Советы педагога социального

Государственная социальная поддержка семей, воспитывающих детей с инвалидностью

09.02.2024

Социальные выплаты

Прямая материальная поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов, осуществляется через систему государственных пособий. Размер выплат зависит от возраста ребенка-инвалида, степени утраты его здоровья и наличия других детей в семье.

Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет на ребенка с инвалидностью назначается в повышенном размере– 45% среднемесячной заработной платы работников в стране.

На всех детей старше 3 лет, воспитываемых в семье, выплачивается ежемесячное пособие (для отдельных категорий семей) – на ребенка-инвалида 70% бюджета прожиточного минимума (БПМ), на других детей в семье – 50% БПМ.

Родителям либо другим лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, назначается пособие по уходу за ним, размер которого установлен в зависимости от возраста и степени утраты здоровья ребенка:

  • на ребенка в возрасте до 3 лет – 100% БПМ независимо от степени утраты здоровья;
  • на ребенка старше 3 лет с 1 или 2 степенью утраты здоровья – 100% БПМ;
  • на ребенка старше 3 лет с 3 или 4 степенью утраты здоровья – 120% БПМ.

Право на пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет предоставляется матери (мачехе) или отцу (отчиму) в полной семье, родителю в неполной семье, усыновителю (удочерителю), опекуну (попечителю) ребенка-инвалида, если они:

  • работают по трудовому договору на условиях не более половины месячной нормы рабочего времени (т.е. не более чем на 0,5 ставки) у одного или нескольких нанимателей или выполняют работу по трудовому договору на дому у одного нанимателя;
  • являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, ремесленниками, лицами, осуществляющими деятельность в сфере агроэкотуризма, и соответствующая деятельность приостановлена в порядке, установленном законодательством, либо они, являясь индивидуальными предпринимателями, находятся в процессе прекращения деятельности;
  • находятся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (отпуске по уходу за детьми, предоставляемом по месту службы) или академическом отпуске;
  • независимо от получения пенсии и страховой выплаты.

Детям-инвалидам до 18 лет назначается социальная пенсия, размер которой дифференцирован в зависимости от степени утраты здоровья:

  • при четвертой степени – 110 процентов (БПМ);
  • при третьей степени – 95 процентов БПМ;
  • при второй степени – 85 процентов БПМ;
  • при первой – 80 процентов БПМ.

Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья. Размер пособия устанавливается исходя из документально подтвержденных фактических расходов на приобретение подгузников, в сумме, не более 1,5-кратного размера бюджета прожиточного минимума. Предоставляется четыре раза в течение календарного года, но не более одного раза в месяц.

Социальное обслуживание семей с детьми-инвалидами

В целях оказания помощи родителям в уходе за ребенком с инвалидностью государством предоставляются услуги няни и социальной передышки.

Услуга няни оказывается семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, а также семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста (до 6 лет), где оба родителя либо один родитель в неполной семье являются инвалидами I и II групп. Услуга предоставляется бесплатно, рассчитывать на помощь няни можно в пределах 20 часов в неделю.

Услуга социальной передышки на базе детских домов-интернатов предоставляется домами-интернатами на срок до 56 дней в году на безвозмездной основе, родители оплачивают только питание ребенка. В этот период за семьей сохраняются все социальные выплаты, предусмотренные законодательством.

Технические средства социальной реабилитации

Одной из социальных гарантий, которую обеспечивает государство детям с инвалидностью, является предоставление технических средств социальной реабилитации.

Такие технические средства реабилитации, как кресла-коляски всех типов, велосипед трехколесный, протезы, ортезы, ортопедическая обувь, слуховые аппараты, выдаются бесплатно.

Дети, которые не признаны инвалидами, но по медицинским показаниям нуждаются в наружной части системы кохлеарной имплантации (речевом процессоре), обеспечиваются таким средством реабилитации бесплатно.

Помимо обеспечения техническими средствами реабилитации предусмотрен ряд других государственных социальных льгот, финансирование которых обеспечивается из государственного бюджета, например, бесплатное обеспечение лекарственными средствами, первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление, бесплатный проезд на городском и пригородном общественном транспорте (такое право имеет любое лицо, сопровождающее ребенка-инвалида).

Трудовые гарантии родителям, воспитывающим ребенка-инвалида

Родителям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, предоставляется дополнительный свободный от работы день (в месяц или в неделю), оплачиваемый в размере среднего дневного заработка. Также родители (мачехи, отчимы) имеют право на использование трудового отпуска на выбор в летнее либо другое удобное для них время.

Женщинам, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, наниматель обязан по их желанию предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней.

Также женщины, имеющие детей-инвалидов до восемнадцати лет, не могут привлекаться к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни, работе в ночное время, выходные дни и направляться в служебную командировку без их письменного согласия.

Информация составлена по материалам официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Каток И.А., педагог социальный

свернуть

Половое воспитание ребенка с особенностями психофизического развития

22.01.2024

Тема полового воспитания детей с особенностями психофизического развития – одна из наиболее сложных и болезненных для обсуждения, но обойти ее не удастся. Главная задача родителей и специалистов – научиться реагировать на проявление сексуальности у ребенка с особенностями психофизического развития так, чтобы это было безопасно и для них самих, и для всех окружающих.

Половое воспитание является одним из определяющих начал в вопросах формирования полноценной личности, способной адаптироваться в обществе путем усвоения норм, ценностных ориентаций, знаний, связанных с проблемой пола.

Половое воспитание – это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Это достаточно широкое направление, куда включается вопросы стиля одежды и манер поведения мальчиков и девочек, мужчин и женщин, их взаимоотношений и прав, в какие игры играть, как разговаривать и чем увлекаться. Сексуальное воспитание – немного уже, это собственно отношение к своему телу, сексуальности и сексуальным отношениям. А сексуальное просвещение – это часть сексуального воспитания, передача необходимых знаний в этой области.

Задача полового воспитания – из мальчика воспитать мужчину, а девочке благополучно вырасти в счастливую и успешную женщину. Конкретнее, это задача, чтобы мальчики осознавали себя мальчиками, а девочки – девочками, чтобы дети понимали правила поведения во взаимоотношениях мужчина – женщина.

В настоящее время и родители, и педагоги согласны с необходимостью вырабатывать у детей правильное отношение к половым вопросам, однако у каждого свое мнение о том, чему следует обучать, где и кто должен этим заниматься.

Половое воспитание ребенка с особенностями психофизического развития должно начинаться с первых месяцев его жизни, так как данная область воспитания – важная, неотъемлемая часть нравственного воспитания. Ведущая роль в гендерном воспитании детей с особенностями психофизического развития принадлежит семье.

Перед родителями стоит важная задача – сформировать у ребенка устойчивое понятие своего пола: Я – девочка, Я – мальчик. Беседуя с ребенком о содержании понятий «мальчик» и «девочка», обогащая его знания о своей семье, о семейных реликвиях и традициях, родители закладывают основы будущих социальных и гендерных ролей.

Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с особенностями психофизического развития оказывают произведения устного народного творчества – фольклор. Знакомство с песнями, загадками, сказками, притчами, пословицами, поговорками, баснями – обогащает чувства и речь девочек и мальчиков, формирует правильное отношение к окружающему миру и друг к другу, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и формировании половой идентификации. С помощью загадок родители в интересной и увлекательной форме могут познакомить детей с отличительными особенностями мужчин и женщин, предметами обихода, одежды и профессиями. Любимые герои сказок, стихов могут стать для мальчиков образцом ума, а для девочек – примером верности, трудолюбия и любви. Поэтому родителям, читая художественные произведения, нужно обращать внимание детей на положительные черты характеров героев, свойственные представителям разных полов. А когда мать укачивает своего малыша, в колыбельной песне она должна обращаться непосредственно к девочке или мальчику: «Мы сыночка покачаем…Баю-баюшки-бай-бай!», «Поди, бука, под сарай, моего Ваню не пугай…», «Приди, котик, ночевать, нашу Машеньку качать…», «Спи, доченька маленькая…».

Одним из важнейших условий формирования половой идентичности детей с особенностями психофизического развития является создание предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек, где дети общаются, играют, трудятся и обучаются вместе. Используя сюжетно-ролевые игры и занятия по теме «Семья», беседы с использованием иллюстраций детской художественной литературы, дидактические игры «Кто чем любит заниматься?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому что…», «Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку», а также изготавливая подарки к праздникам «Для мамы» и «Для папы» – родители обучают половой принадлежности ребенка, приобретающего начальные качества мужественности и женственности. У него развивается положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему и соответствующие полу предпочтения и интересы.

Детям дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенические навыки и правила поведения. Большое значение имеет закаливание организма ребенка, так как правильное половое развитие тесно связано с общим физическим здоровьем. При уходе за детьми дошкольного возраста следует, в частности, устранять раздражающие воздействия на эрогенные зоны, избегать неудобной, тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания.

Процесс сексуального воспитания детей с особенностями психофизического развития очень тщательно продумывается. Взрослым необходимо применять специальные методы, широко использовать наглядность. Использование картинок, книг с иллюстрациями, фильмов, видео, специальных игр в данной работе имеет ведущее значение. Дети с особенностями психофизического развития учатся путем постоянного повторения, имитации чужих и осуществления собственных действий.

Детям необходимо разъяснять, какие прикосновения допустимы и разрешены, а какие нет. Это важно для предотвращения сексуального насилия и важный шаг в плане профилактики злоупотребления прикосновениями.

Дети с интеллектуальной недостаточностью так же, как и все дети, стремятся к взаимодействию со сверстниками. Однако часто круг межличностного общения детей с особенностями психофизического развития является ограниченным. Причинами этого выступает малое число контактов таких детей со сверстниками. Родители часто стараются оградить круг общения своего ребенка, опасаясь, что его отношения с другими детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. Ребенку нужно не только помогать в установлении контактов со сверстниками (например, подвести к ребятам, катающимся на горке), но и учить разговаривать с ними, задавать вопросы и отвечать на них, то есть вести беседу. При этом его нужно стимулировать к самостоятельному знакомству, к организации простых совместных игр с детьми (например, катание машинок или «выпечка» пирожков из песка). С целью укрепления взаимоотношений детей, формирования между ними теплых, дружеских связей важно создавать ситуации совместных переживаний, чтобы дети вместе радовались успехам или переживали неудачи. Этому способствует совместный просмотр мультфильмов, художественных фильмов, телепередач, совместные походы в музей, на выставку, в лес.

Для всех детей и подростков период полового созревания является болезненным процессом физической и психической перестройки, полным потрясений и зачастую внезапных переломов в восприятии окружающего и в поведении в целом. С психологической точки зрения, могут возникать кризисы развития. Дети и молодые люди с особенностями психофизического развития в период полового созревания и юности переживают, как правило, те же процессы физической и психической перестройки. Однако в большинстве случаев этот процесс обусловлен несколько другими предпосылками, что на практике приводит к целому ряду психосоциальных ограничений.

