Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение специального образования
«Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района»
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение специального образования
«Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района»
Большую часть времени ребенок, посещающий образовательное учреждение, находится с педагогом. Поэтому роль педагога в формировании навыков общения ребенка с расстройствами аутистического спектра со взрослыми и сверстниками особо важна. Чтобы по-настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.
Правила взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра
Рекомендации по подкреплению положительного поведения:
Все перечисленные стратегии поддержки положительного поведения должны быть адаптированы в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.
Белко В.Г., педагог-психолог
свернутьНи для кого не секрет, что современный мир окружает нас стрессами. Каждый пережитый стресс оставляет отпечаток не только на нашей психике, но и на телесном здоровье. Поэтому, очень важно выработать эффективные механизмы защиты от негативного воздействия стресса.
БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!
Петрович Е.В., педагог-психолог
свернутьПетрович Е.В., педагог-психолог
свернутьЧеловеку так мало надо для счастья, но так много, чтобы это понять. Всегда кажется, что вот-вот заживем счастливой жизнью. Нужно только купить это, достичь этого и накопить на это. Кто же думал, что счастью придется учиться? Что нужно понять многие сложные вещи, чтобы осознать, что счастье – всегда простое. Американские психологи задались вопросом счастья и в ходе наблюдений выделили 12 моментов, которые счастливые люди делают иначе. Независимо от того, на каком жизненном пути мы находимся сейчас, эти «привычки счастья» применимы всегда.
Когда мы ценим то, что имеем, мы повышаем рейтинг этих вещей и окутываем их своей позитивной энергией. Эти вещи в таком состоянии привлекают еще больше подобного и возвращают нам усиленное чувство. Другими словами, благодарность за то, что у вас уже есть, трансформируется в более глубокое чувство – чувство счастья. Для этого вам даже не нужно ничего покупать. Это невероятно, но это работает. Мы вряд ли будем счастливы, если мы не будем благодарны за то, что у нас есть.
Такие люди способны генерировать собственный оптимизм. Вне зависимости от ситуации. Очень важно принять тот факт, что неудача – всего лишь возможность расти и извлечь новый урок из жизни. Не больше и не меньше. Люди, которые мыслят оптимистично, смотрят на мир как на пространство, наполненное бесконечными возможностями, особенно в трудные времена. Вот именно – особенно в трудные времена.
Сравнение себя с кем-то может быть ядовитым. Если мы «лучше», чем другой, это дает нам нездоровое чувство превосходства. Наше эго раздувается – и ничего хорошего из этого не получится. Если мы «хуже», мы перечеркиваем всю тяжелую работу, которую мы сделали, и отрицаем весь прогресс, наблюдаемый годами. Социальное сравнение вообще не здраво по природе. Если и стоит сравнивать себя с кем-то, сравнивайте себя с собой год назад.
Любое доброе дело выбрасывает заряд серотонина в мозг. Серотонин волшебен по воздействию – как для здоровья, так и для ощущения счастья. Безвозмездно помочь кому-то – это мощнейший способ почувствовать внутреннюю теплоту и гармонию. И не только для вас, но и для наблюдателей этого поступка. Чудеса, не правда ли?
Самые счастливые люди на планете ценят глубокие, полноценные отношения. Знаете ли вы, что исследования показывают, что уровень смертности людей удваивается, когда они чувствуют себя одинокими? Ничто не сравнится с теплыми чувствами, которые наполняют нас от общения с близкими людьми, с которыми мы можем поделиться всем. Мы ощущаем себя частью чего-то более значимого, чем наше одинокое существование.
Именно ваша реакция на самые стрессовые моменты формирует ваш характер. Неприятности случаются – это неизбежно. В такие моменты трудно придумать творческие решения. Поэтому вам очень поможет предварительный запас проверенных стратегий для таких случаев. Уж лучше худо-бедно по листочку, чем бесконтрольная паника.
Утаивание или, что еще хуже, лелеяние чувства ненависти просто бедственно для внутреннего благосостояния. Наш ум не знает разницы между прошлым и настоящим чувством. Когда вы ненавидите кого-то и постоянно думаете об этом, эти отрицательные эмоции разъедают вашу иммунную систему. Это в прямом смысле слова высасывает всю вашу энергию.
Искренняя отдача делу преобразуется в невыразимую силу. Волшебные вещи начинают происходить, когда мы решаем сделать все возможное для выполнения задачи. Когда мы живем с целью, у нас нет иного выбора, как воплотить задуманное в реальность. И наоборот, этот сознательный необратимый выбор делает людей счастливее, потому что они знают, ради чего живут.
Когда мы практикуем духовность, мы признаем, что жизнь – это нечто большее, чем мы сами. Мы отказываемся от глупой идеи, что человек – самое могущественное существо, и это дает нам возможность соединиться с источником всего мироздания и установить связь со всем существующим. Некоторые успешные люди считают, что они выполняют работу, которую они «призваны» делать свыше.
Забота о своем теле – решающий фактор для того, кто хочет стать счастливым. Слабая физическая энергия отрицательно отражается и на умственной, и на эмоциональной, и на духовной энергиях. Знаете ли вы, что исследования, проведенные на людях с клинической депрессией показали, что физические упражнения повышают уровень счастья так же, как и антидепрессанты? И это еще не все. Полгода спустя люди, занимавшиеся физическими нагрузками, были менее склонны к рецидиву, потому что параллельно развили в себе более высокое чувство собственного достоинства и уважения
Петрович Е.В., педагог-психолог
свернутьВероятно, вы слышали выражение: «Если вы знаете одного человека с аутизмом, то вы знаете одного человека с аутизмом». Каждый ребенок с аутизмом по-разному реагирует на различные ситуации, имеет разный уровень навыков, разный сенсорный, коммуникативный и социальный профиль, так что нет какой-то одной стратегии, которая поможет при нервных срывах любого ребенка. Ниже приводятся несколько рекомендаций и стратегий, которые помогали другим родителям, но вам нужно подумать о том, насколько они соответствуют индивидуальным особенностям ребенка:
Мы все хотели бы полностью избежать нервных срывов, но это невозможно. Вместо этого могут оказаться очень полезными те стратегии, которые уменьшают стресс и тревожность в повседневной жизни, следовательно, уменьшают риск нервного срыва. Визуальные расписания, социальные истории, проверочные списки дел и другая визуальная поддержка помогают ребенку осознавать, что его ждет, и чего от него ждут. Например, если вы планируете поход в магазин, то найдите в Интернете фотографии данного конкретного магазина, разместите их в визуальном расписании ребенка на день. Или, если у вас есть такая возможность, сходите в магазин без ребенка и снимите на видео ваш поход в магазин, а потом просматривайте видео с ребенком дома. Или напишите социальную историю с иллюстрациями о походе в магазин, о том, для чего это нужно, и что будет происходить от начала до конца подобного мероприятия, и читайте историю вместе с ребенком. Такие стратегии создают для ребенка предсказуемость и ощущение контроля над ситуацией, что уменьшает его тревожность.
Регулярная сенсорная разгрузка, так называемая «сенсорная диета» – это важный компонент, который помогает ребенку регулировать свое состояние в течение дня. По опыту некоторых родителей для профилактики нервных срывов полезно планировать регулярное «тихое время» для их детей, не дожидаясь того, что события в течение дня их перегрузят. Это важно принимать во внимание, особенно если вы планируете визиты в новые для ребенка и шумные места. Поскольку нервный срыв – это результат множества различных стимулов окружающей среды, чей эффект «накапливается», лучше запланировать тихое время с расслабляющими сенсорными занятиями, прежде чем идти в общественное место с ребенком.
Другая важнейшая стратегия – это знание первых признаков того, что ребенок испытывает сильный стресс. Ребенок прижимает руки к ушам? Убегает из комнаты? Повторяет «Уходи!» или «Домой пойдем!», или же вы замечаете резкий рост повторяющегося поведения (например, ребенок раскачивается, напевает под нос, трясет руками)? Эти признаки сильного стресса могут указывать на то, что ребенок подвергается слишком большой стимуляции, и ему нужна ваша помощь в регуляции, пока его состояние не перешло в полноценный срыв.
Если ребенок не может говорить, или его речевые навыки становятся ненадежными или теряются во время нервного срыва, ему понадобится какое-то средство альтернативной коммуникации, не связанное с технологиями, например, «доска выбора», когда ребенок указывает на одно из изображений из нескольких, чтобы объяснить, что он хочет. Ребенок может использовать альтернативную коммуникацию, чтобы сообщить вам, когда ему необходимо покинуть ситуацию или использовать другую стратегию, чтобы прийти в норму.
Если начался нервный срыв, то важно найти тихое и безопасное место. Это может означать, что нужно покинуть место, вызывающее чрезмерную стимуляцию (например, магазин). Безопасное пространство может также включать техники, уменьшающие сенсорную информацию. Держитесь спокойно, сведите речь к необходимому минимуму и, по возможности, молчите, предложите ребенку глубокое давление, например, объятия, чтобы успокоиться. Если ребенок может убежать, или его поведение может стать опасным для него самого или окружающих, возможно, понадобится удерживать его ради безопасности.
Это не столько стратегия для ребенка, сколько для вас. Дышите, попытайтесь не принимать происходящее с ребенком на свой счет. Как бы это ни было трудно, постарайтесь замечать свои эмоциональные реакции (гнев, смущение, грусть). Напоминайте себе, что ваш ребенок потерял способность контролировать свои реакции в данный момент. Сохраняя спокойствие и контроль над собой, вы уже делаете очень много, чтобы помочь ребенку пережить этот непростой момент.
Вот некоторые примеры того, что носят с собой вне дома родители для профилактики нервного срыва или для того, чтобы помочь ребенку успокоиться после него.
Главное запомнить, что нервные срывы из-за перегрузки важно отличать от скандалов, когда ребенок пытается добиться своего, поскольку они требуют разных подходов. Оба явления крайне неприятны для всех участников, поэтому важно как можно больше усилий направить на активное обучение ребенка тому, как он может регулировать свое эмоциональное состояние.
Петрович Е.В., педагог-психолог
свернутьВ настоящее время проблема психологического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия, комфорта, встает очень остро. Это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимательности друг к другу. Психологический комфорт воспитанников тесно связан с психическим здоровьем. Психическое здоровье не гарантирует душевного здоровья. При сохранности психики, полной психической адекватности ребенок может быть «болен душевно». Поэтому очень важно, с каким настроением ребенок переступит порог детского сада. Так как в дошкольном детстве главными фигурами в общении являются взрослые – родители и педагоги.
Комфорт – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании положительной эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу, его собственному настрою, эмоциональности его поведения. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологические разрядки, которые снимают излишнее эмоциональное напряжение.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определенный психологический климат в группе.
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо:
Петрович Е.В., педагог-психолог
свернутьСохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного образовательного процесса. Само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования.
Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования). Каждый из этих этапов сопряжен с определенными проблемами профессионального становления педагогов.
На этапе адаптации к своей профессии возникают, как правило, трудности методического, психологического или социального характера. Этап самоактуализации в профессии связан с кризисами компетентности, с состоянием дискомфорта, тревожности, страха перед решениями новых задач, несоответствием своего профессионального уровня уровню ожиданий окружающих, различных групп образовательных услуг.
Эмоциональные ресурсы человека могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. «Синдром эмоционального выгорания» - один из механизмов защиты, который проявляется приобретенным стереотипом поведения, чаще всего в профессиональном поведении. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности. К сожалению, под влиянием больших нагрузок и требований, предъявляемых профессией, учитель зачастую не использует психологические знания на практике, поэтому в стрессовых ситуациях учитель становится и палачом и жертвой одновременно. Страдают дети, попадая в неблагоприятную нервозную среду, страдает и педагог, расплачивающийся за все психосоматическими и нервно-психическими заболеваниями.
Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, т.к. главным инструментом учителя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком. Психологическая некомпетентность учителя может привести к тому, что будет нарушено психическое здоровье ребенка и сведены на нет его естественные познавательные потребности.
Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, то становится ясной такая схема: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.
Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.
Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:
Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их.
Выделяют здоровьеразрушающие эмоции: гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние…
Есть эмоции здоровьесоздающие: интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение…
Важным аспектом сохранения психологического здоровья является овладение педагогами приемами саморегуляции. Саморегуляция – это умение управлять всеми процессами своего организма и самой личностью: эмоциями, мыслями, поведением, поступками и переживаниями, это способность, направленная на контроль своего личного психического состояния с целью того, чтобы оптимальным способом находить решение в сложившихся педагогических ситуациях.
Саморегуляция считается необходимой в следующих ситуациях:
Умение управлять своими эмоциями играет важную роль в профессиональной деятельности педагога. Эмоциональная саморегуляция базируется на навыках управления состояния мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных процессов в анализ эмоциогенных ситуаций.
Существует большое количество разнообразных техник и приемов саморегуляции своего поведения, например:
Овладев этими техниками, выбирая оптимальные для себя методики и используя их для мобилизации своих возможностей или релаксации, педагог может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией, регулировать свое психофизическое состояние.
Рекомендации для сохранения своего здоровья:
Белко В.Г., педагог-психолог
свернутьВ последнее время все чаще в своей практике логопеды встречают детей с нарушением речи и внимания. Уже на первых занятиях такие дети с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую неустойчивы.
В школьном возрасте проблемы усугубляются. Вследствие плохой концентрации внимания, повышенной отвлекаемости, слабой самоорганизации дети начинают испытывать трудности в процессе обучения, даже имея неплохие способности. Они составляют группу риска по дислексии и дисграфии, т.е. в школьном возрасте у них могут проявиться стойкие затруднения при обучении чтению и письму. Значительные отклонения формируются в поведении, развиваются такие черты личности, как упрямство, агрессивность, негативизм, и, как следствие, к подростковому возрасту – социальная дезадаптация.
Поэтому при организации своей работы, логопеды должен учитывать специфические особенности таких детей.
Практические рекомендации педагога-психолога по взаимодействию с данной категорией детей:
Практические рекомендации педагога-психолога по организации и методике проведения логопедических занятий:
Возможность расходования избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными. Поэтому на всех этапах занятия можно применять задания, где нужно не только говорить, но и действовать.
Петрович Е.В., педагог-психолог
свернутьДошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.
Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития на занятиях является дидактическая игра. Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку приобрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории.
Общие рекомендации в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития:
Петрович Е.В., педагог-психолог
свернутьАгрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.
Агрессивность у детей проявляется в разных формах и детерминирована возрастными кризисами, этапами психического развития и логикой основной культуры. Поэтому при организации работы с данной категорией детей педагогу необходимо опираться на следующие рекомендации:
Петрович Е.В., педагог-психолог
свернутьТемперамент (лат. – надлежащее соотношение частей) – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.
Дети с чистыми типами темперамента встречаются редко, чаще всего мы имеем дело со смешанными типами, для которых характерно преобладание черт одного из темпераментов.
Основные свойства темпераментов детей.
Холерик
В поведении ребенка наблюдаются неугомонность, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, нетерпеливость, конфликтность, горячность. Такой ребенок бурно проявляет эмоции, любит шумные азартные игры. Очень легко приспосабливается к новой обстановке детского сада, но с трудом – к требованиям, установленным в учреждении образования.
Особенности работы. Необходимо чередовать виды деятельности. Необходимо подбирать игры, которые укрепляют процессы торможения и не приводят к перевозбуждению нервной системы: спокойные, в которых все зависит от внимания и требуется минимум эмоций. Для выполнения задания должны быть очерчены временные промежутки и требования. Необходим пошаговый контроль. Работу стимулирует указание на ошибки.
Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке.
Рекомендации: подвижные и соревновательные игры, частое напоминание перед выполнением деятельности, относиться терпеливо и спокойно.
Сангвиник
Для сангвиника характерны жизнелюбие, оптимизм, деловитость, общительность. Такой ребенок чувствует себя везде как дома, любит общество детей и взрослых. Легко и быстро усваивает новое, как правило, хорошую долговременную и кратковременную память. Адаптация к учреждению образования легкая.
Особенности работы. Легко справляется с одновременным выполнением нескольких заданий. Учить терпению, упорству, тому, что любое дело надо доводить до конца. Как можно больше поощрять ребенка за проявления нравственности в его поступках. Для выполнения задания следует уточнить временные промежутки и требования. Необходим пошаговый контроль.
У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.
Рекомендации: подвижные игры, учить удерживать внимание с помощью чтения книг, собирания конструктора, просмотра фильмов, необходима частая смена видов деятельности.
Флегматик
Основными чертами флегматика являются спокойствие, медлительность, неторопливость, сдержанность, миролюбие. Такой ребенок не проявляет бурных реакций на окружающее, мало эмоционален. К учреждению образования адаптируются долго.
Особенности работы. Может длительное время работать над конкретным заданием. Требуется время на подготовку к ответу. Необходим настрой на работу. Не следует торопить и ограничивать во времени. Играть с ним в игры, где требуются быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет правила. Нужно учить дошкольника полнее выражать эмоции и чувства: радоваться, грустить, жалеть кого-то и быть добрым. Чаще обучать самостоятельному оцениванию своей работы по заданным критериям.
Рекомендации: игры на развитие фантазии, занятие музыкой, вышиванием. Необходимо побуждать к деятельности, вызывать интерес.
Меланхолик
Основные черты – робость, застенчивость, замкнутость, ранимость, чувствительность и впечатлительность. Это мягкий и послушный кроха. Меланхолики застенчивы, робки, а нерешительность – одно из основных свойств их характера. К учреждению образования адаптируются с трудом.
Особенности работы. Считаться с его ранимостью, не кричать и не давить на него, свое недовольство выражайте ровным уверенным голосом, не обзывайте его. Ребенок-меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Нуждается в щадящем режиме, доброжелательном отдыхе. Осуществлять подбадривающий контроль, т.е. в первую очередь оценивать успехи. Поощрять старательность, неудачи отмечать деликатно. Нужно привлекать таких детей в коллективные дела, находя посильное для их выполнения роль.
Например, меланхолик в ответ на постоянные требования выполнить действие быстрее начинает делать его еще медленнее или вообще прекращает его. Детям следует показать, что медлительность или, наоборот, ускоренность действий не является недостатком, главное в работе-это качество результатов.
Рекомендации: требует любящего понимания, недопустима грубость. Использовать лепку, рисование, конструирование, игры без соревнований.
Белко В.Г., педагог-психолог
свернутьОдной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.
Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Рекомендации:
Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста; удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах; наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы.
Реже «выгорают» оптимистические и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы. Те, кто занимает активную жизненную позицию, и обращается к творческому поиску решения при столкновении с трудными обстоятельствами, владеет средствами психической саморегуляции, заботится о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов.
Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надежных друзей и поддержка со стороны семьи.
Экспресс-приемы для снятия эмоционального напряжения.
Сложите руки «в замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания происходит выброс «гормона счастья»).
Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10–15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.
Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме «4 + 4 + 4»: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно.
Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное – это установка человека на то, что жизнь – прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами – чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом – чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит на жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное – это установка на радость.
Мудра Земли. (Мудра – особое положение пальцев рук на фоне медитации, которое замыкает и направляет биологическую энергию человека.) Сложите большой и безымянный пальцы кольцом, остальные выпрямите. Закройте глаза. Замрите. Эта мудра улучшает психофизическое состояние организма, снимает стрессы, повышает самооценку.
Мудра «Лестница небесного храма». Снимает депрессию, улучшается настроение, снимает состояние безысходности и тоски. Сложите пальцы в виде лестницы: большой на большой, указательный на указательный, средний на средний, безымянный на безымянный, мизинцы выпрямите и несколько минут медитируйте. Скажите себе, что вы самый уравновешенный человек. Улыбнитесь!
Мышечная разрядка отрицательных эмоций (пешие прогулки, физические упражнения). Например: в течение 10 минут утром и вечером (под музыку, как бы танцуя), стоя, ритмично отрывая пятки от пола, поворачиваться на носках на 90 градусов влево, вправо, одновременно перекручиваясь в талии вокруг своей оси насколько возможно и при поворотах делая махи руками и моргая. Это средство от нервно-психического перенапряжения, для улучшения настроения и работоспособности (из альтернативной индийской медицины).
Учтите, что стрессы реже «пристают» к человеку, который умеет дурачиться, или, как говорят, «валять дурака». Например, дома побоксируйте с воображаемым противником, состройте самому себе рожицу перед зеркалом, наденьте на себя что-нибудь экстравагантное, поиграйте с игрушкой вашего ребенка…
Одна из биологически активных точек, надавливание на которую успокаивает нервную систему, находится в центре нижней части подбородка, другая – на тыльной стороне правой и левой рук между большим и указательным пальцами, причем ближе к указательному пальцу. Надавливают как на одну, так и на другую точку кончиком большого пальца колебательными движениями сначала слегка, потом сильнее (до появления легкой боли) не менее 3 минут.
Музыка является одним из компонентов коррекции психологических и физиологических процессов. Для моделирования настроения рекомендуются следующие музыкальные произведения:
В работе по профилактике эмоционального выгорания первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.
Жизненный успех не дается без труда. Но не следует считать трудности непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет – и суда нет, как говорят в народе. Большая мудрость содержится в изречениях: «Жизнь на 10% состоит из того, что вы в ней делаете, а на 90% – из того, как вы ее воспринимаете», «Если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней».
В.Г. Белко, педагог-психолог
свернуть