Профилактика насилия в семье

Региональная карта оказания помощи несовершеннолетним, потерпевшим от сексуального насилия и эксплуатации

Чат-бот "Помощь"

В мессенджере Telegram начал функционировать анонимный чат-бот «Помощь», направленный на оказание помощи несовершеннолетним, ставших жертвами преступлений сексуального характера

В целях профилактики и предупреждения преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних в мессенджере Telegram начал функционировать анонимный чат-бот «Помощь» для оказания помощи несовершеннолетним, ставших жертвами преступлений сексуального характера.

Kids.pomogut.by – это интернет-портал для детей, разработанный Представительством Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь и Министерством внутренних дел Республики Беларусь, который направлен на предупреждение и противодействие эксплуатации детей в сети Интернет.

свернуть

Защитите детей!

 

 

 

 

 

свернуть

Что такое экономическое насилие и как с ним справиться?

Экономическое насилие часто не замечают, но оно создает фундамент для других видов насилия.

Если об эмоциональном и физическом насилии в отношениях написано немало, то экономическое (или, как его еще называют, финансовое) часто остается в тени. При этом такая форма абьюза делает жертву очень уязвимой и сильно затрудняет жизнь.

Что такое экономическое насилие

Это вид домашнего насилия, при котором один человек в той или иной форме контролирует финансы партнера, совершеннолетнего ребенка, родителя или другого близкого против их воли. Цели такого воздействия – присвоить чужие деньги, продемонстрировать власть и сделать жертву более зависимой.

Насколько часто встречается экономический абьюз, никто точно не знает. Во‑первых, нередко оно бывает неотделим от других видов насилия. А во‑вторых, может долго оставаться для жертвы незаметным.

Экономическое насилие, если вдуматься, в том или ином виде встречается в большинстве семей. Этому есть несколько объяснений:

а) низкий уровень доходов большей части населения на протяжении многих поколений;

б) вытекающая из предыдущего пункта жизненная необходимость контролировать расходы и, соответственно, выстраивание определенных моделей поведения, которые усваиваются в детстве и уже во взрослой жизни переносятся на свою семью.

Соответственно, экономический абьюз может встречаться как самостоятельное явление. Однако чаще всего он идет в связке с психологическим, а иногда и физическим насилием.

Как проявляется экономическое насилие

В целом это любые формы контроля и давления, связанные с деньгами. И они довольно разнообразны.

Жертве не дают распоряжаться собственными средствами и имуществом. Например, под разными предлогами забирают деньги и другие ценности. Доступ к банковским счетам тоже может ограничиваться какими‑либо способами: скажем, у человека отнимают карточки, телефон и другие гаджеты. Насильник тратит финансы жертвы на свое усмотрение, оставляя совсем немного или вообще ничего. И конечно, не объясняет собственные решения и не отчитывается о том, куда пошли деньги.

Жертву лишают возможности полноценно зарабатывать. Бывают и мягкие варианты, и совсем радикальные запреты. Абьюзер может уговорить уволиться с работы или найти другую, более спокойную и менее денежную, – чтобы, скажем, уделять больше времени семье. Жертву убеждают, что работа – это слишком сильный стресс и лучше сидеть дома. Жертве создают невыносимые условия: устраивают по утрам скандалы, доводят до нервного срыва, намеренно мешают заниматься делами и вынуждают опаздывать. Могут и просто запретить ходить на работу – с помощью угроз, шантажа, манипуляций и побоев.

Траты жертвы тщательно контролируют. Абьюзер заставляет в деталях отчитываться, куда пошли деньги. Если он обнаруживает какие‑то неправильные, с его точки зрения, расходы, то ругает и критикует.

Жертве, находящейся в уязвимом положении, не дают денег. Болезнь, инвалидность, увольнение, отпуск по уходу за ребенком – все это сильно мешает человеку зарабатывать или даже полностью лишает его такой возможности. Люди в подобной ситуации обычно рассчитывают на материальную помощь супруга. Эта обязанность даже прописана в законодательстве. Но в отношениях, где есть экономическое насилие, одна сторона может использовать слабость второй ради собственной выгоды. Например, шантажировать жертву, заставлять ее просить и унижаться, а переводить мелкие суммы и только на очень жестких условиях.

У жертвы обманом или под давлением выманивают деньги. Например, вынуждают брать кредиты и другие долговые обязательства.

Жертву убеждают в ее неспособности распоряжаться финансами. Критикуют за траты, оскорбляют, постоянно повторяют, что жертва не умеет обращаться с деньгами. Благодаря такому систематическому эмоциональному насилию человек иногда отдает тирану деньги будто бы добровольно, так как либо боится новых оскорблений, либо начинает искренне верить, что сам ничего не может.

Финансовое насилие – это всегда один из способов продемонстрировать жертве свое превосходство. Цель – не просто показать, что «я зарабатываю больше», но и унизить. Свести все, что делает жертва, к нулю: все ее успехи и достижения не имеют для манипулятора никакого значения.

Более того, своими упреками, гиперконтролем, унизительными оценками манипулятор не способствует тому, чтобы жертва «одумалась» и стала зарабатывать сама. Наоборот, ему выгодно, чтобы жертва никогда не вышла из своего статуса – статуса подчинения.

Что нельзя считать экономическим абьюзом

Денежные отношения между близкими людьми – тема сложная и скользкая. Не существует никаких универсальных правил и норм, которые бы описывали, кто кому и сколько должен и как правильно распоряжаться финансами в семье. Поэтому грань между нормой и насилием может быть очень тонкой.

Каждый случай нужно рассматривать индивидуально, но есть несколько ситуаций, которые абьюзом точно не являются.

Один взрослый и дееспособный человек отказывается содержать другого. Супруги должны обеспечивать друг друга в случае болезни, потери работы, беременности, отпуска по уходу за ребенком, а также если один из них заботиться о ребенке с инвалидностью. Кроме того, трудоспособные совершеннолетние дети должны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей. Но если никто не болеет, не потерял дееспособность или работу, не ушел в декрет, то человек не обязан содержать своего родственника или партнера. И этот отказ не будет насилием.

Люди договорились заранее. Например, супруги решили, что один из них работает, а другой берет на себя дом и детей. Получается, тот, кто занят хозяйством, забирает деньги, добываемые партнером, и тратит их, кроме прочего, и на себя. Если супруги так распределили обязанности добровольно, ситуацию считать абьюзом нельзя. Или в паре зарабатывают оба, но бюджет по взаимной договоренности ведет кто‑то один, это тоже не насилие. По крайней мере, до тех пор, пока не начинаются утаивание, шантаж, угрозы и прочие манипуляции.

К чему приводит экономическое насилие

Во‑первых, оно делает жертв более уязвимыми к другим видам абьюза – психологическому и физическому. В особенности женщин, которые страдают от экономического насилия больше мужчин. Когда человек зависит от манипулятора денежно, у последнего появляется все больше рычагов, чтобы еще сильнее подчинить жертву себе и перейти к откровенной тирании.

Во‑вторых, экономический абьюз наносит огромный вред здоровью человека. Постоянное доминирование одного партнера над другим в отношении финансов может способствовать развитию:

  • неуверенности в себе;
  • чувства вины и стыда;
  • фобий, тревожных расстройств;
  • депрессии;
  • посттравматического стрессового расстройства;
  • невротических состояний;
  • суицидальных мыслей и намерений.

Также не стоит забывать, что непрерывный стресс, в котором находится жертва, вызывает и соматические проявления:

  • бессонницу;
  • боли в теле, мигрени;
  • снижение иммунитета;
  • гастрит, язву;
  • нарушение работы сердечно‑сосудистой системы;
  • синдром раздраженного кишечника.

Наконец, у жертвы, очевидно, возникают или усугубляются финансовые проблемы. В тяжелых случаях она теряет деньги, имущество и возможность зарабатывать, а из‑за постоянного психологического давления у человека остается все меньше сил, чтобы что‑то с этим сделать.

Почему люди становятся экономическими абьюзерами

Психолог Анастасия Маркова говорит, что корни стоит искать в детстве. Если человек воспитывался в атмосфере насилия и в семье у него практиковался экономический контроль, то, став взрослым, абьюзер просто не знает, что может быть иначе.

Но есть и другие причины. Человеку может доставлять удовольствие, когда он манипулирует другими. В совокупности с низким уровнем эмпатии это приводит к абьюзивному поведению. При этом не обязателен переход от психологического и экономического насилия к физическому.

Кроме того, иногда причиной становится низкая уверенность в себе, неспособность к рефлексии и оценке собственного поведения. Человек может не понимать, что его действия насильственны.

Наконец, насилие может выступать единственным способом привлечения внимания к себе, обретения контроля над ситуацией.

Что делать, если вы стали жертвой экономического насилия

Надо в первую очередь подумать о себе.

  1. Разрывайте отношения, когда есть угроза для здоровья

Главное, что стоит понять, – существует ли в данный момент опасность для вашей жизни и здоровья? Если партнер или родственник уже перешел к физическому насилию и угрозам расправой или вот‑вот может это сделать, из таких отношений нужно выходить как можно скорее. Каким бы трудным это решение ни казалось.

Разорвать отношения с абьюзером довольно сложно по многим причинам. У жертвы может не быть ресурсов, чтобы существовать без тирана: негде жить, нет денег, нет работы. Она может бояться, что если сбежать, то будет еще хуже: «Если он меня найдет, то точно убьет», «Как я с ребенком уйду в никуда?».

Но это необходимый шаг, который, возможно, спасет вашу жизнь и впоследствии сделает ее куда более полноценной и счастливой.

Разрывайте эти отношения. Возможно, это приведет к сложному вашему финансовому положению. Но вы сохраните свои личные качества, которые в последующем помогут вам добиться гораздо большего – финансовой независимости. И есть немалая вероятность, что в процессе восстановления встретите человека, способного вас ценить, уважать, а не самоутверждаться за счет своего превосходства над вами в чем‑то.

  1. Попробуйте договориться, если вы не готовы разорвать отношения сразу

Важно понимать, что, когда в отношениях есть физическое и выраженное эмоциональное насилие, никакого диалога быть не может. Попытки договориться с абьюзером в большинстве случаев обречены на провал. Но если вы все же хотите дать отношениям шанс, попробуйте следующее.

Если угрозы жизни и здоровью нет, если есть желание попробовать сохранить отношения, можно поговорить с партнером или предложить ему совместную терапию у психолога.

Начиная разговор с партнером, важно не скатываться в обвинения и попытки вызвать чувство стыда. Так вы сделаете еще хуже. Используйте я‑сообщения, не ограничивайтесь критикой, предлагайте и решения проблемы. При этом оценивайте не личность партнера, а только его поступки:

  • «Меня очень расстраивает, когда ты…».
  • «Прошу тебя, не делай так больше…».
  • «Давай вместе подумаем, как можно вести бюджет!».

Наш инструмент только диалог. Если мирные разговоры не приводят к результату, то из таких отношений лучше выходить, ибо любой вид насилия ни к чему хорошему не приводит.

  1. Позаботьтесь об экономической стороне вопроса

Если своих денег у вас нет, самое важное – обеспечить себе финансовую независимость. Делайте то, что вам под силу в данный момент:

  • Устройтесь на работу, хотя бы с частичной занятостью.
  • Ищите дополнительные источники дохода. Например, фриланс, репетиторство, продажа рукоделия, услуги по ремонту или уборке и так далее. Многими из этих вещей можно заниматься, не ставя партнера в известность.
  • Откройте новый счет в банке и потихоньку откладывайте деньги.

Когда у вас появятся регулярный доход и накопления, вам будет во всех смыслах проще дать абьюзеру отпор и разорвать с ним отношения. Хотя бы не придется беспокоиться, что вы не сможете заплатить за жилье и еду.

  1. Обратитесь за помощью

К родственникам или друзьям, в кризисные центры для жертв домашнего насилия, к психотерапевту или в группы психологической поддержки. В одиночку справиться с абьюзом может быть очень тяжело, а помощь других людей, в том числе тех, кто сам прошел через подобное, даст вам эмоциональные ресурсы и смелость.

Самое важное здесь – понимать, что обращение за помощью – это не слабость, не бесхарактерность, не немощность. Каждый человек имеет право на помощь. Никто не должен терпеть насилие. Человек и человеческая жизнь есть самая большая ценность, и ничто не может перевесить эту чашу весов.

Каток И.А., педагог социальный

свернуть

Как проявляется эмоциональное насилие в семье

Эмоциональное насилие встречается наиболее часто. Это проявляется в вербальном насилии, социальном насилии, пренебрежении или игнорировании потребностей в зависимости.

Вербальное насилие

Вербальное насилие происходит тогда, когда родитель позволяет себе словесные оскорбления в адрес ребенка, кричит, обзывает его, прибегая к сарказму или насмешкам. Очевидно, это одна из наиболее сильных форм эмоционального насилия.

Когда родители позволяют себе кричать на своих детей, они не понимают, что это чрезмерное воздействие на их хрупкие маленькие ушки. Ребенку очень важно слышать своих родителей, но не тогда, когда они кричат. Когда родитель начинает кричать, ребенок часто затыкает уши, чтобы не слышать, – и это является естественным механизмом выживания. Мы должны всегда помнить о том, что для маленьких детей их родители – нечто грандиозное и всемогущее, поэтому слышать, как родитель кричит, очень страшно для них. В дисфункциональной семье родитель может сначала накричать на ребенка, а потом часто происходит физическое насилие, потому что ребенок «не слушался».

Всевозможные обзывательства, наряду с криками, делают вербальное насилие еще более токсичным. Высмеивание или насмешки над детьми совершаются родителями, которые таким образом косвенно выплескивают собственный̆ гнев.

Когда над ребенком насмехаются, он лишается защиты, совершенно не понимая, как избежать плохого отношения к себе, особенно когда это совсем маленький̆ ребенок.

Слышать, как в твоем присутствии совершают вербальное насилие, может быть столь же негативно, как и оказаться свидетелем физического или сексуального насилия. Дело в том, что у детей̆ пока еще недостаточно развиты границы. Даже если они знают, что эта тирада направлена не на них, у них все равно такое чувство, что и их тоже это касается.

Социальное насилие

Ребенок достаточно рано узнает, кто он и как необходимо поступать в тех или иных ситуациях (например, одеваться, звонить по телефону и так далее), от своих родителей̆. В возрасте от четырех до шести лет друзья ребенка начинают играть огромную роль для него, потому что они также могут многому научить его: кто он, чем обычно занимаются дети его возраста и как выстраивать отношения с другими детьми. Социальное насилие происходит тогда, когда родители прямо или косвенно препятствуют общению детей̆ со сверстниками.

Косвенное насилие происходит тогда, когда ребенок никого не может пригласить в свой дом, радуясь общению с другими.

В качестве примера здесь можно привести родителей̆, совершенно не контролирующих собственные пагубные привычки. Их дети вынуждены оставаться дома, готовить и убирать, поэтому у них совершенно нет времени быть со своими сверстниками. И даже если родители не говорят им открыто «Ты не должен приводить сюда других детей̆», ребенок ни при каких обстоятельствах и сам никогда не осмелится этого сделать из‑за возможных последствий. У этих детей может быть отец‑алкоголик, поэтому они никогда не знают, чего ожидать по возвращении домой̆, – вполне возможно, он будет валяться пьяный̆ на диване в гостиной.

Пренебрежение и заброшенность

Из всех видов насилия к пренебрежению и заброшенности следует относиться особенно внимательно.

Потребности в зависимости включают в себя следующие:

  • еда;
  • одежда;
  • медицинская помощь;
  • кров;
  • физический контакт;
  • эмоциональные потребности (время, внимание);
  • сексуальное просвещение (информация и рекомендации);
  • образование;
  • финансовое просвещение (информация и рекомендации);
  • духовная сфера (информация и рекомендации).

Когда любую из вышеуказанных потребностей̆ в зависимости игнорируют или пренебрегают ей, над ребенком совершается насилие. Удовлетворение эмоциональных потребностей представляется особенно важным для того, чтобы ребенок мог развиваться в процессе взросления. Когда родители удовлетворяют эмоциональные потребности детей, они способствуют их позитивному самопознанию. Функциональные родители транслируют своим детям – автоматически и невербально: «Ты очень ценный». Удовлетворение эмоциональных потребностей также способствует тому, что ребенок учится поступать согласно принципам семьи.

Иногда для родителей оказывается непосильным грузом необходимость проявлять заботу о своих детях – это может проявляться у них как осознанно, так и бессознательно.

Заброшенность может иметь место в связи со смертью, из‑за болезни или несчастного случая. Кроме того, если родитель совершает суицид, угрожает суицидом или предпринимает попытку суицида, но она оказывается неудачной, ребенок может столкнуться с серьезной проблемой заброшенности, с чем ему впоследствии придется работать. К заброшенности может привести и то, что родитель физически уходит из семьи. Может случиться так, что в один прекрасный день ребенок проснется, а отца или матери уже нет рядом. Ребенок может чувствовать себя покинутым неоднократно одним или другим родителем.

Пренебрежение и заброшенность как результат зависимости

Разного рода зависимости, такие как химическая (наркомания или алкоголизм), сексуальная, навязчивые азартные игры, религиозная зависимость, расстройства пищевого поведения, неконтролируемые траты, трудоголизм и любовная зависимость, могут привести к тому, что родители не заботятся должным образом о своих детях или даже бросают их.

Родительская созависимость

Поскольку созависимый родитель сам пережил насилие задолго до того, как встал на путь исцеления, он не знает, как нужно воспитывать ребенка, чтобы удовлетворять его потребности. Все, что он может, – и дальше следовать по своему дисфункциональному пути, «служа» другим и заботясь о них. Очень часто это распространяется и на других людей, за пределами семьи. Тогда родитель лишается последних сил, не имея возможности удовлетворять потребности ребенка в своей семье. Происходит его полное выгорание, когда он пытается «заботиться обо всех». Это может привести к открытому гневу и фрустрации, абсолютному эмоциональному или психическому выгоранию, или человек может замкнуться и уйти в себя. Любая из этих реакций может привести к заброшенности детей или пренебрежению их потребностями.

Каток И.А., педагог социальный

свернуть

Оказание помощи пострадавшим от домашнего насилия в ГУ "ТЦСОН Пинского района"

Информация о телефонах специалистов ГУ "Территориальный центр социального обслуживания Пинского района", ответственных за оказание помощи пострадавшим от домашнего насилия

Заведующий отделением социальной адаптации и реабилитации
Запольских Инна Васильевна       р.т.  37 56 01     +37544 701 86 87

Специалист по социальной работе (ответственный за заселение в «кризисную» комнату)
Козинская Екатерина Яковлевна                    +37529 675 71 77
                                                                     +37529 101 13 89

Психолог
Богдан Зинаида Леонидовна                         +37529 343 65 56

Телефон горячей линии - 63 39 86

Телефон доверия (психологическая помощь) - 63 39 84

Виды социальных услуг,
предоставляемые ТЦСОН пострадавшим от насилия в семье:

  • предоставление временного приюта в "кризисной комнате";
  • психологическая помощь лицам, пострадавшим от насилия в семье;
  • социально-посреднические услуги (получение и восстановление необходимых документов, оформление льгот и пособий, помощь в предоставлении медицинской помощи);
  • консультационно-информационные услуги (консультация юрисконсульта и специалиста по социальной работе)

Все услуги ТЦСОН предоставляются бесплатно.

свернуть

Останови насилие!

Информация на ясном языке
развернуть

Стратегии предупреждения насилия в семье

  1. ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец ваше поведение и будет учиться у вас, как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.
  2. СТАНЬТЕ ЧАСТЫМ ПОСЕТИТЕЛЕМ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Если у вашего ребенка возникли проблемы, вызывающие у него депрессию и приводящие к возникновению низкой самооценки, идите в учреждение образования – ВМЕШАЙТЕСЬ! Персонал учреждения существует для того, чтобы помогать детям учиться и преуспевать. Последствия того, если ребенок чувствует себя неудачником, могут выражаться в насильственных действиях с его стороны: драках, уничтожении имущества, жестокости и даже самоуничтожении.
  3. ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах – это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.
  4. НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ «Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ». Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать «Я горжусь тобой!»
  5. ГОВОРИТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ. Поощряйте их желание говорить с вами о своих страхах, о своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а также давать хорошие советы. Наблюдайте, как ваши дети общаются.
  6. Если вы или кто-либо из вашей семьи чувствует одиночество, нелюбовь, безнадежность или у вас проблемы с наркотиками или алкоголем – ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается употребляющими алкоголь или наркотики. ГОРДИТЕСЬ СВОИМ РЕШЕНИЕМ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОМОЩЬЮ. ЭТО ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ, НО ОНО ОТРАЖАЕТ ВАШУ ЗРЕЛОСТЬ. ЭТО ПОМОЖЕТ ПРЕДУПРЕДИТЬ НАСИЛИЕ.

Каток И.А., педагог социальный

свернуть

Ближайшие и отдаленные последствия перенесенного насилия

Как утверждают ученые, испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми. К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях ребенок бывает охвачен страхом, тревогой, гневом. Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия, где можно выделить два взаимосвязанных аспекта: вред для жертвы и для общества.

К общественным потерям в результате насилия над детьми относятся не только утраты человеческих жизней из-за убийств и самоубийств детей, но и потери в их лице полноценных членов общества, формирование социально дезадаптированных личностей со следующими характеристиками:

  • испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подверженные частым приступам гнева и немотивированной агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство самой жестокости. Косвенным подтверждением может служить увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием;
  • у переживших насилие детей зачастую формируются такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их обладателей малопривлекательными для окружающих. В результате ребенок испытывает трудности социализации, у него бывают нарушены связи со взрослыми, нет навыков общения со сверстниками. А если он не обладает достаточным уровнем знаний и эрудицией для завоевания авторитета в школе, то может примкнуть к криминальной группировке, пристраститься к алкоголю, наркотикам и опять-таки совершать правонарушения. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация;
  • насилие по отношению к детям может привести к потере в их лице родителей. Выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают трудности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать здоровое физически и нравственно потомство;
  • жестокое обращение с детьми вызывает у них нарушения памяти, отсутствие способности сосредоточиться, формирует инфантильных и малообразованных людей с низким профессиональным уровнем, не умеющих и не желающих трудиться.

Что касается нарушений физического и психического развития, то у детей из семей, где побои и брань являются распространенными «методами воспитания», или где ребенок лишен тепла и внимания (например, в семьях родителей-алкоголиков), выявляются такие признаки задержки физического и психического развития, которые вызывают, по выражению зарубежных специалистов, состояние «неспособности к процветанию».

К особенно тяжелым последствиям приводит сексуальное насилие. В результате домогательств у детей возникают страхи перед каким-то человеком, местом, темнотой; чрезмерная сонливость или бессонница, истерические проявления, регрессия, т.е. формы поведения, соответствующие более младшему возрасту; агрессивность и раздражение; несоотносимый с возрастом интерес ребенка к интимной области. Кроме того, чувствуя себя несчастными и пытаясь найти выход из создавшегося положения, дети, с одной стороны, сами могут шантажировать совершивших сексуальное насилие, вымогая у взрослых насильников деньги и подарки в обмен на обещание хранить совершенное в секрете. С другой стороны, обладая несвойственными их возрасту сведениями об интимной жизни, жертвы насилия могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них окружающих.

Однако наиболее универсальной и тяжелой реакцией на попытки детей адаптироваться к страданиям является низкая самооценка, закрепляющая психологические нарушения и приводящая к значительному отставанию в развитии. Ребенок с низкой самооценкой постоянно испытывают чувство вины, стыда, приступы беспокойства и безотчетной тоски. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии, сопровождающейся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности. У подростков, страдающих от одиночества, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные суициды. Повзрослев, жертвы домашнего насилия на годы погружаются в депрессию, зачастую не отдавая отчета в своем состоянии, а только удивляясь, почему их ничего не радует, не клеится карьера, не привлекает общение с людьми, даже самыми симпатичными.

Наконец, последствиями пережитой травмы может стать не только агрессивность, о чем шла речь выше, но и избыточная пассивность, отсутствие способности к самозащите, виктимность. Кроме того, заброшенные, эмоционально депривированные дети часто стремятся привлечь к себе внимание любым путем вплоть до вызывающего, эксцентричного поведения.

Каток И.А., педагог социальный

свернуть

Причины, индикаторы и последствия физического насилия в отношении детей

Как показывают различные исследования, каждый день по причинам несчастных случаев из-за жестокого обращения с детьми или отсутствия должной заботы о них погибают 3 ребенка. Более чем в половине всех случаев нанесения детям телесных повреждении они подвергались физическому насилию со стороны своих родителей, причем отцы и матери замешаны в этом примерно одинаково. Физическому насилию чаще подвергаются мальчики. Маленькие дети получают тяжелые физические повреждения чаще, чем дети старшего возраста.
В большинстве случаев физические наказания детей имеют место в семьях с низким социально-экономическим статусом.
Физическое насилие – это насильственные и другие умышленные, намеренные действия, которые причиняют ребенку физическую и душевную боль и страдания, включая избиения, ожоги, кусание, удушение, ошпаривание, приводящее к ожогам, наказание («лупцевание») ремнем или другими предметами, переломы костей или серьезные повреждения внутренних органов, наносящие ущерб его развитию, здоровью и жизнедеятельности.
Индикаторы физического насилия
К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам относятся:
  • следы укусов;
  • синяки;
  • кровоподтеки;
  • царапины;
  • шрамы, следы связывания, следы от ногтей, следы от сжатия пальцами;
  • следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной петли);
  • ожоги;
  • наличие на голове участков кожи без волос;
  • высокая вероятность травматизации или частых повреждений;
  • переломы в необычных местах;
  • повреждения, припухлости на лице или конечностях;
  • бледность кожных покровов;
  • повреждения внутренних органов;
  • необычное состояние ребенка после насильственного приема алкоголя или лекарств.
О повторяющемся физическом насилии можно судить в том случае, если на теле ребенка имеются следы различных сроков давности (раны, кровоподтеки и т.д.).
 
К поведенческим индикаторам относятся:
  • избегание физических контактов с другими людьми;
  • застывший, испуганный взгляд (наблюдается и у грудного ребенка);
  • чувство страха, возникающее при криках или плаче других детей;
  • ношение закрытой одежды, чтобы преднамеренно скрыть повреждения;
  • отказ раздеваться для участия в школьных спортивных мероприятиях;
  • невразумительные (противоречивые) объяснения причин происхождения повреждений;
  • страх перед родителями;
  • частые опоздания или пропуски школьных занятий;
  • ранний приход в школу и очень поздний уход домой;
  • испытание трудностей, когда необходимо быть вместе с другими;
  • неуважительное отношение к другим;
  • чрезмерное послушание, избегание, готовность и позволение «без протеста» делать другим с собой все что угодно;
  • пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность;
  • агрессивные игры, часто с причинением повреждений сверстникам;
  • случаи причинения себе вреда – саморазрушительное поведение (употребление алкоголя, наркотиков, курение);
  • необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребенок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут);
  • жалобы на боль при движениях или контактах;
  • большой опыт побегов из дому;
  • отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение) в школе.
К индикаторам семейной обстановки и поведения родителя, использующего физическое насилие по отношению к детям, можно отнести
  • наличие многочисленных личностных и супружеских проблем;
  • экономический стресс;
  • ситуацию, когда родитель(и) в детстве сам подвергался насилию;
  • длительное употребление алкоголя или наркотиков;
  • психическая неуравновешенность;
  • социальная изоляция;
  • рассмотрение ребенка как источника всех бед или зла;
  • небольшой или полное отсутствие интереса к благополучию ребенка;
  • необъяснимо презрительное, пренебрежительное отношение родителя к ребенку;
  • безразличие к боли ребенка;
  • семейные традиции жестокого дисциплинирования ребенка;
  • непоследовательное (противоречивое) или уклончивое объяснение причин появления телесных повреждений у ребенка;
  • возложение на ребенка ответственности за повреждения;
  • постоянная критика, необоснованные требования к ребенку;
  • обращение к различным врачам или в больницу после каждого случая нанесения телесных повреждений.
Последствия физического насилия
Последствия физического насилия могут проявляться в различных симптомах.
Травматические стрессовые реакции. Состояния страха и тревоги – достаточно типичные реакции ребенка на угрозу физического насилия. Кроме того, они могут проявляться в нарушении сна, бессоннице, плохом аппетите, психосоматических жалобах. Часто страх имеет генерализованный характер, т.е. распространяется не только на насильника, но проявляется в настороженном отношении или избегании родителей и других взрослых.
Сверхагрессивность и импульсивное поведение. Поведение детей, подвергшихся физическим наказаниям, часто сопровождается агрессивным деструктивным поведением дома и в школе. Они отличаются задиристостью, драчливостью, агрессивностью по отношению к сверстникам, братьям и сестрам, бесконтрольностью поведения. Это свидетельствует о серьезных нарушениях поведения. С одной стороны, их проблема связана с недостаточным контролем над импульсами, с другой – базируется на идентификации с их родителями, склонными к насилию, как основной защите против чувства тревоги и беспомощности. Часто вовлекаются в преступные и антисоциальные действия. У таких детей обычно мало друзей, потому что, с одной стороны, ровесников часто пугает их взрывное, импульсивное поведение, а с другой – они сами отдаляются от окружающих из-за боязни причинить боль другим людям.
Подозрительность и недоверие. Детям, которые испытали родительское предательство, подвергались насилию, физическим наказаниям, словесным оскорблениям, а также побывали в роли «козла отпущения», очень трудно установить доверительные отношения со взрослыми. Они не ожидают от своих родителей ни поддержки, ни заботы, ни помощи. Они могут также считать, что все потенциальные объекты любви опасны и непредсказуемы.
Депрессия и суицидальное поведение. У детей наблюдаются депрессивные симптомы, сопровождающиеся печалью и неспособностью испытывать приятные ощущения. Дети, подвергшиеся физическим оскорблениям, демонстрируют саморазрушительное поведение в таких формах, как причинение увечий самим себе, суицидальные реакции, суицидальные попытки и желания.
Низкая самооценка. Дети учатся рассматривать себя с некоторым недовольством и презрением. Их низкая самооценка со временем маскируется компенсаторной грациозностью и фантазиями всемогущества.
Нарушения в развитии и познавательной деятельности. У детей наблюдаются нарушения функций речи и языкового развития как результат заторможенности этих функций вследствие наказаний за плач и крики.
Нарушения в сфере межличностных отношений. Подвергавшиеся жестокому обращению дети плохо контролируют свои эмоции и поведение и, как правило, менее уверенно чувствуют себя в обществе, чем дети, выросшие в нормальной обстановке.
Нарушения центральной нервной системы. При отсутствии ярко выраженных повреждений головы, у этих детей могут наблюдаться «мягкие» симптомы нарушений в деятельности центральной нервной системы. Тем не менее, есть основание полагать, что именно многочисленные лишения, такие как ненормальное воспитание в детстве, «бедное» внутриутробное развитие, отсутствие заботы в младенческом возрасте, дефицит питания, неполная сенсорная стимуляция могут приводить к подобным симптомам.
Потеря интереса к школе. Характерна школьная неуспеваемость из-за снижения познавательной мотивации и повышенной рассеянности, гиперактивности, специфических учебных затруднений. Дети, выросшие в атмосфере физического насилия, часто являются источниками многих конфликтов в школе из-за своего агрессивного поведения по отношению к другим детям и взрослым, а также из-за низкого самоконтроля.
Плохая успеваемость детей с посттравматическим стрессовым расстройством зачастую обусловлена трудностями концентрации внимания, так как их мысли постоянно заняты проблемой собственного существования в качестве жертвы, а также титаническими усилиями, направленными на вытеснение всплывающих травматических воспоминаний. Социальная изоляция ребенка может распространиться на все школьное окружение и постепенно привести к уклонению от обучения.
Каток И.А., педагог социальный
свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: