Учреждение образования:
Государственное учреждение специального образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района».
Тема инновационного проекта:
«Внедрение системы оценки качества специального образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
Сроки реализации инновационного проекта: 2021-2024 годы.
Руководитель инновационного проекта:
Вронская Татьяна Михайловна, заместитель директора по основной деятельности ГУСО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района».
Консультант инновационного проекта:
Лемех Елена Анатольевна, доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования БГПУ имени М. Танка, кандидат психологических наук, доцент.
Количество участников:
10 педагогических работников ГУСО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района».
Из них:
Омелящик Инесса Владимировна, директор;
Вронская Татьяна Михайловна, заместитель директора по основной деятельности;
Лопушко Галина Васильевна, учитель-дефектолог;
Стойко Марина Михайловна, учитель-дефектолог;
Бойко Елена Леонидовна, воспитатель дошкольного образования;
Мисник Марина Владимировна, воспитатель дошкольного образования;
Огренич Мария Васильевна, воспитатель дошкольного образования;
Ромашевская Татьяна Николаевна, воспитатель дошкольного образования;
Белко Валентина Геннадьевна, педагог-психолог;
Каток Ирина Александровна, педагог социальный.
12 воспитанников ГУСО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района».
Необходимо отметить, что в этом учебном году изменился кадровый состав участников (заместитель директора по основной деятельности, педагог-психолог) и воспитанников (в 2022/2023 учебном году – 14).
Введение
В настоящее время актуальным вопросом остается качество дошкольного образования детей с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии (далее – ТМН). Если рассматривать этот вопрос в историческом аспекте, то собственно обучение и воспитание детей с ТМН в дошкольных группах началось относительно недавно. По статистике Республиканского банка данных первые группы для детей с ТМН были открыты в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР) в 2002/2003 учебном году. На протяжении последующего десятилетия был разработан учебный план ЦКРОиР для воспитанников с ТМН, учебные программы для дошкольных отделений ЦКРОиР, менялись взгляды на содержание воспитания и обучения воспитанников с ТМН в условиях ЦКРОиР. В обучение таких детей вкладывается новый смысл. Обучение и воспитание детей с ТМН – это продвижение ребенка вперед, расширение зоны его ближайшего развития, приобретение компетенций, необходимых для жизни в обществе. Вследствие чего и возникают вопросы «Что нужно делать, чтобы обучение таких детей было качественным?», «Как определить качество такого образования?». Из этого всего и вытекает необходимость создания системы оценки качества дошкольного образования в ЦКРОиР.
Цель проекта: внедрение в образовательный процесс ЦКРОиР системы работы по оценке качества дошкольного образования воспитанников с ТМН.
Задачи на данном этапе реализации проекта:
совершенствовать систему управления, обеспечивающую эффективную реализацию инновационного проекта;
продолжать формировать базу локальных документов по оценке качества дошкольного образования, учитывающих все направления внутренней экспертизы и мониторинга качества образования, позволяющих на уровне учреждения образования упорядочить систему оценки качества дошкольного образования воспитанников с ТМН и эффективно организовать коррекционно-педагогический процесс;
совершенствовать методическое обеспечение системы оценки качества дошкольного образования в ЦКРОиР путем накопления методического инструментария проведения экспертизы процесса, условий и результатов деятельности в дошкольных группах ЦКРОиР, экспертизы практической деятельности педагогических работников и руководства ЦКРОиР;
совершенствовать информационно-аналитическую составляющую системы оценки качества дошкольного образования в ЦКРОиР через информационное обеспечение субъектов образовательного процесса, обновление образовательной статистики, сбор достоверной информации об элементах качества дошкольного образования в условиях ЦКРОиР по определенной заданной системе показателей, анализ их эффективности;
обеспечить научно-методическое и организационно-методическое сопровождение участников инновационной деятельности, содействующее профессионально-личностному развитию педагогов;
вовлекать законных представителей воспитанников с ТМН в оценку качества образования воспитанников с ТМН в условиях ЦКРОиР;
определить эффективность и результативность инновационной деятельности по внедрению в образовательный процесс системы работы по оценке качества дошкольного образования воспитанников с ТМН в условиях ЦКРОиР;
обобщить и распространить эффективный опыт по реализации инновационного проекта в массовую образовательную практику.
Система управления реализацией инновационного проекта в учреждении образования
С целью успешной реализации инновационного проекта в ЦКРОиР сформирована команда квалифицированных, творческих и активных педагогов.
Эффективность организации инновационной деятельности базируется на тесном взаимодействии консультанта проекта, руководства учреждения, педагогов и законных представителей.
Определен демократический стиль руководства, распределены роли, сформирован механизм принятия решений, происходит процесс развития сотрудничества и взаимной поддержки педагогов, участвующих в инновационной деятельности. Важнейшим критерием эффективного управления инновационной деятельностью является четко разработанный календарный план работы на 2023/2024 учебный год, план-график повышения квалификации участников инновационного проекта. Управление инновационным процессом осуществляется с учетом возможностей, способностей каждого участника инновационного проекта и имеющегося педагогического опыта в данной области. Обсуждение результатов осуществляется коллегиально: на совещаниях при директоре, заседаниях педагогического совета, семинарах. Приоритетное внимание уделено определению конкретных результатов, механизмов и способов достижения запланированного, оценке эффективности.
Инновационная деятельность в учреждении образования осуществляется в соответствии с нормативными документами, регламентирующими экспериментальную и инновационную деятельность в сфере образования в Республике Беларусь, а также на основании приказа директора учреждения образования от 04.09.2023 №119 «Об организации инновационной деятельности в 2023/2024 учебном году», в котором обозначена структурно-функциональная и содержательная система инновационной деятельности, а также учебно-методическое обеспечение и психолого-педагогическое сопровождение.
Приказом определен персональный состав инновационной группы:
Омелящик И.В., директор – общее руководство проектом;
Вронская Т.М., заместитель директора по основной деятельности – организационно-методическое, учебно-методическое, информационное обеспечение инновационной деятельности;
Каток И.А, педагог социальный – организация работы по информатизации, направленная на создание оптимальных условий для реализации проекта и информационно-коммуникативной поддержки педагогов;
Белко В.Г., педагог-психолог – осуществление педагогических исследований в рамках инновационного проекта;
Бойко Е.Л., воспитатель дошкольного образования – организация педагогического исследования в соответствии с программой инновационного проекта;
Огренич М.В., воспитатель дошкольного образования – организация педагогического исследования в соответствии с программой инновационного проекта;
Мисник М.В., воспитатель дошкольного образования – организация педагогического исследования в соответствии с программой инновационного проекта;
Ромашевская Т.Н., воспитатель дошкольного образования – организация педагогического исследования в соответствии с программой инновационного проекта;
Лопушко Г.В., учитель-дефектолог – организация педагогического исследования в соответствии с программой инновационного проекта;
Стойко М.М., учитель-дефектолог – организация педагогического исследования в соответствии с программой инновационного проекта.
Налажено продуктивное взаимодействие с консультантом, постоянное сетевое общение и консультирование.
Руководителем учреждения образования совместно с руководителем проекта разработана система материального стимулирования педагогов, участвующих в инновационной деятельности. Координация инновационной деятельности осуществляется на основе анализа ведения педагогических дневников участниками проекта, отчетов, индивидуальных бесед.
В ЦКРОиР создана инновационная среда – определенная система морально-психологических отношений, подкрепленная комплексом мер организационного, методического, психологического характера.
Все участники инновационного проекта включены в практико-исследовательскую деятельность. На первоначальном этапе ими были определены темы, в соответствии с которыми проводились исследования (Приложение 1).
Необходимо отметить, что участие в реализации инновационного проекта формирует у педагогов гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, раскрывает их творческий потенциал, развивает потребность в совершенствовании педагогических знаний. Работа над темами исследований позволяет педагогам пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе затруднений и преодолевать их.
Эффективность условий реализации инновационного проекта
Кадровое обеспечение. Реализация инновационного проекта осуществляется высокомотивированными педагогами, которым присущи системность, планомерность в работе, активность, инициативность, настойчивость в достижении поставленных целей, умение эффективно организовать рабочий процесс. Педагоги учреждения образования имеют опыт профессионального самообразования, составления методических разработок, проведения мастер-классов, круглых столов и семинаров, организации исследовательской работы, использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной и управленческой деятельности. Ведущим стимулом для мотивации педагогов является инновационная среда, формируемая в ЦКРОиР в процессе инновационной деятельности, стимулирующая и поддерживающая инновационную деятельность ее участников.
Залогом успешного выполнения работы является высокий профессиональный потенциал педагогов. Все участники имеют высшее образование (100%). В 2023/2024 учебном году согласно перспективному плану 1 педагог аттестован на высшую квалификационную категорию, 1 – на первую. На данный момент 70% педагогов (в предыдущем учебном году – 80%) имеют высшую квалификационную категорию, 30% – первую (в предыдущем учебном году – 20%). Изменения связаны со сменой кадрового состава участников инновационного проекта (заместитель директора по основной деятельности, педагог-психолог).
Педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень через курсовую подготовку, участие в международных, республиканских конференциях, семинарах, мастер-классах, вебинарах, посещение занятий у коллег.
Согласно перспективному плану повышения квалификации курсовую подготовку прошли 4 педагога (Приложение 2).
Материально-техническое обеспечение. Непрерывно ведется работа по развитию материально-технической базы ЦКРОиР. Используются различные источники финансирования: бюджетные средства, благотворительная и спонсорская помощь. В течение 2023/2024 года в группы ЦКРОиР приобретена мебель, развивающие игры, спортивный инвентарь, фитбол, сенсорный утяжеленный туннель, утяжеленный плед, яйцо Совы, куб-кресло, развивающий детский комплект «BabyРak» и др. Все это способствует повышению качества образовательного процесса.
Научно-методическое и информационное обеспечение организовано через постоянное сетевое сотрудничество инновационной группы с консультантом проекта Лемех Е.А.
Содержание методической работы с педагогами, реализующими инновационный проект, осуществляется с учетом их профессионального уровня, сформированности определенных компетенций и носит опережающий характер. В содержании учитываются потребности и профессиональные запросы педагогов, целевая установка на максимальную интеграцию в инновационную среду.
Ведущими принципами в системе методической работы являются принцип дифференциации и принцип непрерывности образования как ведущий принцип образования на современном этапе. Принцип непрерывности образования предполагает трехступенчатый уровень повышения квалификации:
в учреждениях, которые осуществляют повышение квалификации через курсовую подготовку педагогов (ГУО «Академия образования», ГУО «Брестский областной институт развития образования», Институт повышения квалификации и переподготовки УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»);
в рамках системы методической работы в ЦКРОиР. Задачи, поставленные в ходе реализации проекта, решались через комплекс методических мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов, а именно через участие педагогов в семинарах, круглых столах, мастер-классах, заседаниях участников инновационной деятельности, заседаниях районных методических объединений, через участие в конференциях, обучающих семинарах, тренингах, вебинарах;
посредством самообразования педагогов, обеспечивающего целенаправленность, системность педагогического исследования.
С целью обеспечения психолого-педагогической поддержки участников инновационного проекта организовано психолого-педагогическое сопровождение инновационной деятельности. Оно осуществляется в нескольких направлениях:
подбор и адаптация методов, методик психолого-педагогического исследования;
проведение диагностики, определение уровня сформированности мотивации и готовности педагогического коллектива к инновационной деятельности;
консультирование педагогов по вопросам и проблемам, возникающим в ходе реализации проекта;
проведение консультирования руководителя проекта, педагогов-участников инновационной деятельности по вопросам и проблемам, возникающим в ходе его реализации, в том числе по вопросам мотивации профессионального развития педагогов.
Вырабатывая общие целевые установки, единую систему и программу работы, педагог и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности.
Повышение квалификации педагогических работников является катализатором самообразования, условием продуктивного труда педагога и руководителя.
Повышение квалификации участников инновационной деятельности
С целью повышения квалификации участников инновационной деятельности в течение 2023/2024 учебного года в ЦКРОиР были проведены следующие мероприятия:
инструктивно-методические совещания с педагогами по изучению нормативных правовых документов, регламентирующих инновационную деятельность, материалов сайта ГУО «Академия образования» (раздел «Координация инновационной деятельности»);
заседания педагогического совета («О календарном плане инновационного проекта на 2023/2024 учебный год», протокол от 30.08.2023 №1; «О реализации практического этапа инновационного проекта», протокол от 04.01.2024 №2);
проблемный семинар «Контроль качества усвоения учащимися программного материала»;
семинары-практикумы «Адаптивное физическое воспитание детей с ТМН», «Формирование сюжетно-ролевой игры у обучающихся с ОПФР», «Как справляться с неприемлемыми формами поведения. Общие принципы», «Организация образовательного процесса с обучающимися с расстройствами аутистического спектра»;
методические «прогулки» – взаимопосещение и совместный анализ занятий;
Неделя педагогического мастерства «Фестиваль здоровья», Неделя психологии;
мастер-класс «Использование элементов индийского массажа на коррекционно-педагогических занятиях»;
методический практикум «План, конспект, технологическая карта – залог успешного занятия»;
семинар-тренинг «Навыки совладания со стрессом»;
обучающее занятие «Закаливающие мероприятия для профилактики и оздоровления обучающихся с ТМН» и др.
В течение учебного года участники инновационной деятельности принимали участие в обучающих мероприятиях.
Система повышения квалификации педагогов направлена на удовлетворение образовательных запросов участников инновационного проекта и потребностей педагогической практики.
Выполнение программы и планов реализации инновационного проекта
В 2021/2022 учебном году был реализован проектировочный этап республиканского инновационного проекта «Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». Все поставленные задачи на данном этапе были решены.
В январе 2022 года начата работа над реализацией практического этапа инновационного проекта. Определено содержание работы, выбраны оптимальные способы и средства для достижения поставленных целей и задач, разработаны критерии и показатели эффективности инновационной деятельности, проанализированы имеющиеся мониторинговые карты, внесены необходимые изменения. В этот период были изучены шкалы ECERS-R для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях Т. Хармса, проанализирована возможность адаптации данной системы оценивания к использованию в ЦКРОиР. Адаптированный комплекс оценки качества образования в дошкольных группах ЦКРОиР был апробирован в группах для детей с ТМН нашего учреждения образования. Полученные результаты обсуждались на круглом столе с педагогами и консультантом проекта Лемех Е.А., внесены необходимые изменения (некоторые критерии были удалены, некоторые – добавлены, некоторые – раздроблены на более мелкие показатели).
В сентябре 2022/2023 учебного года педагогами, участвующими в реализации инновационного проекта, проведена диагностика воспитанников с ТМН с использованием разработанного оценочного инструментария. Полученные результаты рассмотрены на семинаре-практикуме «Диагностическая деятельность педагогов групп ЦКРОиР», озвучены возникшие трудности и определены пути их преодоления.
Использование разработанного инструментария дало возможность повысить качество образования воспитанников с ТМН. Очень важно, что оценка качества образования включает несколько направлений:
оценка качества условий освоения учебных программ воспитанниками с ТМН;
оценка качества коррекционно-образовательного процесса в дошкольных группах ЦКРОиР.
Проведение мониторинга (в рамках образовательной деятельности и коррекционной работы) дало возможность отследить динамику (или ее отсутствие) развития воспитанников с ТМН и своевременно внести корректировки в коррекционно-образовательный процесс, что и позволило повысить качество образования воспитанников. Используя инструментарий по оценке качества условий освоения учебных программ воспитанниками с ТМН, определены слабые и сильные стороны в этой области, своевременно устранены имеющиеся недостатки и намечены ближайшие задачи по улучшению условий для обучения и воспитания детей с ТМН.
В 2023/2024 учебном году в ходе реализации практического и заключительного этапов проведен мониторинг освоения учебных программ воспитанниками с ТМН, итоговый контроль уровня сформированности ключевых компетенций и удовлетворенности участников инновационной деятельности. Систематизирована документация участников инновационного проекта, материалы диагностики.
Кроме этого, каждый педагог работал над темой педагогического исследования в рамках реализации инновационного проекта. За учебный год проделан большой объем работы: изучена литература, интернет-источники, опыт коллег, разработаны и апробированы мониторинговые карты в соответствии с темой педагогического исследования, подготовлен ряд консультаций для педагогов и законных представителей, изготовлены дидактические игры и пособия, коммуникативные книги и др. (Приложение 3).
Опыт педагогов в 2023/2024 учебном году транслировался на:
заседаниях районного семинара-практикума для воспитателей учреждений специального образования (воспитатели дошкольного образования Бойко Е.Л., Ромашевская Т.Н.);
заседаниях районной проблемной группы воспитателей, осуществляющих сопровождение детей с расстройством аутистического спектра (учитель-дефектолог Лопушко Г.В., воспитатель дошкольного образования Ромашевская Т.Н.);
районном методическом фестивале (учитель-дефектолог Лопушко Г.В., педагог-психолог Белко В.Г.);
страницах журнала «Спецыяльная адукацыя» «Опыт центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района: оценка результатов освоения учебных программ воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями развития» (№1, 2024г.) (директор Омелящик И.В.);
районных педагогических чтениях «Учиться, чтобы учить» (учитель-дефектолог Стойко М.М.);
IV научно-методической конференции с международным участием в Пинском педколледже УО «БрГУ им. А.С.Пушкина» (заместитель директора по ОД Вронская Т.М.);
сборнике «Актуальные проблемы современной педагогической науки: от теории к практике: материалы IV очно-заочной научно-методической конференции (апрель 2024г., Пинский колледж УО «БрГУ им. А.С.Пушкина» (заместитель директора по ОД Вронская Т.М.);
межрегиональном семинаре-практикуме для участников инновационного проекта (директор Омелящик И.В., заместитель директора по ОД Вронская Т.М., учитель-дефектолог Стойко М.М.).
Диплом 3 степени отмечен сайт учреждения в номинации «Лучший сайт учреждения специального образования» (дистанционный конкурс «Лучший сайт учреждения образования» 2024, Минский ГИРО).
Заключение
За третий год реализации инновационного проекта были получены следующие результаты:
налажена целенаправленная скоординированная деятельность субъектов, реализующих инновационный процесс;
наблюдается динамика повышения исследовательской культуры всех участников инновационной деятельности;
наработан инновационный опыт;
положительная мотивация педагогов к исследовательской деятельности.
Используя систему оценки качества в дошкольных группах ЦКРОиР можно эффективно повысить качество обучения воспитанников с ТМН, своевременно скорректировать работу с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
В учреждении образования создана инновационная среда с целью реализации новых идей по оцениванию дошкольного образования в условиях ЦКРОиР.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости оформления результатов инновационной деятельности по реализации проекта «Внедрение системы оценки качества дошкольного образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», подготовки к экспертизе и обобщению опыта инновационной деятельности.
Приложение 1
Темы педагогических исследований участников инновационной деятельности
ФИО
|
Должность
|
Тема
|
Омелящик И.В.
|
директор
|
Система работы учреждения по внедрению оценки качества специального образования в условиях ЦКРОиР
|
Вронская Т.М.
|
заместитель директора
|
Внедрение системы оценки качества специального образования в условиях ЦКРОиР
|
Белко В.Г.
|
педагог-психолог
|
Мотивационная готовность педагогов как основа эффективной инновационной деятельности в условиях ЦКРОиР
|
Бойко Е.Л.
|
воспитатель дошкольного образования
|
Игровая деятельность как средство формирования практического опыта у детей с ТМН в рамках нерегламентированной деятельности
|
Огренич М.В.
|
воспитатель дошкольного образования
|
Оценка результативности обучения самообслуживанию как основной жизненной компетенции детей дошкольного возраста с ТМН
|
Стойко М.М.
|
учитель-дефектолог
|
Формирование сенсорных эталонов у воспитанников с ТМН посредством игр и упражнений
|
Мисник М.В.
|
воспитатель дошкольного образования
|
Оценка степени сформированности умений и навыков воспитанников с ТМН по образовательной области «Адаптивно-физическая культура»
|
Ромашевская Т.Н.
|
воспитатель дошкольного образования
|
Оценка сформированности уровня простейших изобразительных умений и навыков на занятиях по изобразительной деятельности у воспитанников с ТМН
|
Лопушко Г.В.
|
учитель-дефектолог
|
Оценка степени сформированности основ жизненных компетенций воспитанников с ТМН по образовательной области «Коммуникация»
|
Приложение 2
Повышение квалификации педагогов
№ п/п
|
Дата
|
Тема
|
Фамилия, инициалы педагога
|
1
|
09.10.2023-13.10.2023
|
Повышение квалификации по образовательной программе для педагогических работников, являющихся специалистами психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР, ГУО «Академия последипломного образования»
|
Омелящик И.В.
|
2
|
09.10.2023-13.10.2023
|
Повышение квалификации по образовательной программе «Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога с детьми раннего и дошкольного возраста с РАС», ИПКиП БГПУ им.М.Танка
|
Лопушко Г.В.
|
3
|
13.11.2023-17.11.2023
|
Повышение квалификации по образовательной программе «Содержание и организация деятельности воспитателя ЦКРОиР», ГУО «Брестский областной институт развития образования»
|
Мисник М.В.
|
4
|
22.11.2023-23.11.2023
|
Обучающий курс «Документационное обеспечение учреждений образования: основы организации делопроизводства и архивоведения», УО «Могилевский государственный областной институт развития образования»
|
Вронская Т.М.
|
5
|
29.01.2024
|
Обучающий курс «Регулирование трудовых отношений в учреждении образования», УО «Могилевский государственный областной институт развития образования»
|
Омелящик И.В.
|
6
|
05.02.2024-29.03.2024
|
Повышение квалификации по образовательной программе «Инновационная деятельность в учреждениях общего среднего и специального образования: содержание, критерии оценки», ГУО «Академия образования»
|
Вронская Т.М.
|
7
|
19.02.2024-20.02.2024
|
Обучающий курс «Современные подходы к профилактике насилия в отношении несовершеннолетних», ГУО «Академия образования»
|
Каток И.А.
|
Приложение 3
Наработки по темам педагогического исследования
ФИО
|
Должность
|
Материалы, разработанные в рамках работы над темой педагогического исследования
|
Бойко Е.Л.
|
воспитатель дошкольного образования
|
Игра-пазл «Порядок одевания после сна», бумажная кукла с набором одежды осенне-весеннего периода, пособие «Рамки-застежки на липучках», атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Кухня» и «Парикмахерская», маски и нагрудные эмблемы для игр-имитаций
|
Планы-конспекты сюжетно-ролевой игры «Чаепитие», игр «Пожарным можешь ты не быть, но должен знать, как поступить», «На дорогу ты смотри и в беду не попади»
|
Картотека народных хороводных игр, игр-этюдов
|
Огренич М.В.
|
воспитатель дошкольного образования
|
Консультация для законных представителей «Как приучить ребенка к горшку», рекомендации «Как привить ребенку правила личной гигиены», «Учим ребенка кушать самостоятельно»
|
Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей с ТМН»
|
Планы-конспекты по образовательной области «Самообслуживание»: «Научим Мишку ухаживать за зубами», «Наша одежда и обувь», «Одежда», «Знакомство с капелькой», «Зимняя одежда»
|
Дидактические игры «Оденем куклу», «Мое тело», «Найди пару», «Полезная и вредная еда», «Грязное и чистое белье», «Чистые руки», алгоритм «Одеваемся на прогулку», картинки «Предметы гигиены»
|
Картотека игр и упражнений по формированию культурно-гигиенических навыков
|
Стойко М.М.
|
учитель-дефектолог
|
Игра «Найди животных по тени», игры для конструирования из геометрических фигур «Корабль», «Дом», «Заяц», «Человечек», «Ракета», «Кошка», «Рыбка», «Цветок», «Елочка», «Грузовик» игры «Большие-маленькие платочки», «Поможем белочке собрать шишки», «В песочнице» игры «Найди предметы по цветам», «Укрась елочку гирляндой», «Найди предметы по тени», «Большие – маленькие яблоки ежам»
|
Картотека игр по сенсорному развитию
|
Планы-конспекты занятий «Далеко-близко», «Большой-маленький» по образовательной области «Сенсорная стимуляция»
|
Консультации для законных представителей «Пальчики рассказывают сказки», «Оздоровление музыкой», «Развитие мелкой моторики с помощью подручных материалов», «Игры зимой», «Предметы домашнего обихода в роли игрушек», «Как научить ребенка различать цвета?», брошюры для законных представителей «Предметы домашнего окружения в роли игрушек», «Игры зимой»
|
Консультации для педагогов «Принципы построения и структура занятий с детьми с ТМН», «Организация адаптивной сенсорной среды занятий»
|
Мисник М.В.
|
воспитатель дошкольного образования
|
Картотеки игр и упражнений по ритмопластике, на расслабление мышц и релаксацию
|
Консультации для законных представителей «Какое место занимает физическая культура в вашей семье?», «Мяч – полезная игрушка» «Играем вместе с ребенком на прогулке», «Оптимизм и здоровье. Как мы думаем, так мы и чувствуем», буклет «Здоровые дети в здоровой семье», памятка «Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия»
|
Консультации для педагогов «Ребенок и физкультура – горизонты развития», «Здоровье начинается со стопы»
|
Изготовлены физкультурное оборудование из бросового материала «Моталочки», «Косички», маски животных на ленточках
|
Ромашевская Т.Н.
|
воспитатель дошкольного образования
|
Планы-конспекты занятий по лепке (образовательная область «Изобразительная деятельность»): «Карандаши», «Колеса для тележки», «Витамины: яблоки, апельсины», «Сушки и бублики», «Пирамидка из колец», «Мыльница», «Красивая подставка для кукольного чайника», «Вкусный пирог», «Угощение к праздничному столу»
|
Шаблоны для пластилиновых заплаток по темам «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Транспорт»
|
Консультация для законных представителей «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей с ТМН»
|
Консультация для педагогов «Совместное рисование как особый метод обучения ребенка с аутизмом»
|
Лопушко Г.В.
|
учитель-дефектолог
|
Консультация для законных представителей «Вспомогательный метод коммуникации PECS», брошюра для законных представителей «Использование визуальных средств в процессе обучения детей с расстройствами аутистического спектра»
|
Консультация для педагогов «Вспомогательный метод коммуникации PECS все «за» и «против»
|
Планы-конспекты занятий «Домашние животные», «Предметы гигиены» «Игрушки», «Посуда» по образовательной области «Коммуникация»
|
Коммуникативные книги и картинные символы по альтернативной коммуникации
|
Белко В.Г.
|
педагог-психолог
|
Консультация для педагогов «О профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического здоровья»
|
Неделя психологии
|