а выдох – ртом. Одновременно на выдохе произнести фразу: «Ах! Как приятно пахнет!».
Упражнение «Ежик фыркает»
Несколько раз подряд кратко произнести звук [ф]. Для этого верхнюю губу приподнять, а нижней губой прикасаться к верхним зубам.
У меня в иголках шерстка
И в норе запасов горстка.
Лучше ты меня не трожь!
Я – колючий серый еж!
Упражнение «Листопад»
Понадобятся вырезанные из тонкой бумаги желтого и красного цветов листья деревьев (можно использовать листья деревьев, прежде промытые водой и просушенные). Предложите ребенку устроить листопад дома, сдувая листочки с ладони.
Гулевич С.Н., учитель-дефектолог
свернутьСлово может ударить посильнее кулака, эту истину родителям нельзя забывать в разговоре с ребенком с самого раннего его возраста. Есть слова, которые следует говорить всегда, когда для этого есть повод. Таковы, например, слова поддержки, похвалы и сочувствия. Есть слова, которыми нужно пользоваться с осторожностью, например, слова осуждения. А есть фразы, которые нельзя произносить никогда. О них мы сегодня и поговорим.
Разные ситуации, разные фразы, но одна суть – испугать ребенка, чтобы добиться послушания. Действует безотказно, ведь для ребенка самое страшное – разлучиться с мамой, но имеет существенный «побочный эффект» – от этих страшилок у ребенка может просто развиться невроз. Такие слова не учат ребенка пониманию, почему опасно убегать или не слушаться маму – они просто наводят страх. Лучше доступно объяснять ребенку, почему он должен что-либо делать, и что будет, если этого не делать
Эти фразы программируют ребенка на неудачу. Он чувствует себя глупым и неловким, в будущем боится уже проявить инициативу, думая, что мама снова будет кричать. Если вы видите, что малыш берется за непосильную для него задачу, то лучше всего будет сказать: «Давай я тебе помогу».
Чаще всего такие фразы вылетают в моменты сильного гнева, когда родители не могут справиться со своими эмоциями. Для ребенка это очень страшные слова, ведь в этот момент родители отвергают его на уровне существования, давая посыл: «Лучше бы тебя не было». Жить с таким грузом ребенку просто невыносимо, ведь родители для него – это весь его мир, и этому миру он как будто не нужен. Подобные мысли для взрослого – повод разобраться в себе. Вы обвиняете ребенка в собственных неудачах и несостоятельности. Подумайте об этом как следует.
Не самая удачная попытка проявить твердость воли и характер. Такие приказы без попытки обсудить и услышать мнение ребенка – это очень жесткое давление, а чем больше давление, тем сильнее сопротивление. Настаивая на своем, всегда объясняйте ребенку, почему должно быть именно так, и сочувствуйте, если его желания не совпадают с необходимостью что-то делать, а когда-то просто позвольте ребенку сделать свой выбор – так он научится сам решать, что ему нужно, и аргументировать свою позицию. В противном случае вас могут ждать крайности: от безвольного человека, неспособного ничего решить, потому что за него всегда все решала мама, до отчаянного бунтаря, который в любой ситуации «гнет свою линию» и никого не слышит.
Возможно, для малыша это не ерунда! Взрослые и дети по-разному смотрят на вещи, так что пустяки могут быть действительно целой трагедией для малыша. Такими фразами вы обесцениваете его чувства и показываете, что его проблемы кажутся вам смешными. Ребенок же при этом не получает понимания и принятия, остается невыслушанным и учится прятать свои истинные чувства: все равно их некому излить.
У детей бурная фантазия, поэтому всегда есть какие страхи: шорохи, тени, темнота, монстры под кроватью и бабайки в шкафу. Эти страхи – нормальные чувства ребенка, которые важно принимать, а не игнорировать. Успокойте малыша, проверьте и убедитесь вместе с ним, что бояться нечего. Отмахиваясь от ребенка и даже ругая его за его страхи, вы только подталкиваете его к тому, чтобы ничем не делиться и держать все в себе.
Родительская любовь должна быть безусловной. Угроза ее лишиться равносильна угрозе жизни. Родители – самые главные для ребенка люди. От них зависит его жизнь, без матери ребенок не мыслит своего существования. Поэтому эти фразы столь эффективны… поначалу. Любые пустые угрозы ребенок очень быстро перестает воспринимать. Но, чтобы сформировался невроз, времени хватит вполне. Даже угроза физического наказания – лучше, чем угроза бросить или перестать любить. Но еще лучше выстроить с ребенком отношения, не основанные на страхе и наказании.
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
свернутьГулевич С.Н., учитель-дефектолог
свернутьРечь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
Говорите, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
Задавайте открытые вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа.
Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь еще.
Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
свернутьОчень часто при оценке речевого развития малыша родители обращают внимание только на то, насколько правильно он произносит звуки. О том, что впоследствии ребенку нужно будет уметь грамотно строить предложения, связно высказываться, родители, как правило, задумываются редко. Тем временем все речевые навыки начинают формироваться уже в раннем возрасте!
Нужно бить тревогу, если…
Специалисты советуют мамам завести «речевой дневничок» ребенка: он поможет фиксировать успехи и недостатки речи малыша.
Актуальные для ребенка группы предметов:
Звукоподражания: как лает собака, как тикают часы, как мяукает кошка, как капает дождь и пр.
Расположение предметов и объектов: близко - далеко, впереди - позади и пр.
Признаки предметов и объектов: большой - маленький, длинный - короткий, твердый - мягкий, легкий - тяжелый и пр.
Непраздные вопросы
Умение понимать и отвечать на вопросы – один из важнейших шагов в освоении любого языка. Задавайте малышу вопросы о месторасположении предмета: где? куда? откуда? на чем? («Где лежит мяч?», «Куда мама положила яблоко?» и пр.). Не обойтись без ответов на вопросы: что? кто? у кого? («Покажи, что рисует девочка?», «У кого в руках зайка?» и пр.).
О чем поговорим?
Ребенок должен уметь называть действия предметов и объектов: обсуждайте в игровой форме сюжетные картинки, на которых совершаются различные действия («Покажи, где мальчик бежит, а где собачка спит?» и пр.). Можно «перевернуть» вопрос и спросить ребенка, кто совершает то или иное действие («Покажи, кто спит, кто сидит, а кто бежит?» и пр.).
Детей очень радуют подвижные игры с речевым сопровождением, когда необходимо выполнить словесную инструкцию («Шагай!» - «Стой!» и пр.), различать утвердительную и отрицательную инструкцию с частицей «не» («Прыгай!» - «Не прыгай!», «Пой» - «Не пой!» и пр.).
Узнать и запомнить!
Предложите малышу игру на узнавание предмета:
Учите ребенка различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся только одним звуком: назовите и покажите, где «миска», а где – «мишка», где «дом», а где – «сом», где «ложки», а где – «рожки» и т.д.
Дефицит общения со взрослым может значительно задержать развитие речи малыша. Чем больше мы будем разговаривать с ребенком с ранних лет, тем успешнее он будет учиться и общаться впоследствии.
Гулевич С.Н., учитель-дефектолог
свернутьНаверное, все родители без исключения, вне зависимости от того, насколько хорошо они сами учились в школе, хотят, чтобы их дети были успешны в учебе. К сожалению, так бывает не всегда и не у всех, и часто мамы и папы, а также учителя, задаются вопросом: почему же ребенок плохо учится?
Причин этого может быть много. Давайте подробно разберем некоторые из них, которые встречаются чаще всего.
Причина первая – у ребенка пока отсутствует мотивация к учению, попросту говоря, он еще «не созрел», не наигрался, рано ему еще учиться. Чаще всего это бывает в первом классе, чаще с теми детьми, кто пошел в школу раньше 7 лет, и чаще – с мальчиками (они в принципе созревают позже, чем девочки – вот такая вот у них особенность, ничего с этим не поделаешь).
Что делать? Конечно, было бы лучше, если бы ребенок еще год провел в детском саду, чтобы «дорасти» до желания получать знания в школе. Если это невозможно (понятно, что в середине учебного года никто не разрешит уйти из школы и вернуться в садик), то для некоторых детей было бы полезно повторить программу первого класса еще раз.
Причина вторая – у ребенка отсутствуют умения, необходимые для успешной учебы; т.е. он еще «не научился учиться» – не знает, как распределять свое внимание, как планировать деятельность, как проверять результат и т.д. Так бывает тоже, как правило, у первоклашек.
Что делать? Отнестись к этому спокойно – не ругать и не стыдить, а помочь эти самые навыки приобрести – четко и планомерно показывать, как именно нужно действовать, на что ориентироваться. Тут ваши помощники – это систематические тренировки и упражнения (только не до изнеможения, конечно!).
Причина третья – у ребенка не сформированы предпосылки к учению, слабо развиты психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение). Эта причина может быть как в начальной школе, так и в более старших классах.
Что делать? Тут не обойтись без специальных занятий с педагогом-психологом, учителем-дефектологом. Причем занятия должны быть достаточно частыми (не менее 1 раза в неделю, лучше – больше) и в течение длительного промежутка времени (один-два месяца проблему не решат). Кроме того, возможно, понадобится консультация врача-невролога или врача-психиатра. И, конечно же, обязательна помощь родителей в выполнении как домашних заданий, так и заданий психолога, дефектолога.
Причина четвертая – учеба перестала быть главным делом в жизни ребенка. Обычно такое происходит в подростковом возрасте, когда для детей большее значение приобретает общение со сверстниками, нежели учение, и они обращают на уроки гораздо меньше внимания, чем прежде. Это закономерное, абсолютно нормальное явление. Но, конечно, не стоит пускать ситуацию на самотек, а нужно показывать значимость учебы для дальнейшей жизни, определения с будущей профессией и пр. Нелишним будет и регулярный, но не слишком явный, родительский контроль.
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
свернутьУчебная деятельность, которая становится главной для ребенка при поступлении в школу, требует развития у него многих качеств и функций. Среди них можно выделить такие, как: речь, мышление, память, внимание, достаточный запас знаний и представлений и пр.
Готовность к обучению в школе – это такое развитие качеств дошкольника, которое обеспечивает успешное выполнение требований учебной деятельности.
Готовность к обучению включает:
Многие считают, что, если ребенок посещает дошкольное учреждение, значит подготовку к школе полностью обеспечивают его сотрудники. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе. Однако без помощи родителей такая подготовка будет неполной: необходимо постоянное закрепление знаний и умений в домашних условиях.
Создать позитивную установку к обучению можно, если будут учитываться следующие правила:
И еще, постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания. Уважение к ребенку сейчас – фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем.
Гулевич С.Н., учитель-дефектолог
свернутьЕсли специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, ускоряя созревание речевых областей коры головного мозга. Приведенный факт позволяет отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. В процессе подготовки ребенка к активной речи нужно тренировать не только артикуляторный аппарат, но и движения пальцев рук.
Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.
Биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения языка или челюсти) с включением упражнений на развитие силы голоса и выдоха. Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.
На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика). Их делают, сидя перед зеркалом, взрослый (логопед или мама) сопровождает гимнастику движениями ведущей руки.
Занятия артикуляционной гимнастикой с применением биоэнергопластики по своим результатам подобны утренней зарядке: они усиливают кровообращение, укрепляют мышцы лица, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата; при этом развиваются координация движений и мелкая моторика рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
Необходимо привлечь внимание ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Кравец И.Н., учитель-дефектолог
свернутьПожалуйста, помните, что:
Правила для родителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития:
Общие стратегии нормализации жизни семьи:
Все люди разные. НО ВСЕ ОНИ МОГУТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫ.
Брашкина Ю.Н., учитель-дефектолог
свернуть