С какими проблемами чаще всего сталкиваются родители:

  1. Половое влечение идет на бессознательном уровне, дети не управляют своими желаниями и потребностями.
  2. Половое созревание детей с особенностями психофизического развития намного опережает интеллектуальное развитие, так как, согласно проведенным исследованиям, проходит примерно в тех же временных рамках, что и в норме.
  3. Гиперсексуальность («сексуальная агрессия»).
  4. Сильная симбиотическая связь ребенка и родителей, которая не позволяет воспринимать подростка как автономную личность, а, значит, и принять факт существования у него индивидуальных, в том числе сексуальных потребностей.
  5. Фактором, препятствующим идентификации мальчика с отцом, является большее время контакта матери с ребенком, из-за чего отец может выступать для ребенка менее привлекательным объектом
  6. Особую тревогу вызывает мастурбация подростка с интеллектуальными нарушениями.
  7. Невозможность объяснить ребенку, что с ним происходит (например, менструация).

Что предлагают педагоги?

  • Способствовать формированию представлений подростка о своем и противоположном поле; идентификация со своим полом.
  • Формирование форм поведения в соответствии с полом подростка.
  • Формирование представлений об основных правилах гигиены.

Мастурбация является для подростка способом овладения своим недавно созревшим телом. Полное ограничение может привести в будущем к проявлениям «сексуальной» агрессии. Дети-подростки должны знать, когда и где они могут себя трогать (мастурбация), им нужно объяснить, что они должны быть при этом наедине с собой.

Безопасность

Следует научить детей говорить :

  • кто может к тебе прикасаться и в каких местах;
  • кто может попросить тебя раздеться (врач…);
  • какой характер прикосновений является приемлемым, а какой – нет;
  • научить закрывать дверь в туалет, ванную, раздевалку.

Кроме того:

  • Говорите конкретно, называйте вещи своими именами. Речь идет о пенисе и вагине, не о пчелках, тычинках, пестиках.
  • Поощряйте правильное поведение ребенка, подростка.
  • Отвлекайте от неправильного поведения. Например, если ребенок, подросток начинает мастурбировать прилюдно, дайте ему что-то в руки – нести или держать, переключите его внимание.
  • Пусть ребенка учит вопросам гигиены и сексуального просвещения кто-то того же пола.

Что предлагает современная медицина?

Способы купирования сексуального возбуждения у детей и подростков с особенностями психофизического развития:

  1. Сублимация, то есть замена сексуальной энергии другой деятельностью, к примеру, физической активностью, творчеством.
  2. Медикаментозная коррекция. Ребенку постоянно или периодически назначаются препараты, которые приглушают сексуальное возбуждение, желание и т.д.

Успешное развитие ребенка невозможно без наличия широких социальных контактов, постоянного общения с различными людьми. Изменения на физиологическом, телесном уровне могут вызывать страх, чувство неполноценности, поэтому родители должны помочь пережить эти эмоциональные состояния.

Каток И.А., педагог социальный

 

свернуть

Критерии и показатели социально опасного положения

09.01.2024

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей):

  • родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи
  • родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста
  • родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара
  • родители систематически (два раза и более в течение шести месяцев подряд) не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью
  • родители препятствуют получению ребенком обязательного общего среднего образования (в любой форме его получения)
  • родители в течение одного месяца со дня регистрации рождения или со дня прибытия на новое место жительства (пребывания) не обеспечивают регистрацию ребенка (детей) по месту жительства или месту пребывания
  • в отношении родителей установлены факты, подтверждающие, что они не контролируют поведение и местонахождение ребенка (детей), вследствие чего ребенок (дети) самовольно уходит из дома, бродяжничает, совершил попытку суицида, получил тяжкие телесные повреждения в результате воздействия внешних факторов и угроз, в том числе вследствие пожара, падения с высоты, отравления психоактивными веществами
  • оба родителя или единственный родитель на протяжении более трех месяцев не работают или не осуществляют иную деятельность, не запрещенную законодательством, и (или) допускают ненадлежащее расходование пенсий, государственных пособий семьям, воспитывающим детей, единовременных выплат, назначенных на ребенка (детей), материальной помощи, государственной адресной социальной помощи, вследствие чего не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка (детей), допускают отсутствие пищи, одежды, обуви, места для отдыха, занятий и игр ребенка (детей)

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления:

3. Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей):

  • в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 10.1, 17.1, 18.15, 19.1, частью 2 статьи 19.3, статьями 19.4, 19.5, 19.8, 19.10, 19.11, 19.12, 25.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
  • в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях или меры индивидуальной в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014г. №122-З "Об основах деятельности по профилактике правонарушений"
  • установлены факты жестокого обращения родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании детей, с ребенком, физического, сексуального и (или) психологического насилия по отношению к нему
  • в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) совершения административного правонарушения и (или) преступления в состоянии, вызванном потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов
  • в отношении родителей, иных лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка (детей), установлен факт (факты) уклонения от диспансерного наблюдения, осуществляемого в связи с наличием хронического или затяжного психического расстройства (заболевания) с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями либо наличием синдрома зависимости от алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019г. №22 "О признании детей находящимися в социально опасном положении" с изменениями и дополнениями от 30 августа 2021г., от 29 июля 2022г., от 1 декабря 2023г.

свернуть

Как происходит признание детей находящимися в социально опасном положении

09.01.2024

С 1 февраля 2019 года вступило в силу Постановление Совета Министров №22 от 15 января 2019 года, которое детализировало процедуру выявления социально опасного положения детей (были внесены изменения и дополнения 30 августа 2021г., 29 июля 2022г., 1 декабря 2023г.).

Что такое социально опасное положение?

Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.); ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления; лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

Каковы критерии СОП?

1) Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей).

2) Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления.

3) Родители, иные лица, участвующие в воспитании и содержании детей, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и / или жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и/или здоровья ребенка (детей).

Какие государственные органы задействованы в процессе?

  • местные исполнительные и распорядительные органы.
  • комиссии по делам несовершеннолетних городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций районов в городах).
  • отделы образования городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах.
  • учреждения образования.
  • организации здравоохранения.
  • органы по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах.
  • территориальные центры социального обслуживания населения, центры социального обслуживания семьи и детей.
  • территориальные органы внутренних дел.
  • органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям.
  • структурные подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
  • организации, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением.
  • государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях.
  • иные организации в пределах своей компетенции.

Вышеперечисленные государственные органы в рамках своей компетенции уполномочены участвовать на всех стадиях процесса постановки в СОП:

  1. выявлять детей в СОП,
  2. организовывать социальное расследование,
  3. принимать решения о признании ребенка в СОП,
  4. участвовать в реализации мероприятий.

Каким образом происходит процедура постановки в СОП?

Процедуру постановки в СОП можно разбить на два этапа. Первый этап – условно «подготовительный», когда государственные органы выявляют, по их мнению, неблагополучную обстановку для ребенка и информируют об этом отдел образования по месту нахождения детей.

Второй этап включает в себя социальное расследование, обследование условий жизни и воспитания ребенка и принятие решения о благополучности либо неблагополучности обстановки для ребенка, влекущее за собой постановку в СОП.

Социальное расследование инициируется учреждением образования, где обучается ребенок. При необходимости к социальному расследованию привлекаются специалисты вышеуказанных государственных органов по месту жительства детей, с письменным уведомлением. При проведении социального расследования осуществляется сбор информации о ребенке и его родителях, имеющей значение для принятия решения о признании ребенка, находящегося в социально опасном положении. По результатам расследования готовятся обобщенная информация и предложения о мероприятиях.

При обследовании условий жизни и воспитания ребенка оценивается возможность участия каждого из родителей, других членов семьи в реализации мероприятий. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни и воспитания ребенка. В нем отражаются сведения о ребенке, родителях ребенка, иных гражданах, проживающих совместно с семьей и участвующих в воспитании ребенка, а также о наличии либо отсутствии критериев и показателей СОП. Акт подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления родителям ребенка. При отказе родителей от ознакомления с актом в нем делается отметка об этом с указанием причин отказа.

Какие сроки СОП?

Отдел образования не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации о неблагоприятной для детей обстановке, направляет информацию в учреждение образования, в котором обучается ребенок, либо в социально-педагогический центр по месту проживания (нахождения) ребенка – в отношении ребенка в возрасте до трех лет либо ребенка, который не зачислен в учреждение образования.

В течение одного рабочего дня, следующего за днем получения информации о неблагоприятной для детей обстановке, руководителем учреждения образования принимается решение о составе комиссии по проведению социального расследования, сроке его проведения, порядке и сроке обследования условий жизни и воспитания ребенка, а также о дате проведения заседания совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

На проведение социального расследования дается не более 15 дней. Обследование проводится не позднее трех рабочих дней, следующих за днем принятия соответствующего решения.

Что дальше?

Совет совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних знакомится с актом и результатами социального обследования и выносит одно из трех решений:

  1. обратиться в координационный совет по месту жительства семьи для принятия решения о признании ребенка (детей) находящимся в СОП;
  2. рекомендовать родителям в течение трех рабочих дней обратиться за оказанием социальных услуг, иной помощи по устранению трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством;
  3. информировать отдел образования об отсутствии критериев и показателей социально опасного положения ребенка (детей) в семье.

Справочно: Совет профилактики является органом самоуправления учреждения образования, оказывает содействие в организации деятельности по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также организации контроля за осуществлением воспитательной и профилактической работы в учреждении образования.

В первом случае координационный совет рассматривает материалы в течение 14 дней и в свою очередь назначает заседание, о котором в обязательном порядке уведомляются родители ребенка. На заседании принимается одно из двух решений:

  1. признать ребенка находящимся в СОП и определить мероприятия, обязательные для исполнения родителями и государственными органами, государственными и иными организациями;
  2. отказать в признании ребенка (детей) находящимися в социально опасном положении с указанием причин такого отказа.

Что происходит, если ребенок признан в СОП?

В случае, если ребенок признан в СОП, решение в течение трех рабочих дней направляется родителям и госорганам, ответственным за его реализацию.

Один раз в три месяца координационный совет рассматривает исполнение решения по ребенку, находящемуся в СОП, совместно с родителями и госорганами. На заседании совет принимает одно из следующих решений:

  1. о внесении изменений и дополнений в решение о признании ребенка находящимся в СОП, в том числе о включении дополнительных мероприятий, изменении сроков их исполнения, ответственных исполнителей;
  2. о направлении в комиссию по делам несовершеннолетних ходатайства о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите;
  3. о прекращении исполнения решения о признании ребенка в СОП.

Решение может быть прекращено по ряду оснований, предусмотренных закрытым перечнем:

  • переезд семьи на новое место жительство;
  • устранение причин, повлекших признание ребенка в СОП,
  • достижение ребенком возраста восемнадцати лет;
  • избрание для ребенка меры пресечения в виде заключения под стражу, осуждения его к наказанию в виде ареста или лишения свободы;
  • смерть ребенка, а также объявление его умершим либо признание безвестно отсутствующим.

Справочно: под помещением детей на государственное обеспечение понимается помещение их в детские интернатные учреждения (дома ребенка, социально-педагогические учреждения, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вспомогательные школы-интернаты, специальные общеобразовательные школы-интернаты, специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения и иные учреждения, обеспечивающие условия для проживания (содержания) детей), учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детские дома семейного типа, опекунские семьи, приемные семьи.

Важно помнить: изъятие ребенка из семьи является исключительной мерой, которая предполагает наличие прямой угрозы жизни либо здоровью ребенка. Комиссия по делам несовершеннолетних уполномочена принимать решение об изъятии ребенка, находящегося на учете в СОП, на основании полученной информации об имеющейся угрозе для жизни и здоровья ребенка, в трехдневный срок. В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка решение о немедленном отобрании его вправе принимать орган опеки и попечительства в соответствии с частью второй статьи 85 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. По истечении шести месяцев Комиссия принимает решение либо о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, либо об обращении в суд с иском о лишении родителей родительских прав.

Каток И.А., педагог социальный

свернуть

Новый год в кругу семьи

14.12.2023

Новый год – это самый волшебный праздник для всех детей! Кто как не мы, взрослые, можем устроить незабываемые каникулы для своих детей! Давайте подарим свои любимым детям новогоднее настроение!

Уважаемые родители, мы предлагаю вашему вниманию совместные игры с детьми, которые понравятся всем членам семьи.

  1. «Потерянные Дедом Морозом подарки».

Этот конкурс нравится всем детям без исключения, ведь от него веет волшебством и неизвестностью. Вначале конкурса ведущий собирает всех членов семьи вместе и говорит: «Вы знаете, что Дед Мороз спешит к каждому из вас. Но пробираясь через густую чащу леса, он зацепился за ветку и потерял мешок с подарками. Снеговик собрал все разбросанные подарочки, принес и спрятал в этой комнате.» После этого следует выбрать водящего, который будет искать подарок по принципу игры «Холодно-горячо» (киндер, карандаши, куколку) и показывать тому, кому он этот подарок подарит.

  1. «Укрась ёлочку».

Членам семьи раздаются листочки с нарисованной елочкой. Они должны за определенное время нарисовать, как можно больше новогодних игрушек. Можно соревноваться не на время, а на качество выполненной работы.

  1. «Веселая гусеница».

Смешная и озорная игра. Все участники выстраиваются паровозиком, то есть каждый хватается за талию впереди стоящего. Главный ведущий начинает рассказывать, что гусеница у него дрессированная и выполняет любые команды. Если ей нужно станцевать, она прекрасно танцует, если надо спеть – поет (ля-ля-ля), а если гусеница хочет спать, то она ложится набок, лапки поджимает и храпит. Ведущий ставит дискотечную музыку, под которую все начинают, не отпуская талию соседа, – танцевать, под песню «В лесу родилась елочка» – петь (или караоке), а под колыбельную – спать. Игра смешная до слез, где каждый проявляет себя во всех своих талантах. Шум и гам обеспечен.

Новый год – теплое и уютное время для семьи, близких. Проведите его с пользой!

Каток И.А., педагог социальный

свернуть

Правовое воспитание детей в семье

13.04.2023

Правовая культура – составная часть общечеловеческой культуры. В узком смысле слова правовая культура – отношение человека к праву. Основу правовой культуры составляют юридические знания, т.е. знание законов. Также правовая культура включает правовые чувства, прежде всего, чувство справедливости и чувства уважения к праву. Благодаря правовым чувствам, право приобретает для нас заметную ценность. Мы начинаем переживать, когда беспорядок берет верх над порядком, своеволие над законом. В конечном счете, у человека развивается чувство законности. Человек с развитыми правовыми чувствами по меньшей мере не станет правонарушителем, а это в наше время не так уж и плохо. Человек, обладающий развитой правовой культурой, способен помочь людям, попавшим в беду, сделать нашу страну счастливой и процветающей. Однако надо понимать, что правовая культура не дана человеку от рождения, она создается постепенно в процессе воспитания, образования, деятельности. Фундаментом правовой культуры являются элементы нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, доброта, чувство собственного достоинства.

Огромную роль в формировании нравственной культуры играет семья. Именно в семье закладываются основы нравственности. Нравственность (мораль) – это общепринятые правила, образцы поведения в обществе, регулируемые общественным мнением. И где, как не в семье, ребенок впервые знакомится с понятиями «хорошо» и «плохо». Именно родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения в семье, на улице, в гостях, в общественных местах и т. д. Личный пример родителей влияет на формирование жизненного опыта детей, при помощи родителей моделируются ситуации поведения детей в различных местах. Обладая умением слушать, слышать и понимать ребенка, любящие и эмоционально уравновешенные родители создают благоприятную среду для нравственного развития сына или дочери, для формирования у ребенка доброго и заботливого отношения к людям. Отсюда следует вывод: если у вас благополучная семья и ребенок чувствует любовь близких, то вероятнее всего он вырастет добрым, отзывчивым, дисциплинированным. И все же многие родители недоумевают, когда их ребенок становится вдруг грубым и непослушным: «Почему это происходит именно с моим ребенком?» – спрашивают они себя. Настоящие причины серьезных нарушений поведения обычно скрыты. А в число трудных детей обычно попадают дети особенно чувствительные и ранимые. Почему? Можно назвать несколько причин:

  1. Борьба за внимание – верный способ привлечь внимание вечно занятых родителей – дерзкие выходки. Лучше негативное внимание, чем никакого.
  2. Борьба за «победу» – стремление взять верх над родителями возникает, когда ребенку кажется, что ущемлено его право на самостоятельность и независимость.
  3. Желание отомстить – дети часто бывают обижены на родителей.

Причины могут быть разные: родители ссорятся, более внимательны к другим детям.

Именно в семье рождается понятие «надо», «необходимо». Ребенку будет легче в будущем принять правила и нормы, диктуемые обществом, уважительно относиться к закону, обязанностям. Дети рождаются в организации под названием «семья», и по мере понимания правил и способов управления поведением, принятых в семье, в их жизнь приходит ощущение комфорта и безопасности. Правила вносят определенный порядок в обычных ход событий, и дети чувствуют себя намного увереннее, потому что последовательное выполнение установленных правил делает окружающий мир предсказуемым, а это так необходимо детям. (Режим дня). Большинство детей, живущих в упорядоченном и предсказуемом мире, делает все наилучшим образом, потому что правила и ограничения, оговоренные ясными условиями, предполагают образцы поведения ребенка. Другими словами, ребенок живет по законам семьи:

  1. Единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
  2. Закон значимости похвалы для ребенка.
  3. Закон трудового участия каждого члена семьи.
  4. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

В идеале каждый родитель, воспитывая своего ребенка, хочет видеть в нем личность, образованного и успешного человека, законопослушного гражданина. А поэтому одной из основных задач воспитания является воспитание правовой культуры у детей, другими словами, умение строить отношения в обществе согласно закону этого общества -семья, детский сад, школа, учебное заведение, трудовой коллектив.

Способы воспитания правовой культуры у детей в семье.

  1. Устанавливайте ясные и согласованные семейные правила – они необходимы детям, чтобы точно знать, чего от них хотят.
  2. Устанавливайте договоренность. Чтобы договор не стал «мертвой буквой», он должен включать только то, с чем принципиально согласны и родители, и их ребенок, и предусматривать обязательное выполнение условий обеими сторонами.
  3. Личный пример родителей – активная жизненная позиция, соблюдение трудовой дисциплины.
  4. Установление границы собственности: чем может распоряжаться ребенок по своему усмотрению (дарить, обменивать), а чем – нет (в том числе вещами общего пользования).
  5. Определяйте круг обязанностей по дому.
  6. Учите предотвращать конфликты – выяснить причину, не сваливать всю вину на другого человека, умение прощать и просить прощения.
  7. Откажитесь от чрезмерной опеки ребенка – вы лишаете его права самостоятельного принятия решения, не учите значению слова «последствия».
  8. Сдерживайте эмоции и будьте справедливы – не спешите помогать выпутаться из сложившийся ситуации, иногда ребенку полезно принять всю ответственность на себя.
  9. Решайте все проблемы цивилизовано – агрессия порождает агрессию, ребенок может навсегда запомнить, что сильный всегда прав.
  10. Воспитывайте культуру поведения.

Уважаемые родители! Помните, благополучие ваших детей зависит от вашей активной жизненной позиции, желания создать для ребенка безопасную среду, воспитать его достойным гражданином нашей страны.

Каток И.А., педагог социальный

свернуть

Формирование сиблинговых отношений в семьях, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития

21.03.2023

Братья и сестры проводят рядом с людьми с особенностями развития дольше времени, чем кто-либо. Ни один другой ребенок не оказывает такого влияния на развитие ребенка с особенностями, как это делает его брат или сестра. И им тоже нужна поддержка. На протяжении всей жизни братья и сестры делят с родителями все тревоги и трудности, справляются с социальной изоляцией, недостатком информации, чувством вины, их точно так же пугают мысли о будущем, они помогают родителям ухаживать за своими братьями и сестрами с инвалидностью.

Но кроме того, братья и сестры людей с особенностями развития сталкиваются и со своими специфическими проблемами. Они вынуждены справляться с чувством обиды, отвечать на бесконечные вопросы сверстников, справляться с давлением и необходимостью соответствовать завышенным требованиям, которые предъявляют к ним родители, а порой и они сами.

  • «Не решайте ничего за нас» или право на личную жизнь

Братья и сестры детей с особенностями психофизического развития имеют право на личную жизнь. В разное время они принимают разное участие в жизни родных. Ни родители, ни учителя не должны возлагать на них никаких обязательств, не обсудив предварительно с ними эту идею.

  • Право на разные чувства

Как и родители, братья и сестры людей с особенностями развития часто испытывают по отношению к ним целый спектр противоречивых эмоций. Все члены семьи, специалисты и педагоги, которые работают с ребенком, должны об этом помнить и знать. И, конечно, необходимо признавать право братьев и сестер переживать, чувствовать тревогу и подавленность. Поскольку большинство братьев и сестер дольше всех будут рядом с людьми с особенностями развития, им предстоит пережить целый калейдоскоп самых разных чувств по отношению к своим близким. И было бы здорово, если бы родители и другие взрослые постарались узнать больше об этих чувствах.

  • Право не соответствовать завышенным ожиданиям

Как правило, родители многого ждут от своих детей. А в семьях с «особым» ребенком их братья и сестры подчас начинают слишком строго к себе относиться. Многим из них кажется, что таким способом они должны компенсировать «особость» своих братьев и сестер. Родители могут помочь детям справиться со сложившейся ситуацией, не требуя от них слишком многого и оказывая им безусловную поддержку во всех начинаниях.

  • Право вести себя так же, как их обычные сверстники

Родителям тяжело видеть, как их дети дразнятся, обзываются, спорят, словом, всячески конфликтуют, особенно если один из детей – ребенок с особыми потребностями. Но часто такие конфликты – важная часть нормальных взаимоотношений между детьми. Ребенок с особеностями развития, выросший вместе с братьями и сестрами, с которыми периодически ссорился, будет более подготовлен ко взрослой жизни, чем его сверстник, который рос единственным ребенком в семье. Когда возникает конфликт, брату или сестре обычно говорят: «Оставь его в покое. Ты больше, сильнее, ты должен быть выше этого. Ты должен идти на уступки». Не стоит забывать, что братья и сестры детей с особенностями развития имеют право честно выражать своих эмоций, и, как и другие их сверстники, могут иногда вести себя дурно, злиться и ссориться.

  • “Нет” двойным стандартам

В вопросах, которые касаются домашних дел и умения нести ответственность за свои поступки, родители должны предъявлять одинаковые требования ко всем своим детям и нормотипичным, и с особенностями. Это не только поможет им стать более независимыми, но и существенно снизит возможные конфликты, из-за двойных стандартов – то что позволено одному, не позволено другому.

  • Право на общение

Братьям и сестрам особых детей необходимо встречаться с теми, кто находится в такой же жизненной ситуации. Большинство родителей, воспитывающих детей с особенностями развития, не представляют, как бы они справились в одиночку, не имея возможности обмениваться опытом с другими семьями. Такое же общение необходимо и их здоровым детям. Им важно знать, что они не одиноки, и им есть с кем поделиться своими радостями и горестями.

  • Право на информацию

Дети нуждаются в информации о состоянии своего брата или сестры. На протяжении всей жизни у братьев и сестер детей с особенностями развития возникают все новые и новые вопросы о расстройстве, которым страдают их близкие, о том, как нужно за ними ухаживать и чего можно ожидать в будущем. Родителям и специалистам, которые работают с ребенком, следует вовремя рассказывать им об этом.
Братья и сестры "особых" детей точно так же, как родители боятся того, что ждет их в будущем. Уже в раннем возрасте они начинают понимать, что в будущем они должны будут заботиться о своих особых близких, и переживать из-за этого. Родители могут помочь детям справиться с переживаниями, если будут привлекать их к планированию будущего особых братьев и сестер, прислушиваться к их мнению, прорабатывать запасные варианты, и всегда помнить, что с течением времени отношение детей к ответственности за жизнь их особых братьев и сестер обязательно будет меняться.
Только тогда, когда братья и сестры особых детей будут понимать, что с ними считаются, и что родители в равной степени заботятся и об их благополучии, они будут воспринимать будущие обязанности как собственный выбор, а не как повинность.
Братья и сестры детей с особенностями развития должны понимать, как и когда их близким потребуется их участие, как долго, каким образом, и в какой степени они будут принимать участие в жизни своих особых братьев и сестер в будущем.

  • Право на распределение обязанностей

Братья и сестры «особых» детей должны делить обязанности по уходу за близкими поровну. Когда встает вопрос о том, кто будет заботиться о престарелых родителях, то, как правило, эти заботы берут на себя дочери. Точно так же кажется естественным, что именно женщины, сестры, принимают на себя заботы о братьях и сестрах с особенностями развития, когда родители уже не в силах это делать. Но все же следует всерьез рассмотреть вопрос разделения ответственности за будущее детей с особенностями развития в равной степени между их братьями и сестрами.

  • Право на внимание родителей

Братьям и сестрам «особых» детей необходимо, чтобы некоторое время родители посвящали только им. Дети должны помнить, что для родителей они важны сами по себе. Родителям следует уделять качественное внимание каждому из своих детей, найти время сходить с ребенком в кафе, или просто побродить в торговом центре, тем самым как бы говоря ему: «Я здесь, с тобой». Кроме того, это прекрасная возможность обсудить с ребенком массу важных вопросов.

Достижения и важные события в жизни детей не должны оставаться незамеченными. Были случаи, когда родители не могли прийти на выпускной вечер своих детей, многие из которых были отличниками, поскольку не могли оставить их брата или сестру с особенностями развития. В некоторых случаях уже выросшие братья и сестры были вынуждены откладывать даже собственную свадьбу, поскольку в это время требовалась помощь их братьям и сестрам. Однако, никакая «особость» одного ребенка не должна перевешивать важность достижений и событий в жизни другого.

Рекомендуем к прочтению:

"Особые" брат или сестра 

Братья и сестры детей с особенностями развития: что чувствуют они? 

Каток И.А., педагог социальный

свернуть

Как стать хорошим слушателем и наладить отношения с окружающими

01.02.2023

Для разных жизненных ситуаций нужен свой тип слушания.

Почему важно быть хорошим слушателем

Четко налаженная коммуникация – ключ к успеху, когда дело касается отношений с другими людьми, а умение слушать создает прочную основу для доверия. Когда вы используете правильную форму слушания с учетом обстоятельств, вы даете понять коллегам, друзьям и членам семьи, что их замечают и ценят.

Кроме того, развитие навыков хорошего слушателя позволяет быстрее воспринимать новую информацию и чувствовать себя комфортно, выражая эмпатию. При этом для каждой жизненной ситуации нужно выбирать свой тип слушания.

Какими бывают типы слушания

  1. Критический

Этот тип слушания подразумевает, что вы анализируете получаемую информацию и на ее основе составляете собственное мнение. Он пригодится на лекции, во время рабочего совещания и в любой другой ситуации, когда нужно разобраться в потоке фактов и мнений и сформулировать свою точку зрения.

Критическое слушание помогает не только в работе или учебе, но и в обычной жизни. Например, когда вас активно пытаются в чем‑то убедить или вам хотят что‑то продать. Подключая этот тип, вы можете игнорировать информационный шум, читать между строк и составлять собственное мнение об всем, что слышите.

Чтобы улучшить навык критического слушания, научитесь видеть разницу между фактом и мнением, распознавать предвзятость в словах окружающих и мыслить нестандартно. Чаще опирайтесь на логику, здравый смысл и причинно‑следственные связи, а еще – записывайте то, что слышите. Это поможет вдумчиво анализировать информацию и мыслить рационально.

  1. Пассивный

Это способность молча и внимательно слушать собеседника, позволяя ему говорить свободно и не реагируя на его слова.

Такой тип слушания подходит для ситуаций, когда другому человеку нужно решить личную проблему или просто выговориться. Вы в этом случае полностью фокусируетесь на том, что слышите, отбросив собственные убеждения, мысли и реакции.

Пассивное слушание важно для построения прочных отношений с друзьями, партнером и членами семьи. Оно позволяет вашим близким почувствовать, что их слышат и понимают.

Этот тип слушания напоминает еще один – поддерживающий, когда вы используете в разговоре воодушевляющие реплики, которые помогают другому человеку открыться еще больше. При этом важно не перетягивать одеяло на себя, а лишь изредка вставлять свои пять копеек.

  1. Эмпатический

Как и пассивное, эмпатическое слушание позволяет укрепить связи с окружающими и дать им почувствовать, что их слышат. Отличие в том, что при этой форме слушания вы задаете вопросы, которые позволят вам проявить сочувствие к собеседнику и понять, чего он хочет от разговора.

Чтобы стать чутким слушателем, нужно отказаться от предрассудков и сосредоточить все свое безраздельное внимание на другом человеке и его словах. Еще одна важная деталь – учиться чувствовать себя комфортно, сохраняя молчание, и создавать поддерживающую атмосферу.

При этом вы должны быть открытым для альтернативного мнения и фактов и постараться понять чужие эмоции и личный опыт. То есть, даже если вы не согласны с тем, что говорит ваш собеседник, вы подходите к разговору непредвзято и все равно принимаете его чувства и точку зрения. Это позволяет значительно сократить количество недопониманий в будущем.

  1. Информационный

Во время этого типа слушания вы концентрируетесь на том, чтобы понять и запомнить незнакомую информацию, например в первый день на новой работе.

Информационное слушание позволяет усваивать знания, сортировать их, выделяя важное и отбрасывая ненужное, и превращать в настоящий каталог в голове. Такой навык пригодится, когда вы учитесь, слушаете научно‑популярные подкасты и книги, посещаете конференции или проходите стажировку.

Чтобы развивать информационное слушание, сохраняйте сосредоточенность, делайте заметки и задавайте уточняющие вопросы, которые помогут лучше усвоить информацию.

  1. Активный

Это, пожалуй, один из самых распространенных типов слушания. Когда вы используете его, то показываете собеседнику, что полностью вовлечены в разговор. Этот тип держится на безраздельном внимании слушателя и его сознательном усилии слышать и понимать того, кто говорит, а также сохранять полученную информацию.

Развить активное слушание довольно просто. Используйте язык тела, например слегка наклоняйтесь вперед, чтобы дать другому человеку понять, что вы заинтересованы в разговоре. Не перебивайте, оставайтесь сосредоточенным в любую минуту и задавайте уместные вопросы, которые позволят развить тему.

Активное слушание важно применять в любой сфере жизни. Но больше всего оно подходит для решения проблем и предотвращения конфликтов, а также для развития навыков общения.

  1. Рефлексивный

Этот тип похож на эмпатический и так же, как и активный, часто используется для выхода из спорных ситуаций. Суть рефлексивного слушания – повторять то, что говорит другой человек. Этот прием позволяет собеседнику почувствовать, что его действительно слышат.

Например, если вы замечаете, что назревает конфликт, вы можете отказаться от агрессии и подключить рефлексивное слушание, чтобы снизить напряжение. Очень часто конфликты превращаются в соревнование за право высказать свое мнение или переубедить остальных участников. Рефлексивное слушание позволяет всем успокоиться и наладить диалог.

При этом вы должны регулярно делать паузы и уточнять, правильно ли вы понимаете то, что говорит ваш оппонент. Он почувствует себя в безопасности, ведь ему больше не нужно бороться за то, чтобы его точку зрения услышали. Это поможет установить взаимопонимание.

Конечно, применять рефлексивный тип слушания бывает сложно, особенно если вы вспыльчивый человек. С другой стороны, отказ от идеи «победить» в споре и переключение внимания на точку зрения другого человека заметно облегчает общение. Возможно, это поможет вам принять его идеи или ему самому понять, что его аргументы ошибочны.

Если вы по натуре не самый лучший слушатель или склонны говорить больше, чем другие люди, – задавайте больше вопросов, реже вклинивайтесь в разговор и старайтесь вникать в то, что вам говорят. Это поможет наладить отношения и вызовет у окружающих желание слушать вас так же внимательно, когда придет ваша очередь говорить.

Каток И.А., педагог социальный

свернуть

Здоровая семья - это здорово!

19.01.2023

Результаты последних исследований подтверждают, что в современном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания здоровому образу жизни, физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью радио, телевидения, интернета – все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации – с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха.

«Берегите здоровье смолоду!» – эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того, чтобы у человека выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!»

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Во-первых, соблюдение режима дня. В учреждении образования режим соблюдается, а вот дома не всегда. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило.

Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать. Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки.

В-третьих, культура питания. Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

  • Витамин А – морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
  • Витамин В – мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
  • Витамин С – цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
  • Витамин Д – солнце, рыбий жир (для косточек).

В-четвертых, это гимнастика, физзанятия, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. Обязательно ежедневно проводить гимнастику.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка, двигательной активности принадлежит основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребенка.

Основной задачей для родителей является формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого.

Домашний режим ребенка – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – он должен соответствовать режиму в учреждении образования.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:

  • знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;
  • умение правильно строить режим дня и выполнять его;
  • умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка) безопасна для жизни и здоровья;
  • умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
  • знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
  • понимание значения здорового образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;
  • знание основных правил правильного питания;
  • знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
  • умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;
  • знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
  • понимание значения двигательной активности для развития здорового организма.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей, – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым. Мы желаем вам быть здоровыми!

Каток И.А., педагог социальный

свернуть

Цифровая безопасность

поделиться в:

Интернет-ресурсы: