Ранняя комплексная помощь

В ЦКРОиР осуществляется оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет. Ранняя комплексная помощь включает выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье или ЦКРОиР.

В ЦКРОиР проводятся индивидуальные занятия с детьми с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет при обязательном присутствии законных представителей с периодичностью 2 - 3 раза в неделю.

Малыш учится говорить

развернуть

У вас родился малыш. Счастье родителей не могут омрачить никакие трудности и проблемы, которые, конечно, встают перед ними. В первые дни жизни новорожденный с помощью взрослых приспосабливается к существованию в новом мире. Выясняется, что ребенок уже кое-что умеет: он сосет, глотает, моргает и кричит то громче, то тише. Этот крик – рефлекторный, с его помощью маленький человек пытается выразить свои ощущения, то есть показать, что ему больно, неуютно или хочется есть. В основном крик состоит из звуков, похожих на гласные. Здоровый ребенок кричит громко, чисто, при этом коротко вдыхает, а вот выдох получается продолжительным. Прислушивайтесь к крику новорожденного: тревожным симптомом может быть слишком пронзительный или очень тихий крик, слабые всхлипывания вместо крика или его отсутствие. В некоторых случаях эти признаки указывают на органическое поражение головного мозга, которое может вызвать различные нарушения речи.

А уже с полутора-двух месяцев ребенок улыбается вам, да и всем, кто склонится над кроваткой или коляской и общается с ним.

Примерно с двух месяцев ребенок начинает гукать, то есть примитивно гулит. Крик становится более выразительным – в нем появляются интонации. Например, крик из-за мокрых пеленок отличается от крика, когда малыш голоден. А вот если крик однообразен, это может быть признаком какой-либо патологии центральной нервной системы.

В три месяца здоровый ребенок перестает кряхтеть и начинает гулить, когда вы разговариваете с ним и улыбаетесь ему. Конечно, малыш гулит и в одиночестве, но в присутствии взрослых делает это гораздо охотнее и активнее. Пусть кроха гулит, ведь это тренировка голоса, речевого дыхания, слуховой памяти. В процессе гуления происходит тренировка дыхания, голоса, движений органов ротовой полости.

В три-четыре месяца ребенок уже смеется. С помощью смеха он выражает свое эмоциональное отношение к тому, с кем общается, к окружающему миру, к своим ощущениям.

Будьте внимательны и прислушивайтесь ко всем звукам, которые издает малыш. Эмоциональное общение взрослого с ребенком крайне важно уже на первых этапах развития малыша. Старайтесь чаще разговаривать с ребенком, причем с различной интонацией, озвучивайте все свои действия.

Особенно важным для полноценного развития малыша и в частности для развития его речи, является кормление. Во время кормления между мамой и ребенком устанавливается положительный эмоциональный контакт, который стимулирует и социальное и психоречевое развитие ребенка. Во время кормления грудью происходит тренировка артикуляционных органов младенца – губ, языка, мягкого неба. Именно эти органы ответственны за произношение звуков речи.

Чем больше вы общаетесь с ребенком, тем активнее он стремится к общению с вами. Каждый ваш разговор с малышом – это стимуляция слухового внимания, слуховой и речевой памяти, активизация голосовых реакций.

С четырех-пяти месяцев ребенок начинает лепетать. Приготовьтесь к тому, что малыш будет лепетать месяцев до семи. Прощайте, цепочки гласных! Здравствуйте, первые предвестники согласных звуков! Ротовая полость увеличивается в объеме, а значит язык может двигаться активнее, и ребенок может произносить согласные. Первыми появляются согласные «б», «п», «м», «л», которые произносятся с помощью губ и языка. Но учтите, пока малыш издает звуки непроизвольно, причем дети разных национальностей в этом возрасте произносят одинаковые звуки независимо от того, на каком языке они будут говорить в дальнейшем. А вот глухие дети не лепечут, звуковые реакции, появившиеся у них ранее, постепенно угасают.

В возрасте от шести до двенадцати месяцев ребенок начинает повторять одни и те же слоги (БА-БА, МА-МА, ПА-ПА) и пытается контролировать произношение звуков. Малыш играет со звуками, а заодно тренирует речевой и слуховой аппарат.

