Страничка педагога-психолога

Правила взаимодействия с ребенком с РАС

10.11.2022
развернуть

Большую часть времени ребенок, посещающий образовательное учреждение, находится с педагогом. Поэтому роль педагога в формировании навыков общения ребенка с расстройствами аутистического спектра со взрослыми и сверстниками особо важна. Чтобы по-настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.

Правила взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра

  1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
  2. Исходить из интересов ребенка.
  3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
  4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
  5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
  6. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
  7. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
  8. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.).
  9. Избегать переутомления ребенка.

Рекомендации по подкреплению положительного поведения:

  • Хвалите сильные стороны и успехи ребенка.
  • Уважайте и слушайте ребенка: вы должны внимательно относиться к вещам, которые он сообщает вам, вербально или посредством его выбора или действий.
  • Наделите ценностью его переживания и эмоции: не отмахивайтесь от страхов ребенка и не говорите ему не волноваться. Помогите ему обречь в слова то, что он чувствует.
  • Убедитесь в том, что ваши ожидания от поведения ребенка совершенно четкие, и постарайтесь объяснить их ему всеми доступными способами.
  • Настройте его на успех. Дайте ребенку возможность быть успешным.
  • Игнорируйте нежелательное поведение: не допускайте ситуаций, когда крик ребенка позволяет ему прекратить не желаемое действие. Стойте не своем.
  • Дифференцируйте задачи: сделайте что-нибудь веселое, мотивирующее или то, что хорошо получается у ребенка. Затем дайте ему более сложную задачу.
  • Ставьте перед ребенком задачи, соответствующие его уровню обучения, чтобы избежать чувства постоянных неудач или скуки.
  • Давайте ребенку возможность сделать выбор, но в пределах определенных параметров.
  • Обеспечьте ребенку доступ к перерывам: научите ему просить о перерыве доступным ему способом.
  • Организуйте систему усиления, которая станет для ребенка предсказуемым и простым процессом подкрепления его желательного поведения.
  • Стоит позволять ребенку заниматься любимой деятельностью, если это является безопасным и не беспокоит окружающих.
  • Награждайте гибкость и самоконтроль.
  • Используйте положительную манеру речи: говорите, чтобы вы хотели, чтобы ребенок сделал, и избегайте фраз «Нет!» или «Не надо делать...».

Все перечисленные стратегии поддержки положительного поведения должны быть адаптированы в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Белко В.Г., педагог-психолог

свернуть

Практические рекомендации педагога-психолога по сохранению психического здоровья

10.10.2022
развернуть

Ни для кого не секрет, что современный мир окружает нас стрессами. Каждый пережитый стресс оставляет отпечаток не только на нашей психике, но и на телесном здоровье. Поэтому, очень важно выработать эффективные механизмы защиты от негативного воздействия стресса.

  1. Для того чтобы сохранить свое психическое здоровье, очень важно обеспечить себе полноценный и достаточно продолжительный сон. Во время сна наша нервная ткань восстанавливается, а недостаток или же какие-либо другие проблемы с ним приводят к ее истощению.
  2. Каждый день в мире происходит очень много ужасных событий, о которых нам знать вовсе не обязательно. Поэтому не нужно слишком часто смотреть, читать или слушать новости – так вы сохраните свою психику и убережетесь от негативных эмоций.
  3. Уберегите себя от ненужных переживаний и дел – просто не позвольте себя втягивать в то, чего на самом деле не хотите выполнять. Научитесь смело и без ненужных угрызений совести отказывать, когда понимаете, что не хотите или не можете взять на себя ответственность за какое-то дело. Это ваша жизнь и вы вправе ею распоряжаться так, как вы хотите, не чувствуя вину за то, от чего отказываетесь.
  4. Для того чтобы не перегружать свою нервную систему, важно понимать, как она работает. Наш мозг не в состоянии длительное время выполнять сложные задачи, поэтому не нужно перегружать свой мозг – позволяйте ему отдыхать после каждой успешно выполненной задачи.
  5. Научитесь не копить в себе негативные эмоции, а избавляться от них сразу, как только вы чувствуете их возникновение. Найдите способы освобождения от негатива. Это может быть, например, крик, или боксирование груши.
  6. Научитесь не давать обещания, которых вы не сможете выполнить, ведь они выматывают вас эмоционально, а из-за длительных переживаний ваша психика становится нестабильной. Лучше всего никому ничего не обещать!
  7. Помните о том, что для психического здоровья очень полезно периодически сменять обстановку. Поэтому разнообразьте свою жизнь, путешествуйте чаще, хотя бы по своей области. Открывайте что-то новое в своем родном городе, в работе и в каждом человеке, с которым вам приходится общаться.

БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ!

Петрович Е.В., педагог-психолог

свернуть

Практические рекомендации педагога-психолога для учителей по эффективному взаимодействию с обучающимися

09.09.2022
развернуть
  • Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то сделать или понять, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет меньше вас, придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше.
  • Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать, помните, что наглядность очень важна при обучении учащихся.
  • Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей и помогите найти пути решения проблемы.
  • Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.
  • При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.
  • Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.
  • Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете, друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.
  • Нужно быть максимально терпимым, понимающим и мобильным, не переделывать ребенка, а попробовать изменить что-то в себе.
  • Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потеряв интерес, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного.
  • Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.
  • Ребенок не должен панически бояться ошибаться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. «Падает тот, кто бежит; кто лежит, тот никогда не упадет». Старайтесь не выработать страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу.
  • Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.
  • Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, в котором следует описывать особенности детей и делать краткие выводы результатов наблюдения.

Петрович Е.В., педагог-психолог

свернуть

Десять вещей, которые счастливые люди делают иначе

04.05.2022
развернуть

Человеку так мало надо для счастья, но так много, чтобы это понять. Всегда кажется, что вот-вот заживем счастливой жизнью. Нужно только купить это, достичь этого и накопить на это. Кто же думал, что счастью придется учиться? Что нужно понять многие сложные вещи, чтобы осознать, что счастье – всегда простое. Американские психологи задались вопросом счастья и в ходе наблюдений выделили 12 моментов, которые счастливые люди делают иначе. Независимо от того, на каком жизненном пути мы находимся сейчас, эти «привычки счастья» применимы всегда.

  1. Выражайте благодарность

Когда мы ценим то, что имеем, мы повышаем рейтинг этих вещей и окутываем их своей позитивной энергией. Эти вещи в таком состоянии привлекают еще больше подобного и возвращают нам усиленное чувство. Другими словами, благодарность за то, что у вас уже есть, трансформируется в более глубокое чувство – чувство счастья. Для этого вам даже не нужно ничего покупать. Это невероятно, но это работает. Мы вряд ли будем счастливы, если мы не будем благодарны за то, что у нас есть.

  1. Развивайте оптимизм

Такие люди способны генерировать собственный оптимизм. Вне зависимости от ситуации. Очень важно принять тот факт, что неудача – всего лишь возможность расти и извлечь новый урок из жизни. Не больше и не меньше. Люди, которые мыслят оптимистично, смотрят на мир как на пространство, наполненное бесконечными возможностями, особенно в трудные времена. Вот именно – особенно в трудные времена.

  1. Избегайте бесконечных раздумий и социальных сравнений

Сравнение себя с кем-то может быть ядовитым. Если мы «лучше», чем другой, это дает нам нездоровое чувство превосходства. Наше эго раздувается – и ничего хорошего из этого не получится. Если мы «хуже», мы перечеркиваем всю тяжелую работу, которую мы сделали, и отрицаем весь прогресс, наблюдаемый годами. Социальное сравнение вообще не здраво по природе. Если и стоит сравнивать себя с кем-то, сравнивайте себя с собой год назад.

  1. Творите добро

Любое доброе дело выбрасывает заряд серотонина в мозг. Серотонин волшебен по воздействию – как для здоровья, так и для ощущения счастья. Безвозмездно помочь кому-то – это мощнейший способ почувствовать внутреннюю теплоту и гармонию. И не только для вас, но и для наблюдателей этого поступка. Чудеса, не правда ли?

  1. Воспитывайте социальные отношения

Самые счастливые люди на планете ценят глубокие, полноценные отношения. Знаете ли вы, что исследования показывают, что уровень смертности людей удваивается, когда они чувствуют себя одинокими? Ничто не сравнится с теплыми чувствами, которые наполняют нас от общения с близкими людьми, с которыми мы можем поделиться всем. Мы ощущаем себя частью чего-то более значимого, чем наше одинокое существование.

  1. Разработайте стратегию преодоления стресса

Именно ваша реакция на самые стрессовые моменты формирует ваш характер. Неприятности случаются – это неизбежно. В такие моменты трудно придумать творческие решения. Поэтому вам очень поможет предварительный запас проверенных стратегий для таких случаев. Уж лучше худо-бедно по листочку, чем бесконтрольная паника.

  1. Научитесь прощать

Утаивание или, что еще хуже, лелеяние чувства ненависти просто бедственно для внутреннего благосостояния. Наш ум не знает разницы между прошлым и настоящим чувством. Когда вы ненавидите кого-то и постоянно думаете об этом, эти отрицательные эмоции разъедают вашу иммунную систему. Это в прямом смысле слова высасывает всю вашу энергию.

  1. Посвятите себя вашим целям

Искренняя отдача делу преобразуется в невыразимую силу. Волшебные вещи начинают происходить, когда мы решаем сделать все возможное для выполнения задачи. Когда мы живем с целью, у нас нет иного выбора, как воплотить задуманное в реальность. И наоборот, этот сознательный необратимый выбор делает людей счастливее, потому что они знают, ради чего живут.

  1. Развивайте духовность

Когда мы практикуем духовность, мы признаем, что жизнь – это нечто большее, чем мы сами. Мы отказываемся от глупой идеи, что человек – самое могущественное существо, и это дает нам возможность соединиться с источником всего мироздания и установить связь со всем существующим. Некоторые успешные люди считают, что они выполняют работу, которую они «призваны» делать свыше.

  1. Позаботьтесь о своем теле

Забота о своем теле – решающий фактор для того, кто хочет стать счастливым. Слабая физическая энергия отрицательно отражается и на умственной, и на эмоциональной, и на духовной энергиях. Знаете ли вы, что исследования, проведенные на людях с клинической депрессией показали, что физические упражнения повышают уровень счастья так же, как и антидепрессанты? И это еще не все. Полгода спустя люди, занимавшиеся физическими нагрузками, были менее склонны к рецидиву, потому что параллельно развили в себе более высокое чувство собственного достоинства и уважения

Петрович Е.В., педагог-психолог

свернуть

Стратегии поведения при нервных срывах у детей с аутизмом

22.04.2022
развернуть

Вероятно, вы слышали выражение: «Если вы знаете одного человека с аутизмом, то вы знаете одного человека с аутизмом». Каждый ребенок с аутизмом по-разному реагирует на различные ситуации, имеет разный уровень навыков, разный сенсорный, коммуникативный и социальный профиль, так что нет какой-то одной стратегии, которая поможет при нервных срывах любого ребенка. Ниже приводятся несколько рекомендаций и стратегий, которые помогали другим родителям, но вам нужно подумать о том, насколько они соответствуют индивидуальным особенностям ребенка:

  1. Визуальные расписания на день, социальные истории, списки дел, расписания для конкретного события или задачи

Мы все хотели бы полностью избежать нервных срывов, но это невозможно. Вместо этого могут оказаться очень полезными те стратегии, которые уменьшают стресс и тревожность в повседневной жизни, следовательно, уменьшают риск нервного срыва. Визуальные расписания, социальные истории, проверочные списки дел и другая визуальная поддержка помогают ребенку осознавать, что его ждет, и чего от него ждут. Например, если вы планируете поход в магазин, то найдите в Интернете фотографии данного конкретного магазина, разместите их в визуальном расписании ребенка на день. Или, если у вас есть такая возможность, сходите в магазин без ребенка и снимите на видео ваш поход в магазин, а потом просматривайте видео с ребенком дома. Или напишите социальную историю с иллюстрациями о походе в магазин, о том, для чего это нужно, и что будет происходить от начала до конца подобного мероприятия, и читайте историю вместе с ребенком. Такие стратегии создают для ребенка предсказуемость и ощущение контроля над ситуацией, что уменьшает его тревожность.

  1. Регулярная «сенсорная разгрузка» в расписании ребенка.

Регулярная сенсорная разгрузка, так называемая «сенсорная диета» – это важный компонент, который помогает ребенку регулировать свое состояние в течение дня. По опыту некоторых родителей для профилактики нервных срывов полезно планировать регулярное «тихое время» для их детей, не дожидаясь того, что события в течение дня их перегрузят. Это важно принимать во внимание, особенно если вы планируете визиты в новые для ребенка и шумные места. Поскольку нервный срыв – это результат множества различных стимулов окружающей среды, чей эффект «накапливается», лучше запланировать тихое время с расслабляющими сенсорными занятиями, прежде чем идти в общественное место с ребенком.

  1. Знание признаков сильного стресса у ребенка.

Другая важнейшая стратегия – это знание первых признаков того, что ребенок испытывает сильный стресс. Ребенок прижимает руки к ушам? Убегает из комнаты? Повторяет «Уходи!» или «Домой пойдем!», или же вы замечаете резкий рост повторяющегося поведения (например, ребенок раскачивается, напевает под нос, трясет руками)? Эти признаки сильного стресса могут указывать на то, что ребенок подвергается слишком большой стимуляции, и ему нужна ваша помощь в регуляции, пока его состояние не перешло в полноценный срыв.

Если ребенок не может говорить, или его речевые навыки становятся ненадежными или теряются во время нервного срыва, ему понадобится какое-то средство альтернативной коммуникации, не связанное с технологиями, например, «доска выбора», когда ребенок указывает на одно из изображений из нескольких, чтобы объяснить, что он хочет. Ребенок может использовать альтернативную коммуникацию, чтобы сообщить вам, когда ему необходимо покинуть ситуацию или использовать другую стратегию, чтобы прийти в норму.

  1. Поиск тихого и безопасного пространства.

Если начался нервный срыв, то важно найти тихое и безопасное место. Это может означать, что нужно покинуть место, вызывающее чрезмерную стимуляцию (например, магазин). Безопасное пространство может также включать техники, уменьшающие сенсорную информацию. Держитесь спокойно, сведите речь к необходимому минимуму и, по возможности, молчите, предложите ребенку глубокое давление, например, объятия, чтобы успокоиться. Если ребенок может убежать, или его поведение может стать опасным для него самого или окружающих, возможно, понадобится удерживать его ради безопасности.

  1. Не забывайте дышать.

Это не столько стратегия для ребенка, сколько для вас. Дышите, попытайтесь не принимать происходящее с ребенком на свой счет. Как бы это ни было трудно, постарайтесь замечать свои эмоциональные реакции (гнев, смущение, грусть). Напоминайте себе, что ваш ребенок потерял способность контролировать свои реакции в данный момент. Сохраняя спокойствие и контроль над собой, вы уже делаете очень много, чтобы помочь ребенку пережить этот непростой момент.

  1. Портативный сенсорный набор для профилактики нервных срывов.

Вот некоторые примеры того, что носят с собой вне дома родители для профилактики нервного срыва или для того, чтобы помочь ребенку успокоиться после него.

  • Солнцезащитные очки (при повышенной чувствительности к яркому свету).
  • Противошумные наушники (для уменьшения шума или для отвлечения ребенка с помощью музыки).
  • Широкополая шляпа или кепка (как способ дистанцироваться от социального взаимодействия и блокировать свет сверху).
  • Перекус, которым можно хрустеть или долго жевать (стимуляция мышц в ротовой полости может оказывать успокаивающее действие, кроме того, голодные дети становятся раздражительнее).
  • Влажные салфетки без запаха (для помощи с повышенной тактильной чувствительностью, если ребенок случайно коснется того, что его раздражает).
  • Лосьон для рук с любимым запахом (может помочь уменьшить неприятные запахи в окружающей среде, а также оказывать успокаивающее действие).
  • «Сенсорная» игрушка – игрушка, с которой можно делать повторяющиеся, простые движения, что может оказывать успокаивающий эффект.
  • Доска коммуникации с изображениями или напечатанными словами, например, «Мне нужен перерыв», «Пойдем», «Слишком громко».
  • Карточки с объяснениями или другой способ сообщить посторонним людям, что происходит, и почему вы так реагируете.

Главное запомнить, что нервные срывы из-за перегрузки важно отличать от скандалов, когда ребенок пытается добиться своего, поскольку они требуют разных подходов. Оба явления крайне неприятны для всех участников, поэтому важно как можно больше усилий направить на активное обучение ребенка тому, как он может регулировать свое эмоциональное состояние.

Петрович Е.В., педагог-психолог

свернуть

Возможные признаки расстройств аутистического спектра у детей

01.04.2022
развернуть

Петрович Е.В., педагог-психолог

свернуть

Психологический комфорт – важно ли это?

16.03.2022
развернуть

В настоящее время проблема психологического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия, комфорта, встает очень остро. Это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимательности друг к другу. Психологический комфорт воспитанников тесно связан с психическим здоровьем. Психическое здоровье не гарантирует душевного здоровья. При сохранности психики, полной психической адекватности ребенок может быть «болен душевно».  Поэтому очень важно, с каким настроением ребенок переступит порог детского сада. Так как в дошкольном детстве главными фигурами в общении являются взрослые – родители и педагоги.

Комфорт условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.

Психологический комфорт условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании положительной эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу, его собственному настрою, эмоциональности его поведения. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологические разрядки, которые снимают излишнее эмоциональное напряжение.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

  • отношениями между воспитателем и детьми;
  • отношениями между самими детьми;
  • отношениями между воспитателями;
  • отношениями между воспитателями и родителями.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определенный психологический климат в группе.

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо:

  1. Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих детей нет.
  2. В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком. Быть затейником и участником детских игр и забав.
  3. В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
  4. Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
  5. Помните: ребенок нам ничего не должен. Это мы должны ребенку помочь стать более самостоятельным, ответственным.
  6. Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников. Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
  7. Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка.
  8. Родители, педагоги и психолог детского сада должны быть единомышленниками, которые понимают, что воспитывать ребенка необходимо совместными усилиями. Для этого необходимо создавать оптимальные условия для психологического и эмоционального благополучия каждого ребенка.
  9. Психологический комфорт создается организацией соответствующей предметно-развивающей среды, которая должна вызывать положительный эмоциональный отклик.

Петрович Е.В., педагог-психолог

свернуть

Сохранение психического здоровья педагогов

10.02.2022
развернуть

Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного образовательного процесса. Само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования.

Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования). Каждый из этих этапов сопряжен с определенными проблемами профессионального становления педагогов.

На этапе адаптации к своей профессии возникают, как правило, трудности методического, психологического или социального характера. Этап самоактуализации в профессии связан с кризисами компетентности, с состоянием дискомфорта, тревожности, страха перед решениями новых задач, несоответствием своего профессионального уровня уровню ожиданий окружающих, различных групп образовательных услуг.

Эмоциональные ресурсы человека могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. «Синдром эмоционального выгорания» - один из механизмов защиты, который проявляется приобретенным стереотипом поведения, чаще всего в профессиональном поведении. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности. К сожалению, под влиянием больших нагрузок и требований, предъявляемых профессией, учитель зачастую не использует психологические знания на практике, поэтому в стрессовых ситуациях учитель становится и палачом и жертвой одновременно. Страдают дети, попадая в неблагоприятную нервозную среду, страдает и педагог, расплачивающийся за все психосоматическими и нервно-психическими заболеваниями.

Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, т.к. главным инструментом учителя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком. Психологическая некомпетентность учителя может привести к тому, что будет нарушено психическое здоровье ребенка и сведены на нет его естественные познавательные потребности.

Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, то становится ясной такая схема: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие.

Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога.

Человек сознательный, культурный, педагог в особенности, должен уметь владеть своими эмоциями и чувствами хотя бы ради двух целей:

  • чтобы не болеть;
  • чтобы принимать правильное решение. Надо научиться жить с хорошими эмоциями, противодействовать негативным эмоциям.

Чтобы сделать из себя здорового человека, нужно быть сильнее своих эмоций, но ни в коем случае не подавлять их.

Выделяют здоровьеразрушающие эмоции: гнев, ярость, уныние, озабоченность, печаль, страх, тревожность, грусть, отчаяние…

Есть эмоции здоровьесоздающие: интерес, радость, нежность, удовлетворение, спокойствие, сочувствие, удивление, восторг, умиление, восхищение…

Важным аспектом сохранения психологического здоровья является овладение педагогами приемами саморегуляции. Саморегуляция – это умение управлять всеми процессами своего организма и самой личностью: эмоциями, мыслями, поведением, поступками и переживаниями, это способность, направленная на контроль своего личного психического состояния с целью того, чтобы оптимальным способом находить решение в сложившихся педагогических ситуациях.

Саморегуляция считается необходимой в следующих ситуациях:

  • если перед педагогом предстает трудная, сложно разрешимая для него проблема, возникшая перед ним впервые;
  • если у появившейся проблемы нет единого способа решения, или же нет решения в данный отрезок времени, или присутствуют различные варианты ее разрешения, но наиболее благоприятный выбрать довольно таки сложно;
  • если у педагога повышенное эмоциональное и физическое состояние, которое может подвести его к выполнению импульсивных действий;
  • если педагогу необходимо принять быстрое решение для будущих поступков в рамках полной нехватки времени;
  • если поступки учителя оцениваются, когда на него обращают внимание коллеги, обучающиеся, другие люди, в условиях выявления его авторитета и престижа.

Умение управлять своими эмоциями играет важную роль в профессиональной деятельности педагога. Эмоциональная саморегуляция базируется на навыках управления состояния мышечной системы организма, на активном волевом включении мыслительных процессов в анализ эмоциогенных ситуаций.

Существует большое количество разнообразных техник и приемов саморегуляции своего поведения, например:

  • дыхательные техники, которые способствуют успокоению личности;
  • релаксационные техники, которые снимают напряжение;
  • медитативные техники, снимающие эмоциональное напряжение и останавливающие поток мыслей (эти техники основаны на различных способах сосредоточения внимания, например, на каком-либо объекте, олицетворяющем покой);
  • аутогенные техники, способствующие снятию эмоционального и мышечного напряжения, а также улучшению психического состояни здоровья педагогов, повышению его работоспособности и увеличению его педагогической отдачи;
  • мотивационно-волевые техники, способствующие улучшению психологической устойчивости личности.

Овладев этими техниками, выбирая оптимальные для себя методики и используя их для мобилизации своих возможностей или релаксации, педагог может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией, регулировать свое психофизическое состояние.

Рекомендации для сохранения своего здоровья:

  • Начинайте каждый день с чувством радости.
  • Поддерживайте это состояние в течение дня.
  • Прежде чем дать волю гневу, сосчитайте до десяти.
  • Ощущайте себя хозяином и властелином своей судьбы.
  • Относитесь к людям так, как вы хотели бы чтобы люди относились к вам.
  • Питайтесь регулярно и разнообразно.
  • Исключайте жареную, жирную пищу, алкоголь.
  • Увеличьте потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса, молочных продуктов.
  • Не переедайте на ночь.
  • Спите не менее 8-ми часов в сутки.
  • Занимайтесь физическими упражнениями.
  • Старайтесь больше бывать на свежем воздухе.
  • Любите свою душу и тело.
  • Старайтесь окружить их комфортом.

Белко В.Г., педагог-психолог

свернуть

Практические рекомендации педагога-психолога по использованию игр и упражнений для детей с нарушениями речи и внимания на логопедических занятиях

11.01.2022
развернуть

В последнее время все чаще в своей практике логопеды встречают детей с нарушением речи и внимания. Уже на первых занятиях такие дети с трудом подчиняются инструкции, не могут сосредоточиться на задании и до конца выполнить его, постоянно совершают нецеленаправленные движения, импульсивны, зачастую неустойчивы.

В школьном возрасте проблемы усугубляются. Вследствие плохой концентрации внимания, повышенной отвлекаемости, слабой самоорганизации дети начинают испытывать трудности в процессе обучения, даже имея неплохие способности. Они составляют группу риска по дислексии и дисграфии, т.е. в школьном возрасте у них могут проявиться стойкие затруднения при обучении чтению и письму. Значительные отклонения формируются в поведении, развиваются такие черты личности, как упрямство, агрессивность, негативизм, и, как следствие, к подростковому возрасту – социальная дезадаптация.

Поэтому при организации своей работы, логопеды должен учитывать специфические особенности таких детей.

Практические рекомендации педагога-психолога по взаимодействию с данной категорией детей:

  • Демонстрировать позитивное отношение к нему.
  • Не проявлять раздражения, не говорить приказным тоном.
  • Общаться эмоционально.
  • Монотонная речь быстро утомляет.
  • Меньше замечаний – больше похвалы, так как психологические особенности гиперактивных детей таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок.
  • Находиться рядом. Поддерживать зрительный контакт, а если необходимо, и тактильный (для привлечения внимания взять за руку, дотронуться до спины, погладить плечо).
  • Вседозволенность, заискивание перед ребенком недопустимы.

Практические рекомендации педагога-психолога по организации и методике проведения логопедических занятий:

  1. Занятия должны иметь постоянное место в распорядке жизни ребенка и проводиться по стереотипным правилам.
  2. Форма организации занятий – индивидуальная или в небольшой подгруппе.
  3. В поле зрения ребенка не должны находиться отвлекающие факторы (игрушки, картинки и другие предметы, не имеющие отношения к занятию).
  4. Ход занятий должен позволять часто менять вид деятельности, позу. Необходимо обеспечить возможность слушать и говорить, но и двигаться, манипулировать предметами, картинками и т.д.
  5. Содержание заданий должно быть не только коррекционно-развивающим, но и интересным.
  6. Использовать разнообразный наглядный материал.
  7. В работе с дошкольниками отдавать предпочтение игровым приемам, сюрпризным моментам.
  8. Не давать многоступенчатых инструкций. Большие задания лучше разбивать на несколько блоков, с обсуждением промежуточных результатов работы.
  9. Если видны признаки утомления, уменьшить нагрузку, не упрощая задания.
  10. Со старшими дошкольниками и младшими школьниками следует заранее договориться о продолжительности занятия или об объеме предстоящей работы.

Возможность расходования избыточной энергии позволяет улучшить концентрацию и устойчивость внимания, повышает интерес к занятиям, делает их более организованными и эффективными. Поэтому на всех этапах занятия можно применять задания, где нужно не только говорить, но и действовать.

Петрович Е.В., педагог-психолог

свернуть

Практические рекомендации для воспитателей по работе с детьми с задержкой психического развития

10.01.2022
развернуть

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.

Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития на занятиях является дидактическая игра. Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку приобрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории. 

Общие рекомендации в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития:

  1. Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры на занятиях, а также в различных режимных моментах в группе. Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.
  2. В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия.
  3. При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ЗПР.
  4. Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.
  5. Зная особенности детей с ЗПР, для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного).
  6. Содержание игры должно усложняться в зависимости от возрастных групп. В каждой группе следует намечать последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.
  7. Игровым действиям нужно обучать. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Только живость игры мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
  8. Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность детей, способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.
  9. Рекомендуется подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.
  10. При проведении любого занятия необходимо учитывать психофизические особенности детей с ЗПР. Программные задачи выполнять последовательно, используя принцип дидактики "от простого к сложному".
  11. Замедленный темп усвоения нового материала детьми данной категории предполагает проведение по одной и той же теме двух и более занятий.
  12. На первых этапах обучения рекомендуется использовать простые, одноступенчатые инструкции, задания выполнять поэтапно. Обучать детей речевому отчету о проделанных действиях. Переходить к следующей теме только после того, как будет усвоен предыдущий материал.
  13. При проведении тематических занятиях (например, по сказке) необходим творческий подход педагога к сценарию занятия, т.е. педагог должен понимать, по какой сказке и сколько занятий можно планировать по одному и тому же сюжету.
  14. Использовать как традиционные методы обучения (наглядные, словесные, практические, игровые), так и нетрадиционные подходы.
  15. Использовать индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
  16. Доброжелательно и уважительно относиться к каждому ребенку.

Петрович Е.В., педагог-психолог

свернуть

Практические рекомендации учителю по работе с агрессивным ребенком

22.10.2021
развернуть

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

Агрессивность у детей проявляется в разных формах и детерминирована возрастными кризисами, этапами психического развития и логикой основной культуры. Поэтому при организации работы с данной категорией детей педагогу необходимо опираться на следующие рекомендации:

  1. Привлекать к повседневному постоянному труду по самообслуживанию.
  2. Использовать занимательные формы деятельности, «секретную» работу, элементы игры.
  3. Работать в группах со сменным составом участников, со сменой ролей.
  4. Использовать поощрения – материальные и моральные – с целью формирования нравственной зрелости и положительного отношения к делу, себе, другим людям.
  5. Обучать приемлемым способам выражении гнева, умению владеть собой.
  6. Использовать метод неприятных последствий (что будет, если ты и дальше будешь так агрессивен).
  7. Вместо конкуренции развивать навыки сотрудничества, готовность идти друг другу навстречу, умение просить помощи и помогать другим, быть терпимым к недостаткам других, считаться с интересами других.
  8. Обучать сдерживанию агрессии, самоконтролю, снятию мышечного напряжения.
  9. Выявлять конфликтогены (слова, поступки, жесты, интонации), которые пробуждают агрессию у ребенка, тренировать изменения его поведения в трудных ситуациях.
  10. Обучать ненасильственному разрешению конфликтов.
  11. Никогда не позволять себе оскорблять детей, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова – это не даст детям права оскорблять вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.
  12. Общаться на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.
  13. В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать личностные особенности, возможные бурные реакции.
  14. Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
  15. Обсуждайте поведение только после успокоения.
  16. Агрессивные дети мстительны, поэтому лучше не отвергать их.
  17. Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «(Имя)…, ты можешь злиться и переживать, но не имеешь права обижать других. Что тебе нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте свой вариант только в дополнение сказанному ребенком.
  18. Нельзя угрожать и шантажировать, т.к. в какой-то момент это перестанет действовать, и вы будете неубедительны и бессильны.
  19. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
  20. Найдите повод похвалить ребенка, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности ребенка в целом.

Петрович Е.В., педагог-психолог

свернуть

Особенности работы с детьми с разными типами темперамента

05.10.2021
развернуть

Темперамент (лат. – надлежащее соотношение частей) – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.

Дети с чистыми типами темперамента встречаются редко, чаще всего мы имеем дело со смешанными типами, для которых характерно преобладание черт одного из темпераментов.

Основные свойства темпераментов детей.

Холерик

В поведении ребенка наблюдаются неугомонность, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, нетерпеливость, конфликтность, горячность. Такой ребенок бурно проявляет эмоции, любит шумные азартные игры. Очень легко приспосабливается к новой обстановке детского сада, но с трудом – к требованиям, установленным в учреждении образования.

Особенности работы. Необходимо чередовать виды деятельности. Необходимо подбирать игры, которые укрепляют процессы торможения и не приводят к перевозбуждению нервной системы: спокойные, в которых все зависит от внимания и требуется минимум эмоций.  Для выполнения задания должны быть очерчены временные промежутки и требования. Необходим пошаговый контроль. Работу стимулирует указание на ошибки.
Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке.

Рекомендации: подвижные и соревновательные игры, частое напоминание перед выполнением деятельности, относиться терпеливо и спокойно.

Сангвиник

Для сангвиника характерны жизнелюбие, оптимизм, деловитость, общительность. Такой ребенок чувствует себя везде как дома, любит общество детей и взрослых. Легко и быстро усваивает новое, как правило, хорошую долговременную и кратковременную память. Адаптация к учреждению образования легкая.

Особенности работы. Легко справляется с одновременным выполнением нескольких заданий. Учить терпению, упорству, тому, что любое дело надо доводить до конца. Как можно больше поощрять ребенка за проявления нравственности в его поступках.  Для выполнения задания следует уточнить временные промежутки и требования. Необходим пошаговый контроль.
У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

Рекомендации: подвижные игры, учить удерживать внимание с помощью чтения книг, собирания конструктора, просмотра фильмов, необходима частая смена видов деятельности.

Флегматик

Основными чертами флегматика являются спокойствие, медлительность, неторопливость,  сдержанность, миролюбие. Такой ребенок не проявляет бурных реакций на окружающее, мало эмоционален. К учреждению образования адаптируются долго.

Особенности работы. Может длительное время работать над конкретным заданием. Требуется время на подготовку к ответу. Необходим настрой на работу. Не следует торопить и ограничивать во времени. Играть с ним в игры, где требуются быстрота движений, точность, ловкость, и поощрять, когда он выполняет правила. Нужно учить дошкольника полнее выражать эмоции и чувства: радоваться, грустить, жалеть кого-то и быть добрым. Чаще обучать самостоятельному оцениванию своей работы по заданным критериям.

Рекомендации: игры на развитие фантазии, занятие музыкой, вышиванием. Необходимо побуждать к деятельности, вызывать интерес.

Меланхолик

Основные черты – робость, застенчивость, замкнутость, ранимость, чувствительность и впечатлительность. Это мягкий и послушный кроха. Меланхолики застенчивы, робки, а нерешительность – одно из основных свойств их характера. К учреждению образования адаптируются с трудом.

Особенности работы. Считаться с его ранимостью, не кричать и не давить на него, свое недовольство выражайте ровным уверенным голосом, не обзывайте его. Ребенок-меланхолик нуждается в особом внимании, теплых отношениях, в помощи. Нуждается в щадящем режиме, доброжелательном отдыхе. Осуществлять подбадривающий контроль, т.е. в первую очередь оценивать успехи. Поощрять старательность, неудачи отмечать деликатно. Нужно привлекать таких детей в коллективные дела, находя посильное для их выполнения роль.
Например, меланхолик в ответ на постоянные требования выполнить действие быстрее начинает делать его еще медленнее или вообще прекращает его. Детям следует показать, что медлительность или, наоборот, ускоренность действий не является недостатком, главное в работе-это качество результатов.

Рекомендации: требует любящего понимания, недопустима грубость. Использовать лепку, рисование, конструирование, игры без соревнований.

Белко В.Г., педагог-психолог

свернуть

Профилактика профессионального выгорания

21.01.2021
развернуть

Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.

Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Рекомендации:

  1. Относитесь к жизни позитивно. Помните психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измени ее, не можешь изменить обстоятельства – измени к ним отношение.
  2. Ведите разумный образ жизни. Помните психологическое правило: не можешь жить напряженнее, начинай жить умнее.
  3. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  4. Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.
  5. Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои  потребности в общении.
  6. Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
  7. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
  8. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  9. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  10. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  11. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь.
  12. «Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества», – писал В.А. Сухомлинский. Вечно занятые педагоги редко читают бестселлеры, не смотрят нашумевшие фильмы, постановки и… постепенно теряют к этому вкус. Следствием может стать потеря уважения со стороны учеников. Такого учителя ученики считают безнадежно отставшим от жизни, а затем переносят свой вывод на предмет, который тот преподает.
  13. У вас нет хобби? Обязательно найдите себе занятие по душе. Запишитесь на какие-нибудь курсы, не связанные с вашей профессиональной деятельностью. Хобби-терапия – способ оперативно уйти от аффектогенной ситуации.
  14. Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… Тогда стресс будет «приставать» к вам реже.
  15. Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой. К сожалению, многие люди постоянным атрибутом своего существования сделали тягостные переживания негативных жизненных мелочей: неприятности они возводят в ранг трагедии (что особенно характерно для учителей с их ранимостью); всех оценивают через призму прежних разочарований, копят недовольство и обиды и при этом страдают прежде всего сами.
  16. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  17. Тому, кто верит в Бога, предотвратить или снять стресс может помочь молитва или посещение церкви. Там все – от икон с ликами святых до запаха ладана – помогает обрести покой в душе.
  18. Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?
  19. Дни, проведенные вдали от дома, помогут отвлечься, взглянуть на свои проблемы со стороны.
  20. Научитесь жить с юмором. «Юмор – соль жизни, – говорил К. Чапек, – кто лучше просолен, дольше живет». Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной  тревожностью по поводу его влияния на нашу жизнь. Поэтому смех и защищает нас от чрезмерного напряжения. Юмор дает возможность человеку увеличить дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, т.е. облегчает самоотстранение. Смех – это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее. Он освобождается от страха перед проблемой, которая начинает выглядеть простой и преодолимой. Человек начинает ощущать себя  хозяином положения.
  21. Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Снизьте темп жизни! Разумнее делать меньше, но лучше, чем много, но плохо, а потом еще и переживать из-за этого «плохо».
  22. Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма – это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий. Помните психологическое правило: жизнь ритмична, спады чередуются с подъемами.

Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста; удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах; наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы.

Реже «выгорают» оптимистические и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы. Те, кто занимает активную жизненную позицию, и обращается к творческому поиску решения при столкновении с трудными обстоятельствами, владеет средствами психической саморегуляции, заботится о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов.

Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надежных друзей и поддержка со стороны семьи.

Экспресс-приемы для снятия эмоционального напряжения.

Сложите руки «в замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.

Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания происходит выброс «гормона счастья»).

Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10–15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.

Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме «4 + 4 + 4»: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как  воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно.

Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное – это установка человека на то, что жизнь – прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами – чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом – чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит на жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное – это установка на радость.

Мудра Земли. (Мудра – особое положение пальцев рук на фоне медитации, которое замыкает и направляет биологическую энергию человека.) Сложите большой и безымянный пальцы кольцом, остальные выпрямите. Закройте глаза. Замрите. Эта мудра улучшает психофизическое состояние организма, снимает стрессы, повышает самооценку.

Мудра «Лестница небесного храма». Снимает депрессию, улучшается настроение, снимает состояние безысходности и тоски. Сложите пальцы в виде лестницы: большой на большой, указательный на указательный, средний на средний, безымянный на безымянный, мизинцы выпрямите и несколько минут медитируйте. Скажите себе, что вы самый уравновешенный человек. Улыбнитесь!

Мышечная разрядка отрицательных эмоций (пешие прогулки, физические упражнения). Например: в течение 10 минут утром и вечером (под музыку, как бы танцуя), стоя, ритмично отрывая пятки от пола, поворачиваться на носках на 90 градусов влево, вправо, одновременно перекручиваясь в талии вокруг своей оси насколько  возможно и при поворотах  делая махи руками и моргая. Это средство от нервно-психического перенапряжения, для улучшения настроения и работоспособности (из альтернативной индийской медицины).

Учтите, что стрессы реже «пристают» к человеку, который умеет дурачиться, или, как говорят, «валять дурака». Например, дома побоксируйте с воображаемым противником, состройте самому себе рожицу перед зеркалом, наденьте на себя что-нибудь экстравагантное, поиграйте с игрушкой вашего ребенка…

Одна из биологически активных точек, надавливание на которую успокаивает нервную систему, находится в центре нижней части подбородка, другая – на тыльной стороне правой и левой рук между большим и указательным пальцами, причем ближе к указательному пальцу. Надавливают как на одну, так и на другую точку кончиком большого пальца колебательными движениями сначала слегка, потом сильнее (до появления легкой боли) не менее 3 минут.

Музыка является одним из компонентов коррекции психологических и физиологических процессов. Для моделирования настроения рекомендуются следующие музыкальные произведения:

  • при переутомлении и нервном истощении – «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
  • при угнетенном меланхолическом настроении – ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта,
  • при выраженной раздражимости, гневе – «Сентиментальный вальс» Чайковского;
  • при снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;
  • расслабляющее действие – «Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского;
  • тонизирующее воздействие – «Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна.

В работе по профилактике эмоционального выгорания первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.

Жизненный успех не дается без труда. Но не следует считать трудности непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет – и суда нет, как говорят в народе. Большая мудрость содержится в изречениях: «Жизнь на 10% состоит из того, что вы в ней делаете, а на 90% – из того, как вы ее воспринимаете», «Если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней».

В.Г. Белко, педагог-психолог

свернуть