Ранняя комплексная помощь

В ЦКРОиР осуществляется оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет. Ранняя комплексная помощь включает выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье или ЦКРОиР.

В ЦКРОиР проводятся индивидуальные занятия с детьми с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет при обязательном присутствии законных представителей с периодичностью 2 - 3 раза в неделю.

Гаджеты и развитие ребенка

19.12.2024

Большинство семей активно используют гаджеты для сопровождения раннего развития ребенка. Для соблюдения главной заповеди: «Не навреди», нужно хорошо представлять нормальный, сформированный веками алгоритм биологического, психического, социального и духовного развития ребенка и определить, как влияет на него пользование электронными игрушками.

Возраст от 0 до 3 лет – это период интенсивного формирования речи и освоения родного языка, развития памяти, внимания, наглядно-действенного мышления. Это время зарождения самосознания и появления первичной самооценки. В этом возрасте возникают особые эмоциональные отношения с близкими. Ребенок знакомится с границами и правилами окружающего мира и пытается подчинять им свое поведение. Время, когда роль любящего родителя незаменима и любые суррогатные «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, формируя аутистикоподобные паттерны поведения. И вот какие последствия вас ожидают, при постоянном использовании «электронных нянь»:

  • Искаженное восприятие действительности. Доминирующей высшей психической функцией ребенка до 3 лет является восприятие – зрительное, слуховое, кинестетическое. Детей привлекает полимодальный сенсорный опыт, получаемый без особых усилий, от техногенных приспособлений. Оживающие, трансформирующиеся под пальцами картинки, многообразие цветов, форм, графических композиций, иллюзии объемности и глубины пространства, богатое звуковое сопровождение, ощущение вибрации. Нажатие кнопок, прикосновение к экрану планшета сопровождается изменением содержания, что у детей раннего возраста часто выступает в качестве желаемого игрового результата. Таким образом, в жизни ребенка появляются стереотипно закрепленные двигательные и речевые программы, повторяющиеся примитивные музыкальные фрагменты вместо диалоговой коммуникации и ролевой игры. Манипуляции с планшетом заменяют эмоционально насыщенное познание мира и человеческих отношений.
  • Нет физической активности и сенсорного развития. Это первый аргумент для тех, кто будет возражать: «А мой вот цвета, формы выучил в мультике или на планшете». Важнее, чем сенсорное и физическое развитие для ребенка, нет ничего в раннем возрасте.
  • Нарушение развития крупной и мелкой моторики. Нарушение осанки. Наряду со снижением физической активности, еще и сидение в скрюченной позе (например голова склоняется вниз к телефону) - кифоз и вытянутая шея не заставит себя ждать.
  • Проблемы с развитием игры. А зачем вообще играть, когда гаджет сам по себе развлекает хоть 5 часов к ряду? Или, как вариант, зацикленное повторение сюжета мультика.
  • Клиповое мышление и нарушение познавательной способности. Сидя сутками за мультиками даже обучающего характера, ребенок учится мыслить урывками роликов по 5 минут, не получая собственного опыта путем проб и ошибок.
  • Нарушение внимания и слишком высокий объем информации. Детский мозг просто не в состоянии обработать качественно такое количество меняющихся картинок. Нарушение глазодвигательного контроля, длительное смотрение в гаджет приводит к снижению объема движений глаз.
  • Нарушение речи. Развитие речи, активно происходящее в первые три года жизни невозможно без детско-родительского общения. Исключительно мотивация постичь мир взрослых заставляет ребенка трудиться над расширением активного словаря, над шлифовкой правильного произношения. Желание быть понятым, услышанным, сообщать о своих потребностях, делиться фантазиями и размышлениями (наполненное смыслом общение со значимым взрослым) – это движущая сила речевого развития. Позитивно окрашенная реакция родителей, их заинтересованное внимание к речи ребенка, эмоционально насыщенное ежедневное вербальное общение, чтение книг, заучивание стихов и песенок, комментарии, адресованные ребенку родителями по поводу происходящего на улице и дома, все это обязательные составляющие поддержания высокой мотивации к вербальному общению ребенка и развитию у него речи. В гаджете нет коммуникации, а уж если нет понимания происходящего на экране, то телевизор превращается в «зомбоящик». Смотрю, не понимаю, но все равно смотрю.
  • Отсроченные эхолалии на почве просмотра мультиков, от которых иногда приходится избавляться годами.
  • Проблемы эмоционального развития. Возбуждение от огромного потока информации с мерцающего экрана само по себе нарушает эмоциональное развитие. Детский мозг от природы слишком возбудим. Нет смысла добавлять еще. А успокоить ребенка с помощью мультика –это преступление против эмоциональной сферы. Ребенок просто не учится справляться со своими эмоциями. Самоконтроль и волевая регуляция поведения вовсе отсутствуют.
  • Нарушение сна. Причина излишнее возбуждение. Потом многие родители бегут к неврологу за «волшебной таблеточкой для сна». Хотя первое, что нужно сделать, – это убрать мультики, а уж тем более перед сном. Гаджеты нужно взять под суровый контроль.

Всем желаю здоровья - ментального и физического!!!

Сергеюк. Е.В., педагог-психолог

свернуть

Классификация речевых расстройств. Диагностика, лечение, профилактика задержки речевого развития

24.05.2024

В зависимости от ведущих нарушений, лежащих в основе речевых расстройств у детей, неврологи используют следующую их клиническую классификацию:

  1. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением ЦНС:
  • Афазии – распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон (ранее ребенок разговаривал, но перестал, например, после перенесенного менингоэнцефалита или черепно-мозговой травмы);
  • Алалии – системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде. Выделяют моторную, при которой ребенок не говорит, но понимает речь, и сенсомоторную – не воспринимает речь и не говорит;
  • Дизартрии – нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры.
  1. Функциональные нарушения речи (заикание, мутизм и сурдомутизм).
  2. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата («заячья губа», расщелина верхнего неба).
  3. Задержки речевого развития (ЗРР) различного происхождения (при недоношенности, тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.).

Педагоги используют классификацию, позволяющую объединить детей в группы со схожим уровнем речевого развития:

Первый уровень общего недоразвития речи (ОНР) – дети, которые не говорят совсем либо произносят только простые слова.

Второй уровень общего недоразвития речи – дети используют простые фразы.

Третий уровень общего недоразвития речи – говорят предложениями, но в речи много ошибок (путают окончания, предлоги, род, падежи).

Диагностика ЗРР.

Задержку речевого развития выставляет невролог и логопед-дефектолог. ЗРР – это синдром и для постановки такого диагноза достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи.

Для выяснения причины ЗРР невролог может назначить обследование (ЭЭГ, КТ/МРТ головного мозга) и консультацию врачей других специальностей (психоневролога, сурдолога, генетика и др.).

Когда нужно обратиться к врачу…

Любые нарушения в развитии речи – повод для безотлагательного обращения к специалистам (врачу, логопеду, психологу). В первые годы жизни отклонения в развитии мозговых функций, в том числе речи, лучше всего поддаются коррекции.

ЗРР важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами, эти дети избегают взгляда в глаза, часто не реагируют на свое имя, не выполняют просьбы, не любят прикосновений, чувствительны к определенным звукам. Для них характерно наличие стереотипных движений. Речь может присутствовать, но чаще в виде неосмысленного повторения (эхолалия). При подозрении на аутизм необходимо как можно раньше обратиться к специалистам, т.к. при своевременной коррекции прогнозы значительно лучше.

Лечение ЗРР.

Поскольку ЗРР представляет собой сложную медико-психолого-педагогическую проблему, особое значение при организации помощи таким детям приобретают комплексность воздействия и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля.

Основными направлениями комплексной терапии являются: логопедическая работа, психолого-педагогические коррекционные мероприятия, медикаментозное лечение. Логопедическая помощь носит индивидуальный, дифференцированный характер в зависимости от ряда факторов: ведущих механизмов и симптомов речевых нарушений, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Логопедические и психолого-педагогические коррекционные мероприятия представляют собой целенаправленный, сложноорганизованный процесс, который осуществляется длительно и систематически.

Профилактика ЗРР.

Общение с ребенком следует начинать с первого дня жизни. Для нормального речевого развития малыш должен слышать речь окружающих: ласковые слова, колыбельные, потешки, детские стихи.

Для полноценного развития ребенка желательно не включать телевизор фоном, минимизировать просмотр мультфильмов и игры в гаджетах, читать ребенку книги по возрасту, заниматься развитием мелкой моторики и больше общаться со своим малышом. Внимательно относитесь к здоровью и развитию своего ребенка на разных этапах жизни, поскольку любую проблему легче и эффективнее решать в самом ее начале.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Признаки задержки речевого развития

25.04.2024

Часто родители обращаются к детскому неврологу с жалобой, что ребенок «не говорит», «мало говорит» или вовсе не понимает обращенную речь.

Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Речь ребенка не является врожденной способностью, она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка. Для нормального речевого развития необходима слаженная работа многих структур организма, в частности органов слуха, зрения, мышечного аппарата, челюстно-лицевых структур, органов дыхательной системы и, конечно, нервной системы.

Под задержками речевого развития (ЗРР) обычно понимают отставание в формировании устной речи по сравнению со средневозрастными показателями у детей в возрасте до 3 – 4-х лет. Встречается у 8 – 10 % детей, чаще у мальчиков.

Нарушения развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальном росте и поведении, затрудняют обучение и общение с окружающими.

Развитие речевых навыков в норме.

Для своевременной и точной диагностики речевых нарушений у детей необходимо учитывать закономерности нормального речевого развития.

Возникновению собственно речи предшествует предречевой период, который начинается с первых месяцев жизни ребенка. Происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. К 1,5 – 3 месяцам малыш начинает издавать протяжные, преимущественно гласные звуки. Это этап гуления. В 4 – 6 месяцев появляются цепочки из звуков, так называемая «свирель». В 6 – 7 месяцев ребенок начинает лепетать (появляются согласные звуки, простые слоги), в 8 – 11 месяцев лепет уже модулированный, т.е. слоги произносятся с разной интонацией. Первые слова дети произносят к концу первого года жизни. Одновременно происходит активное формирование понимания речи.

Важным показателем развития речи до 1,5 – 2 лет является не столько собственно произношение, сколько понимание обращенной речи (рецептивная речь). Ребенок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, хорошо понимать обращенную к нему речь, узнавать названия многих предметов и картинок, выполнять простые бытовые просьбы-инструкции. На втором году жизни слова и звукосочетания уже становятся средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь.

Основные показатели нормального развития речи от 1 года до 4-х лет:

  • Появление ясной, осмысленной речи (слов) – 9 – 18 месяцев.
  • Сначала (до полутора лет) ребенок в основном учится понимать речь, а с 1,5 – 2 лет у него быстро развивается активная речь, растет словарный запас. Количество слов, которые малыш понимает (пассивный словарь), пока больше количества слов, которые он может произнести (активный словарь).
  • Появление фраз из 2-х слов – 1,5 – 2 года, из 3-х слов – 2 – 2,5 года, из 4-х и более слов – 3 – 4 года.
  • Объем активного словаря:
  • к 1,5 годам дети произносят 5 – 20 слов,
  • 2-м годам – до 150 – 300 слов,
  • 3-м годам – до 800 – 1000 слов,
  • 4-м годам – до 2000 слов.

Овладение речью достаточно индивидуальный процесс, который зависит от множества разнообразных факторов. Тут играет роль и окружение, и склад характера, и психическое развитие малыша.

Беспокойство должны вызывать дети, которые не пытаются говорить в 2 – 2,5 года. Однако определенные предпосылки для неблагополучия в речевом развитии родители могут заметить и раньше. На первом году жизни должны настораживать отсутствие или слабая выраженность в соответствующие сроки гуления, лепета, первых слов, реакции на речь взрослых и интереса к ней; в один год – ребенок не понимает часто употребляемых слов и не имитирует звуки речи, не реагирует на обращенную к нему речь, а для привлечения внимания к себе прибегает только к плачу; на втором году – отсутствие интереса к речевой активности, пополнения пассивного и активного словаря, появления фраз, неспособность понять простейшие вопросы и показать изображение на картинке.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Возможные причины задержки речевого развития

15.04.2024

В целом причины задержки речевого развития можно разделить на биологические и социальные.

К биологическим причинам относятся:

  • Перинатальное поражение головного мозга (гипоксия/асфиксия плода, гидроцефалия, нарушение формирования головного мозга, врожденная патология органов слуха, речи, родовая травма, обвитие шеи пуповиной, длительный безводный период, внутриутробные инфекции и др.);
  • Недоношенность (особенно с малым сроком гестации);
  • Болезни в раннем детстве (ядерная желтуха, черепно-мозговые травмы, гипотрофия, менингиты и менингоэнцефалиты, частые ОРВИ и другие болезни);
  • Нарушения слуха, которые не позволяют ребенку воспринимать вербальную речь (например, врожденная глухота как следствие внутриутробных инфекций, генетических заболеваний, токсического действия различных веществ на организм человека или постнатально перенесенного среднего отита);
  • Пороки развития челюстно-лицевого аппарата;
  • Наследственные болезни обмена веществ, приводящие к задержке всех сфер психомоторного развития ребенка (фенилкетонурия, гликогенозы, тирозинемия и другие);
  • Хромосомные синдромальные заболевания (синдром Дауна);
  • Аутизм или общее отставание в психическом развитии;
  • Заболевания гортани и отделов дыхательной системы, участвующих в процессе голосообразования;
  • Хронические тяжелые соматические заболевания, приводящие к нарушению питания клеток головного мозга (тяжелая печеночная недостаточность, муковисцидоз, врожденные пороки сердца, нарушения пищеварения и т.д.);
  • Наследственность (медленное созревание речевых центров может быть обусловлено генетическими факторами).

К социальным причинам задержки речевого развития у детей можно отнести:

  • Невостребованность речевого общения (ребенок растет в семье «молчунов», близкие практически не общаются друг с другом. Либо, напротив, родители предугадывают все желания малыша, поэтому ему незачем говорить);
  • Педагогическая запущенность (никто не уделяет внимания младенцу: не играет с ним, не разговаривает в достаточной мере. Сюда же относится ситуация, когда ребенок много времени проводит один в больнице или другом социальном учреждении);
  • Психологическая травма (сильный испуг, неблагоприятный климат в семье, другие стрессовые факторы);
  • Дисгармоничное воспитание (доминирующая гиперпроекция, педагогическая непоследовательность);
  • Билингвизм (дети позже начинают говорить в силу двойной нагрузки на речевой центр).

Нарушения слуха представляют собой наиболее распространенную причину изолированной задержки речевого развития. Даже умеренно выраженное и постепенно развивающееся снижение слуха может привести к отставанию в развитии речи. При подозрении на частичную или полную потерю слуха у ребенка с изолированной задержкой развития речи необходимо провести аудиологическое исследование. Чем раньше будут обнаружены дефекты слуха, тем быстрее можно будет начать соответствующую коррекционную работу с ребенком или снабдить его слуховым аппаратом.

У недоношенных новорожденных, особенно с малым сроком гестации, важный период развития ЦНС (межнейрональная организация и интенсивная миелинизация) происходит не внутриутробно, а в сложных условиях постнатальной адаптации. Продолжительность этого периода может варьировать от 2–3-х недель до 2–3-х месяцев, причем этот период часто сопровождается развитием различных инфекционных и соматических осложнений, что служит дополнительным фактором, обусловливающим нарушения психомоторного и речевого развития у незрелых и недоношенных детей. Как показали исследования, приблизительно у половины глубоко недоношенных детей наблюдается задержка речевого развития, а в школьном возрасте – трудности обучения, проблемы с чтением и письмом, концентрацией внимания и контролем поведения.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Игры для детей двухлетнего возраста

22.03.2024

В два года ребенок еще мало знает об окружающем мире, поэтому удивить его довольно легко. Но, с другой стороны, если малыш привычно тянется к родительскому планшету, привлечь его внимание окажется не так уж и просто. К тому же дети 2-3 лет требуют от взрослых участия в игре, ходят за ними «хвостиком». Остается только один выход – научить малыша играть самостоятельно.

  1. Конструктор.

Лучше всего иметь два разных набора с большими и мелкими деталями (не забывайте, что совсем небольшие детали не подойдут маленьким детям – они могут их проглотить). Давайте ребенку играть в них по очереди, убирая один из них из зоны видимости. Таким образом, малыш будет думать, что ему дали новую игрушку, и будет заниматься с нею с большим интересом.

2.Таинственный ящик.

Соберите в большую коробку разные мелочи: сушеную фасоль, пуговицы, ракушки, стеклянные шарики, старые календарики и т.п. Следите за тем, чтобы все эти предметы были достаточно крупными, и ребенок не мог ими перекрыть себе дыхательные пути. Обычно дети изучают содержимое такой коробки, как завороженные. Есть еще один вариант этой игры: предложить переложить вещи из коробки в небольшие контейнеры и обратно.

  1. Копилка.

Возьмите коробку из-под геркулеса или другой каши и сделайте прорезь на одной из стенок. Вместо монет лучше подобрать большие пуговицы. Покажите ребенку, как протиснуть «монетки» в «копилку». Как минимум минут на 40 малыш будет занят.

  1. Рисование.

Рисование – очень полезное занятие для развития речи. Дети, конечно, обожают создавать свои шедевры именно там, где не надо. Чем переживать из-за ремонта, лучше отдайте малышу под холст рулон любых дешевых или старых обоев. Опытные родители советуют повесить рулон прямо на стену, чтобы не лишать маленького художника излюбленного вертикального пространства.

  1. Магниты.

Яркие разноцветные магниты есть практически на каждом холодильнике. Так почему бы не повесить их пониже, чтобы ребенок мог с ними поиграть. Проверено: малыши с удовольствием снимают их и прикрепляют обратно.

  1. Книжки с многоразовыми наклейками.

Чем больше у малыша таких наклеек, тем интереснее окажется игра. В таких книжках задания обычно очень простые, и родителям требуется показать пару раз, как нужно делать, чтобы ребенок смог дальше играть самостоятельно.

  1. Игры с водой.

Можно играть во время купания, а можно налить в небольшой таз воды. Дайте ребенку две-три емкости, и он будет переливать воду из одной в другую. Можно сложить из бумаги лодочку и отправить ее в плавание, покажите малышу, как дуть, чтобы она плыла в нужном направлении.

  1. Цветной рис.

Для этой игры нужен большой пластиковый поднос (лучше яркий), рис и пищевые красители (подойдут красители для пасхальных яиц). Покрасьте рис, высушите и поместите в пластиковые контейнеры. Насыпьте рис на поднос, покажите малышу, как рисовать пальчиком разные картинки.

  1. Домашние дела.

Часто лучший способ занять маленького ребенка – это позволить ему помогать вам в домашних делах. Дети очень любят наблюдать за взрослыми и подражать им. Конечно, кое-что вам потом придется переделать, но тем не менее, оно того стоит. Дайте малышу небольшой веник, попросите подмести пол, собрать игрушки, предложите вытереть полотенцем пластиковые контейнеры для продуктов, протереть пыль, вытащить белье из стиральной машинки и т. д. Таким образом, вы убьете двух зайцев: ребенок освоит новые полезные навыки, расширит словарный запас, а вы получите замечательного помощника.

  1. Готовим вместе.

Конечно, нельзя давать ребенку острые ножи и разрешать подходить к работающей плите, но зато можно поручить другие безопасные операции, например, помыть и вытереть овощи, положить уже порезанные помидоры или огурцы в салатник, или ломтики хлеба на тарелку, подать ложкой сахар или соль и т. д. Главное будьте рядом и следите за тем, что делает ребенок.

  1. Лепка.

Лепить можно из пластилина или соленого теста (самый бюджетный вариант). Покажите малышу основные приемы, например, как слепить собачку или другое животное. Пока он лепит, вы можете немного поработать или спокойно выпить чаю. Самые удачные поделки из соленого теста можно высушить и раскрасить.

  1. Коробки.

Как и для кошек, коробки для малышей обладают невероятной притягательностью. Во-первых, из большой коробки можно соорудить целый дом, нужны только краски и ножницы. Во-вторых, из коробки можно сделать замечательный гараж для всех машинок или спальню для кукол и мягких игрушек. В-третьих, в коробку можно бросать мячик, как в баскетбольную корзину.

  1. Рыбалка.

Налейте в небольшой тазик воду, положите в него небольшие игрушки, в качестве удочки дайте ребенку шумовку или ложку с дырочками.

  1. Пазлы.

Их можно купить в магазине или сделать своими руками. Это совсем несложно: наклейте яркую картинку с крупным рисунком на плотный картон и разрежьте на 2-3 части. Сначала покажите, как складывать, потом просто проверяйте, правильно ребенок все делает или нет.

  1. Шнуровки.

Как и пазлы, такие игры можно купить, а можно сделать самостоятельно, причем с этой задачей вполне справится сам ребенок. Дайте ему плотный цветной картон, яркие шнурки и покажите, как пробивать отверстия дыроколом. Позвольте малышу соединять получившиеся детали в любом порядке или давайте несложные задания, например, продеть шнурок в зеленый или желтый элемент.

Как видите, для того чтобы занять ребенка двух лет дома, не требуется особой выдумки. Главное – запастись терпением! Наградой будет некоторое количество свободного времени, которое вы сможете потратить на себя.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Признаки задержки речевого развития

20.02.2024

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза.

Причины ЗРР:

  • осложнения беременности (внутриутробная инфекция, многоводие, маловодие и др.);
  • осложнения в родах (слабость родовой деятельности, острая асфиксия,
  • травмы мозга, тяжелое состояние новорожденного);
  • наследственная отягощенность (алкоголизм, табакокурение, пожилой или юный возраст матери);
  • соматическая ослабленность ребенка (частые ОРВИ и др. заболевания);
  • социально-средовые факторы (неполная семья, конфликтные взаимоотношения в семье, гипер- и гипоопека и др.).

Примерно в трети случаев причины ЗРР так и остаются невыясненными.

Признаки значительной ЗРР у детей раннего возраста:

  • если ребенок эмоционально не реагирует в 4 месяца на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мама;
  • если у ребенка нет лепета в 8-9 месяцев, а в год ребенок на редкость тихий, издающий мало звуков;
  • если ребенок не говорит простые слова, не понимает простых слов;
  • не способен выполнять простейшие просьбы, а ребенку уже 1,5 года;
  • если у ребенка есть проблемы с сосанием или жеванием;
  • если ребенку 2 года, а он использует в речи несколько отдельных простых слов и не пытается произносить новые слова;
  • если у ребенка активный словарный запас менее двадцати слов и звукоподражаний;
  • если он не составляет фразы из двух слов, а ему уже 2,5 года;
  • если ребенку 3 года, а он говорит невнятно, его не могут понять родные;
  • не говорит простых предложений, не понимает простых объяснений, рассказов;
  • если ребенку 3 года, а говорит он в основном фразами из мультфильмов и книжек и не строит собственных предложений;
  • если ребенку 3 года, а он зеркально повторяет то, что говорят при нем взрослые (необходимо обратиться к специалисту-психиатру);
  • если у ребенка любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин.

Любая задержка в речевом развитии ребенка раннего возраста может привести к отклонениям в его поведении, развитии нервно-психической деятельности. Поэтому с детьми раннего возраста с ЗРР необходимо проводить коррекционно-логопедическую работу с целью предупреждения вторичных отклонений в развитии.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Раннее развитие - польза или вред?

25.01.2024

Тема раннего развития ребенка является крайне популярной, и многие родители, еще недавно скептически относившиеся к такой идее, сегодня готовы приобщать малыша к занятиям с раннего возраста.

Одной из причин заинтересованности в раннем развитии можно назвать постоянное повышение требований к обучению в школе. Например, сегодня читающий и умеющий писать пятилетний ребенок совсем не редкость, хотя до недавнего времени такие дети вызывали удивление. Интерес подогревается и программами на телевидении, и роликами в интернете, в которых дети показывают уникальные результаты раннего развития.

В раннем развитии нет ничего плохого, и стремление родителей вложить в малыша новые и полезные знания вызывает уважение. Но чрезмерный объем и неправильная подача информации могут нанести вред дальнейшему развитию ребенка.

Что такое ранее развитие? Парадоксально, но ответа на этот вопрос родители часто не знают, и под ранним развитием подразумевают получение ребенком большого объема знаний с рождения до трех-четырех лет.

Достаточно знакомая картина, когда ребенок посещает пару-тройку секций, пишет и читает, декламирует стихи Пушкина, занимается изучением иностранных языков, знает все марки спорткаров, да еще и картины пишет. Можно ли называть этот «коктейль» ранним развитием? Бесспорным является факт занятий с ребенком, но вот насколько гармонично его развитие и что он выносит из этих занятий – спорный вопрос.

Часто дети умеют читать, не понимая смысла прочитанного текста, знают столицы всех стран, просто заучив их на автомате. Но печально, что при этом ребенок не умеет самостоятельно одеваться и убирать за собой игрушки. И тут возникает вопрос: «кто более развитый, ваш ребенок «зубрилка», или соседский мальчишка такого же возраста, который не «срывает звезд с неба» в учебе, но зато адаптирован к реальной жизни?».

«Ранним развитием» педагоги и психологи называют активное развитие способностей малыша от рождения до трех-четырех лет. В этот период формируются интеллектуальные способности. Для развития необходима соответствующая среда:

  • физическая активность – без ограничений, которая напрямую связана с интеллектуальным развитием;
  • увлекательные предметы для изучения;
  • игрушки для познания разнообразных ощущений: зрительных, звуковых, тактильных;
  • творческая среда: рисование, лепка, пальчиковые игры, потешки, музыка.

Родителям важно понимать, что кроме чтения книжек, заучивания слов и запоминания картинок необходимо развивать координацию движений, организовывать активный досуг и заниматься спортом.

Развитие и обучение, в чем разница?

Обучение – целенаправленный процесс, в ходе которого с помощью упражнений приобретаются определенные умения и навыки, возникают новые формы поведения либо изменяются ранее приобретенные.

Развитие – это стимуляция интереса к познанию, к самостоятельной игровой деятельности, к общению. Это общий личностный рост, эмоциональное развитие наряду с интеллектуальными успехами.

По сути, обучение – часть развития. Своевременные программы обучения с успехом развивают ребенка. Нужно понимать, что желание сделать из малыша «ходячую энциклопедию» как можно раньше, «после трех уже поздно!», может обернуться негативными последствиями. Известно довольно много примеров, когда юные «всезнайки» не могли найти места в жизни, замыкались в себе и изолировались от общества.

Специалисты отмечают, что примерно до пяти лет обучение чтению и письму без активного познавательного интереса может затруднить в дальнейшем социально-психологическую адаптацию ребенка. С пяти лет исследование мира малышом становится более сознательным, и вот тогда можно переходить к серьезным познавательным занятиям.

Итак, малышей до трех-четырех лет учить «наукам» рано. Вот завязывать шнурки, надевать носочки, класть вещи на место или выбрасывать мусор в ведро – да, а наукам – нет. В этот период от рождения до трех-четырех лет малыш развивается со скоростью ракеты: осваивает навыки самообслуживания, речь, умение общаться, при этом активно познает окружающий мир и это главные его задачи. Чтобы помочь ему нужно предоставлять возможности для саморазвития.

Сторонникам раннего развития стоит помнить о том, что чрезмерная умственная нагрузка может стать причиной физических недомоганий и нарушения гармоничного развития.

Сегодня многие мамы не только обращаются к специалистам, но и пробуют самостоятельно заниматься ранним развитием своих малышей, активно скачивая из интернета разные методики. При выборе методики следует учитывать способности ребенка и его индивидуальные особенности.

При выборе развивающего центра или занятий стоит обратить внимание на преимущество творческих и эстетических упражнений (рисование, лепка, танцы, музыка и пение) перед интеллектуальными заданиями.

Любому ребенку нужно, чтобы родители баловались с ним, дурачились, читали книжки, общались на свободные темы – это крайне важно для становления личности. В этом случае будут формироваться доверительные отношения между родителями и ребенком, исходя из которых он будет строить модель своего взаимодействия с внешним миром.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

 

свернуть

Как разговаривать с младенцами

17.01.2024

В любом случае не менее внимательно, искренне и честно, чем со взрослыми, ведь маленькому ребенку это помогает внутренне развиваться и расти. Но как найти верные слова для разговора с новорожденным?

Даже едва появившийся на свет младенец – тем не менее уже «существо говорящее». Этот парадокс объясняла во многих своих книгах психоаналитик Франсуаза Дольто. По ее убеждению, новорожденный «стремится насытиться речью не меньше, чем молоком матери» и буквально «впитывает в себя речь родителей». Мир он воспринимает при помощи зрения, осязания, обоняния, вкуса, тактильных ощущений. Но только обращенное к нему слово другого человека дает ему возможность почувствовать себя частью мира людей и ощутить свое отличие. Нужно говорить не ребенку, а с ребенком — вести с ним диалог.

Франсуаза Дольто приводит множество свидетельств того, как общение с младенцем (честное, без нарочитой «детскости») меняет детей – утихает боль, проходит сыпь, ребенок начинает лучше спать. Слова активизируют память ребенка, работу разных отделов мозга. Однако разговаривать с ребенком означает не только рассказывать ему о самом важном, необходимо также говорить с ним непринужденно и легко обо всем на свете и ни о чем особенном, как с человеком, к кому мы просто испытываем теплые чувства.

«В этом случае слово не «исцеляет», но развивает ребенка, – поясняет нейропсихолог Борис Цирюльник. – Он сильнее ощущает эмоции, а они активизируют его память, работу разных отделов мозга».

Еще не владея словом, дети взаимодействуют с нами при помощи особого языка – языка своего тела. Родителям, которые привыкли общаться с помощью слов, не всегда просто понять то, что сообщает ребенок. Именно поэтому разговор с новорожденным так и остается (во всех смыслах) монологом взрослого.

С ребенком важно говорить просто и о значимых для него вещах. Непросто приходится современным молодым матерям. Советы родственников и друзей, книги и многочисленные сайты по популярной психологии порой внушают им страх сказать что-нибудь не так. Некоторые женщины больше не считают себя вправе, например, заплакать или вспылить, так как боятся, что их негативный настрой травмирует ребенка. Им нужно перестать (чересчур) контролировать себя, но искать собственные слова, чтобы общаться с ребенком честно.

Высокий тон голоса («Агу, агу!») привлекает внимание младенца, шипящие и свистящие звуки («Ах ты мое солнышко!») напоминают звуки материнского дыхания, которые он слышал, находясь в ее утробе, и задают ритм, который помогает удерживать внимание на словах.

Длинные паузы и повторы слогов («Ма-ма! Па-па! Ба-ба!») помогают выхватить из потока речи и запомнить короткую часть слова. Кроме того, обращаясь к ребенку, мы смотрим ему в глаза, улыбаемся, начинаем шевелить губами и широко раскрывать рот.

Начиная с двух месяцев большинство детей способны имитировать наши движения, появляется гуление. Так мы показываем ребенку, что произносить слова легко и приятно, и незаметно учим его.

Используйте настоящее время, ведь младенец не владеет понятиями прошлого и будущего. С ребенком важно говорить просто и о значимых для него вещах. «Знакомя с предметами, важно не утонуть в объяснениях, так как его интеллект пока не готов к тому, чтобы понимать длинные фразы, – продолжает Галина Филиппова. – Можно показать и назвать предмет, сказать, что он «делает».

Общаться с ребенком честно означает, что иногда придется говорить о том, для чего непросто найти слова. «Для младенца еще не существует внешнего мира, но он прекрасно чувствует состояние матери, – рассказывает Галина Филиппова. – И оказывается в замешательстве, если она улыбается и ласкова с ним, но при этом напряжена и встревожена».

Ребенок вполне может решить, что родительская тревога связана с ним. Он начнет беспокоиться и чувствовать свою вину. Именно поэтому Франсуаза Дольто настаивала, если родители чем-то встревожены, об этом стоит сказать ребенку.

Так поступила 27-летняя Ирина: «После рождения сына у меня началась депрессия: я почти не улыбалась, быстро уставала, у меня просто не было сил. И я рассказала об этом сыну. Главное не в том, чтобы произносить слова, но в том, чтобы общаться с ребенком по-настоящему. Я сказала ему, что это не его вина, но ему нужно немного потерпеть, пока я привыкаю к своей новой роли. Не знаю, понял ли он, но сама я почувствовала себя увереннее. Разговаривая с ним, я все яснее ощущала: все будет в порядке, я справлюсь».

Нежный взгляд или ласка порой бывают красноречивее любых слов. Именно женщине стоит позаботиться о том, чтобы ее партнер не оставался в стороне от общения с ребенком. На этом настаивает и Борис Цирюльник: «Когда мать говорит «мой ребенок», это должно означать «ребенок, произведенный мною на свет вместе с человеком, которого я люблю».

Нельзя сказать «мой ребенок», как дети говорят «моя кукла». Очень важно воспринимать его как создание своей любви, а не как объект собственности.

Но как быть родителям, если ничто не идет на ум и приходится вымучивать каждое слово? «Я знала, что разговаривать с детьми «надо», и заставляла себя это делать, — признается 30-летняя Наташа, мать годовалых близнецов. – Но ничего «естественного», к сожалению, в этом не было».

«Такие трудности часто испытывают те матери, с которыми разговаривали не так много, когда они сами были детьми, – поясняет Галина Филиппова. – Но не нужно тревожиться, если вам трудно говорить с новорожденным, это не значит, что вы не сможете с ним общаться».

С материнских слов для ребенка начинается познание мира и познание себя. Когда трудно найти верные слова, можно и позаимствовать чужие (песенки, считалки).

В такие моменты мы существуем с ребенком буквально на одной волне, его обволакивают модуляции нашего голоса. А известно, что примерно 70% мозга грудничка настроены на восприятие ритма.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Средства раннего развития речи ребенка

28.09.2023

Есть очень важный период развития малыша, который называется «предречевым». Именно в этот период малыш готовится к дальнейшему речевому развитию, которое еще не заметно, но уже очень активно происходит.

Общее психическое развитие, безусловно, влияет на развитие речи. Поэтому, одним из обязательных условий для появления и развития речи являются занятия по развитию всех психических процессов – внимания, памяти, мышления и т.д. Если у ребенка обычная задержка речевого развития (далее ЗРР), это будет под силу и родителям. Пособия для развития ребенка можно приобрести в книжных магазинах, в магазинах игрушек, интернет-магазинах и других. Если же ребенок рождается с диагнозом, «обещающим» ему в дальнейшем ЗРР, то заниматься с таким ребенком нужно с рождения, используя методики раннего развития.

Важным условием развития ребенка является развивающая обстановка: тренажеры, плакаты, развивающие игрушки и другое. Стоит заметить, что физические упражнения также способствуют развитию психическому и речевому. Во время занятий физкультурой происходит качественное кровоснабжение головного мозга, а значит, его питание кислородом. Особенно показаны такому ребенку плавание и динамическая гимнастика, при которой голова ребенка оказывается опущенной вниз (если нет противопоказаний).

Обязательным условием для развития речи является речевая среда. Это не значит, что ребенок просто должен находиться в семье, в обществе, говорящем на определенном языке. С ним еще нужно общаться четко, громко, выразительно. Показывать предметы, их действия и свойства, и называть это соответствующим словом. Необходимо играть с ребенком и рассматривать картинки в книгах, озвучивая все увиденное. Важно петь ребенку песенки на родном языке. В песне, в голосе матери заложена созидательная сила слова, запускающая механизм речи у малыша. Замечено, что детям, которым матери часто пели песни, впоследствии не нужна даже элементарная помощь логопеда по коррекции звукопроизношения.

Первым этапом развития речи является ее понимание. Чтобы ждать от ребенка появления активной речи, необходимо быть уверенным в том, что он понимает о чем говорят окружающие, выполняет инструкции. В этом, «предречевом» периоде активно используются жесты. Благодаря жестам ребенок может показать то, что еще не может сказать. Между взрослым и ребенком возникает понимание, происходит коммуникация. Ребенку можно задавать вопросы для выяснения того, что он понимает, а что нет, и он сможет ответить жестом. Например, вы спрашиваете: «Какой Миша большой?», а малыш вытягивает обе ручки вверх. Вы спрашиваете: «Как медведь царапается?», а ребенок совершает пальчиками царапающие движения по поверхности дивана. И вы понимаете, что слова и «большой», и «царапается» ребенку понятны. На этом же этапе активно используется вопрос «где?» или просьба «покажи». Показать, где часы на стене, где свет (люстра), где мама и папа, просят малыша еще в полгодика. Далее тот же вопрос переносится в работу с книгой, и ребенок показывает уже на иллюстрациях, где курочка, где мышка, где собачка. Естественно, что проверять таким образом пассивный словарь ребенка можно после того, как этот словарь сформирован, наполнен. То есть, сначала мы занимаемся его пополнением, одновременно вводя жест для обозначения понятия.

Для пополнения пассивного словаря, конечно же, используем сначала предметы и явления, окружающие нас и ребенка в жизни, в быту. Когда материал пройден и закреплен, эти же предметы и явления показываем ребенку на карточках (предметных картинках) и в детских книгах на иллюстрациях. Затем спрашиваем «где корова?» и, не дожидаясь ответа, показываем пальцем на изображение животного. Так мы учим понимать вопрос «где?». И только потом просим ответить на вопрос «где?» самостоятельно.

Когда пассивный словарь приобретает внушительный объем, включается его активизация. То есть ребенок начинает пробовать произносить известные ему слова. В идеале это происходит автоматически, но детям с речевой патологией нужно помогать. При разных нарушениях у детей разные произносительные возможности, поэтому и помощь требуется разная.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Использование игр для запуска речи у неговорящих детей

19.09.2023

Очень важное значение в развитии речи детей имеют игры, поскольку они стимулируют определенные участки мозга, побуждая к речевой активности. В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Когда ребенок неохотно идет на речевой контакт или вовсе отказывается от взаимодействия, процесс коррекционной работы усложняется. В таком случае важной задачей является подобрать специальные игры, подходящие предметы и игрушки, а также организовать соответствующую возрасту детскую деятельность.

Книг, практических пособий с описанием увлекательных развивающих игр по развитию речи, которые были бы интересны современному поколению детей, немного. Собирание пирамидок, катание машинок, пальчиковая гимнастика, картинный материал в последнее время большого интереса у ребенка не вызывают, зачастую он демонстрирует протест на выполнение данных заданий. Чтобы привлечь внимание ребенка, заинтересовать его, побудить к речевой активности, работу необходимо начинать с чего-то необычного, удивительного, играть так, чтобы малыш заговорил.

Для полноценного развития ребенка важное значение имеет включение его в предметно-игровую деятельность. Детям трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Одно из важнейших требований к игре на запуск речи, да и в целом к игре – она должна вызывать интерес. Игра помогает нам развить мотивационную основу речевой деятельности. Если использовать одни и те же игры, игрушки в большом количестве, то мозг ребенка, ранее изучив все свойства этих предметов, перестанет реагировать на них.

Если же ребенок не реагирует на вопросы и предлагаемые задания, для привлечения его внимания необходимо использовать следующие приемы:

  • играть с ним не только за столом, но и на полу. Опустившись на колени к ребенку, можно получить возможность проникнуть в его жизненный диапазон, в таком случае ребенку дается возможность на равных совместно наблюдать за происходящим вокруг, играть, вести диалог;
  • удивлять ребенка, создавать яркие стимулы, привлекающие эмоциональное внимание. Необычность действий взрослого (зажигание огня, свечи, брызги водой, «фонтана», бросание шишек, мячика в стену, в корзину, шуточный бой с использованием мягких игрушек, подушек, свернутых в трубочку листов бумаги), привлекают внимание ребенка и вызывают интерес;
  • предлагать ребенку необычные для игры предметы. Например, мухобойку, жестяные банки, пульверизатор, щипцы и другое;
  • стараться быть эмоционально включенной, использовать постоянную смену видов деятельности, давать четкие, доступные, поэтапные инструкции, не допускать включения в инструкцию лишних вводных слов.

Для того, чтобы у ребенка сформировалось ощущение порядка, планомерности игры, каждое занятие должно иметь четкую структуру. Замечено, что такой подход к организации занятия снижает уровень тревожности ребенка и помогает понимать последовательность своих действий. Нет хаоса, нет пауз и тех «скучных» моментов, в течение которых ребенок успевает потерять концентрацию внимания и интерес к взаимодействию со взрослым. Работа по развитию речи проходит красной нитью на протяжении всего занятия.

Все игры и упражнения по вызыванию речи необходимо проводить при активном участии взрослого, который действует эмоционально, стараясь заинтересовать ребенка, вызвать у него любой речевой отклик.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: