Советы педагога-психолога
Рекомендации родителям по облегчению процесса адаптации в дошкольном учреждении
08.10.2024Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их жизнь меняется кардинальным образом.
В привычную, сложившуюся жизнь ребенка буквально врываются следующие изменения:
- четкий режим дня;
- отсутствие родных рядом;
- постоянный контакт со сверстниками;
- необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
- уменьшение персонального внимания.
Как же сделать процесс адаптации более мягким?
- Подготовьте ребенка заранее к посещению дошкольного учреждения. Родители могут читать сказочные истории о детском саде, дома можно играть с игрушками в детский сад. Гуляйте возле садика и на его территории. Расскажите ребенку, что ему предстоит туда ходить. Познакомьте ребенка заранее с воспитателем, малышу будет значительно легче особенно, если он не просто видел эту «тетю» несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом.
- Обучите ребенка элементарным навыкам самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.
- Рацион питания должен быть примерно таким же, как и в саду. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно, супы.
- Соблюдайте основные режимные моменты. Они должны совпадать с распорядком дня в саду.
- Первые дни маме лучше присутствовать вместе с ребенком в дошкольном учреждении. Это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и снизит уровень тревожности самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении.
- Сначала лучше приводить ребенка не к завтраку, а к прогулке. И оставлять ребенка без мамы рекомендуется именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы их отвлечь.
- Следует принести из дома любимую игрушку, книгу, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.
- Не стоит наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, ребенок имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
- Никогда при ребенке не отзывайтесь плохо о саде и о воспитателях. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
- Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.
- Будьте терпимее к капризам.
- Не наказывайте, «не пугайте» детским садом, забирайте вовремя.
Соблюдение данных рекомендаций помогут ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, укрепит резервные возможности детского организма, будут способствовать процессу ранней социализации.
Сергеюк Е.В., педагог-психолог
Генерализация навыков у детей с ОПФР
08.08.2024Работа с новыми навыками у детей с ОПФР – довольно объемная и не всегда быстрая. В нее вкладывается педагог и родитель. Но что делать, если навык только появился, но вскоре исчез? Как проанализировать ошибки и вернуть наработанное обратно?
Вся суть кроется в генерализации (обобщении) навыков. Навык, который ребенок показал буквально несколько раз и потом больше не повторял, не имеет ничего общего с откатом. Это всего лишь отсутствие генерализации навыков.
Что же такое генерализация?
Генерализация –это закрепление навыка за пределами привычной учебной среды, то есть оттачивание знаний в жизни. Это кажется обычным делом для большинства детей, но у ребят с особенностями этот процесс иногда требует больших усилий. В силу сенсорных или интеллектуальных нарушений им сложно считать ситуации в новых обстоятельствах, а подготовить ребенка ко всему –невозможно.
Как же добиться генерализации и устойчивости навыка?
1.Использовать максимально много примеров для обучения.
- Часто дети с особенностями могут выучить наизусть конкретные книги, пособия и задания, без понимания отвечать да (нет), брать всегда с одной стороны, автоматически отвечать на некоторые вопросы и т. д. Чем больше примеров для освоения одного навыка, тем больше шансов действительно овладеть навыком, а не заучить без понимания.
- Обучение с разными людьми.
- Проблема «кабинетных детей». Со специалистами ребенок делает все, а дома или в саду, школе не делает, или делает только с определенными людьми, другие люди просто игнорируются.
- Обучение в разных местах.
- Использование для обучения максимально естественные ситуации.
- Коррекция должна стать стилем жизни, и проводится везде и всюду: в магазине, на почте, в кафе. С минимальным количеством подготовленных предметов и пособий, навыки должны отрабатываться на предметах быта и ежедневного использования. Для детей с особенностями важно уметь показать навык в любом месте.
- Использовать естественные подкрепления и гибкое обучение.
- Подкреплять разные способы реагирования на одни и те же стимулы.
Процесс генерализации считается завершенным при двух условиях:
- ребенок демонстрирует навык в новой для него среде, при этом не испытывая сильный стресс;
- ребенок обретает новые навыки ответной реакции на ситуацию, которые возникают уже за пределами того, чему его обучали.
Ориентиром в закреплении навыков минимум 80% самостоятельных реакций в разных условиях, с разными людьми и на разных материалах. На практике есть очень много «недоделок», «недонавыков», а потом в итоге обучение стоит на месте или есть только «Кабинетный навык».
В коррекции лучше делать меньше, но качественно, чем делать все подряд. В итоге результат? А результата нет. Есть только «Откат».
Всем желаю здоровья ментального и физического!!!!
Сергеюк Е.В., педагог-психолог
Психология лени «особенного» родителя
23.07.2024Наверное, каждый из вас хоть раз жизни слышал такие фразы: «Сколько можно лениться?», «Ну ты и лентяй или лентяйка!», «Соберись уже!», «Где твоя сила воли?», «Возьми себя в руки!». В современном обществе лень всячески осуждается, стигматизируется. Я бы хотела разобраться в причинах лени с точки зрения психологии, а именно лень со стороны родителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития. Но что скрывается за этим словом «лень»? Какие истинные причины возникновения лени? Давайте разберемся. И я хочу выделить 6 основных причин лени особенного родителя:
- Отсутствие мотивации или навязанная мотивация.
Мама каждый день обещает сама себе заняться самостоятельностью ребенка, но не делает этого, потому что у нее есть вторичная выгода чувствовать себя значимой. А вокруг все знакомые твердят: учи, учи, общество навязывает свои социальные нормы и рамки. Мама будет жаловаться, иметь 1000 отмазок, что нет сил, времени, не знаю, не умею, мой ребенок меня не слушается, не воспринимает всерьез. На самом же деле у мамы нет собственной внутренней мотивации, а все это навязанная мотивация самим обществом, «так нужно», «так правильно». При этом, лень особенного родителя является результатом низкого уровня вовлеченности «опускание рук», когда человек не видит ценности или смысла в том, что ему предстоит делать.
- Перфекционизм.
Перфекционизм у мамы ребенка с особенностями психофизического развития – это якорь, тянущий ее и развитие ребенка на дно. Почему? Потому, что ребенок «особенный», потому что я недостаточно умная. Маме настолько сложно сталкиваться с трудностями и неидеальностями в пути, что проще избегать. В итоге ничего опять не сделано. И в очередной раз мы получаем от общества вердикт «Опять лентяйка».
На самом же деле нет, не лентяйка, просто не хватает того, чтобы перестать есть себя изнутри и ребенка за не идеальность. Бояться, что за ошибки, осудят, казнят и обесценят. Выживать с особенными детьми и перфекционизмом невыносимо. При этом всем, вечно силы на нуле, потому что идеал недостижим, а так хотелось бы.
- Выгорание.
Когда наступает выгорание первостепенная задача организма, стоит на выживание, а не на новых свершениях.
Депрессивная и выгоревшая мама не может ничего отдавать. У нее просто нет на это никакого малейшего ресурса. На последнем издыхании одеть ребенка, как куклу, накормить лишь бы. И давать ежедневно себе обещания, ну вот завтра точно начну обучать ребенка самостоятельности. А завтра все никак не наступает.
- Непонимание и непринимание всех последствий.
Мама может долго искать отговорки «Потом, потом, успеем еще, научим». А на деле, что мы видим ребенок не может самостоятельно себя обслужить в 10 лет. Последствие таковы, что чем старше ребенок, тем сложнее менять старый, привычный уклад жизни.
Мама думала, что в 12-14 лет ребенок самостоятельно научится всему, начинает требовать с ребенка того, чего никогда раньше не требовала. А ребенок, ждет и свято верит ему же всегда прислуживали, значит так и будет. Малейшие попытки изменить это, вызывают серьезное сопротивление, агрессию, самоагрессию, негативизм, протест.
- Тревога и страх перемен.
Как же перестать блендерить еду? А вдруг подавится. Не собрать за ребенка портфель в школу? Сам не сможет, двойку получит, учитель поругает. Как учить готовить, а вдруг ножом порежется. Итог: с виду снова ленивая мама. А на самом деле – дико тревожная. В голове происходят страшные сценарии. Паника. Ребенок дальше живет в безопасной скорлупе маминой гиперопеки.
- Отсутствие оценки ресурсов.
И первое : отсутствие времени.
Как научить одеваться самостоятельно? Если выходить через 10 минут? Или как научить особенного ребенка ходить на горшок, если мама не занимается замерами времени. Никак. Снова «напялила памперс». Нужно оценивать время для занятий. Готовить базу. Визуальные расписания, таймер.
Никто кроме нас, родителей, не займется развитием и воспитанием наших детей. Очень часто родители выступают в качестве альтруизма, вечного спасателя. Тут должен срабатывать алгоритм действий, как в самолете «сначала маску надень на себе и только потом на ребенка». Спасать нужно не самого ребенка, а спасать себя в первую очередь. Старайтесь искать мотивацию в себе том, что в дальнейшем ваша жизнь станет легче и лучше. Действительно работать с «особенным» ребенком очень трудно. Но гораздо сложнее жить с совсем беспомощным ребенком. Помните: вы работаете для себе, вам жить с вашим ребенком всю оставшуюся жизнь, и ничего не делая, вы не сделаете свою жизнь легче. Когда-нибудь вы научите ребенка определенным навыкам и сможете спокойно пить кофе, наблюдая за ним со стороны, как он, например, сам одевается или ест.
Всем желаю здоровья ментального и физического!
Сергеюк Е.В., педагог-психолог
Осознанное родительство
30.05.2024Безусловно, мы знаем о важности планирования и контроля в воспитании и развитии детей, но как его добиться? Естественно, все родители особенных детей хотят оказать максимально мощное и эффективное влияние на результат коррекции. Мы не боги и не волшебники. Но все же многие факторы коррекции и развития ребенка в наших руках. Правильно приложенные усилия принесут свои результаты. Хаотичные метания и попытки делать «хоть что-то», «и так сойдет», «просто буду перебирать все, что смогла нагуглить», не приведут к хорошим результатам.
- Семья
Семья решает в коррекции очень много. Семья с гиперопекой противодействует развитию ребенка. Семья, которая не делает домашнее задания, не выполняет рекомендаций специалиста является якорем тянущим на дно. Самый лучший АВА терапевт не может вам передать свой руководящий контроль, ни один нейропсихолог не поможет в формировании саморегуляции, если на каждый крик ребенка закидывают конфетами, мультиками лишь бы не плакал, ни один нутрициолог не вылечит ребенка если на завтрак сахарный йогурт, булка, а вечером сосиска, пицца, чипсы, ни один логопед не поможет , если с ребенком не пытаются развивать диалог в быту. Ни один тренер АФК не сделает ребенка физически подготовленным, если он все время лежит на диване с телефоном в руках. Очень часто на практике встречается: «Я готова заплатит какие угодно деньги, лишь бы это кто-то сделал за меня».
- Возраст коррекции
Однозначно чем раньше, тем лучше. Чем скорее начинается активная работа, тем быстрее и точнее можно направить вектор развития, как можно ближе к нормативному. Выключайте режим ждуна!!! Забудьте эти: перерастет, пойдет в сад заговорит, «а наш папа заговорил в 5 лет». Хватку и напор можно всегда ослабить, если развитие дотянуло до нормы. А вернуть уже упущенное время никогда.
- Адекватный маршрут коррекции и обследования
Без грамотного маршрута ничего хорошего ждать не приходится. При этом родители совершают типичные ошибки:
- Практически не обследованный ребенок.
- Детей с полевым поведением отправляют к нейропсихологу занятий толком ноль, зато целый вагон стимуляций.
- Занятие исключительно академическими навыками и ноль физической коррекции.
- Биомед. Пьем кучу бадов, минералов и витаминов все подряд, не зная реальные дефициты ребенка. Большинство родителей даже не знают, что многие витамины не совместимы друг с другом.
- Групповые занятия для детей с нулевым пониманием речи и без имитации.
- Комлексное развитие
Как часто в коррекции все гонятся за академическим обучениями и навыками, при этом физическое развитие на нуле, бытовые навыки не сформированы, игра отсутствует, сенсорное развитие нарушено. На этой базе держится успешная коррекция.
- Объем коррекции
Для каждого индивидуален, но для детей со сложной структурой нарушений чаще всего требуется от 20 до 40 часов в неделю. Занятия раз в неделю со специалистом, без самостоятельной работы дома равны нулю.
- Уровень специалистов или жертва маркетинга
Специалисты, которые не могут четко и корректно провести диагностику, или неверно формулируют ее результаты, у них нет четкой программы занятий, занятия не структурированные или не соответствуют уровню развития ребенка не принесут эффективного результата. В погоне за всеми новыми методиками и чудо средствами превращают занятие в представление. И снова веселье, анимация есть, а результатов нет. Педагоги или центры предлагают, как можно больше услуг, хотят что-то продать и побольше. Обращаясь за помощью к специалисту, нужно опираться на зону ближайшего развития ребенка, что ему пригодится в реальной жизни. Однако ребенок учится жить и общаться именно в семье, а не за столом в кабинете, во время урока с посторонней тетей.
У специалиста 45 минут, у родителей 24 часа.
У специалиста есть дидактический материал, методические пособия, картинки, игрушки и мир, ограниченный стенами кабинета, у вас – реальные вещи и ситуации.
У специалиста ребенок может научиться определенным навыкам, а самое главное, выйдя из кабинета, суметь их применить, генерализировать т.е. перенести на различные жизненные ситуации. Родители обязаны закреплять эти все навыки в реальных бытовых ситуациях.
Сергеюк Е.В., педагог-психолог
Гиперактивный ребенок: что делать?
12.02.2024Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. Первые признаки гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни. Наличие гиперактивности определяет специалист – врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен специалистами по результатам специальной диагностики и наблюдением за ребенком. Если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных. Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить.
К внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка.
Как выявить гиперактивного ребенка?
Основные проявления гиперактивности можно разделить на 3 блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность и импульсивность.
Критерии гиперактивности:
Дефицит активного внимания:
- непоследователен;
- не может долго удерживать внимание, не может сосредоточиться;
- невнимателен к деталям;
- при выполнении задания допускает большое количество ошибок в результате небрежности;
- плохо слушает, когда к нему обращаются;
- с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;
- испытывает трудности в организации;
- избегает заданий, требующих долгих умственных усилий;
- легко отвлекается;
- часто сменяет деятельность;
- часто бывает забывчив;
- легко теряет вещи.
Двигательная расторможенность:
- постоянно ерзает;
- проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, теребит пальцами волосы, одежду и т.д.);
- часто совершает резкие движения;
- очень говорлив;
- быстрая речь.
Импульсивность:
- начинает отвечать, не дослушав вопрос;
- не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;
- не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза);
- при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других - нет, но одних уроках он успешен, на других - нет);
- спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком:
- поддерживать дома четкий распорядок дня;
- выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);
- автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);
- отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);
- сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
- оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
- не запрещать действие ребенка в категоричной форме;
- не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);
- не приказывать, а просить (но не заискивать);
- не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения;
- работать с ребенком в начале дня, а не вечером;
- делить работу на короткие периоды, использовать физкультминутки;
- снизить требования к аккуратности в начале работы;
- сидеть рядом с ребенком во время занятий, использовать тактильный контакт;
- договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее;
- поощрять сразу же, не откладывая на будущее;
- предоставлять возможность выбора;
- оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
Ограничения:
- Не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором. В некоторых семьях принято оставлять постоянно работающий телевизор, даже если его никто не смотрит в данный момент, в этом случае нервная система ребенка сильно перегружается от постоянного шумового и светового фона. Старайтесь, чтобы телевизор в комнате, где находится малыш, был выключен.
- Не разрешайте ребенку играть в компьютерные игры.
- Гиперактивный ребенок перевозбуждается от большого скопления людей. По возможности избегайте людных мест (крупные магазины, рынки, театры) – они оказывают на нервную систему ребенка чрезмерно сильное действие.
- Гиперактивного ребенка нужно отдавать в сад как можно позже, когда он уже научится более-менее контролировать своё поведение. И обязательно предупредите воспитателей о его особенностях.
Как играть с таким ребенком?
Подбирая игры, особенно подвижные, необходимо учитывать особенности детей: дефицит внимания, двигательная активность, импульсивность, быструю утомляемость, неумение длительное время подчиняться групповым правилам. В игре трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
- «Найди отличие». Ребенок рисует несложную картинку (котик, домик) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок меняются местами.
- «Ласковые лапки». 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточка, бусы, вата. Все выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; родитель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «зверь» будет прикасаться к щеке, колену, ладони.
- «Кричалки-шепталки-молчалки». 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную руку - «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал «молчалка» - синяя ладонь - дети должны замереть на одном месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует молчалками.
- «Час тишины и час можно».
- «Давайте поздороваемся»: 1 хлопок – здороваемся за руку, 2 хлопка – плечиками, 3 хлопка – спинками.
- «Ловим комаров».
Упражнения, направленные на развитие произвольности и самоконтроля:
- «Черепаха»
- «Кричалки-шепталки-молчалки»
- «Говори»
- «Царевна Несмеяна»
Упражнения на снижения импульсивности и агрессивности:
- «Крик в пустыне»
- «Два барана»
- «Рубка дров»
Упражнения, направленные на развитие концентрации внимания:
- «Кто летает?»
- «Чужие колени»
- «Сантики-фантики-лимпопо»
- «Считалочки-бормоталочки»
Белко В.Г., педагог-психолог
Тревожность у детей
08.02.2024Дети с особенностями психофизического развития часто подвержены повышенной тревожности. Как же может проявляться тревожность?
- Чрезмерная жажда
- Пищеварительные проблемы и боли в животе
- Частое мочеиспускание
- Головные боли
- Озноб или прилив жара
- Дрожь и учащенное сердцебиение
- Потливость и учащение дыхания
- Расширение зрачков
- Нарушение сна
- Мышечное напряжение
- Поведенческие проблемы (истерики, приступы агрессии, обострение стимминга, побеги, расторможенность, трудности с вниманием)
Типичные источники повышенного стресса:
- Неструктурированное время (ожидание автобуса или очереди, перемена в школе)
- Учебное заведение
- Сенсорные источники (поход в парикмахерскую, осмотр врача, примерка одежды, места с резкими запахами, светом, шумом)
- Социальные события (неожиданные события, контакт с маленькими детьми)
- Дом (туалет, выполнение домашнего задания, домашние обязанности).
В первую очередь для того, чтобы взять тревожность под контроль, необходимо завести дневник тревожности. В дневнике необходимо отражать что вероятнее всего повлияло на приступ тревоги или паники, ка долго продолжалось и в чем проявлялось. Это позволит понять, что именно повышает тревогу.
Как снизить тревожность?
- Принимать препараты для снижения тревожности сразу не стоит. Это крайний случай. В большинстве случаев тревожность можно снизить и без лекарств.
- Не создавайте дополнительный повод для тревоги. Ссоры, крики, частые наказания влияют негативно. Больше хвалить и меньше ругать. Не удерживать в приступе паники, но контролировать передвижения.
- Физические упражнения помогают снизить уровень паники и тревоги.
- Техники релаксации (побыть одному, музыка, массаж, утяжеленный жилет, стессоболы, арт-терапия, песочная терапия, рвать бумагу, лепить из пластилина, ароматерапия и т.д.).
- В особо сложных случаях не грех смело дать ребенку от души «постимить», но только ограничено во времени и месте.
- Социальные методы (визуальные расписания, таймеры, социальные истории, шкала тревожности)
Всем желаем здоровья, физического и ментального!
Сергеюк Е.В., педагог-психолог
Способы борьбы со стрессом
07.02.2024I. Как себе помочь
Шаг первый
Наиболее эффективный метод обретения навыков расслабления – аутогенная тренировка, т.е. расслабление мышц тела, регулирование сердечной деятельности, воздействие на ритм дыхания и т.д.
Примите «позу кучера»: сядьте на стул, расслабьтесь, голову слегка наклоните вперед, локти положите на колени, ноги расставьте. Произносите следующий текст: «Я совершенно спокоен. Сердце бьется ровно. Мысли текут плавно и медленно. Я отдыхаю. Я совершенно спокоен. Расслабься, успокойся, отдохни. Пусть голову оставят мысли. Пусть шея, грудь и руки отдохнут. Прислушайся к себе: тепло и свет уже в тебе. Они уносят огорчение, плохое настроение. Послушай тишину. Она молчит и отдыхать тебе велит».
Шаг второй
После общего расслабления можно выполнить следующие упражнения.
«Дыхание»
- Глубокий вдох, руки медленно поднять через стороны вверх.
- Выдох с открытым сильным звуком «А-А-А».
- Вдох, руки вверх до уровня плеч.
- Выдох с открытым сильным звуком «О-О-О» (обнять себя за плечи, опустить голову на грудь).
- Медленный, глубокий вдох.
- Медленный, глубокий выдох со звуком «У-У-У» (руки опустить вниз).
«Пальцы в кулак»
Сожмите пальцы в кулак, большой палец внутри. Выдох спокойный, в это время сожмите кулак. Затем, ослабив сжатие, сделайте вдох. Упражнение выполняется одновременно двумя руками (5 раз).
«Аромат роз»
Представьте букет роз и вдыхайте аромат воображаемых цветов, наслаждаясь их запахом (запах может быть чего угодно приятного для вас).
«Солнечный луч»
Представьте, что Ваше тело медленно «обнимает» теплый солнечный луч. Он согревает голову, лицо, шею, руки, ноги. Луч движется, и разглаживает морщинки, исчезает напряжение в области затылка, шеи, спины. Вы становитесь спокойным и удовлетворенным жизнью.
Шаг третий
Снимаем головную боль, если она есть.
«Дождик»
Представьте, что вы забыли зонтик дома. Начался дождь. Теплый, спокойный, приятный. Вам хорошо под дождем. Легкие капли падают на голову, плечи. Почувствуйте капельки дождя на себе, при этом подушечками пальцев нежно касайтесь головы, лица, шеи – то, замедляя, то, ускоряя темп.
Шаг четвертый
Долой неприятные мысли!
«Рисование»
Возьмите цветные карандаши и, не задумываясь, левой рукой нарисуйте абстрактные линии. Всмотритесь в то, что у вас получилось, попробуйте среди линий найти очертания одного или нескольких предметов. Раскрасьте их и полюбуйтесь тем, что вы создали.
Шаг пятый
«Ушки на макушке!»
Ученые-физиологи доказали: на ушных раковинах находиться много точек, связанных с внутренними органами. Воздействуя на них, человек способен облегчить физическую боль, нормализовать функционирование внутренних органов, активизировать резервы организма для активной жизнедеятельности.
Выполните следующие действия:
- указательными пальцами обеих рук одновременно потяните уши, начиная с верхнего края и постепенно спускаясь вниз до мочки;
- помассируйте сначала мочки ушей, а затем всю ушную раковину. В конце разотрите уши руками.
II. Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня»
Каждое утро проговаривайте про себя нижеследующий текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о счастье, силе и покое.
- Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлив(а). счастье – это внутренне состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье находится внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.
- Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и Я буду полностью им соответствовать.
- Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.
- Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.
- Именно сегодня я продолжу нравственное самосовершенствование. Я буду полезным(ой) и нужным(ой) своему ребенку, семье, себе самому(ой).
- Именно сегодня я буду доброжелателен(льна) ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезным(ой) и щедрым(ой) на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.
- Именно сегодня я буду жить проблемами только нынешнего дня.
- Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки, нерешительности даже в том случае, если я не смогу ее точно выполнить.
- Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полностью расслабившись.
- Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого я люблю, любят и верят в меня.
Успехов вам!
Белко В.Г., педагог-психолог
Детская агрессия
29.12.2023«Агрессивность – это отчаяние ребенка, который ищет признания и любви»
Г. Эберлейн
Причины детской агрессии и способы действия:
- Негативная самооценка («Я плохой, и веду себя как плохой»).
Ваши действия. Как можно чаще хвалить ребенка, не стесняться проявлять любовь к нему. Никогда не осуждать самого ребенка («Ты плохой, потому что так делаешь»), а только его действия («Мне не нравится, что ты поступил плохо, поскольку сделал кому-то больно»).
- Страх (защитная агрессия).
Ваши действия. Научите ребенка защищать себя, словесно выражая свою агрессивность, определяя собственное эмоциональное состояние (это полезно и во всех других ситуациях).
- Реакция на запрет (ребенок не получает то, что ему нужно).
Ваши действия. В разумных пределах необходимо разрешать ребенку быть независимым. В случае отказа аргументировано объясните причину запрета. Если желание ребенка несвоевременно, переключите его внимание на что-то другое или предложите компромисс. Устанавливайте правила поведения. Заранее обговаривайте с ребенком правила поведения.
- «Не могу!» Ребенок понимает, что ведет себя плохо, но не может справиться со своими чувствами.
Ваши действия. Остановите ребенка. Для него очень важно, чтобы вы справились с его агрессией: тот, кто тебя защитил от себя самого, сможет защитить и от внешних опасностей. Агрессивность ребенка возросла до высокой степени и угрожает увечьями ему самому или окружающим? Примените силу: подойдите сзади и прижмите его руки, обхватите его ноги своими и берегите свой подбородок от его головы. У малыша должно создаться впечатление: вы сдерживаете его, поскольку хотите успокоить, а не нападаете, проявляя агрессивность.
- Усталость (разбалансирование нервных процессов).
Ваши действия. Когда дети устают, их возбуждение начинает нарастать. От этого они устают еще больше, и дело кончается срывом. В таком состоянии ребенок не может успокоиться сам, помогите ему: обнимите, усадите на колени, начните качать, как маленького, нашептывайте на ушко что-то ласковое и спокойное. Все подвижные игры прекращайте за два часа до сна. Старайтесь соблюдать режим дня и строго придерживаться введенных правил.
- Переадресация агрессии («Как обращались со мной, так и я буду обращаться с другими»).
Ваши действия. Если в семье дерутся, кричат друг на друга или ребенок оказывается крайним в ссорах родителей, он перенимает этот стиль поведения. В таких семьях детей наказывают часто и несправедливо. Чем более жестокие требования предъявляются ребенку дома, тем более агрессивным он будет в своих проявлениях.
- Жажда власти. Речь идет о детях с так называемыми нарушенными привязанностями («Я никому не нужен, ну и не надо!»). Они научились выживать, нападая на всех, нарушая правила.
Ваши действия. Нужно завоевать авторитет: значимыми качествами для такого ребенка являются справедливость и сила. Когда ваш авторитет не вызывает сомнений, следует вовремя твердо сказать ребенку: «Я не позволю тебе это делать».
Профилактика агрессии и жестокости у детей
- Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
- Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
- Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
- Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
- Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
- Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему- либо.
- Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
- Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями.
- Не меняйте свое отношение к ребенку в зависимости от его учебных успехов.
Игры для снятия агрессии:
Игра «Цыплята»
Ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки.
Игра «Молчанка»
Эта игра проводится с командами «Стоп!» или «Замри!». Агрессивные дети не только эмоционально и моторно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самообладания, развивают способность к самоконтролю за своими эмоциями и поступками.
Игра-упражнение «Где прячется злость?»
Ребенок закрывает глаза, одну руку с вытянутым указательным пальцем поднимает вверх. Не открывая глаз, нужно словом или жестом ответить на вопросы: «Где у вас злость прячется? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?»
Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной. Летом разрешите даже очень маленькому ребенку повозиться в песке (сухом и мокром), в воде. В холодное время года это можно заменить купанием в ванне. Например, дети любят переливать воду из одной емкости в другую. Снимает напряжение лепка из воска, пластилина, теста. Лепите фигурки, придумывайте истории с ними.
Хорошо снимает напряжение, создает положительный эмоциональный фон рисование красками.
«Высказаться», выплеснуть накопившуюся энергию помогут сказки и ролевые игры с игрушками. Придумывайте различные сюжеты, в том числе и те, которые имеют место в жизни вашего ребенка. Освоив в игре правильную стратегию поведения, ребенку будет легче повести себя подобным образом и в реальной жизни.
Белко В.Г., педагог-психолог
Кризис трех лет. Скорая помощь родителям
28.02.2023Если вашему ребенку около трех лет, периодически вы чувствуете отчаяние и думаете, что это никогда не кончится – он теперь всегда будет такой вредный, упрямый и деспотичный. Вдохните глубже и вспомните, что это особенности ВОЗРАСТА, а значит это скоро пройдет, потому что ребенок ВЫРАСТЕТ.
Помните, что трехлетнему ребенку нелегко – он сейчас рождается как личность. Ищет и формирует СВОЕ мнение, проверяет границы своих возможностей. Он говорит «нет», потому что пока это все, что он может предпринять, чтобы выразить себя. Все, что малыш делает и говорит сейчас, это еще не относится к категории «делать назло» и манипулировать – он еще слишком мал, а такие поведенческие конструкции требуют более развитого логического мышления.
Формирование личности – это очень трудная работа, если учесть, что ребенок еще очень мало знает о существующих социальных нормах и правилах, о том, как люди строят между собой отношения. Вы – тот человек, от которого у ребенка есть шанс научиться приемлемому в обществе поведению. Поэтому отнеситесь к малышу с позиции спокойного, взрослого наставника, настройтесь на длительную кропотливую работу, показывайте пример. Помните, что вы взрослый свободный человек, и если вас «накрыло» раздражением, просто уйдите в другое помещение – там вы сможете прийти в себя, восстановить осознание того, что этот ребенок не послан сюда злыми силами, чтобы свести вас в могилу – он просто растет и еще многого не умеет и не знает.
Обязательно миритесь с ребенком, когда оба остынете, что бы вы друг другу ни наговорили. Ребенок очень мал и очень зависим от взрослых, и оставление его в одиночестве, игнорирование – самое тяжелое детское горе. Малышу жизненно необходимо знать, что вы его не перестали любить, даже если он сделал, то, что вам не понравилось. Поступок, безусловно, плох, и нужно обязательно об этом говорить, но исправлять содеянное вы будете вместе, уже помирившись, восстановив отношения.
Не бойтесь «уронить авторитет» перед ребенком извинениями, если вы его шлепнули в сердцах или страшно и громко кричали. Это будет для ребенка хорошим примером и подтверждением ваших слов, что драться и кричать действительно не хорошо. Никому нельзя драться и кричать – ни ребенку, ни маме. А если вдруг случилось так, что не сдержался, то можно извиниться вот так, как это делает мама.
Дети растут очень быстро, и в недалеком будущем ваш малыш превратится в подростка. Это будет очень похожий на трехлетний возраст, и все основы ваших отношений с ребенком, которые закладываются сейчас, будут вам подспорьем в подростковый период.
Петрович Е.В., педагог-психолог
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
07.02.2023«Всегда поступайте так, чтобы ваши дети достаточно
уважали вас, но не боялись. Не навязывайте им тех
добродетелей, которыми не обладаете сами.
Ведь дети наблюдают за нами и делают выводы».
Андре Моруа
Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения со взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.
Наибольшее влияние на социальное становление ребенка оказывает его семья. Для ребенка семья – это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Семья – это ячейка общества и важнейший источник социального и экономического развития. Теплая атмосфера, взаимное уважение и доверие являются основополагающими факторами гармоничного социального развития ребенка.
Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми, за счет общения, элементы которого присущи детям с младенческого возраста (мимика, движения, звуки). Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Советы родителям, о том, как общаться с ребенком:
- Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Если ребенку действительно трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
- Если у ребенка эмоциональная проблема, его необходимо выслушать!
- Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, скажите ему об этом.
- Убирайте из своего общения с ребенком привычные или автоматические приказы, команды, предупреждения, угрозы.
- Не требуйте от ребенка невозможного или трудно - выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке!
- Правила и последствия должны формулироваться одновременно!
- Принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, спокойный, а просто за то, что он есть!
- Дружелюбный тон общения. Когда ребенок хочет рассказать о чем-то, вы должны спокойно выслушать, периодически поддерживая беседу.
- Решения конфликтов должны быть конструктивными: выигрывают обе стороны - и родитель, и ребенок.
- Никогда не унижайте своего ребенка, избегайте оскорблений.
Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра, как ведущая детская деятельность. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др. Они особенно ярко проявляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни.
Личность ребенка складывается из мельчайших кирпичиков, среди которых помимо общения и игры важную роль играют различные занятия, упражнения, творчество, музыка, книги и наблюдение за окружающим миром. В дошкольном возрасте каждый ребенок глубоко воспринимает все прекрасное, потому задача родителей – познакомить его с лучшими человеческими творениями. Дети задают взрослым очень много вопросов, на которые нужно отвечать исчерпывающе и честно. Это очень важно, ведь для ребенка каждое ваше слово – это непреложная истина, потому не допускайте крушения веры в вашу непогрешимость.
Картотека игр для родителей на тему:
«Социально - личностное развитие дошкольников»
Игра «До свидания - здравствуй».
Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движениями руки. Если ребенок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (от себя). Затем со словами «до свидания» он удаляется от ребенка, прощально помахивая рукой, а со словом «здравствуй» приближается, протягивает к нему руки с повернутыми вверх раскрытыми ладонями.
Игра «Ласка»
Взрослый просит малыша ласково погладить игрушку, выражая любовь к ней, приговаривая нежно: «Хорошая, хорошая». Подсказывает: «загляни ей в глазки ласково, поглаживай мягко, неторопливо, чтоб ей было приятно».
Игра «Проснись»
Взрослый предлагает поиграть. Я как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты - мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать. Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся» может потянуться, потереть глаза, улыбнуться «маме». При повторении участники меняются ролями.
Игры для развития умения устанавливать контакт с собеседником
Ребенку предлагаются следующие игровые упражнения:
«Улыбка» - подари всем самую дорогую улыбку, какая есть.
«Комплимент» - похвали маму (папу, бабушку, дедушку, сестричку, братика и т.д.), глядя ему в глаза, скажи ласковые слова.
«Добрые слова» - скажи добрые слова в адрес мамы, папы, сестрички, братишки. Например: «Я тебя очень люблю», «Я скучаю по тебе», «Я рад тебя видеть» и т. д.
Игры для развития умений вести себя в конфликтной ситуации
Анализируем с детьми разнообразные ситуации-общения:
«Ты обидел своего друга. Попробуй попросить прощения»,
«Ребята не хотят принимать тебя в игру, как ты поступишь»,
«Два мальчика поссорились, как их помирить».
Игры для развития эмпатийного поведения
Игра «Волшебный магазин»
Ребенку предлагают выбрать подарок своему лучшему другу.
Игра «Царевна Несмеяна»
Предложить рассмешить Несмеяну.
Игра «Угадай мое настроение»
Ребенку предлагают угадать по мимике и жестам то настроение, которое сейчас изобразит взрослый.
Игра «Вспомни!»
К ребенку обращаются с просьбой вспомнить сказки, мультфильмы, где героям требовалась помощь друзей, сочувствие. Как бы они себя повели на месте Колобка, Курочки Рябы, Зайчика и т.д.?
Ситуации-общения
«Ты нашел на улице голодного котенка, пожалей его», «Малыш плачет, как его успокоить», « Два мальчика поссорились – помири их», «Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его», «Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним», «Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее», «Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли», «Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?», «Дети играют, у одного ребенка нет игрушки – поделись с ним», «У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе».
Белко В.Г., педагог-психолог