Постепенно появляются новые звуки: «г», «к», «д», «т». Ребенок активнее лепечет, когда вы общаетесь с ним, пытается слушать то, что вы говорите, хочет голосом обратить на себя внимание – в общем, пытается стать вашим собеседником. Это стремление обязательно следует поощрять. Мало-помалу в арсенале ребенка появляется все больше слогов, причем они становятся более разнообразными. К году большинство детей переходят к лепетным словам, а некоторые используют псевдослова, то есть слова без определенного значения. С помощью этих слов малыш пытается играть и общаться с вами, – и вы должны находить время и силы для этого.

Игра с ребенком не должна превращаться в отбывание повинности. Вы должны получать удовольствие от общения с крохой!

свернуть

Немного о методах коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития

развернуть

В работе с детьми используют арттерапию, музыкотерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребенка.

Например, активно используются пальчиковые игры. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.

Необходимо, чтобы дома родители обеспечили ребенку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, паззлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажеры для застегивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребенком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышивки.

Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.

В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.

Немаловажно и музыкальное развитие ребенка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.

Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объемными фигурами и специальными карточками.

Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста. Как правило, малышу 3 лет достаточно посещать дефектолога 1 раз в неделю, если родители готовы в полном объеме проделывать дома заданное специалистом. Ребенку 4,5-5 лет и старше нужно встречаться со специалистом не менее 2 раз в сутки, а в случае с ЗПРР лучше сочетание нескольких специалистов. Например, 2 раза в неделю ребенок занимается с дефектологом по общему развитию, а 2 раза в неделю – с музтерапевтом или арттерапевтом.

С 5 лет, если развитие пассивной речи достаточно и нет задержки психического развития, необходимо начать занятия с логопедом.

Дети со значительной задержкой речевого развития должны посещать не общее дошкольное заведение, а специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад. Если ЗРР или ЗПРР не преодолены до 7 лет, не стоит настаивать на том, чтобы ребенок посещал обычную школу. Согласитесь на специальное коррекционное заведение, где ребенку будет обеспечено усиленное внимание специалистов и адаптированная школьная программа.

В заключение, подчеркнем еще раз: если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите – срочно обратитесь к специалистам! Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то велика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребенок не будет ничем отличаться от ровесников.

свернуть

Помощь каких специалистов может понадобиться ребенку с задержкой речи

развернуть

К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды – это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно говорить различные звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет. Но мы с вами уже знаем, что ждать до 5 лет в случае с ребенком с ЗРР крайне опасно.

Итак, сначала вам потребуется достаточно детальная диагностика для выявления причин патологии развития речи.

Детям с задержкой речевого развития показана оценка слуха (обследование у сурдолога).

Для оценки развития используют соответствующие возрасту тесты: денверский тест психомоторного развития, шкалу раннего речевого развития (EarlyLanguageMilestoneScale), шкалу Бейли для оценки развития грудных детей (BayleyScalesofInfantDevelopment).

Из беседы с родителями и наблюдений выясняют, каким образом ребенок сообщает о своих потребностях. В отличие от общей задержки развития и аутизма, при снижении слуха, моторной апраксии мышц лица и первичных нейрогенных расстройствах речи дети способны выражать свои нужды. Выясняется, нет ли моторной апраксии мышц лица, что выявляется в виде затруднений при кормлении и неспособности повторять движения языком. Сравнивают понимание и воспроизведение речи.

Сведения о домашнем окружении ребенка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития.

Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу. Могут потребоваться специализированные анализы работы мозга – ЭКГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и подобные обследования.

Практически 100% детей с ЗПРР и ЗРР необходимо медикаментозное лечение. 

С какого возраста начинается работа по преодолению задержек в развитии? 

Чем раньше, тем лучше. Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития.

Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику. Специалисты по развитию речи также начинают работу с детьми с 2-2,5 лет.

Логопеды помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет.

свернуть

Артикуляционные упражнения для детей раннего возраста

развернуть

Упражнения для губ.

1. Складываем губы в трубочку, затем растягиваем в улыбочку.

2. Плотно смыкаем и размыкаем губы.

3. Вытягиваем вперед нижнюю губу.

4. Вытягиваем вперед верхнюю губу.

5. «Причесываем» верхними зубами нижнюю губу.

6. «Причесываем» нижними зубами верхнюю губу.

7. Улыбаемся правым уголком рта.

8. Улыбаемся левым уголком рта.

9. Втягиваем обе губы в рот.

10. Втягиваем уголки рта поочередно.

11. Втягиваем уголки рта одновременно.

12. «Шлепаем» губами, произнося сочетание «пф-пф-пф».

13. Вытягиваем губы «хоботком».

