Занимательные игры с прищепками на занятиях с детьми с нарушениями речи

17.11.2020

На коррекционных занятиях с учителем-дефектологом в ЦКРОиР Пинского района активно используются в работе с детьми бельевые прищепки разного цвета, размера и формы.

Прищепкотерапия – это старинный народный способ массажа рук. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Наряду с главной целью использования прищепок – развитием тонких движений пальцев рук, они помогают закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивают коммуникативную функцию речи, воображение, творческие способности и помогают сделать работу по коррекции звукопроизношения разнообразной и интересной.

Игры-упражнения с прищепками сопровождаются веселыми стихотворными текстами, шутками, разнообразными игровыми приемами и яркой красочной наглядностью.

Учитель-дефектолог детям предлагает «дорисовать» прищепками крылья, иголки, хвосты, или ритмично открывая и закрывая прищепку проговаривать слова, например:

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Ротик открывает, зайчиков пугает.

Или поочерёдно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения.

Игры с прищепками способствуют активизации словарного запаса, так как в ходе выполнения задания ребёнок оречевляет свои действия. Например: Это цыпленок. У цыпленка не хватает хвостика. Сделаем цыпленку хвостик. Или игра «Кто, чем питается?», «Кому, что нужно для работы?», «Что растет в огороде, а что в саду?» и т.д.

С помощью прищепок дети составляют «Тематические цепочки». Например, составить ряд слов по теме «Продукты питания» – сыр, колбаса, конфета и т.д. Дети прикрепляют прищепку к прищепке, называя предмет одной лексической темы. Одна прищепка – это одно слово.

Прищепки помогают ребенку запоминать цвета. Ведь среди огромного разнообразия прищепок можно предложить отыскать только красные, только зеленые либо только синие прищепки и т.д.

Для ориентировки в окружающем пространстве, в схеме собственного тела, уточнении понимания и употребления предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения между предметами проводится игра «Клоун». Прищепки прикрепляются на рукав, брюки, воротник, пояс, рубашку, ребенок снимает прищепку и говорит, откуда он ее снял.

Прищепки используются и при работе над звукопроизношением. Например, игра «Солнышко». Ребенок придумывает на заданный звук слово и «украшает» его лучиком. Работая над дифференциацией оппозиционных звуков, ребенку предлагается «украсить» солнышко прищепками двух цветов.

В ходе занятий учитель-дефектолог играет с детьми в игры «Чья цепочка длиннее?», «Где спрятался звук?», с помощью прищепок предлагает выполнить звуковой анализ слова.

Упражнения с прищепками используются и в процессе автоматизации звуков в предложениях и тексте.

Таким образом, подобные упражнения с использованием прищепок помогают не только разнообразить работу, но и помогают ускорить процесс автоматизации звуков в спонтанной речи.

 Юлия Брашкина, учитель-дефектолог

 

 

поделиться в: