Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение специального образования
«Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района»
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение специального образования
«Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района»
Ребенок не слушается, и зачастую родители не знают, что делать в такой ситуации, кричать, наказывать или уговаривать. Как быть родителям, если ребенок не слушается, и откуда берется непослушание? Ребенок имеет свое мнение, свои желания и цели, он стремится удовлетворить свои потребности и получить желаемое, многое ему просто любопытно, и если на пути ребенка «становятся» родители, т.е. требования родителей не совпадают с представлениями и желаниями ребенка, то заканчивается все это непослушанием, ребенок не желает делать то, что ему не интересно, не нужно или просто не хочется, и вот результат – ребенок не слушается.
Некоторые способы взаимодействия с ребенком или шаблоны поведения родителей, могут определенным образом провоцировать ситуации непослушания. Разберем несколько причин того, почему ребенок вас не слушается:
Как же быть родителям в ситуации, когда ребенок не слушается?
В первую очередь, стоит помнить, что дети берут пример со взрослых, поэтому если родители «позволяют» себе не выполнять обещания или игнорировать просьбы ребенка, то он будет вести себя точно также, обещать и не выполнять, не внимать просьбам родителей. Таким образом, если ребенок не слушается, возможно, причина кроется в поведении взрослых.
На заметку:
Таким образом, если ребенок вас не слушается, обратите внимание на свое поведение и проанализируйте взаимоотношения с ребенком в семье. Сколько бы лет не было ребенку, два, десять или четырнадцать, данные рекомендации будут весьма актуальны.
Петрович Е.В., педагог-психолог
свернутьИ психологи, и педагоги глубоко уверены в том, что именно домашний очаг определяет, насколько счастливым, защищенным, и уравновешенным вырастет ребенок, как он сможет налаживать контакты со взрослыми и сверстниками; на сколько он будет уверенным в своих возможностях, вырастет доброжелательным или равнодушным.
Симптомы эмоционального напряжения ребенка:
Безусловно, принимать ребенка, значит любить его не за то, что он красивый, умный, помощник и т.д., а просто так, за то, что он есть!
Психологами доказано, что любовь, забота, ласка – это основные жизненные потребности ребенка. Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в любви родителей к нему, в своей психологической защищенности. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными способами: «Я очень скучала по тебе, пока была на работе», «Я очень люблю играть с тобой».
Рекомендуется обнимать ребенка несколько раз в день, говорят, что для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день не только ребенку, но и взрослому человеку.
Если день ребенка в основном наполнен положительными эмоциями, то, вероятнее всего, малыш чувствует себя нужным и необходимым дома. У вас хорошие отношения с ребенком и прекрасный климат в семье. Если больше негативных эмоций в семье, ребенок чувствует себя одиноким, несчастным и уязвимым. И чтобы хоть как-то привлечь Ваше внимание к себе, малыш порой специально делает все вам назло. Проанализируйте, за что вы были недовольны им? Как вели себя сегодня с ним? Сколько времени ему уделили? Что сделали ему приятного?
Поддерживать ребенка можно посредством:
Формируйте у ребенка веру в успех: он должен поверить, что успех возможен. Выработать у него эту уверенность помогут следующие приемы:
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
(В. Берестов).
Белко В.Г., педагог-психолог
свернутьНекоторые родители считают, что с детьми чем строже, тем лучше. Действительно ли тактика «завинчивания гаек» помогает добиться дисциплины? Практический вывод из многих исследований таков: если мы хотим привить ребенку дисциплину, нужно оставить ему возможность для собственного решения о правильном поведении, некоторый «люфт», который даст ему почувствовать долю самостоятельного решения.
Делайте ребенка соучастником выработки правил, получайте его внутреннее согласие на их выполнение. Поступая так, вы будете и в вопросе о дисциплине использовать чудодейственную силу закона «зоны ближайшего развития». Что же касается тактики «завинчивания гаек», то она сплошь и рядом приводит к прямо противоположным результатам: дети бунтуют, а правила при первой же возможности нарушаются.
Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности.
Мы можем это делать с помощью таких приемов:
Например:
И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь к вашему ребенку, незамутненные огорчениями, которые, хоть и случаются, но вполне преодолимы!
Бесполезно ждать, что ваши старания наладить мир и дисциплину в семье приведут к успеху в первый же день. Главные усилия нужно направить на то, чтобы переключать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. Да, в каком-то смысле придется менять себя. Но это - единственный путь воспитания вашего «трудного» ребенка.
Белко В.Г., педагог-психолог
свернутьДетские манипуляции – воздействия детей на родителей с использованием манипуляций – целенаправленных психологических воздействий, вызывающих у родителей нужные ребенку реакции в обход и против их сознательного контроля.
Наиболее частые формы детской манипуляции:
Большинство психологов отмечают тот факт, что дети учитывают последствия истерик и капризов и проявляют их чаще всего по отношению к тем взрослым, со стороны которых эти проявления остаются безнаказанными, а для ребенка – эффективными. Таким образом, например, если ребенок каждый раз, находясь в магазине, начинает демонстративно громко плакать после отказа купить игрушку, и мгновенно прекращает истерику после ее покупки, то родитель имеет дело с психологической манипуляцией.
Еще одно действенное средство оказания манипуляции на взрослых – демонстрация слабости. Для большинства родителей жизнь и здоровье ребенка представляют первостепенную важность, а значит, переживания по этому поводу могут стать поводом для манипуляции. Таким образом, внезапная слабость, усталость, больной животик или голова и пр. становятся основанием для отказа от уборки игрушек, соблюдения режима дня, отказа от выполнения указаний взрослого и пр. Тем не менее, следует уметь распознавать настоящие проявления болезни и мнимые: психологической манипуляцией будет считаться тот факт, когда все «признаки болезни» исчезают при выполнении требований ребенка.
Прием «если…, то…» является одним из самых частых проявлений психологической манипуляции у ребенка. При этом существует два варианта такой манипуляции: шантаж, угроза («если ты мне не включишь мультфильм, я не буду спать» и пр.) и обещание («если ты мне купишь игрушку, я уберу в своей комнате»). Отличием описываемого манипулятивного поведения от договоренности является тот факт, что данное «обещание» неискренне, т.е. не будет выполнено.
Детская ложь является довольно распространенным средством манипулятивного поведения. В этих случаях ребенок манипулирует взрослыми, прибегая ко лжи, чтобы получить поощрение или избежать наказания: «это не я, это он уронил вазу». Следует различать детскую ложь и проявления фантазии: манипулятивная ложь всегда корыстна.
Внутрисемейные разногласия также становятся рычагом воздействия на родителей. Например, при ссоре или разводе родителей ребенок может использовать фразы, наподобие «а вот папа/мама мне купил(а) игрушку, значит он(а) меня больше любит».
Среди причин детских манипуляций чаще всего выделяют две основных: стремление ребенка получить личную выгоду и ограничение детских потребностей (недостаток любви, заботы, внимания или наоборот ограничение самостоятельности).
Знание причин детской манипуляции важно для предотвращения неконструктивного поведения взрослых. Главной ошибкой взрослых становится проявление чрезмерной мягкости, попустительства. Когда взрослые готовы идти на уступки, и потворствовать каждому слову ребенка, они показывают ему, что с чужими интересами можно не считаться. В таких ситуациях манипуляции теряют свою безобидность, и взрослые становятся «марионетками» в руках ребенка.
Задачей взрослых в конкретной ситуации манипуляции является:
Петрович Е.В., педагог-психолог
свернутьПетрович Е.В., педагог-психолог
свернутьНавыки независимой игры не всегда развиваются у ребенка естественным образом, так что иногда им необходимо обучать. Чтобы научить ребенка играть самостоятельно, нужно составить очень простое и легко выполнимое расписание занятий для ребенка. После этого необходимо предоставлять ребенку награду за выполнение каждого пункта расписания до конца.
Дома можно поощрять ребенка самостоятельно играть с помощью так называемых «игровых контейнеров». В этом случае, все принадлежности для отдельной игры или занятия ребенка кладутся в один из контейнеров. Визуальное расписание подсказывает ребенку, какой контейнер достать и какое занятие выполнить, чтобы получить поощрение. В контейнеры помещаются те материалы, которые уже есть у вас дома, и которые обычно есть в распоряжении ребенка. Благодаря этому будет проще постепенно уйти от системы специальных контейнеров и перейти к более естественной игре.
Следующие шаги можно предпринять для обучения ребенка дома:
Обучение ребенка следовать игровому расписанию может быть полезным для повышения независимости ребенка и для развития его навыков самостоятельно начинать и завершать задачи. Кроме того, это может помочь родителям, которые не могут сейчас уделить ребенку внимание, но он не умеет сам «занять себя» на какое-то время.
Пример анализа задачи для обучения последовательности шагов
Петрович Е.В., педагог-психолог
свернутьЭти, казалось бы, простые способы, помогут не только улучшить психоэмоциональное состояние ребенка любого возраста в состоянии напряжения, стресса, но и научить его лучше разбираться и справляться с негативными эмоциями. Эти навыки сослужат ему добрую службу на протяжении всей жизни.
Белко В.Г., педагог-психолог
свернутьРебенок не слушается, и зачастую родители не знают, что делать в такой ситуации: кричать, наказывать или уговаривать. Как быть родителям, если ребенок не слушается, и откуда берется непослушание? Ребенок имеет свое мнение, свои желания и цели, он стремится удовлетворить свои потребности и получить желаемое, многое ему просто любопытно. И если на пути ребенка «становятся» родители, т.е. требования родителей не совпадают с представлениями и желаниями ребенка, это заканчивается непослушанием, ребенок не желает делать то, что ему не интересно, не нужно или просто не хочется, и вот результат – ребенок не слушается.
Некоторые способы взаимодействия с ребенком или шаблоны поведения родителей, могут определенным образом провоцировать ситуации непослушания. Разберем несколько причин того, почему ребенок вас не слушается:
Как же быть родителям в ситуации, когда ребенок не слушается?
В первую очередь, стоит помнить, что дети берут пример со взрослых, поэтому если родители «позволяют» себе не выполнять обещания или игнорировать просьбы ребенка, то он будет вести себя точно также, обещать и не выполнять, не внимать просьбам родителей. Таким образом, если ребенок не слушается, возможно, причина кроется в поведении взрослых.
На заметку:
Таким образом, если ребенок вас не слушается, обратите внимание на свое поведение и проанализируйте взаимоотношения с ребенком в семье. Сколько бы лет не было ребенку, два, десять или четырнадцать, данные рекомендации будут весьма актуальны.
Петрович Е.В., педагог-психолог
свернутьОсновной возраст проявления истерики у детей находится в промежутке между 1,5 и 4 годами. Некоторым мамам приходится наблюдать часами нервные капризы своих детей, а есть такие дети, которые достаточно быстро успокаиваются. Такие истерические всплески детей сопровождаются визгами, криками, бросанием различных предметов и другими действиями.
Причин такого поведения детей может быть много, но в основном, истерика у ребенка – это протест на отказ родителей выполнить требования малыша или нежелание ребенка делать то, что предлагает взрослый (мама, папа, бабушка или дедушка). Капризы ребенка могут быть вызваны и каким-либо заболеванием, поэтому в таких случаях родителям нужно быть очень осторожными. Также истерика может возникнуть когда ребенок истощен, хочет спать, перегружен информацией Если у ребенка возникла истерика, то конечно есть причина того, что она появилась. Конечно, на ровном месте истерики не бывает, что-то с ребенком случилось, что-то вызвало у него такое состояние, а истерия – это не контролируемое состояние, во время которого происходит сильный энергетический взрыв. Часто детские истерики носят демонстративный характер, поэтому нужно отличать истерику, которая возникла из-за усталости, болезни, жары, либо ребенок специально проявляет истерику, чтобы добиться реакции взрослого, привлечь внимание. Демонстративную истерику нельзя поддерживать демонстрацией. Демонстративная истерика заканчивается тогда, когда нет зрителей. Вы можете продолжать что-то делать, но демонстративно покидать ребенка не нужно, это большая ошибка среди многих родителей, таким образом, вы только больше усугубите ситуацию. Можно находиться на расстоянии и заниматься своими делами. Бесполезно говорить с ребенком в пик истерии. Но разговор между Вами и ребенком должен состояться.
Родителю рекомендуется выяснить, что именно вызывает истерию у ребенка, провоцирует у него возникновение такого состояния. Если это бесконтрольное состояние, то влиять на истерику в этот момент никакого смысла не имеет. Лучше всего подождать, выждать острые моменты, потому что они неизбежны. Главное, не усугублять детскую истерику своей, потому что чаще всего детская истерия одновременно вызывает истерию у родителей. Возьмите себе за правило сдерживать себя во время истерии у ребенка и контролировать свои действия, несмотря на то, что это трудно сделать в такие моменты.
Чтобы прекратить истерику у ребенка, родители могут попробовать предпринять такие шаги:
Бывает, что малыш немного покапризничал и успокоился. Но если истерика становится продолжительной, то родителям стоит прибегать к мудрым маневрам. Попробуйте отвлечь ребенка, предложив пойти на улицу вместе с вами, при этом пообещав, что вы возьмете какую-то музыкальную игрушку: дудочку, барабан и др. Музыкальные звуки хорошо успокаивают психику детей. Хорошо будет, если вместе с ребенком вы займетесь рисованием или другим творчеством. От того, каким тоном вы обратитесь к малышу с просьбой прекратить истерику, зависит его реакция. Запомните, спокойный, уравновешенный голос звучит убедительнее и вызывает положительную реакцию у ребенка, чем громкое и грозное требование, например: «Замолчи!» и др.
Очень действенным методом прекращения истерического поведения ребенка является то, что вы просто не будете обращать никакого внимания на эти эмоции в течение 5 - 10 минут. Вам надо набраться терпения и не общаться с ребенком в это время. Эффект от таких действий принесет результат, учитывая то, что игра на публику со стороны малыша закончена. А детям доставляет удовольствие во время истерик наблюдение за «зрителями», поэтому они могут манипулировать Вами. Конечно, после успокоения, маме лучше сразу попробовать поговорить с малышом. Ведь спокойный разговор с обсуждением поведения ребенка и объяснением, что так вести себя нельзя и почему, принесет положительный результат.
Если истерика у ребенка затягивается, и уговоры родителей не помогают, попробуйте отвести его в комнату и оставить наедине с собой. В таком случае вы обязаны проверить, что малыш находится в полной безопасности и не сможет нанести себе вред.
Иногда можно попробовать повторить поведение ребенка. Он посмотрит со стороны на себя, и, возможно, успокоится.
Родителям предлагается подключить творческое мышление, фантазию. Включите музыку, если вы находитесь дома, начните танцевать, петь, делать то, что вы раньше не делали с ребенком. Это поможет ребенку перенаправить внимание с истерики на интересное занятие.
Бывают случаи, когда дети в истерике краснеют, задыхаются и ведут себя вообще неадекватно. Здесь надо проследить за ребенком. При частых повторениях такого поведения лучше обратиться за помощью врача.
Бывают и такие случаи, что вы уже не знаете, как прекратить истерику у ребенка, ребенок продолжает кричать и биться головой. В таком случае, это демонстративная истерика. Поэтому, родителю стоит просто не обращать внимание на такое поведение ребенка, не кричать на него, но и не жалеть. Но при этом ребенок должен быть в поле вашего зрения.
При незнании как прекратить истерику у ребенка родителю нельзя допускать никаких проявлений агрессивного поведения. Надо понимать, что ваша задача - успокоить ребенка, сделав все возможное для этого. Никаких угроз, а тем более физического насилия, не допустимо. Важно показать ребенку, что такое поведение сильно огорчает вас. Для этого есть слова. Поверьте, что беседа с ребенком и объяснение, почему так надо себя вести, а не иначе - это лучше шлепков. Кроме того, не забывайте после успокоения малыша и воспитательной беседы, похвалить его за то, что он все понял. А так же не забудьте обнять, поцеловать вашего ребенка.
Главным шагом в прекращении истерии у ребенка является то, что вы должны научиться понимать своего ребенка, чаще разговаривать с ним, интересоваться его жизнью.
Белко В.Г., педагог-психолог
свернутьСемейные конфликты – достаточно болезненный и острый вопрос нашего времени. Эмоциональное здоровье семьи – это не просто залог благополучной семьи, но и мудрое правило культурного и гармоничного уклада семейных отношений.
Любые конфликты, которые возникают в семье между супругами на глазах у ребенка, представляют для него травмирующую ситуацию, которая может быть источником повышенной возбудимости, тревожности, страха, источником различных неврозов и даже психических заболеваний. Конфликтные отношения между мужем и женой, мужем и тещей, женой и свекровью, недовольство родителей самими собой – все это отражается на ребенке, так или иначе нанося ему психические травмы, которые, безусловно, скажутся на его характере.
Дружелюбные, спокойные взаимоотношения в семье – обязательное условие нормального развития личности ребенка.
В семье необходимо умение наладить конструктивный диалог, вовремя пойти на компромисс. Семья – это постоянная необходимость совместно решать различные вопросы: бытовые, финансовые, рождение ребенка, отдых, ремонт. Чем больше разногласий и несовпадений интересов и направлений движения, тем чаще и ярче конфликты. Для сохранения мира в семье оба партнера должны быть готовы к совместной работе, не опускать руки при возникновении сложностей, стремиться помогать близкому человеку в трудной ситуации, поддерживать.
Предотвращение и разрешение семейных конфликтов
Хотя время от времени ссоры в присутствии детей обязательно происходят, и это не очень хорошо, но, с другой стороны, такие ссоры дают детям возможность увидеть, что даже когда гнев и обида открыто проявляются, семья может решить проблемы и восстановить чувство любви.
Естественно, этими правилами не исчерпывается арсенал допустимых средств конструктивного разрешения семейных конфликтов. Известный чешский психотерапевт С. Кратохвил предложил своеобразную супружескую тактику, такую форму коммуникации с партнером, следование которой способствует предупреждению возможных конфликтов, напряженности в отношениях, конфронтации и ссор. В частности, он рекомендует использовать позитивные формы поведения, предполагающие подавление агрессивных чувств или, по крайней мере, их внешних появлений.
С целью установления благоприятного психологического климата в семье С. Кратохвил советует ориентироваться на следующие приемы супружеской тактики.
Благополучная семья отличается от других присутствием ощущения радости, счастья сегодняшнего и завтрашнего. С целью сохранения такого ощущения партнерам следует оставлять плохое настроение, проблемы и неприятности за границей своего жилища, а домой приносить только лишь атмосферу приподнятости, счастья, радости и оптимизма.
Преодоление конфликтов в семье и их предупреждение заключается во взаимопомощи супругов и принятии другого человека таким, каким он является в реальности. Если у одного партнера плохое настроение, то второму необходимо помочь ему освободиться от подавленного психического состояния, постараться развеселить и занять его мысли чем-то приятным.
Преодоление конфликтов в семье и предупреждение возникновения многих ошибок зависит от соблюдения нескольких основных принципов супружеской совместной жизни. Нужно стараться реально смотреть на возникающие до брака противоречия, и появляющиеся после его заключения расхожести во мнениях. Не создавайте иллюзии, чтобы в дальнейшем не разочаровываться, ведь настоящее едва ли будет соответствовать спланированным вами нормам и критериям. Принимайте трудности за благо, так как их совместное преодоление только лишь сплачивает людей. Преодоление трудных ситуаций жизни обоими супругами совместно – это великолепная возможность узнать, насколько партнер готов жить, руководствуясь принципом двустороннего компромисса.
Белко В.Г., педагог-психолог
свернутьРодительский долг – это тяжелая работа в режиме двадцать четыре часа в сутки. Естественно, что многие родители начинают испытывать усталость, одиночество и высокий уровень стресса, однако нередко откладывают заботу о своем здоровье на второй план, заботясь в первую очередь о детях. Но еще тяжелее родителям, воспитывающим детей с тяжелыми нарушениями развития, которые сталкиваются с совершенно другим уровнем стресса, потому что им приходится ориентироваться не только на общие для всех родителей обязанности, такие как кормление, защита и уход за своими детьми, но и на уникальный набор проблем, связанных с особыми потребностями детей. По мере взросления детей, родительских забот должно становиться меньше, но только не у родителей детей-инвалидов, которым приходится решать проблемы сложных медицинских, физических, социальных и других потребностей своего ребенка на протяжении всей жизни.
Все мы знаем, насколько важно заботиться о себе, поэтому родители должны находить возможность следить не только за ребенком, но и за собой, поскольку существует большая вероятность выгорания тех, кто осуществляет уход за инвалидом.
Постоянными проблемами этих родителей являются изоляция, финансовые трудности, истощение, чувство вины и ощущение безнадежности. Со временем, если родитель не сумеет сформировать у себя необходимые психологические установки, постоянный стресс может перерасти в депрессию. Депрессия у родителей детей-инвалидов встречается очень часто. Необходимо учитывать, что воспитание ребенка с ТМН сравнивается со стрессом солдат, которые участвуют в военных действиях. Неудивительно, что такие родители могут испытывать симптомы, похожие на посттравматическое стрессовое расстройство, поскольку они переносят хронический стресс и постоянно перегружены.
Признаками родительской депрессии являются:
Если вы испытываете несколько этих симптомов на регулярной основе, необходимо обратиться к специалисту.
Профилактика родительского выгорания
Если вы заметили у себя или у своих родных симптомы эмоционального выгорания, необходимо сразу начать работу по избавлению от него, пока оно не перешло в более серьезную стадию. В плане профилактики можно рекомендовать:
Забота о ребенке с ТМН – тяжелая работа. Хотим мы верить этому или нет, но забота о себе имеет не меньшее значение для благополучия и успеха наших детей и семьи. Вы можете даже не осознавать, что то, что вы чувствуете, – это депрессия и что вам необходима помощь. Нужно помнить, что на начальных этапах депрессия лечится легко, и просить помощи не стыдно. Умение защититься от негативного воздействия стрессов и страхов – важный навык, который поможет сохранить психологическое благополучие и предупредить эмоциональное выгорание. Мир меняется, и нам необходимо меняться вместе с ним.
Петрович Е.В., педагог-психолог
свернутьОдна из важнейших проблем школьного образования – мотивация школьников к обучению. Как показывают многие исследования, правильное стимулирование открывает неограниченные возможности для изменения поведения людей, для побуждения их к деятельности. Раньше образование давало возможность повысить или сохранить социальный статус, улучшить материальное положение. Сейчас, когда среднее образование является всеобщим и обязательным, эти стимулы не работают. Знания утрачивают свое социальное значение, перестают быть пропуском в лучшую жизнь. Поэтому у многих детей отсутствует интерес к учебе, их вынуждают доучиваться. Многие педагоги задаются вопросом, что может побудить современных школьников учиться. Однако отсутствие у учащихся интереса к обучению — это забота не только школы и учителя, но также родителей и государства, сделавшего образование услугой. Отсюда следует, что главной целью подготовки ребенка к школе мы должны ставить - формирование способности к учению.
Удобнее всего учить ребенка планировать свою предстоящую деятельность, когда он выполняет практическое действие. То есть, когда вы занимаетесь продуктивными видами деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией) с ребенком, вы при этом не должны забывать, что цель наша – это не то, что ребенок слепит или нарисует, а создание условий для улучшения возможностей ребенка в целом.
Мы должны вырабатывать навыки осознанной деятельности, а не бездумной, когда ребенок просто копирует результат чужого труда, формировать навык самоконтроля.
В формировании самоконтроля поможет работа по предложенной схеме:
Если ребенок не может определить последовательность выполнения действий, то родитель проговаривает, а ребенок обязательно повторяет.
Итак, постепенно ребенок должен научиться выполнять задания по плану и проговаривать все действия (сначала вслух, а в дальнейшем про себя): называем то, что нужно сделать, как будем это делать, по каким правилам.
Действия самоконтроля можно формировать следующим образом: по началу выполнения действия ребенку предлагается оценить, правильно ли выполняется задание, повторить задание, потом проверить, соблюдаются ли правила его выполнения.
Очень важно учить ребенка оценивать результат своей работы. Для этого можно предложить ребенку вспомнить задание, что нужно было делать и по каким правилам, а затем задаем вопрос: «Какие правила ты выполнил, а какие неточно?». Когда ребенок научится сравнивать свою работу с образцом, давать ей оценку в развернутой форме, тогда действие самоконтроля считается сформированным.
Необходимые знания ребенка для успешного обучения в школе:
Рекомендации для повышения мотивации:
Термин «эмоциональный интеллект» был введен в 1990 году Д.Майером и П.Саловеем. С тех пор проведено множество исследований, которые подтвердили, что не интеллектуальные способности являются приоритетными для адаптации и успеха.
Эмоциональный интеллект – это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и правильно на них реагировать, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.
Для ребенка развитый эмоциональный интеллект – основа успешного и, главное, счастливого будущего. Детям особенно сложно понять весь яркий спектр чувств и эмоций, разобраться с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребенок с развитым эмоциональным интеллектом в любой ситуации сделает для себя правильные выводы, и, напротив, ребенок со слаборазвитыми социальными навыками и низким интеллектом может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным. Этого не случится, если начать развивать эмоциональный интеллект в самом раннем возрасте.
Зачем развивать эмоциональный интеллект у детей?
Допустим, у ребенка отобрали любимую игрушку. В ответ он начинает кричать, плакать, может даже лезть в драку. Почему? Потому что он испытывает эмоции – обиду, грусть, злость. Когда ребенок не понимает своих чувств, он начинает просто реагировать на ситуацию. Однако когда он понимает, что чувствует, то начинает «решать». Ребенку, как и любому взрослому, прежде чем начать исправлять, нужно понять свое отношение к произошедшему. Когда ребенок знает себя – свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает свое настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать свое поведение.
На опыте «проживания» своих чувств, наблюдения за своей реакцией, ребенок учится понимать чувства других людей. Почему это важно?
В первую очередь, понимание других способствует развитию компетентности в общении – способности находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты. Очень важно развивать эмоциональный интеллект у детей, потому что развивается способность к эмпатии. Принятие чужих чувств, осознанное сопереживание и сочувствие способствуют формированию тесной внутренней связи с родными и друзьями и являются неизменной частью успешной семейной жизни в будущем. Понимание чувств других необходимо для формирования ответственности, ведь оно позволяет прогнозировать последствие своих действий – как для окружающих, так и для самого себя.
Взрослый для ребенка – модель подражания. Когда ребенок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами. Ему нужно видеть взрослого не только радостным и счастливым, но и уставшего, расстроенного, иногда разозленного, иными словами – естественного. Показывая свои чувства, вы, как образец для подражания, даете право и ребенку переживать все многообразие эмоций, учите выражать их приемлемым способом.
Наши дети все впитывают в первую очередь через опыт и через наш пример. Задавшись благородной целью развития эмоционального интеллекта у ребенка, вы одновременно будете развивать его и у себя. Начните с принятия факта: все эмоции существуют, и все необходимы Есть чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо: страх, злость, обида, вина. Помогите ребенку овладеть этим алгоритмом:
Если мы сами будем озвучивать свои чувства (например: «Я испытываю радость, потому что мы так здорово поиграли», «Сейчас я очень сержусь из-за разлитых на ковер красок», «Я радуюсь, когда ты радуешься», «Я злюсь, когда меня не слушают», это станет нормой общения. Тогда и ребенку будет легко понимать свои эмоции: «Я чувствую обиду и грусть, потому что у меня не получилось написать диктант, хотя я готовился, и я хотел бы понять, что мне делать».
Основные способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Таким образом, эмоциональный интеллект – «здравый смысл» человека, эмоциональный эквивалент познавательного IQ это именно то, что является главным условием лидерства, успеха в карьере, счастья и уверенности в мире человеческих взаимоотношений.
Петрович Е.В., педагог-психолог
свернутьПожелание родителям:
«Завтра новый день, и вы должны сделать все, чтобы ребенок был спокойным, добрым и радостным. При желании можно прожить его без нервотрепки и нотаций».
