Ранняя комплексная помощь

Овладение речью ребенком раннего возраста

27.03.2025

Одним из главных событий в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью.

Ситуация, в которой возникает речь, не сводится к прямому копированию речевых звуков, а должна представлять предметное сотрудничество ребенка со взрослым. За каждым словом должно стоять то, что оно обозначает, т.е. его значение, какой-либо предмет. Если такого предмета нет, первые слова могут не появиться, как бы много мать ни разговаривала с ребенком, и как бы хорошо он ни воспроизводил ее слова. В том случае, если ребенок увлеченно играет с предметами, но предпочитает это делать в одиночестве, активные слова ребенка также задерживаются: у него не возникает потребности назвать предмет, обратиться к кому-либо с просьбой, или выразить свои впечатления. Потребность и необходимость говорить предполагает два главных условия: потребность в общении со взрослым и потребность в предмете, который нужно назвать. Ни то ни другое в отдельности к слову еще не ведет. И только ситуация предметного сотрудничества ребенка со взрослым создает необходимость назвать предмет и значит произнести свое слово.

В таком предметном сотрудничестве взрослый ставит перед ребенком речевую задачу, которая требует перестройки всего его поведения: чтобы быть понятым, он должен произнести совершенно определенное слово. А это значит, что он должен отвернуться от желанного предмета, обратиться к взрослому, выделить произносимое им слово и употребить этот искусственный знак социально­исторической природы (каким всегда является слово) для воздействия на окружающих.

Первые активные слова ребенка появляются во второй половине второго года жизни. В середине второго года происходит "речевой взрыв", который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка к речи. Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка. Дети уже могут слушать и понимать не только обращенную к ним речь, но и прислушиваются к словам, которые к ним не обращены. Они уже понимают содержание простых сказок и стихов и любят слушать их в исполнении взрослых. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки, и воспроизводят их с большой точностью. Они уже пытаются рассказать взрослым о своих впечатлениях и о тех предметах, которые отсутствуют в непосредственной близости. Это значит, что речь начинает отделяться от наглядной ситуации и становится самостоятельным средством общения и мышления ребенка.

Все эти достижения становятся возможными благодаря тому, что ребенок осваивает грамматическую форму речи, которая позволяет связывать между собой отдельные слова, независимо от реального положения тех предметов, которые они обозначают.

Овладение речью открывает возможность произвольного поведения ребенка. Первым шагом к произвольному поведению является выполнение речевых инструкций взрослого. При выполнении речевых инструкций поведение ребенка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого. Вместе с тем речь взрослого, даже если ребенок хорошо ее понимает, далеко не сразу становится регулятором поведения ребенка. Важно подчеркнуть, что в раннем возрасте слово является более слабым побудителем и регулятором поведения, чем двигательные стереотипы ребенка и непосредственно воспринимаемая ситуация. Поэтому словесные указания, призывы или правила поведения в раннем возрасте не определяют действий ребенка.

Развитие речи как средства общения и как средства саморегуляции тесно связаны: отставание в развитии коммуникативной речи сопровождается недоразвитием ее регулятивной функции. Овладение словом и отделение его от конкретного взрослого в раннем возрасте можно рассматривать как первый этап в развитии произвольности ребенка, на котором происходит преодоление ситуативности и осуществляется новый шаг к свободе от непосредственного восприятия.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Рождение игры у детей раннего возраста. Появление потребности в общении со сверстниками

13.03.2025

Действия маленького ребенка с предметами – это еще не игра. Разделение предметно-практической и игровой деятельности происходит только в конце раннего возраста. Сначала ребенок играет исключительно с реалистическими игрушками и воспроизводит с ними знакомые ему действия (причесывает куклу, укладывает ее спать, кормит, катает в коляске и пр.) Около 3-х лет, благодаря развитию предметных действий и речи, в игре детей появляются игровые замещения, когда новое название знакомых предметов определяет способ их игрового использования (палочка становится ложкой или расческой, или градусником и пр.). Однако, становление игровых замещений возникает не сразу и не само по себе. Оно требуют специального приобщения к игре, которое возможно только в совместной деятельности с теми, кто уже владеет игрой и может строить воображаемую ситуацию. Такое приобщение дает начало новой деятельности – сюжетной игре, которая становится ведущей в дошкольном возрасте.

Символические игровые замещения, возникающие в конце раннего возраста, открывают огромный простор для фантазии ребенка и, естественно освобождают его от давления наличной ситуации. Самостоятельные, придуманные ребенком игровые образы являются первыми проявлениями детского воображения.

Очень важным приобретением раннего возраста является становление общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстником складывается на третьем году жизни и имеет весьма специфическое содержание.

Содержание контактов детей раннего возраста, несмотря на свою внешнюю простоту, не укладывается в привычные рамки общения взрослых между собой или ребенка со взрослым. Общение детей друг с другом связано с выраженной двигательной активностью и ярко эмоционально окрашено, вместе с тем дети слабо и поверхностно реагируют на индивидуальность партнера, они стремятся главным образом выявить самих себя.

Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием. Главными характеристиками такого взаимодействия являются: непосредственность,  отсутствие предметного содержания; раскованность, эмоциональная насыщенность,  нестандартность коммуникативных средств, зеркальное отражение действий и движений партнера. Дети  демонстрируют  и воспроизводят друг перед другом эмоционально-окрашенные игровые действия. Они бегают, визжат, принимают причудливые позы, издают неожиданные звукосочетания и пр. Общность действий и эмоциональных экспрессий дает им уверенность в себе и приносит яркие эмоциональные переживания. По-видимому, такое взаимодействие, дает ребенку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом, которое вызывает бурную радость. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребенок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует самую непредсказуемую инициативность малыша.

Развитие потребности в общении со сверстником проходит ряд этапов. Сначала у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу; к концу второго года жизни наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи; на третьем году жизни появляется чувствительность детей к отношению сверстника. Переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребенку выделить сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам. Наиболее эффективным путем для этого является организация субъектного взаимодействия детей, когда взрослый привлекает внимание детей друг к другу, подчеркивает их общность, их привлекательность и пр. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку самому «выделить» сверстника. Игрушка как бы закрывает человеческие качества другого ребенка. Открыть их ребенок может только с помощью взрослого.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Периоды новорожденности. Доношенный ребенок

26.02.2025

Раздел педиатрии, изучающий возрастные особенности детей периода новорожденности, называется неонатологией. Живорождение представляет собой полное изгнание или извлечение плода из организма матери с признаками жизни: самостоятельное дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины, произвольные движения мышц.

В периоде новорожденности в связи с особенностями ребенка условно выделяют два периода:

  1. ранний неонатальный (от перевязки пуповины до 7-х суток жизни);
  2. поздний неонатальный – с 8-го по 28-й день жизни.

Это время адаптации ребенка к внеутробным условиям жизни и серьезной перестройки организма:

  1. прекращается внутриутробная гемодинамика;
  2. резко снижается количество эритроцитов с фетальным гемоглобином;
  3. появляется легочное дыхание;
  4. начинает функционировать МКК;
  5. возрастает кровоток в сосудах головного мозга;
  6. изменяется энергетический и водный обмен, обмен веществ;
  7. совершенствуется терморегуляция;
  8. начинается энтеральное питание.

Доношенным считается ребенок, родившийся при сроке гестации 37-42 недели со средними показателями массы тела, окружностью головы 33-36 см, окружностью грудной клетки 33-36 +/–1-2см, открытым большим родничком 2,5-3см, маленький родничок может быть открыт не больше 0,5см у 25-30% доношенных новорожденных.

Сразу после рождения проводится оценка состояния здоровья ребенка по шкале Апгар, по которой определяют 5 важнейших признаков:

  1. ЧСС и ритм сердцебиения.
  2. Характер дыхания.
  3. Мышечный тонус.
  4. Рефлекторная возбудимость.
  5. Окраска кожных покровов

Каждый признак оценивается в 0,1,2 балла.

Баллы складываются, сумма, равная 1-3 – свидетельствует о тяжелом состоянии, 4-5 – средней степени тяжести, 6-7 – легкая степень, 8-10 баллов набирают здоровые дети. Через 5 минут оценку по шкале Апгар повторяют.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Этапы довербального и начального вербального развития детей до трех лет

09.01.2025

Период до трех лет – наиболее важен для развития речи ребенка. Ниже приводятся усредненные данные нормального довербального (т.е. доречевого) и начального вербального (речевого) развития детей до трех лет с разбивкой по месяцам. Поскольку данные усредненные, то они не должны в точности выполняться для каждого ребенка, однако при любых существенных отклонениях следует обратиться к логопеду.

  • Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач;
  • 1-2 месяца. Реакция сосредодочения на речевое общение с ребенком. Улыбка при общении;
  • 3 месяца. Комплекс оживления (т.е. эмоционально-двигательная реакция) при общении со взрослыми. Появляется специфическая для данного возраста голосовая реакция, называемая гулением (первая стадия лепета). Обычно гуление — это произнесение гласных звуков «а, ы, у», возможно в сочетании с согласной. Например, «у-у-у-у» или «гу-у-у-у»;
  • 4 месяца. Дифференцированность комплекса оживления, т.е. разная реакция на разных знакомых людей. Например, ребенок отличает папу от мамы. На незнакомых людей реакция пока отсутствует. Появляется смех;
  • 5 месяца. Ребенок дифференцирует направления звука, т.е. ищет источник звука и сосредотачивает на нем внимание, например, на лице говорящего. В этом возрасте дети начинают распозновать неречевые звуки: шум машины, шелест деревьев, лай собаки;
  • 6-7 месяцев. Гуление переходит в лепет, т.е. многократное повторение слогов: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». Появляется готовность к совместной игровой деятельности;
  • 8-9 месяцев. Реакция на незнакомое лицо. Промежуточный этап между лепетом и появлением первых слов. Лепет сводится к похожим на слова лепетным словам, состоящим уже не из многократного повторения, а двух открытых слогов: «ба-ба», «па-па». Но ребенок пока не соотносит произносимые слова с людьми или предметами. Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»;
  • 10-12 месяцев. Ситуационное понимание обращенной речи, предметно-действенное общение со взрослыми, использование 4-5 лепетных слов, понятных при соотнесении с ситуацией, понимание простых инструкций, дополняемых жестами;
  • 15 месяцев. Словарный запас увеличивается до 6-ти слов, ребенок понимает простые инструкции, не сопровождаемые жестами;
  • 18 месяцев. Словарный запас увеличивается до 7-20 слов, ребенок может показать хотя бы одну из частей тела;
  • 21 месяц. Словарный запас не менее 20 слов, использование простых фраз из двух слов, ребенок может показать до 3-х частей тела;
  • 24 месяца. Словарный запас увеличивается до 50 слов, составление фраз из двух слов, ребенок знает до 5-ти частей своего тела;
  • 30 месяцев. Адекватно использует местоимения «я, ты, мне», повторяет две цифры «один», «два» в правильной последовательности, имеет представление о числе «один»;
  • 36 месяцев. Словарный запас не менее 300 слов, использует фразы из трех слов, овладевает множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предметов; выполняет задания «положи кубик под чашку» и т.п.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Гаджеты и развитие ребенка

19.12.2024

Большинство семей активно используют гаджеты для сопровождения раннего развития ребенка. Для соблюдения главной заповеди: «Не навреди», нужно хорошо представлять нормальный, сформированный веками алгоритм биологического, психического, социального и духовного развития ребенка и определить, как влияет на него пользование электронными игрушками.

Возраст от 0 до 3 лет – это период интенсивного формирования речи и освоения родного языка, развития памяти, внимания, наглядно-действенного мышления. Это время зарождения самосознания и появления первичной самооценки. В этом возрасте возникают особые эмоциональные отношения с близкими. Ребенок знакомится с границами и правилами окружающего мира и пытается подчинять им свое поведение. Время, когда роль любящего родителя незаменима и любые суррогатные «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, формируя аутистикоподобные паттерны поведения. И вот какие последствия вас ожидают, при постоянном использовании «электронных нянь»:

  • Искаженное восприятие действительности. Доминирующей высшей психической функцией ребенка до 3 лет является восприятие – зрительное, слуховое, кинестетическое. Детей привлекает полимодальный сенсорный опыт, получаемый без особых усилий, от техногенных приспособлений. Оживающие, трансформирующиеся под пальцами картинки, многообразие цветов, форм, графических композиций, иллюзии объемности и глубины пространства, богатое звуковое сопровождение, ощущение вибрации. Нажатие кнопок, прикосновение к экрану планшета сопровождается изменением содержания, что у детей раннего возраста часто выступает в качестве желаемого игрового результата. Таким образом, в жизни ребенка появляются стереотипно закрепленные двигательные и речевые программы, повторяющиеся примитивные музыкальные фрагменты вместо диалоговой коммуникации и ролевой игры. Манипуляции с планшетом заменяют эмоционально насыщенное познание мира и человеческих отношений.
  • Нет физической активности и сенсорного развития. Это первый аргумент для тех, кто будет возражать: «А мой вот цвета, формы выучил в мультике или на планшете». Важнее, чем сенсорное и физическое развитие для ребенка, нет ничего в раннем возрасте.
  • Нарушение развития крупной и мелкой моторики. Нарушение осанки. Наряду со снижением физической активности, еще и сидение в скрюченной позе (например голова склоняется вниз к телефону) - кифоз и вытянутая шея не заставит себя ждать.
  • Проблемы с развитием игры. А зачем вообще играть, когда гаджет сам по себе развлекает хоть 5 часов к ряду? Или, как вариант, зацикленное повторение сюжета мультика.
  • Клиповое мышление и нарушение познавательной способности. Сидя сутками за мультиками даже обучающего характера, ребенок учится мыслить урывками роликов по 5 минут, не получая собственного опыта путем проб и ошибок.
  • Нарушение внимания и слишком высокий объем информации. Детский мозг просто не в состоянии обработать качественно такое количество меняющихся картинок. Нарушение глазодвигательного контроля, длительное смотрение в гаджет приводит к снижению объема движений глаз.
  • Нарушение речи. Развитие речи, активно происходящее в первые три года жизни невозможно без детско-родительского общения. Исключительно мотивация постичь мир взрослых заставляет ребенка трудиться над расширением активного словаря, над шлифовкой правильного произношения. Желание быть понятым, услышанным, сообщать о своих потребностях, делиться фантазиями и размышлениями (наполненное смыслом общение со значимым взрослым) – это движущая сила речевого развития. Позитивно окрашенная реакция родителей, их заинтересованное внимание к речи ребенка, эмоционально насыщенное ежедневное вербальное общение, чтение книг, заучивание стихов и песенок, комментарии, адресованные ребенку родителями по поводу происходящего на улице и дома, все это обязательные составляющие поддержания высокой мотивации к вербальному общению ребенка и развитию у него речи. В гаджете нет коммуникации, а уж если нет понимания происходящего на экране, то телевизор превращается в «зомбоящик». Смотрю, не понимаю, но все равно смотрю.
  • Отсроченные эхолалии на почве просмотра мультиков, от которых иногда приходится избавляться годами.
  • Проблемы эмоционального развития. Возбуждение от огромного потока информации с мерцающего экрана само по себе нарушает эмоциональное развитие. Детский мозг от природы слишком возбудим. Нет смысла добавлять еще. А успокоить ребенка с помощью мультика –это преступление против эмоциональной сферы. Ребенок просто не учится справляться со своими эмоциями. Самоконтроль и волевая регуляция поведения вовсе отсутствуют.
  • Нарушение сна. Причина излишнее возбуждение. Потом многие родители бегут к неврологу за «волшебной таблеточкой для сна». Хотя первое, что нужно сделать, – это убрать мультики, а уж тем более перед сном. Гаджеты нужно взять под суровый контроль.

Всем желаю здоровья - ментального и физического!!!

Сергеюк. Е.В., педагог-психолог

свернуть

Классификация речевых расстройств. Диагностика, лечение, профилактика задержки речевого развития

24.05.2024

В зависимости от ведущих нарушений, лежащих в основе речевых расстройств у детей, неврологи используют следующую их клиническую классификацию:

  1. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением ЦНС:
  • Афазии – распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон (ранее ребенок разговаривал, но перестал, например, после перенесенного менингоэнцефалита или черепно-мозговой травмы);
  • Алалии – системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде. Выделяют моторную, при которой ребенок не говорит, но понимает речь, и сенсомоторную – не воспринимает речь и не говорит;
  • Дизартрии – нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры.
  1. Функциональные нарушения речи (заикание, мутизм и сурдомутизм).
  2. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата («заячья губа», расщелина верхнего неба).
  3. Задержки речевого развития (ЗРР) различного происхождения (при недоношенности, тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.).

Педагоги используют классификацию, позволяющую объединить детей в группы со схожим уровнем речевого развития:

Первый уровень общего недоразвития речи (ОНР) – дети, которые не говорят совсем либо произносят только простые слова.

Второй уровень общего недоразвития речи – дети используют простые фразы.

Третий уровень общего недоразвития речи – говорят предложениями, но в речи много ошибок (путают окончания, предлоги, род, падежи).

Диагностика ЗРР.

Задержку речевого развития выставляет невролог и логопед-дефектолог. ЗРР – это синдром и для постановки такого диагноза достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи.

Для выяснения причины ЗРР невролог может назначить обследование (ЭЭГ, КТ/МРТ головного мозга) и консультацию врачей других специальностей (психоневролога, сурдолога, генетика и др.).

Когда нужно обратиться к врачу…

Любые нарушения в развитии речи – повод для безотлагательного обращения к специалистам (врачу, логопеду, психологу). В первые годы жизни отклонения в развитии мозговых функций, в том числе речи, лучше всего поддаются коррекции.

ЗРР важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами, эти дети избегают взгляда в глаза, часто не реагируют на свое имя, не выполняют просьбы, не любят прикосновений, чувствительны к определенным звукам. Для них характерно наличие стереотипных движений. Речь может присутствовать, но чаще в виде неосмысленного повторения (эхолалия). При подозрении на аутизм необходимо как можно раньше обратиться к специалистам, т.к. при своевременной коррекции прогнозы значительно лучше.

Лечение ЗРР.

Поскольку ЗРР представляет собой сложную медико-психолого-педагогическую проблему, особое значение при организации помощи таким детям приобретают комплексность воздействия и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля.

Основными направлениями комплексной терапии являются: логопедическая работа, психолого-педагогические коррекционные мероприятия, медикаментозное лечение. Логопедическая помощь носит индивидуальный, дифференцированный характер в зависимости от ряда факторов: ведущих механизмов и симптомов речевых нарушений, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Логопедические и психолого-педагогические коррекционные мероприятия представляют собой целенаправленный, сложноорганизованный процесс, который осуществляется длительно и систематически.

Профилактика ЗРР.

Общение с ребенком следует начинать с первого дня жизни. Для нормального речевого развития малыш должен слышать речь окружающих: ласковые слова, колыбельные, потешки, детские стихи.

Для полноценного развития ребенка желательно не включать телевизор фоном, минимизировать просмотр мультфильмов и игры в гаджетах, читать ребенку книги по возрасту, заниматься развитием мелкой моторики и больше общаться со своим малышом. Внимательно относитесь к здоровью и развитию своего ребенка на разных этапах жизни, поскольку любую проблему легче и эффективнее решать в самом ее начале.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Признаки задержки речевого развития

25.04.2024

Часто родители обращаются к детскому неврологу с жалобой, что ребенок «не говорит», «мало говорит» или вовсе не понимает обращенную речь.

Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Речь ребенка не является врожденной способностью, она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Для нормального речевого развития необходима слаженная работа многих структур организма, в частности органов слуха, зрения, мышечного аппарата, челюстно-лицевых структур, органов дыхательной системы и, конечно, нервной системы.

Под задержками речевого развития (ЗРР) обычно понимают отставание в формировании устной речи по сравнению со средневозрастными показателями у детей в возрасте до 3 – 4-х лет. Встречается у 8 – 10 % детей, чаще у мальчиков.

Нарушения развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальном росте и поведении, затрудняют обучение и общение с окружающими.

Развитие речевых навыков в норме.

Для своевременной и точной диагностики речевых нарушений у детей необходимо учитывать закономерности нормального речевого развития.

Возникновению собственно речи предшествует предречевой период, который начинается с первых месяцев жизни ребенка. Происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. К 1,5 – 3 месяцам малыш начинает издавать протяжные, преимущественно гласные звуки. Это этап гуления. В 4 – 6 месяцев появляются цепочки из звуков, так называемая «свирель». В 6 – 7 месяцев ребенок начинает лепетать (появляются согласные звуки, простые слоги), в 8 – 11 месяцев лепет уже модулированный, т.е. слоги произносятся с разной интонацией. Первые слова дети произносят к концу первого года жизни. Одновременно происходит активное формирование понимания речи.

Важным показателем развития речи до 1,5 – 2 лет является не столько собственно произношение, сколько понимание обращенной речи (рецептивная речь). Ребенок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, хорошо понимать обращенную к нему речь, узнавать названия многих предметов и картинок, выполнять простые бытовые просьбы-инструкции. На втором году жизни слова и звукосочетания уже становятся средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь.

Основные показатели нормального развития речи от 1 года до 4-х лет:

  • Появление ясной, осмысленной речи (слов) – 9 – 18 месяцев.
  • Сначала (до полутора лет) ребенок в основном учится понимать речь, а с 1,5 – 2 лет у него быстро развивается активная речь, растет словарный запас. Количество слов, которые малыш понимает (пассивный словарь), пока больше количества слов, которые он может произнести (активный словарь).
  • Появление фраз из 2-х слов – 1,5 – 2 года, из 3-х слов – 2 – 2,5 года, из 4-х и более слов – 3 – 4 года.
  • Объем активного словаря:
  • к 1,5 годам дети произносят 5 – 20 слов,
  • 2-м годам – до 150 – 300 слов,
  • 3-м годам – до 800 – 1000 слов,
  • 4-м годам – до 2000 слов.

Овладение речью достаточно индивидуальный процесс, который зависит от множества разнообразных факторов. Тут играет роль и окружение, и склад характера, и психическое развитие малыша.

Беспокойство должны вызывать дети, которые не пытаются говорить в 2 – 2,5 года. Однако определенные предпосылки для неблагополучия в речевом развитии родители могут заметить и раньше. На первом году жизни должны настораживать отсутствие или слабая выраженность в соответствующие сроки гуления, лепета, первых слов, реакции на речь взрослых и интереса к ней; в один год – ребенок не понимает часто употребляемых слов и не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную к нему речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к плачу; на втором году – отсутствие интереса к речевой активности, пополнения пассивного и активного словаря, появления фраз, неспособность понять простейшие вопросы и показать изображение на картинке.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Возможные причины задержки речевого развития

15.04.2024

В целом причины задержки речевого развития можно разделить на биологические и социальные.

К биологическим причинам относятся:

  • Перинатальное поражение головного мозга (гипоксия/асфиксия плода, гидроцефалия, нарушение формирования головного мозга, врожденная патология органов слуха, речи, родовая травма, обвитие шеи пуповиной, длительный безводный период, внутриутробные инфекции и др.);
  • Недоношенность (особенно с малым сроком гестации);
  • Болезни в раннем детстве (ядерная желтуха, черепно-мозговые травмы, гипотрофия, менингиты и менингоэнцефалиты, частые ОРВИ и другие болезни);
  • Нарушения слуха, которые не позволяют ребенку воспринимать вербальную речь (например, врожденная глухота как следствие внутриутробных инфекций, генетических заболеваний, токсического действия различных веществ на организм человека или постнатально перенесенного среднего отита);
  • Пороки развития челюстно-лицевого аппарата;
  • Наследственные болезни обмена веществ, приводящие к задержке всех сфер психомоторного развития ребенка (фенилкетонурия, гликогенозы, тирозинемия и другие);
  • Хромосомные синдромальные заболевания (синдром Дауна);
  • Аутизм или общее отставание в психическом развитии;
  • Заболевания гортани и отделов дыхательной системы, участвующих в процессе голосообразования;
  • Хронические тяжелые соматические заболевания, приводящие к нарушению питания клеток головного мозга (тяжелая печеночная недостаточность, муковисцидоз, врожденные пороки сердца, нарушения пищеварения и т.д.);
  • Наследственность (медленное созревание речевых центров может быть обусловлено генетическими факторами).

К социальным причинам задержки речевого развития у детей можно отнести:

  • Невостребованность речевого общения (ребенок растет в семье «молчунов», близкие практически не общаются друг с другом. Либо, напротив, родители предугадывают все желания малыша, поэтому ему незачем говорить);
  • Педагогическая запущенность (никто не уделяет внимания младенцу: не играет с ним, не разговаривает в достаточной мере. Сюда же относится ситуация, когда ребенок много времени проводит один в больнице или другом социальном учреждении);
  • Психологическая травма (сильный испуг, неблагоприятный климат в семье, другие стрессовые факторы);
  • Дисгармоничное воспитание (доминирующая гиперпроекция, педагогическая непоследовательность);
  • Билингвизм (дети позже начинают говорить в силу двойной нагрузки на речевой центр).

Нарушения слуха представляют собой наиболее распространенную причину изолированной задержки речевого развития. Даже умеренно выраженное и постепенно развивающееся снижение слуха может привести к отставанию в развитии речи. При подозрении на частичную или полную потерю слуха у ребенка с изолированной задержкой развития речи необходимо провести аудиологическое исследование. Чем раньше будут обнаружены дефекты слуха, тем быстрее можно будет начать соответствующую коррекционную работу с ребенком или снабдить его слуховым аппаратом.

У недоношенных новорожденных, особенно с малым сроком гестации, важный период развития ЦНС (межнейрональная организация и интенсивная миелинизация) происходит не внутриутробно, а в сложных условиях постнатальной адаптации. Продолжительность этого периода может варьировать от 2–3-х недель до 2–3-х месяцев, причем этот период часто сопровождается развитием различных инфекционных и соматических осложнений, что служит дополнительным фактором, обусловливающим нарушения психомоторного и речевого развития у незрелых и недоношенных детей. Как показали исследования, приблизительно у половины глубоко недоношенных детей наблюдается задержка речевого развития, а в школьном возрасте – трудности обучения, проблемы с чтением и письмом, концентрацией внимания и контролем поведения.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Игры для детей двухлетнего возраста

22.03.2024

В два года ребенок еще мало знает об окружающем мире, поэтому удивить его довольно легко. Но, с другой стороны, если малыш привычно тянется к родительскому планшету, привлечь его внимание окажется не так уж и просто. К тому же дети 2-3 лет требуют от взрослых участия в игре, ходят за ними «хвостиком». Остается только один выход – научить малыша играть самостоятельно.

  1. Конструктор.

Лучше всего иметь два разных набора с большими и мелкими деталями (не забывайте, что совсем небольшие детали не подойдут маленьким детям – они могут их проглотить). Давайте ребенку играть в них по очереди, убирая один из них из зоны видимости. Таким образом, малыш будет думать, что ему дали новую игрушку, и будет заниматься с нею с большим интересом.

2.Таинственный ящик.

Соберите в большую коробку разные мелочи: сушеную фасоль, пуговицы, ракушки, стеклянные шарики, старые календарики и т.п. Следите за тем, чтобы все эти предметы были достаточно крупными, и ребенок не мог ими перекрыть себе дыхательные пути. Обычно дети изучают содержимое такой коробки, как завороженные. Есть еще один вариант этой игры: предложить переложить вещи из коробки в небольшие контейнеры и обратно.

  1. Копилка.

Возьмите коробку из-под геркулеса или другой каши и сделайте прорезь на одной из стенок. Вместо монет лучше подобрать большие пуговицы. Покажите ребенку, как протиснуть «монетки» в «копилку». Как минимум минут на 40 малыш будет занят.

  1. Рисование.

Рисование – очень полезное занятие для развития речи. Дети, конечно, обожают создавать свои шедевры именно там, где не надо. Чем переживать из-за ремонта, лучше отдайте малышу под холст рулон любых дешевых или старых обоев. Опытные родители советуют повесить рулон прямо на стену, чтобы не лишать маленького художника излюбленного вертикального пространства.

  1. Магниты.

Яркие разноцветные магниты есть практически на каждом холодильнике. Так почему бы не повесить их пониже, чтобы ребенок мог с ними поиграть. Проверено: малыши с удовольствием снимают их и прикрепляют обратно.

  1. Книжки с многоразовыми наклейками.

Чем больше у малыша таких наклеек, тем интереснее окажется игра. В таких книжках задания обычно очень простые, и родителям требуется показать пару раз, как нужно делать, чтобы ребенок смог дальше играть самостоятельно.

  1. Игры с водой.

Можно играть во время купания, а можно налить в небольшой таз воды. Дайте ребенку две-три емкости, и он будет переливать воду из одной в другую. Можно сложить из бумаги лодочку и отправить ее в плавание, покажите малышу, как дуть, чтобы она плыла в нужном направлении.

  1. Цветной рис.

Для этой игры нужен большой пластиковый поднос (лучше яркий), рис и пищевые красители (подойдут красители для пасхальных яиц). Покрасьте рис, высушите и поместите в пластиковые контейнеры. Насыпьте рис на поднос, покажите малышу, как рисовать пальчиком разные картинки.

  1. Домашние дела.

Часто лучший способ занять маленького ребенка – это позволить ему помогать вам в домашних делах. Дети очень любят наблюдать за взрослыми и подражать им. Конечно, кое-что вам потом придется переделать, но тем не менее, оно того стоит. Дайте малышу небольшой веник, попросите подмести пол, собрать игрушки, предложите вытереть полотенцем пластиковые контейнеры для продуктов, протереть пыль, вытащить белье из стиральной машинки и т. д. Таким образом, вы убьете двух зайцев: ребенок освоит новые полезные навыки, расширит словарный запас, а вы получите замечательного помощника.

  1. Готовим вместе.

Конечно, нельзя давать ребенку острые ножи и разрешать подходить к работающей плите, но зато можно поручить другие безопасные операции, например, помыть и вытереть овощи, положить уже порезанные помидоры или огурцы в салатник, или ломтики хлеба на тарелку, подать ложкой сахар или соль и т. д. Главное будьте рядом и следите за тем, что делает ребенок.

  1. Лепка.

Лепить можно из пластилина или соленого теста (самый бюджетный вариант). Покажите малышу основные приемы, например, как слепить собачку или другое животное. Пока он лепит, вы можете немного поработать или спокойно выпить чаю. Самые удачные поделки из соленого теста можно высушить и раскрасить.

  1. Коробки.

Как и для кошек, коробки для малышей обладают невероятной притягательностью. Во-первых, из большой коробки можно соорудить целый дом, нужны только краски и ножницы. Во-вторых, из коробки можно сделать замечательный гараж для всех машинок или спальню для кукол и мягких игрушек. В-третьих, в коробку можно бросать мячик, как в баскетбольную корзину.

  1. Рыбалка.

Налейте в небольшой тазик воду, положите в него небольшие игрушки, в качестве удочки дайте ребенку шумовку или ложку с дырочками.

  1. Пазлы.

Их можно купить в магазине или сделать своими руками. Это совсем несложно: наклейте яркую картинку с крупным рисунком на плотный картон и разрежьте на 2-3 части. Сначала покажите, как складывать, потом просто проверяйте, правильно ребенок все делает или нет.

  1. Шнуровки.

Как и пазлы, такие игры можно купить, а можно сделать самостоятельно, причем с этой задачей вполне справится сам ребенок. Дайте ему плотный цветной картон, яркие шнурки и покажите, как пробивать отверстия дыроколом. Позвольте малышу соединять получившиеся детали в любом порядке или давайте несложные задания, например, продеть шнурок в зеленый или желтый элемент.

Как видите, для того чтобы занять ребенка двух лет дома, не требуется особой выдумки. Главное – запастись терпением! Наградой будет некоторое количество свободного времени, которое вы сможете потратить на себя.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Признаки задержки речевого развития

20.02.2024

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза.

Причины ЗРР:

  • осложнения беременности (внутриутробная инфекция, многоводие, маловодие и др.);
  • осложнения в родах (слабость родовой деятельности, острая асфиксия,
  • травмы мозга, тяжелое состояние новорожденного);
  • наследственная отягощенность (алкоголизм, табакокурение, пожилой или юный возраст матери);
  • соматическая ослабленность ребенка (частые ОРВИ и др. заболевания);
  • социально-средовые факторы (неполная семья, конфликтные взаимоотношения в семье, гипер- и гипоопека и др.).

Примерно в трети случаев причины ЗРР так и остаются невыясненными.

Признаки значительной ЗРР у детей раннего возраста:

  • если ребенок эмоционально не реагирует в 4 месяца на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мама;
  • если у ребенка нет лепета в 8-9 месяцев, а в год ребенок на редкость тихий, издающий мало звуков;
  • если ребенок не говорит простые слова, не понимает простых слов;
  • не способен выполнять простейшие просьбы, а ребенку уже 1,5 года;
  • если у ребенка есть проблемы с сосанием или жеванием;
  • если ребенку 2 года, а он использует в речи несколько отдельных простых слов и не пытается произносить новые слова;
  • если у ребенка активный словарный запас менее двадцати слов и звукоподражаний;
  • если он не составляет фразы из двух слов, а ему уже 2,5 года;
  • если ребенку 3 года, а он говорит невнятно, его не могут понять родные;
  • не говорит простых предложений, не понимает простых объяснений, рассказов;
  • если ребенку 3 года, а говорит он в основном фразами из мультфильмов и книжек и не строит собственных предложений;
  • если ребенку 3 года, а он зеркально повторяет то, что говорят при нем взрослые (необходимо обратиться к специалисту-психиатру);
  • если у ребенка любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин.

Любая задержка в речевом развитии ребенка раннего возраста может привести к отклонениям в его поведении, развитии нервно-психической деятельности. Поэтому с детьми раннего возраста с ЗРР необходимо проводить коррекционно-логопедическую работу с целью предупреждения вторичных отклонений в развитии.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: