Ранняя комплексная помощь

В ЦКРОиР осуществляется оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет. Ранняя комплексная помощь включает выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье или ЦКРОиР.

В ЦКРОиР проводятся индивидуальные занятия с детьми с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет при обязательном присутствии законных представителей с периодичностью 2 - 3 раза в неделю.

Раннее развитие - польза или вред?

25.01.2024

Тема раннего развития ребенка является крайне популярной, и многие родители, еще недавно скептически относившиеся к такой идее, сегодня готовы приобщать малыша к занятиям с раннего возраста.

Одной из причин заинтересованности в раннем развитии можно назвать постоянное повышение требований к обучению в школе. Например, сегодня читающий и умеющий писать пятилетний ребенок совсем не редкость, хотя до недавнего времени такие дети вызывали удивление. Интерес подогревается и программами на телевидении, и роликами в интернете, в которых дети показывают уникальные результаты раннего развития.

В раннем развитии нет ничего плохого, и стремление родителей вложить в малыша новые и полезные знания вызывает уважение. Но чрезмерный объем и неправильная подача информации могут нанести вред дальнейшему развитию ребенка.

Что такое ранее развитие? Парадоксально, но ответа на этот вопрос родители часто не знают, и под ранним развитием подразумевают получение ребенком большого объема знаний с рождения до трех-четырех лет.

Достаточно знакомая картина, когда ребенок посещает пару-тройку секций, пишет и читает, декламирует стихи Пушкина, занимается изучением иностранных языков, знает все марки спорткаров, да еще и картины пишет. Можно ли называть этот «коктейль» ранним развитием? Бесспорным является факт занятий с ребенком, но вот насколько гармонично его развитие и что он выносит из этих занятий – спорный вопрос.

Часто дети умеют читать, не понимая смысла прочитанного текста, знают столицы всех стран, просто заучив их на автомате. Но печально, что при этом ребенок не умеет самостоятельно одеваться и убирать за собой игрушки. И тут возникает вопрос: «кто более развитый, ваш ребенок «зубрилка», или соседский мальчишка такого же возраста, который не «срывает звезд с неба» в учебе, но зато адаптирован к реальной жизни?».

«Ранним развитием» педагоги и психологи называют активное развитие способностей малыша от рождения до трех-четырех лет. В этот период формируются интеллектуальные способности. Для развития необходима соответствующая среда:

  • физическая активность – без ограничений, которая напрямую связана с интеллектуальным развитием;
  • увлекательные предметы для изучения;
  • игрушки для познания разнообразных ощущений: зрительных, звуковых, тактильных;
  • творческая среда: рисование, лепка, пальчиковые игры, потешки, музыка.

Родителям важно понимать, что кроме чтения книжек, заучивания слов и запоминания картинок необходимо развивать координацию движений, организовывать активный досуг и заниматься спортом.

Развитие и обучение, в чем разница?

Обучение – целенаправленный процесс, в ходе которого с помощью упражнений приобретаются определенные умения и навыки, возникают новые формы поведения либо изменяются ранее приобретенные.

Развитие – это стимуляция интереса к познанию, к самостоятельной игровой деятельности, к общению. Это общий личностный рост, эмоциональное развитие наряду с интеллектуальными успехами.

По сути, обучение – часть развития. Своевременные программы обучения с успехом развивают ребенка. Нужно понимать, что желание сделать из малыша «ходячую энциклопедию» как можно раньше, «после трех уже поздно!», может обернуться негативными последствиями. Известно довольно много примеров, когда юные «всезнайки» не могли найти места в жизни, замыкались в себе и изолировались от общества.

Специалисты отмечают, что примерно до пяти лет обучение чтению и письму без активного познавательного интереса может затруднить в дальнейшем социально-психологическую адаптацию ребенка. С пяти лет исследование мира малышом становится более сознательным, и вот тогда можно переходить к серьезным познавательным занятиям.

Итак, малышей до трех-четырех лет учить «наукам» рано. Вот завязывать шнурки, надевать носочки, класть вещи на место или выбрасывать мусор в ведро – да, а наукам – нет. В этот период от рождения до трех-четырех лет малыш развивается со скоростью ракеты: осваивает навыки самообслуживания, речь, умение общаться, при этом активно познает окружающий мир и это главные его задачи. Чтобы помочь ему нужно предоставлять возможности для саморазвития.

Сторонникам раннего развития стоит помнить о том, что чрезмерная умственная нагрузка может стать причиной физических недомоганий и нарушения гармоничного развития.

Сегодня многие мамы не только обращаются к специалистам, но и пробуют самостоятельно заниматься ранним развитием своих малышей, активно скачивая из интернета разные методики. При выборе методики следует учитывать способности ребенка и его индивидуальные особенности.

При выборе развивающего центра или занятий стоит обратить внимание на преимущество творческих и эстетических упражнений (рисование, лепка, танцы, музыка и пение) перед интеллектуальными заданиями.

Любому ребенку нужно, чтобы родители баловались с ним, дурачились, читали книжки, общались на свободные темы – это крайне важно для становления личности. В этом случае будут формироваться доверительные отношения между родителями и ребенком, исходя из которых он будет строить модель своего взаимодействия с внешним миром.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

 

свернуть

Как разговаривать с младенцами

17.01.2024

В любом случае не менее внимательно, искренне и честно, чем со взрослыми, ведь маленькому ребенку это помогает внутренне развиваться и расти. Но как найти верные слова для разговора с новорожденным?

Даже едва появившийся на свет младенец – тем не менее уже «существо говорящее». Этот парадокс объясняла во многих своих книгах психоаналитик Франсуаза Дольто. По ее убеждению, новорожденный «стремится насытиться речью не меньше, чем молоком матери» и буквально «впитывает в себя речь родителей». Мир он воспринимает при помощи зрения, осязания, обоняния, вкуса, тактильных ощущений. Но только обращенное к нему слово другого человека дает ему возможность почувствовать себя частью мира людей и ощутить свое отличие. Нужно говорить не ребенку, а с ребенком — вести с ним диалог.

Франсуаза Дольто приводит множество свидетельств того, как общение с младенцем (честное, без нарочитой «детскости») меняет детей – утихает боль, проходит сыпь, ребенок начинает лучше спать. Слова активизируют память ребенка, работу разных отделов мозга. Однако разговаривать с ребенком означает не только рассказывать ему о самом важном, необходимо также говорить с ним непринужденно и легко обо всем на свете и ни о чем особенном, как с человеком, к кому мы просто испытываем теплые чувства.

«В этом случае слово не «исцеляет», но развивает ребенка, – поясняет нейропсихолог Борис Цирюльник. – Он сильнее ощущает эмоции, а они активизируют его память, работу разных отделов мозга».

Еще не владея словом, дети взаимодействуют с нами при помощи особого языка – языка своего тела. Родителям, которые привыкли общаться с помощью слов, не всегда просто понять то, что сообщает ребенок. Именно поэтому разговор с новорожденным так и остается (во всех смыслах) монологом взрослого.

С ребенком важно говорить просто и о значимых для него вещах. Непросто приходится современным молодым матерям. Советы родственников и друзей, книги и многочисленные сайты по популярной психологии порой внушают им страх сказать что-нибудь не так. Некоторые женщины больше не считают себя вправе, например, заплакать или вспылить, так как боятся, что их негативный настрой травмирует ребенка. Им нужно перестать (чересчур) контролировать себя, но искать собственные слова, чтобы общаться с ребенком честно.

Высокий тон голоса («Агу, агу!») привлекает внимание младенца, шипящие и свистящие звуки («Ах ты мое солнышко!») напоминают звуки материнского дыхания, которые он слышал, находясь в ее утробе, и задают ритм, который помогает удерживать внимание на словах.

Длинные паузы и повторы слогов («Ма-ма! Па-па! Ба-ба!») помогают выхватить из потока речи и запомнить короткую часть слова. Кроме того, обращаясь к ребенку, мы смотрим ему в глаза, улыбаемся, начинаем шевелить губами и широко раскрывать рот.

Начиная с двух месяцев большинство детей способны имитировать наши движения, появляется гуление. Так мы показываем ребенку, что произносить слова легко и приятно, и незаметно учим его.

Используйте настоящее время, ведь младенец не владеет понятиями прошлого и будущего. С ребенком важно говорить просто и о значимых для него вещах. «Знакомя с предметами, важно не утонуть в объяснениях, так как его интеллект пока не готов к тому, чтобы понимать длинные фразы, – продолжает Галина Филиппова. – Можно показать и назвать предмет, сказать, что он «делает».

Общаться с ребенком честно означает, что иногда придется говорить о том, для чего непросто найти слова. «Для младенца еще не существует внешнего мира, но он прекрасно чувствует состояние матери, – рассказывает Галина Филиппова. – И оказывается в замешательстве, если она улыбается и ласкова с ним, но при этом напряжена и встревожена».

Ребенок вполне может решить, что родительская тревога связана с ним. Он начнет беспокоиться и чувствовать свою вину. Именно поэтому Франсуаза Дольто настаивала, если родители чем-то встревожены, об этом стоит сказать ребенку.

Так поступила 27-летняя Ирина: «После рождения сына у меня началась депрессия: я почти не улыбалась, быстро уставала, у меня просто не было сил. И я рассказала об этом сыну. Главное не в том, чтобы произносить слова, но в том, чтобы общаться с ребенком по-настоящему. Я сказала ему, что это не его вина, но ему нужно немного потерпеть, пока я привыкаю к своей новой роли. Не знаю, понял ли он, но сама я почувствовала себя увереннее. Разговаривая с ним, я все яснее ощущала: все будет в порядке, я справлюсь».

Нежный взгляд или ласка порой бывают красноречивее любых слов. Именно женщине стоит позаботиться о том, чтобы ее партнер не оставался в стороне от общения с ребенком. На этом настаивает и Борис Цирюльник: «Когда мать говорит «мой ребенок», это должно означать «ребенок, произведенный мною на свет вместе с человеком, которого я люблю».

Нельзя сказать «мой ребенок», как дети говорят «моя кукла». Очень важно воспринимать его как создание своей любви, а не как объект собственности.

Но как быть родителям, если ничто не идет на ум и приходится вымучивать каждое слово? «Я знала, что разговаривать с детьми «надо», и заставляла себя это делать, — признается 30-летняя Наташа, мать годовалых близнецов. – Но ничего «естественного», к сожалению, в этом не было».

«Такие трудности часто испытывают те матери, с которыми разговаривали не так много, когда они сами были детьми, – поясняет Галина Филиппова. – Но не нужно тревожиться, если вам трудно говорить с новорожденным, это не значит, что вы не сможете с ним общаться».

С материнских слов для ребенка начинается познание мира и познание себя. Когда трудно найти верные слова, можно и позаимствовать чужие (песенки, считалки).

В такие моменты мы существуем с ребенком буквально на одной волне, его обволакивают модуляции нашего голоса. А известно, что примерно 70% мозга грудничка настроены на восприятие ритма.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Средства раннего развития речи ребенка

28.09.2023

Есть очень важный период развития малыша, который называется «предречевым». Именно в этот период малыш готовится к дальнейшему речевому развитию, которое еще не заметно, но уже очень активно происходит.

Общее психическое развитие, безусловно, влияет на развитие речи. Поэтому, одним из обязательных условий для появления и развития речи являются занятия по развитию всех психических процессов – внимания, памяти, мышления и т.д. Если у ребенка обычная задержка речевого развития (далее ЗРР), это будет под силу и родителям. Пособия для развития ребенка можно приобрести в книжных магазинах, в магазинах игрушек, интернет-магазинах и других. Если же ребенок рождается с диагнозом, «обещающим» ему в дальнейшем ЗРР, то заниматься с таким ребенком нужно с рождения, используя методики раннего развития.

Важным условием развития ребенка является развивающая обстановка: тренажеры, плакаты, развивающие игрушки и другое. Стоит заметить, что физические упражнения также способствуют развитию психическому и речевому. Во время занятий физкультурой происходит качественное кровоснабжение головного мозга, а значит, его питание кислородом. Особенно показаны такому ребенку плавание и динамическая гимнастика, при которой голова ребенка оказывается опущенной вниз (если нет противопоказаний).