14. Вытягиваем губы «хоботком» и выполняем круговые движения по и протиdчасовой стрелки.

15. Двигаем «хоботок» вправо и влево.

16. Надуваем щеки и медленно выдуваем воздух сквозь сомкнутые губы.

17. Надуваем щеки и быстро выдуваем воздух порциями сквозь сомкнутые губы.

18. Легко дуем сквозь сложенные трубочкой губы.

19. Посвистываем сквозь сомкнутые губы.

20. Покусываем верхними зубами нижнюю губу, затем нижними – верхнюю.

21. Закусываем верхними зубами нижнюю губу и удерживаем несколько секунд.

22. Захватываем нижними зубами верхнюю губу и удерживаем несколько секунд.

23. Имитируем поцелуй.

24. Посылаем воздушный поцелуй.

25. Целуемся с зеркалом.

26. Причмокиваем губами.

27. Беззвучно произносим звуки:

А-О-И-У-Э-Ы-У-И-Э-О-А

28. Отрывисто, коротко и четко повторяем звуки:

П-П-П-П-П

М-М-М-М

Б-Б-Б-Б-Б

В-В-В-В-В

Ф-Ф-Ф-Ф-Ф

29. Надуваем щеки и утрированно произносим звуки «П» и «Б».

30. Мычим, плотно сжав губы.

31. Поплевываем на бумажку или на зеркало.

32. Сплевываем с губ нитку.

33. Сплевываем с губ бумажку.

34. Удерживаем губами резиновое или пластмассовое кольцо.

35. Удерживаем губами трубочки различного диаметра.

36. Посасываем жидкость через трубочку.

37. Дуем в трубочку, опущенную в стакан с водой, вызывая на поверхности пузырьки («бурим»). 

Упражнения для языка.

Когда ребенок выполняет упражнения, следите, чтобы его рот полуоткрыт. Лучше всего заниматься перед зеркалом.

1. Высовываем язык изо рта и убираем назад.

2. Поочередно касаемся кончиком языка то левого, то правого уголка рта.

3. Кладем «широкий» язык на нижнюю губу, удерживаем несколько секунд.

4. Кладем «узкий» язык на нижнюю губу.

5. Кладем поочередно то «широкий», то «узкий» язык на нижнюю губу.

6. Касаемся кончиком языка верхней губы.

7. Касаемся кончиком языка поочередно то верхней, то нижней губы.

8. Касаемся кончиком языка верхних зубов.

9. Касаемся кончиком языка нижних зубов.

10. Касаемся кончиком языка альвеол (область за верхним центральными зубами).

11. Прижимаем язык к небу в течение 5 секунд.

12. Прищелкиваем языком.

13. «Чистим» зубы с внутренней стороны кончиком языка.

14. Проводим кончиком языка по верхушкам зубов по кругу вправо и влево.

15. «Колем» кончиком языка поочередно правую и левую щеки с внутренней стороны.

16. Складываем язык трубочкой, а потом распластываем широким на нижней губе.

17. Прикусываем «широкий» язык зубами.

18. Зажимаем высунутый язык губами.

19. Поочередно зажимаем «широкий» язык губами и прикусываем зубами.

20. Посасываем высунутый и зажатый губами язык.

21. Облизываем верхнюю губу.

22. Облизываем нижнюю губу.

23. Облизываем губы по кругу.                                

Упражнения для мягкого неба.

1. Покашляем с широко открытым ртом.

2. Утрированно с придыханием произносим несколько раз сочетание «ХА-ХА-ХА».

3. Многократно произносим звук «А», широко открыв рот: «А-А-А-А-А».

4. Позевываем.

5. Плотно закрыв рот, глотаем слюну 3 раза, отдыхаем и выполняем упражнение еще 2 раза.

6. Полуоткрыв рот, проглатываем несколько капель воды из пипетки.

7. Проглатываем поочередно несколько капель воды и слюну.

8. Глотаем слюну, широко открыв рот.

9. Поем, широко открыв рот:

А-А-А-А  Э-Э-Э-Э  АЭ-АЭ-АЭ-АЭ  ЭА-ЭА-ЭА-ЭА

10. Повторяем несколько раз:

АЙ-ЯЙ-ЯЙ  ОЙ-ЕЙ-ЕЙ

11. Повторяем несколько раз сочетания:

МПА-МПА  МБА-МБА

12. Имитируем храп.

 Упражнения для нижней челюсти.

Желательно заниматься перед зеркалом.

1. Широко открываем рот на несколько секунд, затем закрываем.

2. Рот приоткрываем, затем открываем, открываем широко и медленно закрываем.

3. Позевываем.

4. Открываем и закрываем рот.

5. Сидя за столом, упираем подбородок в сжатые кулаки (локти на столе) и с усилием открываем и закрываем рот.

6. Медленно открываем рот как можно шире и быстро закрываем.

7. Опускаем подбородок к груди, открываем рот, упираясь нижней челюстью в грудь, удерживаем 5 секунд.

8. Двигаем нижней челюстью вправо и влево.

9. Медленно открываем рот, удерживаем несколько секунд открытым, затем медленно закрываем.

10. Выдвигаем нижнюю челюсть вперед и возвращаем в исходное положение.

Жевательные упражнения.

Эти упражнения стимулируют работу всех произносительных органов.

1. Жуем с «чавканьем».

2. Жуем с широко открытым ртом.

3. Жуем с плотно сжатыми губами.

4. «Жуем» язык.

5. Жуем и говорим одновременно.

6. Жуем и считаем вслух.

7. Жуем и произносим звуки:

К-К-К  Т-Т-Т  В-В-В С-С-С

А-О-У-И-Ы-Э

8. Жуем, стараясь при этом высовывать язык изо рта.

9. Жуем, активно двигая губами и языком.                                                               

       • Вылизываем ложку.

Курс упражнений рассчитан на три месяца. Ежедневно малыш должен вылизывать по три ложки после еды. Следите за тем, чтобы ребенок как можно активнее высовывал язык изо рта и работал кончиком языка, не приближая голову к ложке.

В течение первого месяца ребенок вылизывает сначала внутреннюю сторону столовой ложки, а затем наружную. Ложку можно обмакнуть в соус, сироп или другую тягучую жидкость. В течение второго месяца малыш вылизывает десертную ложку, а на протяжении третьего – чайную.

 • Снимаем капельку с ложки. Обмакните столовую ложку в соус, сироп или другую тягучую жидкость. Поднимите ложку, на ее кончике образуется капля. Попросите ребенка снять каплю кончиком языка. Не подносите ложку слишком близко к лицу малыша – он должен по–стараться достать капельку языком. Упражнение нужно выполнять 10 раз в день в течение трех месяцев.

 • Сплевываем крошки. Распределите на губах ребенка крупинки сахара или крошки печенья. Предложите ему избавиться от них без помощи рук, шевеля при этом губами и языком. Упражнение надо выполнять 5 раз в день в течение трех месяцев.

 • Слизываем крошки. Распределите на губах ребенка крупинки сахара или крошки печенья. Попросите слизать их с губ как можно быстрее. Выполняйте 5 раз в день в течение трех месяцев.

 • Сплевываем ниточки. Положите на нижнюю губку ребенка ниточку и предложите ему избавиться от нее без помощи рук, шевеля при этом губами и языком. Выполняйте 5 раз в день в течение трех месяцев.

 • Отлепи мякиш. Скатайте шарик из хлебного мякиша и прилепите его за верхними зубами малыша. Предложите ему отлепить шарик кончиком языка, при этом рот должен быть полуоткрыт. Малыш может тренироваться перед зеркалом. Упражнение нужно выполнять 5 раз в день в течение трех месяцев.

 • Вылизываем зубы. Намажьте ребенку десны и зубы вареньем или сиропом и предложите вылизать их языком. Пусть малыш выполняет это «сладкое» упражнение 3 раза в день в течение одного месяца.

 • Рассасываем конфетку. Приготовьте леденцы цилиндрической формы и предложите ребенку рассосать конфету до размеров концевой фаланги его мизинчика. Положите конфету под верхнюю или нижнюю губу малыша и попросите рассосать ее, активно двигая кончиком языка. Упражнение нужно выполнять 3 раза в день в течение одного месяца.

свернуть

Формирование коммуникативных навыков у детей в раннем возрасте

развернуть

Развитие ребенка не является случайным, а подчинено определенным законам. Младенческий возраст характеризуется формированием ощущений: вкусовых, тактильных, двигательных, слуховых, зрительных, осязательных. В период  до 3 месяцев  у ребенка появляются реакции на резкие звуки, «социальная улыбка» при контакте с близкими людьми. Ребенок начинает удерживать головку, переворачивается со спины на бок. К концу 3 месяца у ребенка появляется «комплекс оживления»: двигает ручками и ножками, издает «гулящие» звуки. К 7 месяцам ребенок хорошо различает «своих» и «чужих», пытается ползать. В 9 месяцев — ползает, ходит при поддержке взрослого, по просьбе показывает жестом предметы. Начинает использовать игрушки по их назначению. К 1 году ребенок начинает самостоятельно ходить, понимает и реагирует на команды (просьбы, запреты), легко подражает новым слогам, широко использует жесты.

До года деятельность малыша носит предметно-ознакомительный характер. После года деятельность ребенка приобретает наглядно-действенный характер. Возраст 1-3 года является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

С возникновением предметной деятельности меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: “что это?” – при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос: “что с этим можно делать?”. Вместе с тем этот интерес чрезвычайно расширяется: ребенок стремится познакомиться с возможно большим их количеством, свойствами предметов – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п.

Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно.  Речь – это один из наиважнейших параметров оценки развития высшей нервной активности ребенка. Ее развитие начинается с первого месяца жизни малыша, и активно продолжается до возраста 5-6 лет.

Существуют три основных этапа развития детской речи (у ребенка до года):

  • гуление;
  • лепет;
  • первые слова.

С рождения малыш не наделен способностью говорить, и для того чтобы привлечь к себе внимание мамы - он кричит. Постепенно, параллельно с миелинизацией (развитием) мозга появляются и новые возможности: к 5-6 неделе жизни ребенок начинает «агукать», то есть произносить простые звуки вместе (к примеру: а, гу-у, э-э-э). Это, по сути, и называется гулением, и составляет важный этап развития речи детей раннего возраста. В течение последующих месяцев  малыш  «агукает» продолжительнее, а к четырем-пяти месяцам и вовсе гулит разными звуками.

С шести месяцев ребенок начинает повторять отдельные слоги, например «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «гу-гу-гу» и т.д. Также, по мере развития малыш повторяет наши интонации, но пока «разговаривает» на своем языке.

К концу первого года жизни, ребенок произносит от 8 до 14 слов, смысл которых он понимает (мама, баба, дай, нет). К двум годам жизни развивается связная речь у детей – в их словаре к этому возрасту около 200 слов. К трем годам ребенок начинает понимать, как использовать времена, падежи.

Как я подметила  чуть выше, развитие речи детей раннего возраста является важным критерием его нервно-психического состояния. Но что делать, если  ребенок не спешит начинать разговаривать. Как развить речь в раннем возрасте?

Первые два этапа развития речи – гуление и лепет следуют один за другим, и происходят произвольно у ребенка. Но, для того чтобы  дальше малыш шел «в ногу» с нормальным развитием – с ним нужно заниматься.

Как минимум – это много разговаривать с ребенком, четко, не коверкать слова, объясняя что мы делаем,  проговаривая названия игрушек, предметов. Конечно же, этот метод будет действовать, в случае если ребенок здоров, спокоен и в хорошем настроении. Ко всему, детские педиатры отметили, что чем больше развит ребенок с физической точки зрения – тем лучше у него способности к формированию речи. То есть ему будет проще освоить активную речь.

Но что делать, если мы занимаемся  с малышом, по всем срокам он уже должен заговорить – но этого не происходит. Стоит ли бить тревогу?

Ответ на этот вопрос можно получить, проконсультировавшись с опытным  лор-врачом и неврологом. Если патология исключена, приступаем к дальнейшим занятиям.

Для того чтобы развить связную речь у детей раннего возраста, нужно учитывать некоторые особенности их психики. Только в таком случае мы сможем добиться результата.

Принципы, на которых основывается работа с ребенком:

  • в раннем возрасте, ребенок старается во всем подражать взрослому, поэтому, для продуктивности работы, играем с ним во «взрослые» игры. Качаем лялю, «садим» цветочек в песок, строим  из кубиков дом. При этом нужно четко проговаривать названия, чтобы ребенок, повторяя наши действия, приобретал пассивный словарный запас, который он со временем сможет использовать;
  • малыш будет обучаться, только если знания будут представлены ему в форме игры, а так же, когда он будет находиться в хорошем расположении духа;
  • занятия должны быть интересны для малышей и доставлять им радость, заставлять ребенка делать то, что он не хочет и не может, – недопустимо;
  • для того чтобы  ребенок что-то запомнил, нужно повторять одни и те же слова много раз. Только таким образом в его памяти закрепятся новые слова;
  • все приемы по развитию речи должны быть включены в собственную деятельность малыша, в его интересы. Слова не должны быть пустым звуком, а должны обязательно опираться на конкретные впечатления. Пассивное повторение слов не приведет к развитию активной речи;
  • все приемы должны быть индивидуально адресованы. Даже если занятие проводится сразу с несколькими детьми, мы должны быть уверенны, что каждый ребенок смотрит на нас и сосредоточен на том, что мы говорим и показываем;
  • играем в игры, которые соответствуют опыту малыша – про вещи, с которыми он уже сталкивался. Например, нет смысла учить его говорить «му», если ребенок никогда не видел коровы. Перед занятиями, необходимо познакомить  малыша с некоторыми предметами, игрушками и только после этого приступать;
  • ребенку сложно длительное время концентрировать внимание – поэтому наши игры должны быть короткими, но информативными;
  • обязательно хвалим ребенка, он должен чувствовать нашу любовь и поддержку.

Ребенок слышит человеческую речь постоянно. Взрослый не только обращается с ней к малышу, но и разговаривает в его присутствии; к тому же звучащая среда, окружающая современного ребенка, буквально пропитана речевыми звуками – это и радио, и телевизор, и проигрыватель, и магнитофон. Но далеко не всегда малыш слышит и различает речевые звуки. Слышимая речь оказывает положительное влияние на развитие собственной речи только в том случае, если она включена в общение с человеком.

Становление речи тесно связанно с развитием мелких ручных операций, ведь речь и движение имеют сходную физиологическую основу. Иногда для того, чтобы определить, владеет ли ребенок речью, достаточно попросить его показать пальчик, еще один и пр. Если он выполняет эту простую просьбу, первое активное слово в его голосовом репертуаре наверняка есть.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры “Ладушки”, “Сорока-белобока”, “Коза рогатая” и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

свернуть

ЗРР и ЗПРР: в чем отличие?

развернуть

Задержка речевого развития – это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребенка в норме. Это тот случай, когда ребенок все понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо.

Задержка психоречевого развития подразумевает, что у ребенка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера.

Если до 4 лет постановка диагноза ЗПРР достаточно редка и случается только при наличии серьезных заболеваний, то старше 5 лет только у 20% детей с проблемами с речью остается диагноз ЗРР. Если до 4 лет ребенок осваивал мир, мало вступая в коммуникативные связи, то с этого возраста основную массу информации он получает именно в общении со взрослыми и сверстниками. Если речь ребенку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР). Поэтому если врачи поставили вашему крохе ЗРР, не стоит, как страус, прятать голову в песок и ждать, что «само все пройдет». ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка. Если общение с окружающими затруднено, это препятствует правильному формированию познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. Ожидание без лечения и занятий с дефектологом 5-летнего возраста часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.

Иногда задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Они неловкие, часто падают, травмируются, налетают на предметы. Характерная примета – это длительное приучение к горшку, когда в 4,5-5 лет у ребенка продолжают случаться «оказии».

В чем же причина возникновения у ребенка ЗРР и ЗПРР?

Следует понимать, что ЗРР и ЗПРР – это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребенка, а именно – нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств. Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.

Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени – все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем.

Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.

Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков – разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психоречевого развития в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.

Отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, но они воздействуют на психическое развитие. Поэтому ЗРР и ЗПРР часто диагностируется у близнецов и двойняшек, у детей, растущих в двуязычных семьях или плохой языковой среде.

Существенную роль играет, конечно, наследственный фактор. Хотелось бы остановиться отдельно на этом момента. Часто приходят мамочки с пятилетним ребенком, который практически не говорит. Спрашиваю, чего вы ждали год назад, полтора года назад? Ведь чем раньше начать коррекцию и лечение, тем выше результат! Мамы пожимают плечами и рассказывают, что, мол, свекровь говорит, что папа ребенка заговорил только в 4 года и сразу фразами, и дядя поздно заговорил. И ничего, оба в люди выбились.

Дорогие мамочки! Если по рассказам родни вы, ваш муж или дядя-тетя и иной близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребенка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР носит все более тяжелые формы. Необходимо понимать, что активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается. Если у ребенок ВООБЩЕ нет речи, даже словоподражания в 6 лет, вероятность, что он заговорит, равна 0,2%. Если же ребенку исполнилось 8 лет, то ему придется осваивать альтернативные методы коммуникации – жестовую, карточную, письменную, но активной речи в общем понимании у него уже не будет.

Поэтому ждать, что все само рассосется – это крайне безответственная позиция!

свернуть
Ещё в этом разделе