Толерантность: искусство жить рядом

02.12.2020

В Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития большое внимание уделяется формированию толерантности у всех участников образовательного процесса. Само понятие «толерантность» в широком смысле означает не просто принятие и терпеливое отношение ко всем окружающим, но и создание комфортной среды для полноценного существования людей с самыми разными потребностями.

В учреждениях образования района прошла тематическая неделя, посвященная Международному дню толерантности. В мероприятиях приняли активное участие и педагоги, и учащиеся. Так в школах и садах были организованы выставки и конкурсы рисунков и плакатов «Дружат дети на планете», «Толерантный мир», «Доброта спасет мир», «Мы друзья», «Твори добро», «Добро вокруг нас».

Всем участникам тематической недели понравилось принимать участие в акциях «Дерево дружбы», «День объятий», «Мы такие разные», «Подари улыбку», играх «Давайте жить дружно», «Комплименты», «Мое уникальное я».

Педагоги-психологи и педагоги социальные Парохонской, Жидченской, Березовичской, Купятичской, Лыщенской, Валищенской, Высоковской, Молотковичской, Новодворской, Каллауровичской, Ставокской школ, сада-школы пос.Садовый провели с учащимися тренинговые занятия «Уроки понимания», «Уроки дружбы», «Учимся быть толерантными», «Тренинг толерантного поведения».

В Логишинской и Лопатинской средних школах состоялись танцевальные флешмобы, в Жидченской школе – флешмоб «#всемыразные».

Во всех учреждениях общего среднего образования прошли классные и информационные часы «О тех, кто рядом», «Мы разные, но мы вместе», «Счастье, когда тебя понимают», «Что такое толерантность», «Толерантность – язык добрых дел». Ребята смотрели и обсуждали видеофильмы и презентации по теме, активно высказывали свое мнение в беседах «Что я знаю о толерантности», «Почему важно быть терпеливым», «О тех, кто рядом».

Также в учреждениях общего среднего образования прошли викторины, анкетирование учащихся, ток-шоу, открытый микрофон и другие формы работы.

Понятия доброты, соучастия, взаимопомощи закладываются в детях с самого раннего детства. Учреждения дошкольного образования не остались в стороне и в рамках тематической недели организовали интересные мероприятия. В Стытычевском, Плещицком, Пинковичском, Новодворском садах, яслях-саду №4 теме толерантности было уделено внимание на занятиях по образовательным областям «Ребенок и общество», «Изобразительное искусство».

В яслях-саду №3 состоялся физкультурный досуг «Спорт, дружба, толерантность», в Оснежицком саду – концерт.

Не остались в стороне и педагоги-психологи дошкольных учреждений. Они провели с детьми игровые тренинги «Уроки понимания», «Подарим друг другу улыбку», «Трудно ли быть толерантным».

Во всех учреждениях педагоги читали и обсуждали с детьми художественные произведения, смотрели мультфильмы на тему дружбы, взаимопомощи, принятия людей с альтернативными потребностями. Для формирования интереса у детей использовались современные формы работы: квест, флешмоб, игровая программа, изготовление коллажей, мастер-класс.

Воспитание начинается с семьи. Именно в семье закладываются основные морально-этические понятия, которыми руководствуются люди на протяжении всей своей жизни. В помощь родителям были изготовлены информационные буклеты и памятки «Язык толерантности», «Формируем толерантность у детей», «Как помочь ребенку стать добрым». Педагоги провели онлайн-консультации, распространили информацию по теме посредством социальных сетей, мессенджеров.

В учреждениях образования были оформлены информационные стенды «Территория добра», «Что такое толерантность», «16 ноября – Международный день толерантности», выставки книг по теме в школьных библиотеках, информация о ходе проведения тематической недели были размещена на сайтах школ.

Педагогическая толерантность – обязательная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. В настоящее время каждое учреждение образования должно готово к обучению детей с самыми разными образовательными потребностями. В рамках недели толерантности были организованы методические мероприятия для педагогов. Так, в Пинковичском саду педагог-психолог провела семинар-практикум «Навстречу друг другу», в Логишинском саду состоялся семинар «Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия», в Молотковичской школе – консультация для педагогов «Человек начинается с добра», в Оснежицкой школе – методический диалог «Особые дети – особый подход».

Неделя толерантности оказалась очень насыщенной. Проведенные формы работы по формированию толерантного отношения ко всем участникам образовательного процесса способствуют гуманному взаимодействию в образовательном пространстве и сотрудничеству, созданию позитивного отношения общества к разной категории детей, признанию права каждого максимально полноценно участвовать в жизни общества.

Каток И.А.,
педагог социальный

поделиться в: