Советы педагога-психолога
Руководящий контроль
04.12.2024Родитель и ребенок активно влияют на поведение друг друга. Но очень важно при этом иметь правильный баланс. Ребенок однозначно не должен иметь руководящую роль в ситуации, но имеет право на выбор и мнение. И тут все же встает вопрос: «Как занять руководящую позицию?».
6 основных правил руководящего контроля:
- Действовать в интересах ребенка. Никаких решений: «Я сказала и точка». Дайте право выбора, где можно. А где нельзя, должна быть сформированная позиция с причинно-следственными связями. Вербальным детям нужно пытаться объяснить свое решение для невербальных мы можем показать только своей уверенностью на уровне ощущений.
- Мотивация. Для каждого ребенка нужна мотивация к какой-то деятельности. Позаниматься или убрать игрушки, надо везде. Мотивирующие стимулы должны быть ЗНАЧИТЕЛЬНРЫМИ ДЛЯ РЕБЕНКА, а не потому, что вам так кажется. Стимулы должны быть разными и сейчас и отсроченными. И, конечно, самое важное - это ограниченность их использования. Если вокруг тонны игрушек или планшет на расстоянии вытянутой руки, то они обесцениваются. Контроль взрослого за важными стимулами обязан быть. Для невербальных детей закрытые игрушки в контейнере, которые ион не может открыть это прекрасная мотивация к речи и к взаимодействию.
- Требования должны быть предсказуемыми и последовательные. Родитель должен выполнять все свои обещания. При чем как хорошие, так и плохие. Если нарушаются хорошие, то прощай доверие. Если нарушаются угрозы и наказания, то это прямая дорога на вашу шею, свесив ноги. Поэтому никаких заведомо пустых угроз. Например: не будешь убирать игрушки – значит не будешь смотреть мультики, но потом через некоторый промежуток времени все равно включаете ребенку мультик. Варианты подкупа типа «съешь конфету – только не кричи», «смотри мультики – только сядь спокойно и сиди» – ИСКЛЮЧАЕМ. Обещаете забрать карандаши за рисование на обоях, но все равно оставляете, даже если ребенок игнорирует требования не рисовать на обоях, а рисовать в тетради.
- Приемлемый уровень требований. Не требуйте от ребенка того, с чем ребенок объективно не в состоянии справится. НО НЕ ВЕШАЙТЕ ЯРЛЫКОВ «Мой раздолбай с этим не справится». Просто разбивайте задачи на более простые и выполнимые. И пусть они будут с активной помощью и поддержкой. У ребенка должен накапливаться опыт конструктивного взаимодействия, а не опыт в ключе: «А смысл?». Опять же даем право выбора ребенку при возможности и в конкретной ситуации.
- Грамотная реакция на нежелательное поведение. Причины нежелательного поведения могут быть разные: поиск внимания, избегание требований, попытка получить желаемое, самостимуляции и ритуальность, зацикленность. И относительно нежелательного поведения очень применительно уместное игнорирование.
- Систематичность и настойчивость выполнения требований.
Всем желаю здоровья ментального и физического!!!
Сергеюк Е.В., педагог-психолог
Как воспитать психически здорового ребенка
10.10.2024Пять китов психического здоровья
- Безусловное принятие – когда родители с самого рождения ребенка смотрят на него через призму искренней любви, видят в нем исследователя и личность, а не пытаются через него реализовать свои амбиции. «Многие об этом слышали, но воплотить это на практике не так просто. Если смотреть на ребенка как на человека, которому можно помогать раскрывать его таланты, а не на коробочку, в которую нужно побольше всего запихнуть, то родителям удастся избежать чувства неоправданных ожиданий, а также раздражения и расстройства по этому поводу».
- Умение родителя не накладывать на текущие события свой личный травматический опыт или страх перед будущим. Например, ребенок разбивает тарелку или приносит из школы двойку, а родитель из этого делает вывод, что теперь вся жизнь пойдет под откос: «Сегодня двойка – завтра бродяга под забором». Такие ситуации, по словам психолога, чаще всего дают детям травматический опыт.
- Залогом крепкой психики является не только благоприятный эмоциональный климат в семье, но и сон, питание и режим – три ключа к физиологическому и как следствие психическому здоровью.
Достаточно учитывать эти три базовые величины, и ребенок (он же будущий взрослый) уже будет в силах справиться и физически, и эмоционально со многими сложностями.
- Отказ от наказаний и правильная похвала.
Стоит отказаться от наказаний в том смысле, в котором мы привыкли их воспринимать. Наказание может быть только в контексте причинно-следственной связи.
«Если ребенок отказался убираться в комнате, хотя у нас с ним есть на этот счет договоренности, то мы не идем на прогулку. Это объективная причинно-следственная связь: когда есть четкие правила и они не соблюдаются, дальше наступают последствия.
«Если очень хочется отругать и наказать ребенка, надо попробовать абстрагироваться от ситуации, и постараться посмотреть на его поступок как на сигнал. Он капризничал, разбросал вещи, отказался делать уроки — все это его способ что-то сказать. Если мы постараемся разобраться в причине случившегося, ответить на вопрос «Почему он так делает», то найдется метод, который не потребует наказаний.
- Умение правильно хвалить – искусство, отмечает специалист по эмоциональному интеллекту.
Случаи, в которых похвала не принесет ни радости, не удовлетворения:
- когда родитель хвалит через сравнение («Ты старательный, но, наверное, у Васи лучше получилось?»);
- сухая похвала, направленная на ребенка, а не на его действия («Молодец, так держать»);
- слишком глобальная похвала («Вот это да! Ты у меня гений»);
- когда родитель «забивает» радость ребенка собственными приятными переживаниями («Мама, у меня была такая сложная контрольная, но, представляешь, я успел вовремя все решить. – А у меня сегодня был долгий и напряженный созвон с коллегами, и я тоже справилась»).
В каждом из перечисленных примеров, по словам психолога, у ребенка не получится полноценно прожить свою радость.
Лучшая стратегия со стороны родителя – использование техники активного слушания: искренний интерес («Да? А что там у вас было? Расскажешь?»), общение, которое поможет ребенку рассказать о том, что его волнует и самому дать этому оценку. Задача родителя слушать, помогать подбирать слова для описания опыта ребенка. И только в этом случае у ребенка получится разобраться, в чем он хорош.
Эффективные правила и поддержка
В семье со здоровым эмоциональным климатом выстраивают эффективные правила, где у ребенка всегда есть право голоса, и он всегда знает, что может рассчитывать на поддержку старших. Чтобы свести конфликты к минимуму и проще договариваться внутри семьи, психолог рекомендует воспользоваться принципом «красно-желто-зеленой зоны». В каждой из них действуют свои правила, о которых знает каждый член семьи и соблюдает их.
- Красная зона – это важные правила, которые имеют четкое обоснование и логику, которую родитель может донести до ребенка. Например, у нас убирают за собой посуду, у всех вещей есть место и т.д.
- Желтая зона – про развитие, общение, эксперимент и поддержку. Когда родитель и ребенок вместо что-то исследуют, изучают. Например, договариваются, что хотят вместе сходить в музей, чтобы подтянуть историю. Вместе выбирают, на какой фильм сходить.
- Зеленая зона – это та зона, где ребенок сам вправе решать, что он делает. Например, с кем он хочет дружить, что он делает в свободное время.
Когда эти зоны понятны и родителю, и ребенку, то дисбаланса и раздражения в семье становится меньше.
Уроки и занятия в школе – не поле для семейной битвы
Личностное развитие человека начинает формироваться в точке покоя, поэтому задача родителя создать эту «точку» для ребенка и сделать так, чтобы учеба не превращалась в стрессовое событие. Успеваемость и школьная жизнь ребенка нередко становится полем для семейных конфликтов. Однако разногласия можно свести к минимуму, если не навязывать ученику конкретный стиль обучения и устанавливать правила в духе «либо ты станешь отличником, либо будешь наказан. Иначе есть риск, что учеба станет сильным раздражителем.
Предоставьте ребенку свободу выбора, не оставляя его при этом без помощи: «А давай подумаем вместе?», «Давай поищем решение?». Детям нужно понимать, что при необходимости они всегда могут обратиться за поддержкой к близкому человеку.
Белко В.Г., педагог-психолог
Рекомендации родителям по облегчению процесса адаптации в дошкольном учреждении
08.10.2024Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом.
В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:
- четкий режим дня;
- отсутствие родных рядом;
- постоянный контакт со сверстниками;
- необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
- уменьшение персонального внимания.
Как же сделать процесс адаптации более мягким?
- Подготовьте ребенка заранее к посещению дошкольного учреждения. Родители могут читать сказочные истории о детском саде, дома можно играть с игрушками в детский сад. Гуляйте возле садика и на его территории. Расскажите ребенку, что ему предстоит туда ходить. Познакомьте ребенка заранее с воспитателем, малышу будет значительно легче особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом.
- Обучите ребенка элементарным навыкам самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
- Рацион питания должен быть примерно таким же, как и в саду. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.
- Соблюдайте основные режимные моменты. Они должны совпадать с распорядком дня в саду.
- Первые дни маме лучше присутствовать вместе с ребенком в дошкольном учреждении. Это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и снизит уровень тревожности самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении.
- Сначала лучше приводить ребенка не к завтраку, а к прогулке. И оставлять ребенка без мамы рекомендуется именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы их отвлечь.
- Следует принести из дома любимую игрушку, книгу, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.
- Не стоит наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, ребенок имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
- Никогда при ребенке не отзывайтесь плохо о саде и о воспитателях. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
- Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
- Будьте терпимее к капризам.
- Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте вовремя.
Соблюдение данных рекомендаций помогут ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будут способствовать процессу ранней социализации.
Сергеюк Е.В., педагог-психолог
Генерализация навыков у детей с ОПФР
08.08.2024Работа с новыми навыками у детей с ОПФР – довольно объемная и не всегда быстрая. В нее вкладывается педагог и родитель. Но что делать, если навык только появился, но вскоре исчез? Как проанализировать ошибки и вернуть наработанное обратно?
Вся суть кроется в генерализации (обобщении) навыков. Навык, который ребенок показал буквально несколько раз и потом больше не повторял, не имеет ничего общего с откатом. Это всего лишь отсутствие генерализации навыков.
Что же такое генерализация?
Генерализация –это закрепление навыка за пределами привычной учебной среды, то есть оттачивание знаний в жизни. Это кажется обычным делом для большинства детей, но у ребят с особенностями этот процесс иногда требует больших усилий. В силу сенсорных или интеллектуальных нарушений им сложно считать ситуации в новых обстоятельствах, а подготовить ребенка ко всему –невозможно.
Как же добиться генерализации и устойчивости навыка?
1.Использовать максимально много примеров для обучения.
- Часто дети с особенностями могут выучить наизусть конкретные книги, пособия и задания, без понимания отвечать да (нет), брать всегда с одной стороны, автоматически отвечать на некоторые вопросы и т. д. Чем больше примеров для освоения одного навыка, тем больше шансов действительно овладеть навыком, а не заучить без понимания.
- Обучение с разными людьми.
- Проблема «кабинетных детей». Со специалистами ребенок делает все, а дома или в саду, школе не делает, или делает только с определенными людьми, другие люди просто игнорируются.
- Обучение в разных местах.
- Использование для обучения максимально естественные ситуации.
- Коррекция должна стать стилем жизни, и проводится везде и всюду: в магазине, на почте, в кафе. С минимальным количеством подготовленных предметов и пособий, навыки должны отрабатываться на предметах быта и ежедневного использования. Для детей с особенностями важно уметь показать навык в любом месте.
- Использовать естественные подкрепления и гибкое обучение.
- Подкреплять разные способы реагирования на одни и те же стимулы.
Процесс генерализации считается завершенным при двух условиях:
- ребенок демонстрирует навык в новой для него среде, при этом не испытывая сильный стресс;
- ребенок обретает новые навыки ответной реакции на ситуацию, которые возникают уже за пределами того, чему его обучали.
Ориентиром в закреплении навыков минимум 80% самостоятельных реакций в разных условиях, с разными людьми и на разных материалах. На практике есть очень много «недоделок», «недонавыков», а потом в итоге обучение стоит на месте или есть только «Кабинетный навык».
В коррекции лучше делать меньше, но качественно, чем делать все подряд. В итоге результат? А результата нет. Есть только «Откат».
Всем желаю здоровья ментального и физического!!!!
Сергеюк Е.В., педагог-психолог
Психология лени «особенного» родителя
23.07.2024Наверное, каждый из вас хоть раз жизни слышал такие фразы: «Сколько можно лениться?», «Ну ты и лентяй или лентяйка!», «Соберись уже!», «Где твоя сила воли?», «Возьми себя в руки!». В современном обществе лень всячески осуждается, стигматизируется. Я бы хотела разобраться в причинах лени с точки зрения психологии, а именно лень со стороны родителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития. Но что скрывается за этим словом «лень»? Какие истинные причины возникновения лени? Давайте разберемся. И я хочу выделить 6 основных причин лени особенного родителя:
- Отсутствие мотивации или навязанная мотивация.
Мама каждый день обещает сама себе заняться самостоятельностью ребенка, но не делает этого, потому что у нее есть вторичная выгода чувствовать себя значимой. А вокруг все знакомые твердят: учи, учи, общество навязывает свои социальные нормы и рамки. Мама будет жаловаться, иметь 1000 отмазок, что нет сил, времени, не знаю, не умею, мой ребенок меня не слушается, не воспринимает всерьез. На самом же деле у мамы нет собственной внутренней мотивации, а все это навязанная мотивация самим обществом, «так нужно», «так правильно». При этом, лень особенного родителя является результатом низкого уровня вовлеченности «опускание рук», когда человек не видит ценности или смысла в том, что ему предстоит делать.
- Перфекционизм.
Перфекционизм у мамы ребенка с особенностями психофизического развития – это якорь, тянущий ее и развитие ребенка на дно. Почему? Потому, что ребенок «особенный», потому что я недостаточно умная. Маме настолько сложно сталкиваться с трудностями и неидеальностями в пути, что проще избегать. В итоге ничего опять не сделано. И в очередной раз мы получаем от общества вердикт «Опять лентяйка».
На самом же деле нет, не лентяйка, просто не хватает того, чтобы перестать есть себя изнутри и ребенка за не идеальность. Бояться, что за ошибки, осудят, казнят и обесценят. Выживать с особенными детьми и перфекционизмом невыносимо. При этом всем, вечно силы на нуле, потому что идеал недостижим, а так хотелось бы.
- Выгорание.
Когда наступает выгорание первостепенная задача организма, стоит на выживание, а не на новых свершениях.
Депрессивная и выгоревшая мама не может ничего отдавать. У нее просто нет на это никакого малейшего ресурса. На последнем издыхании одеть ребенка, как куклу, накормить лишь бы. И давать ежедневно себе обещания, ну вот завтра точно начну обучать ребенка самостоятельности. А завтра все никак не наступает.
- Непонимание и непринимание всех последствий.
Мама может долго искать отговорки «Потом, потом, успеем еще, научим». А на деле, что мы видим ребенок не может самостоятельно себя обслужить в 10 лет. Последствие таковы, что чем старше ребенок, тем сложнее менять старый, привычный уклад жизни.
Мама думала, что в 12-14 лет ребенок самостоятельно научится всему, начинает требовать с ребенка того, чего никогда раньше не требовала. А ребенок, ждет и свято верит ему же всегда прислуживали, значит так и будет. Малейшие попытки изменить это, вызывают серьезное сопротивление, агрессию, самоагрессию, негативизм, протест.
- Тревога и страх перемен.
Как же перестать блендерить еду? А вдруг подавится. Не собрать за ребенка портфель в школу? Сам не сможет, двойку получит, учитель поругает. Как учить готовить, а вдруг ножом порежется. Итог: с виду снова ленивая мама. А на самом деле – дико тревожная. В голове происходят страшные сценарии. Паника. Ребенок дальше живет в безопасной скорлупе маминой гиперопеки.
- Отсутствие оценки ресурсов.
И первое : отсутствие времени.
Как научить одеваться самостоятельно? Если выходить через 10 минут? Или как научить особенного ребенка ходить на горшок, если мама не занимается замерами времени. Никак. Снова «напялила памперс». Нужно оценивать время для занятий. Готовить базу. Визуальные расписания, таймер.
Никто кроме нас, родителей, не займется развитием и воспитанием наших детей. Очень часто родители выступают в качестве альтруизма, вечного спасателя. Тут должен срабатывать алгоритм действий, как в самолете «сначала маску надень на себе и только потом на ребенка». Спасать нужно не самого ребенка, а спасать себя в первую очередь. Старайтесь искать мотивацию в себе том, что в дальнейшем ваша жизнь станет легче и лучше. Действительно работать с «особенным» ребенком очень трудно. Но гораздо сложнее жить с совсем беспомощным ребенком. Помните: вы работаете для себе, вам жить с вашим ребенком всю оставшуюся жизнь, и ничего не делая, вы не сделаете свою жизнь легче. Когда-нибудь вы научите ребенка определенным навыкам и сможете спокойно пить кофе, наблюдая за ним со стороны, как он, например, сам одевается или ест.
Всем желаю здоровья ментального и физического!
Сергеюк Е.В., педагог-психолог
Осознанное родительство
30.05.2024Безусловно, мы знаем о важности планирования и контроля в воспитании и развитии детей, но как его добиться? Естественно, все родители особенных детей хотят оказать максимально мощное и эффективное влияние на результат коррекции. Мы не боги и не волшебники. Но все же многие факторы коррекции и развития ребенка в наших руках. Правильно приложенные усилия принесут свои результаты. Хаотичные метания и попытки делать «хоть что-то», «и так сойдет», «просто буду перебирать все, что смогла нагуглить», не приведут к хорошим результатам.
- Семья
Семья решает в коррекции очень много. Семья с гиперопекой противодействует развитию ребенка. Семья, которая не делает домашнее задания, не выполняет рекомендаций специалиста является якорем тянущим на дно. Самый лучший АВА терапевт не может вам передать свой руководящий контроль, ни один нейропсихолог не поможет в формировании саморегуляции, если на каждый крик ребенка закидывают конфетами, мультиками лишь бы не плакал, ни один нутрициолог не вылечит ребенка если на завтрак сахарный йогурт, булка, а вечером сосиска, пицца, чипсы, ни один логопед не поможет , если с ребенком не пытаются развивать диалог в быту. Ни один тренер АФК не сделает ребенка физически подготовленным, если он все время лежит на диване с телефоном в руках. Очень часто на практике встречается: «Я готова заплатит какие угодно деньги, лишь бы это кто-то сделал за меня».
- Возраст коррекции
Однозначно чем раньше, тем лучше. Чем скорее начинается активная работа, тем быстрее и точнее можно направить вектор развития, как можно ближе к нормативному. Выключайте режим ждуна!!! Забудьте эти: перерастет, пойдет в сад заговорит, «а наш папа заговорил в 5 лет». Хватку и напор можно всегда ослабить, если развитие дотянуло до нормы. А вернуть уже упущенное время никогда.
- Адекватный маршрут коррекции и обследования
Без грамотного маршрута ничего хорошего ждать не приходится. При этом родители совершают типичные ошибки:
- Практически не обследованный ребенок.
- Детей с полевым поведением отправляют к нейропсихологу занятий толком ноль, зато целый вагон стимуляций.
- Занятие исключительно академическими навыками и ноль физической коррекции.
- Биомед. Пьем кучу бадов, минералов и витаминов все подряд, не зная реальные дефициты ребенка. Большинство родителей даже не знают, что многие витамины не совместимы друг с другом.
- Групповые занятия для детей с нулевым пониманием речи и без имитации.
- Комлексное развитие
Как часто в коррекции все гонятся за академическим обучениями и навыками, при этом физическое развитие на нуле, бытовые навыки не сформированы, игра отсутствует, сенсорное развитие нарушено. На этой базе держится успешная коррекция.
- Объем коррекции
Для каждого индивидуален, но для детей со сложной структурой нарушений чаще всего требуется от 20 до 40 часов в неделю. Занятия раз в неделю со специалистом, без самостоятельной работы дома равны нулю.
- Уровень специалистов или жертва маркетинга
Специалисты, которые не могут четко и корректно провести диагностику, или неверно формулируют ее результаты, у них нет четкой программы занятий, занятия не структурированные или не соответствуют уровню развития ребенка не принесут эффективного результата. В погоне за всеми новыми методиками и чудо средствами превращают занятие в представление. И снова веселье, анимация есть, а результатов нет. Педагоги или центры предлагают, как можно больше услуг, хотят что-то продать и побольше. Обращаясь за помощью к специалисту, нужно опираться на зону ближайшего развития ребенка, что ему пригодится в реальной жизни. Однако ребенок учится жить и общаться именно в семье, а не за столом в кабинете, во время урока с посторонней тетей.
У специалиста 45 минут, у родителей 24 часа.
У специалиста есть дидактический материал, методические пособия, картинки, игрушки и мир, ограниченный стенами кабинета, у вас – реальные вещи и ситуации.
У специалиста ребенок может научиться определенным навыкам, а самое главное, выйдя из кабинета, суметь их применить, генерализировать т.е. перенести на различные жизненные ситуации. Родители обязаны закреплять эти все навыки в реальных бытовых ситуациях.
Сергеюк Е.В., педагог-психолог
Гиперактивный ребенок: что делать?
12.02.2024Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. Первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни. Наличие гиперактивности определяет специалист – врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен специалистами по результатам специальной диагностики и наблюдением за ребенком. Если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных. Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить.
К внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка.
Как выявить гиперактивного ребенка?
Основные проявления гиперактивности можно разделить на 3 блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность и импульсивность.
Критерии гиперактивности:
Дефицит активного внимания:
- непоследователен;
- не может долго удерживать внимание, не может сосредоточиться;
- невнимателен к деталям;
- при выполнении задания допускает большое количество ошибок в результате небрежности;
- плохо слушает, когда к нему обращаются;
- с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;
- испытывает трудности в организации;
- избегает заданий, требующих долгих умственных усилий;
- легко отвлекается;
- часто сменяет деятельность;
- часто бывает забывчив;
- легко теряет вещи.
Двигательная расторможенность:
- постоянно ерзает;
- проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, теребит пальцами волосы, одежду и т.д.);
- часто совершает резкие движения;
- очень говорлив;
- быстрая речь.
Импульсивность:
- начинает отвечать, не дослушав вопрос;
- не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;
- не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза);
- при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет);
- спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком:
- поддерживать дома четкий распорядок дня;
- выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);
- автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);
- отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);
- сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
- оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
- не запрещать действие ребенка в категоричной форме;
- не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);
- не приказывать, а просить (но не заискивать);
- не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения;
- работать с ребенком в начале дня, а не вечером;
- делить работу на короткие периоды, использовать физкультминутки;
- снизить требования к аккуратности в начале работы;
- сидеть рядом с ребенком во время занятий, использовать тактильный контакт;
- договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее;
- поощрять сразу же, не откладывая на будущее;
- предоставлять возможность выбора;
- оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
Ограничения:
- Не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором. В некоторых семьях принято оставлять постоянно работающий телевизор, даже если его никто не смотрит в данный момент, в этом случае нервная система ребенка сильно перегружается от постоянного шумового и светового фона. Старайтесь, чтобы телевизор в комнате, где находится малыш, был выключен.
- Не разрешайте ребенку играть в компьютерные игры.
- Гиперактивный ребенок перевозбуждается от большого скопления людей. По возможности избегайте людных мест (крупные магазины, рынки, театры) – они оказывают на нервную систему ребенка чрезмерно сильное действие.
- Гиперактивного ребенка нужно отдавать в сад как можно позже, когда он уже научится более-менее контролировать своё поведение. И обязательно предупредите воспитателей о его особенностях.
Как играть с таким ребенком?
Подбирая игры, особенно подвижные, необходимо учитывать особенности детей: дефицит внимания, двигательная активность, импульсивность, быструю утомляемость, неумение длительное время подчиняться групповым правилам. В игре трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
- «Найди отличие». Ребенок рисует несложную картинку (котик, домик) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок меняются местами.
- «Ласковые лапки». 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточка, бусы, вата. Все выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; родитель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «зверь» будет прикасаться к щеке, колену, ладони.
- «Кричалки-шепталки-молчалки». 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную руку - «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал «молчалка» - синяя ладонь - дети должны замереть на одном месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует молчалками.
- «Час тишины и час можно».
- «Давайте поздороваемся»: 1 хлопок – здороваемся за руку, 2 хлопка – плечиками, 3 хлопка – спинками.
- «Ловим комаров».
Упражнения, направленные на развитие произвольности и самоконтроля:
- «Черепаха»
- «Кричалки-шепталки-молчалки»
- «Говори»
- «Царевна Несмеяна»
Упражнения на снижения импульсивности и агрессивности:
- «Крик в пустыне»
- «Два барана»
- «Рубка дров»
Упражнения, направленные на развитие концентрации внимания:
- «Кто летает?»
- «Чужие колени»
- «Сантики-фантики-лимпопо»
- «Считалочки-бормоталочки»
Белко В.Г., педагог-психолог
Тревожность у детей
08.02.2024Дети с особенностями психофизического развития часто подвержены повышенной тревожности. Как же может проявляться тревожность?
- Чрезмерная жажда
- Пищеварительные проблемы и боли в животе
- Частое мочеиспускание
- Головные боли
- Озноб или прилив жара
- Дрожь и учащенное сердцебиение
- Потливость и учащение дыхания
- Расширение зрачков
- Нарушение сна
- Мышечное напряжение
- Поведенческие проблемы (истерики, приступы агрессии, обострение стимминга, побеги, расторможенность, трудности с вниманием)
Типичные источники повышенного стресса:
- Неструктурированное время (ожидание автобуса или очереди, перемена в школе)
- Учебное заведение
- Сенсорные источники (поход в парикмахерскую, осмотр врача, примерка одежды, места с резкими запахами, светом, шумом)
- Социальные события (неожиданные события, контакт с маленькими детьми)
- Дом (туалет, выполнение домашнего задания, домашние обязанности).
В первую очередь для того, чтобы взять тревожность под контроль, необходимо завести дневник тревожности. В дневнике необходимо отражать что вероятнее всего повлияло на приступ тревоги или паники, ка долго продолжалось и в чем проявлялось. Это позволит понять, что именно повышает тревогу.
Как снизить тревожность?
- Принимать препараты для снижения тревожности сразу не стоит. Это крайний случай. В большинстве случаев тревожность можно снизить и без лекарств.
- Не создавайте дополнительный повод для тревоги. Ссоры, крики, частые наказания влияют негативно. Больше хвалить и меньше ругать. Не удерживать в приступе паники, но контролировать передвижения.
- Физические упражнения помогают снизить уровень паники и тревоги.
- Техники релаксации (побыть одному, музыка, массаж, утяжеленный жилет, стессоболы, арт-терапия, песочная терапия, рвать бумагу, лепить из пластилина, ароматерапия и т.д.).
- В особо сложных случаях не грех смело дать ребенку от души «постимить», но только ограничено во времени и месте.
- Социальные методы (визуальные расписания, таймеры, социальные истории, шкала тревожности)
Всем желаем здоровья, физического и ментального!
Сергеюк Е.В., педагог-психолог
Способы борьбы со стрессом
07.02.2024I. Как себе помочь
Шаг первый
Наиболее эффективный метод обретения навыков расслабления – аутогенная тренировка, т.е. расслабление мышц тела, регулирование сердечной деятельности, воздействие на ритм дыхания и т.д.
Примите «позу кучера»: сядьте на стул, расслабьтесь, голову слегка наклоните вперед, локти положите на колени, ноги расставьте. Произносите следующий текст: «Я совершенно спокоен. Сердце бьется ровно. Мысли текут плавно и медленно. Я отдыхаю. Я совершенно спокоен. Расслабься, успокойся, отдохни. Пусть голову оставят мысли. Пусть шея, грудь и руки отдохнут. Прислушайся к себе: тепло и свет уже в тебе. Они уносят огорчение, плохое настроение. Послушай тишину. Она молчит и отдыхать тебе велит».
Шаг второй
После общего расслабления можно выполнить следующие упражнения.
«Дыхание»
- Глубокий вдох, руки медленно поднять через стороны вверх.
- Выдох с открытым сильным звуком «А-А-А».
- Вдох, руки вверх до уровня плеч.
- Выдох с открытым сильным звуком «О-О-О» (обнять себя за плечи, опустить голову на грудь).
- Медленный, глубокий вдох.
- Медленный, глубокий выдох со звуком «У-У-У» (руки опустить вниз).
«Пальцы в кулак»
Сожмите пальцы в кулак, большой палец внутри. Выдох спокойный, в это время сожмите кулак. Затем, ослабив сжатие, сделайте вдох. Упражнение выполняется одновременно двумя руками (5 раз).
«Аромат роз»
Представьте букет роз и вдыхайте аромат воображаемых цветов, наслаждаясь их запахом (запах может быть чего угодно приятного для вас).
«Солнечный луч»
Представьте, что Ваше тело медленно «обнимает» теплый солнечный луч. Он согревает голову, лицо, шею, руки, ноги. Луч движется, и разглаживает морщинки, исчезает напряжение в области затылка, шеи, спины. Вы становитесь спокойным и удовлетворенным жизнью.
Шаг третий
Снимаем головную боль, если она есть.
«Дождик»
Представьте, что вы забыли зонтик дома. Начался дождь. Теплый, спокойный, приятный. Вам хорошо под дождем. Легкие капли падают на голову, плечи. Почувствуйте капельки дождя на себе, при этом подушечками пальцев нежно касайтесь головы, лица, шеи – то, замедляя, то, ускоряя темп.
Шаг четвертый
Долой неприятные мысли!
«Рисование»
Возьмите цветные карандаши и, не задумываясь, левой рукой нарисуйте абстрактные линии. Всмотритесь в то, что у вас получилось, попробуйте среди линий найти очертания одного или нескольких предметов. Раскрасьте их и полюбуйтесь тем, что вы создали.
Шаг пятый
«Ушки на макушке!»
Ученые-физиологи доказали: на ушных раковинах находиться много точек, связанных с внутренними органами. Воздействуя на них, человек способен облегчить физическую боль, нормализовать функционирование внутренних органов, активизировать резервы организма для активной жизнедеятельности.
Выполните следующие действия:
- указательными пальцами обеих рук одновременно потяните уши, начиная с верхнего края и постепенно спускаясь вниз до мочки;
- помассируйте сначала мочки ушей, а затем всю ушную раковину. В конце разотрите уши руками.
II. Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня»
Каждое утро проговаривайте про себя нижеследующий текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое.
- Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлив(а). счастье – это внутренне состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье находится внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
- Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и Я буду полностью им соответствовать.
- Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.
- Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
- Именно сегодня я продолжу нравственное самосовершенствование. Я буду полезным(ой) и нужным(ой) своему ребенку, семье, себе самому(ой).
- Именно сегодня я буду доброжелателен(льна) ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезным(ой) и щедрым(ой) на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.
- Именно сегодня я буду жить проблемами только нынешнего дня.
- Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки, нерешительности даже в том случае, если я не смогу ее точно выполнить.
- Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабившись.
- Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого я люблю, любят и верят в меня.
Успехов вам!
Белко В.Г., педагог-психолог
Детская агрессия
29.12.2023«Агрессивность – это отчаяние ребенка, который ищет признания и любви»
Г. Эберлейн
Причины детской агрессии и способы действия:
- Негативная самооценка («Я плохой, и веду себя как плохой»).
Ваши действия. Как можно чаще хвалить ребенка, не стесняться проявлять любовь к нему. Никогда не осуждать самого ребенка («Ты плохой, потому что так делаешь»), а только его действия («Мне не нравится, что ты поступил плохо, поскольку сделал кому-то больно»).
- Страх (защитная агрессия).
Ваши действия. Научите ребенка защищать себя, словесно выражая свою агрессивность, определяя собственное эмоциональное состояние (это полезно и во всех других ситуациях).
- Реакция на запрет (ребенок не получает то, что ему нужно).
Ваши действия. В разумных пределах необходимо разрешать ребенку быть независимым. В случае отказа аргументировано объясните причину запрета. Если желание ребенка несвоевременно, переключите его внимание на что-то другое или предложите компромисс. Устанавливайте правила поведения. Заранее обговаривайте с ребенком правила поведения.
- «Не могу!» Ребенок понимает, что ведет себя плохо, но не может справиться со своими чувствами.
Ваши действия. Остановите ребенка. Для него очень важно, чтобы вы справились с его агрессией: тот, кто тебя защитил от себя самого, сможет защитить и от внешних опасностей. Агрессивность ребенка возросла до высокой степени и угрожает увечьями ему самому или окружающим? Примените силу: подойдите сзади и прижмите его руки, обхватите его ноги своими и берегите свой подбородок от его головы. У малыша должно создаться впечатление: вы сдерживаете его, поскольку хотите успокоить, а не нападаете, проявляя агрессивность.
- Усталость (разбалансирование нервных процессов).
Ваши действия. Когда дети устают, их возбуждение начинает нарастать. От этого они устают еще больше, и дело кончается срывом. В таком состоянии ребенок не может успокоиться сам, помогите ему: обнимите, усадите на колени, начните качать, как маленького, нашептывайте на ушко что-то ласковое и спокойное. Все подвижные игры прекращайте за два часа до сна. Старайтесь соблюдать режим дня и строго придерживаться введенных правил.
- Переадресация агрессии («Как обращались со мной, так и я буду обращаться с другими»).
Ваши действия. Если в семье дерутся, кричат друг на друга или ребенок оказывается крайним в ссорах родителей, он перенимает этот стиль поведения. В таких семьях детей наказывают часто и несправедливо. Чем более жестокие требования предъявляются ребенку дома, тем более агрессивным он будет в своих проявлениях.
- Жажда власти. Речь идет о детях с так называемыми нарушенными привязанностями («Я никому не нужен, ну и не надо!»). Они научились выживать, нападая на всех, нарушая правила.
Ваши действия. Нужно завоевать авторитет: значимыми качествами для такого ребенка являются справедливость и сила. Когда ваш авторитет не вызывает сомнений, следует вовремя твердо сказать ребенку: «Я не позволю тебе это делать».
Профилактика агрессии и жестокости у детей
- Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
- Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
- Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
- Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
- Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
- Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему- либо.
- Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
- Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями.
- Не меняйте свое отношение к ребенку в зависимости от его учебных успехов.
Игры для снятия агрессии:
Игра «Цыплята»
Ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки.
Игра «Молчанка»
Эта игра проводится с командами «Стоп!» или «Замри!». Агрессивные дети не только эмоционально и моторно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками.
Игра-упражнение «Где прячется злость?»
Ребенок закрывает глаза, одну руку с вытянутым указательным пальцем поднимает вверх. Не открывая глаз, нужно словом или жестом ответить на вопросы: «Где у вас злость прячется? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?»
Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Летом разрешите даже очень маленькому ребенку повозиться в песке (сухом и мокром), в воде. В холодное время года это можно заменить купанием в ванне. Например, дети любят переливать воду из одной емкости в другую. Снимает напряжение лепка из воска, пластилина, теста. Лепите фигурки, придумывайте истории с ними.
Хорошо снимает напряжение, создает положительный эмоциональный фон рисование красками.
«Высказаться», выплеснуть накопившуюся энергию помогут сказки и ролевые игры с игрушками. Придумывайте различные сюжеты, в том числе и те, которые имеют место в жизни вашего ребенка. Освоив в игре правильную стратегию поведения, ребенку будет легче повести себя подобным образом и в реальной жизни.
Белко В.Г., педагог-психолог