Петрович Е.В., педагог-психолог
свернутьВсемирный день психического здоровья отмечается во всем мире с 1992 года, чтобы повысить информированность населения о проблемах психического здоровья и способах его укрепления, а также о профилактике и лечении этих расстройств. Вот о чем всем нам важно помнить в этот день.
Психическое здоровье – это важная тема не только для людей, которые страдают от психических расстройств, их семей и профессионалов. Каждый человек стремится к тому, чтобы поддерживать «хорошую форму» как в физическом, так и психическом здоровье, а значит, все мы должны знать, что негативно влияет и что делать, если проблема уже появилась.
Само наличие проблемы психического здоровья не значит, что вы слабы. Фактически, ее принятие дает вам силу отступить от стигмы в обществе и обратить его внимание на то, о чем мало кто знает. Психическое здоровье может быть наследственным. Вот почему так важно, по многим причинам, открыто поговорить с семьей о прошлом и нынешнем состоянии психического здоровья. Открытое общение о психическом здоровье укрепляет отношения и позволяет лучше помогать друг другу.
Консультация у психолога или психиатра не делает вас «сумасшедшим». На самом деле это свидетельствует о желании помочь себе и о самолюбии. Самому пациенту, как и членам его семьи, может быть сложно принять психиатрический диагноз. Поэтому стоит быть осторожным с тем, что и как вы говорите о психическом заболевании. Эта тема - не повод для шуток. Вместо этого вы должны обеспечить безопасность для того члена семьи, который борется с психическим расстройством.
Диагноз не определяет, на что вы способны (или не способны). Вы не должны позволять окружающим вешать на вас ярлыки, даже несмотря на то, что некоторые симптомы болезни могут существенно усложнить вашу повседневную жизнь. Помните, что диагноз не определяет того, кто вы есть на самом деле. Ключевым является принятие проблемы. Многие психические проблемы могут иметь длительные последствия, периоды обострений и ремиссии. Не каждое психиатрическое расстройство поддается лечению препаратами. В то же время вы не должны чувствовать стыд за то, что принимаете препараты. Если же вы этого не делаете, не стыдите других за их выбор. Найдите удовольствие в таких мелочах, как духовная жизнь, помощь другим, искусство, занятия спортом или чтение. Они не избавят вас от симптомов, но помогут облегчить их проявление. Находите маленькие удовольствия каждый день: смешной рассказ, хороший фильм, вкусная еда, разговор с любимым человеком.
Жизнь не для того, чтобы ее тратить на тоску и отчаяние. Будьте всегда позитивны!
Петрович Е.В., педагог-психолог
свернуть«Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей, она превратилась в нечто вроде присказки. Или глобального объяснительного принципа неудач взрослых в трудном деле обучения подрастающего поколения. Определенная доля правды в этом утверждении есть, но какое-то оно неполное, чего-то в нем явно не хватает... Взрослых в нем и не хватает – их доли ответственности.
И что же делать? Логика подсказывает два возможных пути изменения ситуации.
Путь первый – заставить детей хотеть, тогда и взрослые смогут их учить. Путь второй – научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться. Оба пути возможны. «Заставить хотеть» трудно, неприятно обеим сторонам, но в принципе возможно. Метод «кнута и пряника», социальное давление, поддержка мощного социального «надо» в сознании ученика – все это методы старые, проверенные, в том числе в российской педагогике. На этом пути главное – неусыпный и постоянный контроль. Как только он ослабеет, хотение вновь исчезнет.
Второй путь интереснее и приятнее, он предполагает опору на внутренние стимулы к учебе, но имеет и свои недостатки: его реализация невозможна без существенного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации. Здесь нужны такие педагогические средства, с помощью которых можно создавать внутреннюю мотивацию, обучать детей непростому искусству хотения учиться.
ТАК ГДЕ ЖЕ ИСТОКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ?
На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному труду? Ниже представлен перечень таких источников, не претендующий на безусловную полноту, но тем не менее весьма объемный.
Внутренних психологических источников учебной мотивации существует очень много, и если все их грамотно задействовать, проблем может стать значительно меньше.
РЕКОМЕНДАЦИИ
«Ужасно интересно все то, что неизвестно», – такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Роль взрослых – поощрять этот интерес. Большинство детей приходит в школу «почемучками», с огромным желанием узнать, понять, заглянуть туда, куда нет пути прямому человеческому взгляду. Конечно, в разные возрастные периоды содержание познавательных интересов различно. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено, младших подростков – эта же тема, а еще то, что все работает, собирается и разбирается. Подростков постарше – как устроены они сами, старшеклассников – как устроен мир и то, что находится за пределами человеческого понимания. И конечно, во всех возрастах притягательны тайны, загадки, интриги, которые взрослые целенаправленно могут использовать в своей работе.
Нормальная и очень ценная человеческая потребность – понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому – это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца. Передавая готовые способы действия и «натаскивая» учеников на их автоматическое стопроцентное воспроизводство, мы лишаем их истинно человеческого наслаждения. А значит, взрослым необходимо развивать самостоятельность мышление детей.
В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то – возможность общения, построения отношений. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников – огромный стимул. Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать. Другой аспект – это общение с педагогом. Если учение построено таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом.
Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, – ее не спрячешь и в мешок не зашьешь. Она рвется наружу, и это нормально. Не нормально, когда демонстративные дети лишены возможности проявлять эту свою особенность «законным» путем, а вынуждены устраивать представления, кривляться, нарушать ход урока, в общем – выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентовать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а следовательно – стимулируют к учебе.
Она актуализируется у большинства учащихся в подростковый период. Отсюда – огромный интерес к психологическим тестам, урокам психологии: там ведь идет разговор о них самих. Между тем современные курсы литературы, истории, биологии и многих других школьных дисциплин могут быть поданы таким образом, чтобы опираться на эту потребность и тем самым повышать интерес учеников к предмету. Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании — это разнообразные ситуации преодоления, которые необходимо создавать для школьников в учебном процессе.
С этой целью необходимо использовать ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творческости, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути). Данный способ повышения интереса к учебе один из самых оптимальных.
Взрослым необходимо стимулировать ту самую «осознанную» учебную мотивацию: «Я учусь потому, что мне это надо». Осознанная мотивация – удел старшеклассников. До нее нужно дорасти. И очень хорошо, если она подкрепляется еще каким-нибудь эмоциональным интересом. Иначе учеба становится продуктивным, но очень энергозатратным процессом для ребенка: постоянно нужно объяснять себе значимость совершаемых усилий на рациональном уровне.
Эту естественную потребность для детей, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые, так же следует целенаправленно использовать. Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней педагогической практике и родителями и учителями.
Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную «кнопочку» – это хороший шанс поддержания учебной мотивации.
Петрович Е.В., педагог-психолог
свернутьРебенок не всегда понимает и может выразить то, что с ним происходит. Поэтому родителям нужно быть предельно внимательными так как симптомы стресса у детей примерно те же, что и у взрослых:
Если у ребенка и раньше отмечались невротические явления (запинки в речи, энурез, тики и т. д.), под действием стрессовой ситуации они могут усилиться. Есть и другие, более специфические симптомы. Некоторые дети, как и взрослые, в стрессовой ситуации могут отказываться от еды. Или, наоборот, успокаивают себя, поглощая беспрерывно еду, сладкое и т. д. Детское воровство иногда тоже результат стресса – например, неблагополучия в семье.
Какие ситуации вызывают у ребенка стресс?
Родителям необходимо:
Надежные способы снятия стресса у большинства людей индивидуальны. Для кого-то это физическая разрядка, общение с природой или искусством, с близкими по духу людьми или наслаждение одиночеством, медитация. Поэтому задача родителей помочь ребенку выбрать свои, индивидуальные способы избавления от чрезмерного эмоционального напряжения.
Петрович Е.В., педагог-психолог
свернутьСовременные родители постоянно заняты. Они уверены, что их задача – обеспечить детей едой и одеждой, дать деньги на кино и отправить летом в лагерь. А разговоры по душам, семейные ужины и разные проявления чувств – ерунда. Психолог Джонис Вебб рассказывает, какие установки получают дети, лишенные внимания родителей.
Если взрослые не обращают внимания на чувства и потребности детей, они неосознанно транслируют беззвучные, невидимые установки, которые во многом определяют самооценку и представления человека о себе во взрослом возрасте.
Детские установки не дают сделать выбор, который будет для нас оптимальным. Мы влюбляемся, создаем отношения, но не можем быть счастливыми в этих отношениях. Мы растим детей, но нам это в тягость.
Мы способны уменьшить влияние детских установок на свою жизнь. Надо лишь обнаружить в себе установки, возникшие из-за недостатка внимания родителей, и не позволять им и дальше мешать нашему развитию. Вот эти установки:
Это всего лишь уроки, которые мы усвоили в семье. На самом деле все иначе:
Белко В.Г., педагог-психолог
свернутьДля гармоничного и здорового развития ребенка необходимо своевременное получение информации, особенно от близких и значимых людей, о том, что замечены его достоинства, победы и результаты.
Петрович Е.В., педагог-психолог
свернутьУделяйте ребенку достаточно внимания, проводите досуг всей семьей, не допускайте ссор в присутствии ребенка.
Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы. Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»: лишение удовольствия, лакомства, привилегий; запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры; прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель); чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на «скамейке штрафников»; холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»; внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С.Шевченко приводит следующие примеры: если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам; если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам; если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие, если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.
Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.
Помните, что гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.
Петрович Е.В., педагог-психолог
свернутьПетрович Е.В., педагог-психолог
свернуть