Советы педагога социального

Будьте внимательны к детям!

13.10.2020
развернуть

Уважаемые родители, помните, что дети с инвалидностью могут стать жертвами преступлений против половой неприкосновенности. В силу особенностей психического и физического развития дети зачастую просто не в состоянии осознать, что над ними было совершено насилие, либо не могут донести информацию, что с ними случилось.

Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка: он угнетен, стал беспокойно спать, его мучают ночные кошмары, появились новые или усилились старые страхи, часто плачет, стал отчужденным или, наоборот, проявляет чрезмерную привязанность.

Физическими признаками насилия могут быть: изменившаяся походка, необычная поза при сидении, плохое самочувствие ребенка из-за болей в половых органах, синяки на теле, частое мочеиспускание, плохой аппетит.

Не оставляйте ребенка под присмотром малознакомых людей, взрослых, в отношении которых у вас возникают сомнения.

Будьте внимательны к своим детям и любите их безусловной любовью!

свернуть

Детская агрессия

25.09.2020
развернуть

Уважаемые родители!

Тема проявления детьми жестокости и агрессии серьезна и трудна. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия, и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть ее.

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения со взрослыми.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают поведение окружающих, интерпретируя их как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.

Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация.

  1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
  2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью, властью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие общения с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение:
словом, взглядом, жестом, действием.

Очень значимо для ребенка и наказание, если оно:

  • следует немедленно за поступком;
  • объяснено ребенку;
  • суровое, но не жестокое;
  • оценивает действие ребенка, а не его человеческие качества.

Наказывая ребенка, отец и мать должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.

Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сестры), а также с друзьями своего ребенка. Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребенок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

«Выбиваем пыль»
Каждому участнику дается «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько ее «почистить». 

«Детский футбол»
Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.
Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля. 

«Час тишины и час “можно”»
Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать почти все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.
Примечание: «часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье. 

«Падающая башня»
Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника - штурмом взять ее (запрыгнуть), издавая победные крики типа: «А-а-а», «Ура!» и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив ее стены.
Примечание:

  • Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.
  • После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!» и т.д.

«Штурм крепости»
Из попавшихся «под руку» небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – все собирается в одну большую кучу). У играющих есть «пушечное ядро» (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – «крепость» – не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

«Ругаемся овощами»
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска», «Ты – морковка» и т.д.

Уважаемые родители, запомните золотые правила воспитания, связанные с темой детской агрессии:

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  2. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  3. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  4. Помните: повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
  5. К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

Каток И.А., педагог социальный

свернуть

Безопасность детей летом. Правила поведения

15.06.2020
развернуть

Летний период несет в себе не только радость каникул, возможность загорать и купаться, но и высокие риски для детей. Связанно это с множеством факторов. Летом дети едут отдыхать в деревню к бабушкам, ходят купаться на речку и играть в лесу – все это в комплексе с высокой активностью солнца, насекомыми и быстропортящейся пищей несет различные угрозы.

Обеспечить безопасность детей летом – в первую очередь задача родителей. Даже если вы летом отправляете куда-то ребенка, то обеспечьте его средствами защиты, обговорите технику безопасности, позаботьтесь о регулярной связи и проконсультируйте тех, кто будет присматривать за вашим чадом о нюансах его поведения и особенностях организма.

В солнечный день всегда надевайте ребенку головной убор. Когда на небе облака, берите головной убор с собой. Ориентировочно с 10:00 до 16:00 самая большая активность солнца, поэтому в это время старайтесь, чтобы ребенок не находился долго под воздействием его прямых лучей. Время нахождения под солнцем строго индивидуально для каждого ребенка, оно во многом зависит от возраста, здоровья и строения кожи. Солнцезащитные средства наносите минут за 15-20 до выхода на улицу и после купания. Применяйте защиту уровня SPF-20 или SPF-30, при этом старайтесь использовать максимально безопасные средства, разрешенные для применения детям. И не забывайте, что нанесения крема не отменяет нормы нахождения под прямыми лучами, лучше избегать периода с 10:00 до 16:00 часов. В зависимости от региона и времени года он может быть подкорректирован с 11:00 до 17:00 часов.

Носите с собой много воды и давайте ребенку много пить. Избегайте сладкой воды, она вызывает еще большую жажду. Следите за ребенком, чтобы он не перегревался и не обгорел, при первых признаках покраснения коду уведите в тень. Старайтесь больше гулять в тенистых местах, используйте свободную хлопчатобумажную одежду. Всегда держите в аптечке средство от ожогов. Если вы защищаете глаза ребенку солнцезащитными очками, то применяйте качественные модели со стеклом, дешевые подделки из пластика могут нанести большой вред.

От укусов клещей поможет защититься головной убор, всегда надевайте его ребенку, когда идете в лес или парк. Также при высокой опасности укуса клеща, желательно надевать одежду, закрывающую ноги и руки. Применяйте специальные средства по отпугиванию насекомых, но старайтесь избегать нанесения на ребенка ядовитых спреев, лучше носите с собой салфетки репелленты, которые будут отпугивать насекомых.

Избегайте контакта с осами, пчелами, шмелями и шершнями: их укусы болезненны и могут вызвать аллергическую реакцию и даже нанести ребенку психологическую травму. Держите в аптечке средство для лечения укусов насекомых.

Не игнорируйте правила поведения на воде и не разрешайте делать это детям. Не купайтесь с ними в местах, где это запрещено. Не заплывайте за буйки, не прыгайте в воду в местах с неизвестным дном. Держите ребенка в поле своего зрения, когда он находится в воде. Для детей применяйте специальные средства безопасности: надувные нарукавники или жилеты. Строго контролируйте нахождения ребенка в воде, чтобы избежать переохлаждения. После купания в соленой воде необходимо помыться пресной.

Приучите ребенка мыть руки перед каждым приемом пищи или хотя бы тщательно вытирать их влажными салфетками. Не употребляйте на жаре скоропортящиеся продукты, особенно мясо, которое может превратиться в яд уже после 20 минут нахождения на солнце.

Старайтесь больше употреблять овощей, фруктов и ягод. Мойте их тщательно, перед тем как употребить в пищу. Старайтесь не приобретать фрукты, которым еще по сезону не должны продаваться. Как правило, это продукты, выращенные с большим добавлением химических веществ, стимулирующих рост, они очень опасны для здоровья и могут вызвать сильное отравление. В аптечке всегда держите средства для лечения отравлений.

свернуть

Обозначь себя на дороге!

развернуть

За окном рано темнеет, поэтому жизненно важно, чтобы ребенок был хорошо заметен в сумерках. Помочь здесь могут световозвращающие материалы (фликеры). Пешеход или велосипедист, на верхней одежде которого закреплен световозвращающий элемент, заметен в свете фар автомобиля за 150 метров при включенном ближнем свете и за 400 метров при включенном дальнем. Без фликера видимость сокращается в несколько раз. Особенно если вы или ваш ребенок одеты в темную одежду. В этом случае даже на хорошо освещенной дороге вы будете заметны на расстоянии 25-40 метров.

Согласно требованиям Правил дорожного движения, при движении по обочинам или краю проезжей части дороги в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителям транспортных средств.

Фликер (от англ. сл. flicker - сверкать, мерцать) определяется как «субъективное ощущение колебания яркости».

Фликеры бывают:

  • Фликер-значок. Самый удобный вид фликера. Это могут быть машинки, смайлики, сердечки. Значок можно прикрепить к рукаву куртки, на детскую шапку, на рюкзак.
  • Фликер-подвеска имеет в комплекте шнурок. Можно надеть на грудь.
  • Фликер-брелок удобно прикрепить к сумке или к рюкзаку.
  • Фликер-браслет представляет собой металлическую полоску со светоотражающим покрытием. Носить можно не только на руке, но и прикрепив на ручку сумки.
  • Фликер-наклейка крепится на одежде с помощью термоактивного клея. Выпускается различных форм и дизайнов. Удобно – наклеил и забыл.

Но! Главное при этом не забыть, что одежда со светоотражающими материалами должна быть не только красива сама по себе. Не меньшее значение имеет и класс светоотражающих материалов. Дешевые светоотражающие материалы быстро теряют свои свойства при активной носке и, главное, при стирках. Достаточно несколько раз постирать одежду, и светоотражающие свойства дешевых материалов исчезают без следа. Вы же продолжаете думать, что ваш ребенок под защитой.

Покупайте фликеры только белого или лимонного цветов. Именно они имеет наиболее оптимальную световозращаемость для того, чтобы пешеход был заметен в темное время суток.

Добиться максимального эффекта от использования фликеров можно, если прикреплять их так, чтобы они были видны со всех сторон. Светоотражающую ленту можно завязать на рукаве или штанине, а подвеску пристегнуть булавкой к одежде. Лучше всего использовать одновременно два или больше световозвращателей – с правой и с левой стороны.

Фликер – это, в первую очередь, безопасность вашего ребенка на дороге. Обозначьте себя и дайте увидеть вас водителю. Обратите внимание на вопросы личной безопасности, сохраните жизнь и здоровье своим близким.

свернуть

Основы здорового образа жизни

развернуть

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов . Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда, вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный и хорошо организованный трудовой  процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни, и напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры,  нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека ("контрастный" принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

РЕЖИМ СНА

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И.П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.

Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2-2,5ч. до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке, а в теплое время года с открытым окном. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращение. Нельзя спать в верхней одежде. Не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию.

Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы.

ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА

Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет «сидячий» образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе.

Физкультура и спорт весьма полезны и лицам физического труда, так как их работа нередко связана с нагрузкой какой-либо отдельной группы мышц, а не всей мускулатуры в целом. Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную систему.

Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам.

Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. Для людей, ведущих «сидячий» образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.

Ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы: 0,5 -1 км прогулочным медленным шагом, затем столько же - быстрым спортивным шагом и т.д.

РАСПОРЯДОК ДНЯ

Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня, определенному ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна.

Распорядок дня у разных людей может и должен быть разным в зависимости от характера работы, бытовых условий, привычек и склонностей, однако и здесь должен существовать определенный суточный ритм и распорядок дня. Необходимо предусмотреть достаточное время для сна, отдыха. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 5-6 часов. Очень важно, чтобы человек спал и принимал пищу всегда в одно и то же время. Таким образом, вырабатываются условные рефлексы. Человек, обедающий в строго определенное время, хорошо знает, что к этому времени у него появляется аппетит, который сменяется ощущением сильного голода, если обед запаздывает. Беспорядок в режиме дня разрушает образовавшиеся условные рефлексы.

Говоря о распорядке дня, не имеются в виду строгие графики с поминутно рассчитанным бюджетом времени для каждого дела на каждый день. Не надо доводить излишним педантизмом режим до карикатуры. Однако сам распорядок является своеобразным стержнем, на котором должно базироваться проведение как будничных, так и выходных дней.

ЗАКАЛИВАНИЕ

Важной профилактической мерой против простудных заболеваний является систематическое закаливание организма. Широко известны различные способы закаливания - от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен извест­но, что ходьба босиком - замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание - высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания. Эффективность закаливания возрастает при использова­нии специальных температурных воздействий и процедур. Основ­ные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных осо­бенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на про­цедуру. Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть контрастный душ до и после занятий физическими упражнениями. Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздей­ствие и на центральные нервные механизмы. Опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастно­го душа как для взрослых, так и для детей. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.

Наиболее простой способ закаливания - воздушные ванны. Большое значение в системе закаливания имеют также водные процедуры - они укрепляют нервную систему, оказывают благотворное влияние на сердце и сосуды, нормализуя артериальное давление, улучшают обмен веществ. Сначала рекомендуется в течение нескольких дней растирать обнаженное тело сухим полотенцем, затем переходить к влажным обтираниям. После влажного обтирания необходимо энергично растереть тело сухим полотенцем. Начинать обтираться следует теплой водой (35-36С), постепенно переходя к прохладной, а затем - к обливаниям. Летом водные процедуры лучше проводить  на свежем воздухе после утренней  зарядки. Полезно как можно  больше бывать на свежем воздухе, загорать, купаться.

Закаливание - мощное оздоровительное сред­ство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

РЕЖИМ ПИТАНИЯ

Пища является не только основным источником энергии, но и "строительным материалом" для новых клеток.

Люди питаются по-разному, однако существует ряд требований, которые должны учитываться всеми. Когда идет речь о рациональном питании, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочув­ствия, - мы полнеем.

Второй закон: питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, посколь­ку не образуются в организме, а поступают только с пищей. От­сутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеваниям, и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются мо­лочная продукция, рыбий жир, печень.

Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6 ч.). Вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями, т.к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения. Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. При трехразовом питании самым сытным должен быть обед, а самым легким - ужин. Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь холодной пищей, глотать большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку, без горячих блюд. Необходимо соблюдать правила личной гигиены и санитарии. Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварения, как, например, язвенная болезнь и др. Тщательное пережевывание, измельчение пищи в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, царапин и, кроме того, способствует быстрому проникновению соков в глубь пищевой массы. Также нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обя­занность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружаю­щих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным обра­зом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармо­ническое развитие личности. Оно является важнейшей предпо­сылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основан­ный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищаю­щий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позво­ляющий до глубокой старости сохранять нравственное, психиче­ское и физическое здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) "здоровье - это состояние физического, духовного и соци­ального благополучия, а не только отсутствие болезней и физиче­ских дефектов".

свернуть

Критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетних

развернуть

Критерии социально опасного положения

Показатели социально опасного положения

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи

родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста

родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные подстройки и придомовая территория не соответствует требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара

родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью

родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)

2. Родители не обеспечивают надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности

3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей

в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.117.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.417.517.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия

установлены факты жестокого обращения родителей, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему

свернуть

Безопасность ребенка дома

развернуть

К сожалению не все родители задумываются о безопасности своего ребенка. Многие считают, что несчастные случаи происходят где-то там, и с их ребенком ничего произойти не может. Тем не менее не надо забывать, что ваш ребенок может столкнуться с опасностью не только на улице, но и у себя дома.

Ребенок не умеет читать и писать, но порой свободно управляется с телевизором, компьютером? Разве может случиться несчастье там, где все так знакомо и привычно? А ведь каждый из этих предметов таит для ребенка незримую опасность. Взрослому и в голову не придет, к примеру, сунуть гвоздь в розетку, либо развести костер в комнате или на кухне, а ребенок из озорства, любопытства или по недомыслию может. Порой, оставшись без присмотра, дети беспечно открывают краны, включают утюг, пытаются исследовать “внутренности” включенного пылесоса, пробуют бабушкино лекарство, оставленное на виду, иногда по ошибке утоляют жажду совсем неподходящей для этой цели жидкостью. Случается, выпадают из открытых окон многоэтажных домов…

    Источники потенциальной опасности для детей:

  1. Предметы, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться:
  • спички;
  • газовые плиты;
  • печка;
  • электрические розетки;
  • включенные электроприборы.
  1. Предметы, с которыми детей нужно научить обращаться (зависит от возраста):
  • иголка;
  •  ножницы;
  •  нож.
  1. Предметы, которые необходимо хранить в недоступных для детей местах:
  • бытовая химия;
  • лекарства;
  • спиртные напитки;
  • сигареты;
  • пищевые кислоты;
  • режуще-колющие инструменты.

Уважаемые родители!

Помните, что от качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка! Безопасность является основным звеном в комплексе воспитания ребенка.

Необходимо предпринимать меры предосторожности от получения ребенком травмы, потому что дети проявляют большой интерес к окружающим их предметам, в частности электроприборам, аудио- и видеотехнике и взрывоопасным предметам. Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих вашего дома (кухни, ванной комнаты, спальни, зала и т. д.)!

Ребенок с особенностями психофизического развития вне зависимости от возраста должен находиться под присмотром взрослых. Не оставляйте ребенка дома одного!  

свернуть

Где нельзя курить

развернуть

Здоровая семья

развернуть

На сегодняшний день забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции, ведь с каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка.

К сожалению, многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают проводить достаточное количество времени за просмотром телепередач, в итоге времени для занятий физкультурой, закаливанием, прогулкам  на свежем воздухе не хватает.

Так что, воспитание ребенка в семье должно начинаться со смены образа мышления и жизни родителей. Хотите здоровую семью-начните с себя.

Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми, а ведь  для этого не так много и надо.

В первую очередь - БЛАГОПРИЯТНЫЙ  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  КЛИМАТ,  ведь перебранки   в присутствии ребенка способствуют возникновению  неврозов.

Правильно организованный РЕЖИМ ДНЯ  должен сочетать периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворять их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Кроме того, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает к определенному ритму. Основными компонентами режима дня являются прогулка и сон. Пребывание на свежем воздухе способствует повышению сопротивляемости организма к болезням. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется сон и аппетит.

Нельзя забывать и о ПРАВИЛЬНОМ  ПИТАНИИЗдесь очень важно соблюдать определенные интервалы между приемами пищи. Забудьте о выпечке, бутербродах на завтрак, приготовленных на скорую руку. Пусть ваш ребенок с самого детства привыкает к здоровой полноценной пище. Ведь неправильное питание влияет на ребенка куда более серьезно, чем это может показаться.

Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют ЗАКАЛИВАНИЮ ОРГАНИЗМАПри закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом. К закаливанию относят: воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскание горла, контрастное воздушное закаливание, хождение босиком, контрастный душ. Если мы хотим видеть своего ребенка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры.          

Возможно, вам придется прибегнуть к методу «кнута и пряника», потому что дети не способны сами рассчитывать время и тем более не могут планировать свой день, по крайней мере, в младшем возрасте. Однако, самым лучшим способом воздействия на ребенка, самой простой и действенной возможностью воспитания здорового ребенка в семье является РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРИМЕР.

Помните, что дети всегда, даже подсознательно, стараются копировать родителей, и , если ваш образ жизни трудно назвать здоровым, никакие запреты не заставят ваше чадо отказаться от вредных привычек!

Рассказывайте ребенку о здоровой пище, делайте вместе зарядку – и он с радостью будет повторять все за вами. Гуляйте с ним – и ребенок с удовольствием бросит мультики ради прогулки. Станьте примером для своего малыша – и у него не будет проблем со здоровьем и лишним весом.

И ПОМНИТЕ, ЧТО ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЭТО НЕБОСВОД, НА КОТОРОМ ВСЕГДА СВЕТИТ СОЛНЦЕ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, УВАЖЕНИЕ, ЛЮБОВЬ И ДРУЖБА.

свернуть

Социальная передышка для родителей

развернуть

В соответствие ст.30 Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании» существует такой вид социальной услуги для семей, воспитывающих детей с инвалидностью, как социальная передышка. Эта услуга предполагает освобождение родителей (членов семьи) от ухода за ребенком с инвалидностью на определенный период времени в целях предоставления им возможности для восстановления сил, решения семейно-бытовых вопросов.

В Брестской области условия для социальной передышки предоставляет ГУ «Городищенский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития». Услугой могут воспользоваться семьи, воспитывающие детей с инвалидностью (1-4 степень утраты здоровья), которые нуждаются в социальном уходе, в возрасте от 4 до 18 лет.

Услуга предоставляется на платной основе. Стоимость пребывания необходимо уточнять.

Необходимые документы: медицинская справка с указанием основного заболевания, медицинская справка об отсутствии инфекционных заболеваний, договор на оказание платной услуги (заключается в учреждении).

Срок пребывания ребенка составляет не более 28 дней в течение года. Пребывание в учреждении круглосуточное. Для детей организуются развлекательные, воспитательные и реабилитационные мероприятия. Специалисты на протяжении всего времени пребывания ребенка поддерживают контакт с семьей. 

Дополнительную информацию можно получить в ГУ «Городищенский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития» Брестская область, Барановичский район, г.п. Городище, ул. Едунова, 50.

Тел. (80163)44-40-84, 44-62-94.

свернуть

Основные признаки алкоголизма

развернуть

Принципы семейного благополучия

развернуть

1. Ваш ребенок ни в чем не виноват перед вами:

  • ни в том, что появился на свет,
  • ни в том, что создал вам дополнительные трудности,
  • ни в том, что не дал ожидаемого счастья,
  • ни в том, что не оправдал ваши ожидания.

И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил за вас эти проблемы.

2Ваш ребенок – не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь. Вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его особенности и интересы, и, создав условия для их реализации.

3Ваш ребенок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

4. Во многих капризах и шалостях вашего ребенка повинны вы сами, потому что:

  • вовремя не поняли его;
  • пожалели свои силы и время;
  • стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд или простого раздражения;
  • стали требовать от него того, что он попросту не может вам дать – в силу особенностей возраста или характера.

Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.

5Вы должны:

  • всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше;
  • в лучшее, что в нем еще будет;
  • быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявиться;
  • сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

 Основные параметры неправильного воспитания

1. Непонимание своеобразия личностного развития детей.
Например, родители считают ребенка упрямым, в то время как речь идет о сохранении элементарного чувства достоинства.

2. Неприятие детей.
Неприятие индивидуальности ребенка, его своеобразие, особенностей характера.

3. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям родителей возможностям и потребностям детей.

4. Негибкость родителей в отношении с детьми:
недостаточный учет ситуации, момента;
несвоевременный отклик;
фиксация проблем, застревание на них;
запрограммированность требований;
отсутствие альтернатив в решениях;
навязывание мнений.

5. Неравномерность отношения родителей:
недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот.

6. Непоследовательность в обращении с детьми:
меняющие и противоречивые требования родителей.

7. Несогласованность отношений между родителями:
конфликт.

8. Аффективность:
избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги и страха

9. Тревожность:
беспокойство и паника по любому поводу;
стремление чрезмерно опекать ребенка;
не отпускать ребенка от себя;
предохранение от воображаемых опасностей;
стремление делать все для ребенка заранее;
навязчивая потребность постоянно давать советы, предостерегать.

10. Доминантность:
безоговорочное подчинение своей точке зрения;
стремление подчинить ребенка;
навязывание мнений и готовых решений;
строгая дисциплина и ограничение самостоятельности;
физическое наказание;
постоянный контроль за действием ребенка.

11. Гиперсоциальность
повышенная принципиальность;
чрезмерная требовательность;
навязывание детям большого числа правил;
бесконечное число порицаний и замечаний;
нетерпимость к слабостям и недостаткам;
отношение к детям, как взрослым.

12. Недоверие к возможностям детей:
настороженность и подозрительность в отношении перемен;
недоверчивость к мнению ребенка;
неверие в его самостоятельность;
перепроверка его действий;
предостережения и угрозы.

13. Недостаточная отзывчивость:
несвоевременный отклик на просьбы детей, их потребности, настроение.

свернуть

Если ребенок не слушается

развернуть

Рано или поздно, но каждый родитель сталкивается с такой насущной проблемой, как непослушание ребенка. В такой ситуации возникает вопрос: как же поступить в этот момент, как взрослому себя вести?

Самым правильным решением со стороны взрослого будет не поддаваться на провокации ребенка и ни под каким предлогом не идти у него на поводу. Очень важно в такой ситуации проявлять твердость уже с первых попыток ребенка манипулировать вами.

Ни в коем случае не «запускайте» ситуацию, старайтесь держать ее постоянно под контролем. Конечно, вступать в схватку с собственным ребенком никому из родителей не хочется, поэтому ситуации непослушания необходимо вовремя предупреждать и разрешать.

Вот несколько простых советов по предупреждению ситуации непослушания и выхода из сложившейся ситуации:

Во-первых, в предупреждении непослушания со стороны ребенка важную роль играет авторитет родителя. Если родительский авторитет высок и довольно значим для ребенка, то в конфликтной ситуации ребенок будет прислушиваться к вашему мнению, не будет идти против него. Авторитет нужно постоянно укреплять, и тогда в таких сложных ситуациях он обязательно сыграет в вашу пользу и заставит ребенка отступить от своих намерений.

Во-вторых, научите своего ребенка договариваться. Объясните ему, что намного легче решать любой вопрос по-хорошему, не прибегая к скандалу и истерике. Важную роль здесь играют беседы с ребенком как с взрослым. Благодаря такому подходу, ребенок не только начинает чувствовать себя равноправным членом семьи, но и вести себя по-взрослому. Постепенно приходит осознание того, что есть не только права, но и обязанности, выполнение которых не всегда совпадает с нашими желаниями.

И, наконец, в-третьих, не следует чрезмерно баловать ребенка. Не стоит потакать его малейшим прихотям и многочисленным желаниям. Ребенок должен чувствовать ваше превосходство и с уважением относиться к вам. В разговоре следует проявлять настойчивость, требовательность. Это совсем не означает, что вы должны идти на конфликт с собственным ребенком, но он должен четко осознавать, что ваше слово – закон, что выполнение вашего требования – не родительская прихоть, а непременное условие мирного совместного сосуществования.

Помните, что в борьбе с детским непослушанием проигрывают, как правило, те родители, которые «запустили» ситуацию или ведут себя подобно ребенку, показывая тем самым свою беспомощность.

свернуть

Не оставайтесь равнодушными!

развернуть

Куда пойти учиться?

развернуть

Учреждения профессионально-технического образования Брестской области, создавшие условия для получения профессии лицам с интеллектуальной недостаточностью (после первого отделения вспомогательной школы), в 2018 году

Учреждение ПТО

Наименование профессии

Адрес, контакты

УО «Ганцевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»

Штукатур 3 разряда, маляр (строительный) 2 разряда

Садовод, овощевод

225432,

г. Ганцевичи, ул. Октябрьская, 50

(801646) 2 80 91, 2 68 96

УО «Ивацевичский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства»

Оператор машинного доения 4 разряда, швея 2 разряда

Овощевод, маляр 2 разряда

Вышивальщица 2 разряда, садовод

Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования 2 разряда, штукатур 3 разряда

Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования 2 разряда, облицовщик-плиточник 2 разряда

225250,

г. Ивацевичи, ул. Механизаторов, 7

(801645) 2 69 08, 2 69 03

 

свернуть

Время ответственности родителей

развернуть

Родителям о Декрете Президента РБ от 26.11.2006 №18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях"

развернуть

Всем известно, что семья оказывает самое сильное влияние на воспитание ребенка. Ни одно дошкольное учреждение, ни одна школа не смогут самостоятельно, без помощи родителей сформировать гармоничного и всесторонне развитого ребенка. Если в семье все благополучно, то и ребенок будет развиваться хорошо, но в то же время, если в семье есть «подводные камни» это не может не сказаться на малыше.

К сожалению, в настоящее время в нашей стране очень широко распространено явление как социальное сиротство. Это когда юридически родители у ребенка есть, но фактически они не выполняют своих родительских функций. Социальное сиротство является признаком неблагополучия общества, и мы должны стремиться к тому, чтобы это явление было искоренено или сведено к минимуму.

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» стал первым нормативным актом, призванным комплексно, с привлечением органов государственной власти, трудовых коллективов и общественных организаций решать проблему социального сиротства. Его принятие стало серьезным шагом в создании системы работы по защите прав и законных интересов детей, повышении ответственности родителей за их воспитание.

На первой стадии семейного неблагополучия дети признаются находящимися в социально опасном положении. К ним относятся несовершеннолетние, которые:

  • воспитываются в семье, где родители недобросовестно относятся к выполнению обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей, жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеству, азартным играм;
  • находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
  • являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
  • оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.

Предусмотренные данным нормативным актом меры помогли значительно уменьшить для детей риск оказаться в неблагоприятной жизненной ситуации.

Сформирована межведомственная система выявления детей, находящихся в социально опасном положении, нуждающихся в государственной защите. Это органы образования, здравоохранения, правоохранительные органы, а также простые граждане, не равнодушные к бедам чужих детей.

При поступлении информации в школы, детские сады, социально-педагогический центр о признаках неблагополучия в семье, учреждением образования, в котором учится или воспитывается ребенок, проводится изучение положения несовершеннолетнего, обследование его условий жизни и воспитания.

Если обстановка в семье ухудшается, то ребенок признается нуждающимся в государственной защите и временно (на срок не более 6 месяцев) изымается из семьи и, как правило, помещается на государственное обеспечение в детский социальный приют.

Согласно Декрету, с момента отобрания детей родители становятся лицами, обязанными возмещать расходы по содержанию детей. Их называют обязанными лицами. Обязанными лицами также становятся родители, у которых дети отобраны на основании решения суда без лишения родительских прав; если родители находятся в розыске, лечебно-трудовых профилакториях или в местах содержания под стражей; отбывают наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста. Забронированы места для трудоустройства этой категории лиц. Отслеживается отработка ими рабочего времени. Предусмотрены принудительные меры трудоустройства и выходов на работу.

Если и после этого в семье ничего не меняется, то в судебном порядке решается вопрос о лишении родителей родительских прав.

Если же семья стала на путь исправления, на педагогическом совете или на совете по профилактике безнадзорности ставится вопрос о снятии семьи с учета. Но даже после этого семья остается под контролем специалистов минимум полгода.

БЕРЕГИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ!

свернуть