Аутизм – нарушение развития, характеризующееся отклонениями в поведении, общении и социальном взаимодействии, с которыми человек рождается и живет всю жизнь. Это не болезнь, им нельзя заразиться и от него нельзя вылечиться. До сих пор ученые во всем мире не могут прийти к единому мнению о том, что служит причиной появления аутизма. Ребенок с аутизмом может родиться в любой семье.
Люди с аутизмом очень разные. Если вы знаете одного человека с аутизмом, вы не должны делать обобщающих выводов и считать, что они все одинаковые. В последние годы педагоги и медицинские работники говорят о нарушениях аутистического спектра, настолько разными бывают люди аутизмом. Кто-то из них обладает высоким интеллектом, одаренностью в творческой или научной сфере, а кто никогда не сможет освоить элементарные навыки самообслуживания и речь. Тем ни менее, для людей с аутизмом всегда характерны нарушения в социальных взаимодействиях, нарушения в коммуникации и повторяющееся поведение.
На что следует обратить внимание родителям, если они подозревают аутистические нарушения у своего ребенка? В первую очередь, это отсутствие контакта глазами, улыбки или ответной эмоциональной реакции, нежелание играть в привычные детские забавы («ку-ку», «ладушки»). Тревогу должно вызвать, если ребенок в возрасте двух лет не говорит, не показывает пальцем на то, что хочет, а использует для этого руку мамы. Не правильно, если ребенок плохо взаимодействует окружающими, не реагирует на собственное имя, не умеет играть в ролевые игры, склонен к манипулированию предметами, например, выстраивает их в ряды по размеру и цвету, проявляет озабоченность определенными объектами или предметами (номерные знаки, собаки, колеса игрушечных машин). Также проявлениями, которые должны насторожить, являются повышенная тревожность, следование ритуалам и маршрутам, наличие стимулов (например, все время раскачивается, крутится на одном месте, постоянно делает пальцами непонятные движения).
Все это не указывает на то, что у ребенка обязательно есть проблемы, однако это должно заставить родителей внимательнее отнестись к ребенку, понаблюдать за ним и проконсультироваться со специалистами.
В мире отмечается рост людей с аутистическими нарушениями. Пинский район не является исключением. На учете в районном банке данных о детях с особенностями психофизического развития состоит 44 ребенка с аутизмом. Все дети получают необходимую коррекционно-педагогическую помощь, занимаются с педагогом-психологом, учителем-дефектологом индивидуально или в групповой форме.
В поддержке нуждается семья, в которой воспитываются ребенок с аутизмом. Столкнувшись с диагнозом ребенка, родители чаще всего испытывают страх, растерянность, они не знают, куда обратиться за помощью. Для поддержки таких семей в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района создана родительская школа «РАС-шифровка», целью которой является обучение родителей навыкам взаимодействия со своими детьми.
Дети с аутистическими нарушениями нуждаются в постоянной помощи. Они могут усвоить образовательную программу, но для этого преподносимый педагогом материал должен быть особым образом адаптирован и переработан. Помощь в учебе детям оказывают воспитатели персонального сопровождения (тьюторы). В нашем районе работает 8 тьюторов, которые помогают учиться 15 детям с аутизмом. С целью повышения уровня профессионального мастерства этих педагогов, в районе функционирует проблемная группа, участники которой собираются вместе, обсуждают возникающие проблемы, рассматривают и изучают вопросы усовершенствования коррекционной работы, вместе ищут решение сложных ситуаций. Ведется активное взаимодействие между педагогами и специалистами Пинского межрайонного психоневрологического диспансера, ведь результативность работы во многом зависит от своевременной медицинской помощи.
У каждого ребенка, какое бы нарушение у него ни было, есть свой путь развития, где даже маленькое достижение все равно означает движение вперед. Главное, в чем нуждаются мальчишки и девчонки с аутизмом, – понимание, принятие и поддержка окружающих.
Галина Лопушко, учитель-дефектолог