Обязательным условием для развития речи является речевая среда. Это не значит, что ребенок просто должен находиться в семье, в обществе, говорящем на определенном языке. С ним еще нужно общаться четко, громко, выразительно. Показывать предметы, их действия и свойства, и называть это соответствующим словом. Необходимо играть с ребенком и рассматривать картинки в книгах, озвучивая все увиденное. Важно петь ребенку песенки на родном языке. В песне, в голосе матери заложена созидательная сила слова, запускающая механизм речи у малыша. Замечено, что детям, которым матери часто пели песни, впоследствии не нужна даже элементарная помощь логопеда по коррекции звукопроизношения.

Первым этапом развития речи является ее понимание. Чтобы ждать от ребенка появления активной речи, необходимо быть уверенным в том, что он понимает о чем говорят окружающие, выполняет инструкции. В этом, «предречевом» периоде активно используются жесты. Благодаря жестам ребенок может показать то, что еще не может сказать. Между взрослым и ребенком возникает понимание, происходит коммуникация. Ребенку можно задавать вопросы для выяснения того, что он понимает, а что нет, и он сможет ответить жестом. Например, вы спрашиваете: «Какой Миша большой?», а малыш вытягивает обе ручки вверх. Вы спрашиваете: «Как медведь царапается?», а ребенок совершает пальчиками царапающие движения по поверхности дивана. И вы понимаете, что слова и «большой», и «царапается» ребенку понятны. На этом же этапе активно используется вопрос «где?» или просьба «покажи». Показать, где часы на стене, где свет (люстра), где мама и папа, просят малыша еще в полгодика. Далее тот же вопрос переносится в работу с книгой, и ребенок показывает уже на иллюстрациях, где курочка, где мышка, где собачка. Естественно, что проверять таким образом пассивный словарь ребенка можно после того, как этот словарь сформирован, наполнен. То есть, сначала мы занимаемся его пополнением, одновременно вводя жест для обозначения понятия.

Для пополнения пассивного словаря, конечно же, используем сначала предметы и явления, окружающие нас и ребенка в жизни, в быту. Когда материал пройден и закреплен, эти же предметы и явления показываем ребенку на карточках (предметных картинках) и в детских книгах на иллюстрациях. Затем спрашиваем «где корова?» и, не дожидаясь ответа, показываем пальцем на изображение животного. Так мы учим понимать вопрос «где?». И только потом просим ответить на вопрос «где?» самостоятельно.

Когда пассивный словарь приобретает внушительный объем, включается его активизация. То есть ребенок начинает пробовать произносить известные ему слова. В идеале это происходит автоматически, но детям с речевой патологией нужно помогать. При разных нарушениях у детей разные произносительные возможности, поэтому и помощь требуется разная.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Использование игр для запуска речи у неговорящих детей

19.09.2023

Очень важное значение в развитии речи детей имеют игры, поскольку они стимулируют определенные участки мозга, побуждая к речевой активности. В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Когда ребенок неохотно идет на речевой контакт или вовсе отказывается от взаимодействия, процесс коррекционной работы усложняется. В таком случае важной задачей является подобрать специальные игры, подходящие предметы и игрушки, а также организовать соответствующую возрасту детскую деятельность.

Книг, практических пособий с описанием увлекательных развивающих игр по развитию речи, которые были бы интересны современному поколению детей, немного. Собирание пирамидок, катание машинок, пальчиковая гимнастика, картинный материал в последнее время большого интереса у ребенка не вызывают, зачастую он демонстрирует протест на выполнение данных заданий. Чтобы привлечь внимание ребенка, заинтересовать его, побудить к речевой активности, работу необходимо начинать с чего-то необычного, удивительного, играть так, чтобы малыш заговорил.

Для полноценного развития ребенка важное значение имеет включение его в предметно-игровую деятельность. Детям трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Одно из важнейших требований к игре на запуск речи, да и в целом к игре – она должна вызывать интерес. Игра помогает нам развить мотивационную основу речевой деятельности. Если использовать одни и те же игры, игрушки в большом количестве, то мозг ребенка, ранее изучив все свойства этих предметов, перестанет реагировать на них.

Если же ребенок не реагирует на вопросы и предлагаемые задания, для привлечения его внимания необходимо использовать следующие приемы:

  • играть с ним не только за столом, но и на полу. Опустившись на колени к ребенку, можно получить возможность проникнуть в его жизненный диапазон, в таком случае ребенку дается возможность на равных совместно наблюдать за происходящим вокруг, играть, вести диалог;
  • удивлять ребенка, создавать яркие стимулы, привлекающие эмоциональное внимание. Необычность действий взрослого (зажигание огня, свечи, брызги водой, «фонтана», бросание шишек, мячика в стену, в корзину, шуточный бой с использованием мягких игрушек, подушек, свернутых в трубочку листов бумаги), привлекают внимание ребенка и вызывают интерес;
  • предлагать ребенку необычные для игры предметы. Например, мухобойку, жестяные банки, пульверизатор, щипцы и другое;
  • стараться быть эмоционально включенной, использовать постоянную смену видов деятельности, давать четкие, доступные, поэтапные инструкции, не допускать включения в инструкцию лишних вводных слов.

Для того, чтобы у ребенка сформировалось ощущение порядка, планомерности игры, каждое занятие должно иметь четкую структуру. Замечено, что такой подход к организации занятия снижает уровень тревожности ребенка и помогает понимать последовательность своих действий. Нет хаоса, нет пауз и тех «скучных» моментов, в течение которых ребенок успевает потерять концентрацию внимания и интерес к взаимодействию со взрослым. Работа по развитию речи проходит красной нитью на протяжении всего занятия.

Все игры и упражнения по вызыванию речи необходимо проводить при активном участии взрослого, который действует эмоционально, стараясь заинтересовать ребенка, вызвать у него любой речевой отклик.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Развитие пассивной и активной речи

19.05.2023

Систематическая работа по развитию понимания речи у детей с задержкой речевого развития обеспечивает обогащение пассивного словаря и способствует активизации собственной речи. Развитие понимания речи начинается с упражнений, направленных на восприятие и узнавание звуков окружающей среды. Соотнесение слова и предмета, которое оно обозначает, должно быть максимально очевидным для ребенка. Чтобы он научился понимать некоторые слова, взрослым используется небольшое количество слов, особенно значимых и интересных для ребенка. При этом предметы сначала называются коротко («гав-гав», «пи-пи»), так как основная функция разучиваемых слов на данном этапе – это понимание их значения.

Накопление предметного словаря происходит в следующей последовательности:

  1. предъявление и называние предмета;
  2. знакомство ребенка с назначением предмета;
  3. неоднократное называние предмета во время игры;
  4. поиск предмета по слову при возможности выбора из двух предметов;
  5. нахождение предмета по просьбе при возможности выбора из большего количества предметов.

Для формирования понятия ребенку предъявляются аналогичные, но отличающиеся по цвету, величине, текстуре предметы и их изображения. Название предмета звучит в играх, начинается работа над включением слова в активный словарь ребенка.

Подобным образом происходит развитие понимание названий действий:

  • знакомство ребенка с действием или с изображающей действие картинкой;
  • организация игры, во время которой действие многократно обыгрывается;
  • выбор одного из двух действий по простым лаконичным сюжетным картинкам;
  • выбор нужного действия из большего количества вариантов;
  • включение название действия в быт и игры, а затем в активный словарь.

В процессе коррекционно-педагогической работы формируется умение отвечать на вопросы с подсказывающей мимикой.

В процессе формирования словаря важно научить ребенка понимать и реагировать на слова похвалы, упрека. Развитию понимания речи способствует следование простым инструкциям («иди», «дай мне», «покажи»). Ребенка учат использовать в речевом общении жесты и мимику. Систематическая работа над развитием понимания символов является важным этапом для активизации собственной речи ребенка.

Активизации словаря, развитию разговорной речи способствует ситуационное использование слов. Взрослый называет те предметы, которые наиболее актуальны для ребенка. Если ребенок показывает на желаемые объекты, сначала ему все время говорят «мама», пока он не научится использовать в таких ситуациях слово «мама», как общее слово для выражения требования, просьбы («мама, иди» - «мама, дай мне мяч» и т.п.).  Потом нужно начинать обозначать желаемый предмет.  Если ребенок хочет мяч и, показывая на него, говорит «мама», нужно отвечать «мяч?» или «да, это мяч», чтобы понятие слова не потерялось в длинном предложении. Таким же образом называются отдельные желаемые действия.

Предпосылками для активизации словаря являются умение фиксировать взгляд на лице собеседника, готовность к имитации, подражанию. Нужно давать ребенку предметы, музыкальные инструменты, игрушки для воспроизведения различных звуков (в зависимости от прохождения лексических тем). Например, когда ребенок стучит на барабане, озвучивать «бом – бом», когда ребенок везет машинку, озвучивать «би – би» и т.п. Для дальнейшего развития произносительной стороны речи можно использовать картинки с предметами, издающего звуки (часы – «тик-тик»), или животными, голоса которых ребенок может воспроизвести (собака – «гав – гав»). Необходимо, при этом, чтобы артикуляционные движения губ взрослого попадали в поле зрения малыша, вызывали желание имитировать их.

Переход от однословной к двухсловной фразе осуществляется в действии, в игре. Например, говорим: «Мишка топ-топ, Ляля ам» и т.п. Эффективным также является использование приема «п одражание с добавлением». Этот прием предполагает, что педагог сначала повторяет слово, произнесенное ребенком, а затем добавляет к нему еще одно.

Для формирования активной речи важным условием является готовность артикуляционного аппарата ребенка к произнесению звуков и слов, правильное речевое дыхание. Поэтому необходимо в игровой форме побуждать ребенка повторять упражнения по развитию артикуляционной моторики. Например, говорим ребенку: «Мой язычок моет губки. Посмотри на меня, и помой свои зубки язычком и т.п.». Для развития речевого дыхания лучше всего использовать свистульки, дудочки. Речевое дыхание хорошо отрабатывать при формировании укладов гласных звуков, протяжно их пропевая. Все звуки вводятся в план коммуникации и обозначают предметы, действия, явления и чувства ребенка («а» - плач, «у» - самолет и т.п.). После гласных звуков, а иногда и параллельно (а, у, и, о, э, ы) формируют уклады согласных звуков, учитывая при этом закономерности развития функции речедвигательного анализатора, то есть от грубых  артикуляционных дифференцировок к более тонким («м-п, б», «н-т, д», «п-б», «т-д»).

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Почему ребенок плачет и что с этим делать?

28.04.2023

Среднестатистический ребенок плачет по 2-3 часа в день. И у плача всегда есть причины. Чаще всего они совершенно ясны: мокрый подгузник, приближающееся время кормления или, например, испуг, вызванный новой игрушкой над колыбелью. Но иногда младенческие слезы – это способ пожаловаться родителям на менее очевидный дискомфорт.

Запомните: ребенок никогда не плачет просто так. Поэтому важно разобраться, что его тревожит.

Когда надо срочно обратиться к врачу, если ребенок плачет

Немедленно обратитесь к вашему педиатру, если рыдающий младенец:

  • заходится в плаче более двух часов;
  • имеет температуру выше 38℃;
  • отказывается от еды и питья или его рвет;
  • не мочится или имеет следы крови в стуле;
  • не реагирует на попытки его успокоить.

Так могут проявлять себя различные заболевания – от гриппа и отита до сотрясения мозга или нарушений пищеварения. Важно вовремя их диагностировать. Если же опасных симптомов нет, стоит поискать причины плача в других, вполне обыденных вещах.

Когда с плачем можно справиться самостоятельно

  1. Ребенок голоден.

Даже если вы кормите малыша по часам и абсолютно уверены, что время следующего кормления еще не наступило. Дело в том, что младенцы растут скачкообразно. И когда происходит очередной скачок роста, ребенку требуется больше пищи.
Услышав плач, первым делом возьмите малыша на руки и попробуйте предложить ему грудь или бутылочку.

  1. Ему страшно.

Может, за окном раздался громкий посторонний звук. Или хлопнула дверь. А возможно, малыш просто потерял из вида маму. Как бы то ни было, даже крошечные дети могут испытывать страх и беспокойство, а слезы – наиболее доступный им способ проявить это.
Возьмите кроху на руки и, как и в прошлом пункте, предложите ему бутылочку или грудь. Еще вариант – пустышка, большинству младенцев, чтобы успокоиться, достаточно просто взять ее в рот.

  1. Ему жарко или холодно.

Родители часто стремятся закутать малыша. Эту привычку подарила нам эволюция: на протяжении десятков тысячелетий сохранение тепла было залогом выживания. Но есть и другая крайность: мамы и папы устраивают ребенку «закаливание», оставляя его голеньким в прохладном помещении. Поскольку жировой прослойки в организме новорожденного недостаточно, на холод малыш реагирует плачем.
Убедитесь, что ребенок не замерз и не перегрелся. Проверьте, не холодные ли у него ножки и ручки. Не взмокли ли волосы, не покраснел ли он (это признаки того, что малышу жарко). По необходимости набросьте на кроху одеяло или, наоборот, снимите лишнюю одежду.

  1. Ребенку физически некомфортно.

Полный подгузник – лишь одна из причин неприятных ощущений, которые может испытывать малыш. Бывает, что дискомфорт доставляют и другие вещи. Возможно, нежную кожу натерла слишком тугая резинка подгузника и теперь это место болит. Или, например, между пальчиками, «упакованными» в носки, попала нитка, которая мешает.
Проверьте, нет ли на коже покраснений, сыпи, царапинок. Не давит ли малышу одежда. В конце концов, в удобной ли позе он лежит. Причиной плача бывают самые неожиданные вещи: может, из‑за неудачно повернутой головы младенец прищемил себе мочку уха. В общем, убедитесь, что физических причин для дискомфорта нет.

  1. Ему хочется быть укутанным, или наоборот – избавиться от излишне тугого пеленания.

Проверьте это предположение: запеленайте малыша или, напротив, разденьте его. Возможно, плач прекратится.

  1. Он устал.

В отличие от взрослых, переутомленные дети чаще всего становятся суетливыми и слишком раздражительными, а не засыпают.
Попробуйте усыпить ребенка. Один из наиболее эффективных способов сделать это — пеленание. В пеленке, ограничивающей движения, малыш чувствует себя как в тесной утробе матери. Это его успокаивает. Еще один вариант – вибрация. Отправляйтесь гулять, положив кроху в коляску и покачивая ее. Или покатайтесь на машине, разместив малыша в автолюльке.

  1. У ребенка стресс.

У малышей слабая нервная система, поэтому внешние раздражители, например, слишком яркий свет и музыка в торговом центре или кричащие дети на детской площадке, могут вызвать у него дискомфорт и плач.
Отслеживайте, как ваш малыш реагирует на суету, шум, свет вокруг. Вы довольно быстро поймете, нравится ему это или, напротив, раздражает. Если младенец чувствительный, постарайтесь сократить время, которое проводите в шумных локациях.

  1. У него болит животик.

Это распространенная проблема, с которой сталкиваются многие малыши в возрасте от 3 недель до 3 месяцев. Причиной боли могут стать разные факторы: проглоченный при кормлении и не вышедший воздух, изжога, колики, аллергия.
После кормления не забывайте держать малыша вертикально (столбиком) – это поможет ему выпустить проглоченный воздух. Если вы кормите из бутылочки, используйте соску с медленным потоком.
Колики не связаны с приемом пищи. Их причины еще недостаточно изучены, но тем не менее они считаются нормальной частью развития и проходят самостоятельно к 3-4 месяцам. Чтобы помочь младенцу, чаще выкладывайте его на животик, а еще делайте аккуратный массаж живота по часовой стрелке.
Если, несмотря на ваши старания, малыш продолжает часто плакать, обязательно обговорите это с педиатром. Возможно, он предложит сдать анализы, чтобы убедиться в отсутствии аллергии на компоненты грудного молока (смеси) или исключить иные нарушения пищеварения.

  1. Он хочет спать рядом с мамой.

К 6-9 месяцам малыши начинают осознавать себя отдельными существами. Но даже став старше, они все равно иногда хотят почувствовать себя в материнских объятиях и могут отказываться засыпать, если мама не ложится рядом.
Тут подходы разнятся. Так, американские педиатры полагают, что не стоит укладываться рядом с ребенком или брать его на ручки по первому воплю. Стоит выждать некоторое время и затем позволять малышу плакать все дольше, прежде чем приходить к нему. Предполагается, что это тренирует детское самообладание.
Впрочем, если у вас есть время и возможность, давайте младенцу столько внимания, сколько он хочет. Но не делайте это, переступая через собственную усталость и иные потребности. Чем более утомлен родитель, тем хуже он заботится о малыше.

Как можно успокаивать ребенка.

Педиатры рекомендуют несколько общих способов:

  • Включите в детской мягкую, нежную музыку. Возможно, вам поможет генератор белого шума.
  • Поговорите с малышом. Звук материнского или отцовского голоса успокаивает и дарит крохе чувство защищенности.
  • Помогите младенцу сменить позу – возможно, ему неудобно.
  • Возьмите малыша на руки и прижмите к груди. Сердцебиение матери, запах ее кожи, дыхание, тесные объятия – все это напоминает младенцу то безмятежное время, когда он находился в животике.

Как нельзя успокаивать ребенка.

Ни в коем случае не трясите его, даже если он никак не хочет успокаиваться, а вы очень раздражены. Чрезмерно резкие покачивания могут привести к возникновению так называемого синдрома тряски младенца.
У малышей слабые мышцы шеи, которые еще не способны полностью поддерживать их непропорционально большие головы. Сильное встряхивание заставляет голову резко двигаться вперед и назад, а это может привести к серьезной черепно‑мозговой травме. Это наиболее частая причина травматической смерти у детей младше двух лет. Также следствием могут стать задержки развития, умственная отсталость, судороги или слепота.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Когда дети начинают говорить?

12.04.2023

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Все дело в том, что детская речь возникает гораздо раньше, чем звучит осознанное «мама» или «дай».

Первая форма общения – это плач. Родители знают, что он различается в зависимости от того, что хочет донести ребенок. Например, пронзительный вопль, скорее всего, означает, что младенцу требуется пища, а кряхтящее хныканье – что пора сменить подгузник.

Звуки, похожие на настоящие слова, появляются в возрасте 4-6 месяцев. К этому времени совершенствуется речевой аппарат, и ребенок начинает экспериментировать, открывая и закрывая рот, вдыхая и выдыхая, двигая языком, меняя форму губ. Так появляется младенческий лепет: «а-ба-ба», «агу» или даже «мама».

Но относиться серьезно к таким первым словам не стоит, это случайность. Ребенок еще не связывает свое «мама», «баба» или «дай» с конкретными людьми или действиями.

Если человек уверяет, что его ребенок заговорил в 7-9 месяцев, он либо заблуждается, либо выдает желаемое за действительное.

Первое осмысленное слово появляется в возрасте между 11 и 12 месяцам. И далее процесс идет лавинообразно. Уже к году ребенок обычно знает и произносит не одно, а от 2 до 20 слов: «мама», «папа», «баба», «дай» и порой исковерканные, но тем не менее понятные «ту-ту» (поезд), «бух» (падать) или «ам» (есть).

Собственно, год можно считать той самой границей, после которой возникает уверенная речь. Конечно, дети разные, кто-то начинает болтать в 11 месяцев, а кто-то помалкивает до года с хвостиком (лепет не в счет). Но есть важная временная точка. Если ребенок не произносит ни одного осознанного слова к 15 месяцам, необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром. Возможно, ему придется пройти дополнительные обследования, например проверить слух или посетить невропатолога.

Как понять, что у ребенка проблемы с речью.

Мама – самый главный эксперт по собственному малышу. Поэтому, если ей кажется, что у ребенка есть сложности с произношением звуков или реакцией на услышанное, этого уже достаточно для разговора с врачом.

Но помимо «кажется» существуют объективные признаки речевых проблем. Они различаются в зависимости от возраста.

3-4 месяца: ребенок не лепечет, не экспериментирует со звуками.

5-6 месяцев: не реагирует на неожиданные звуки, не поворачивает голову на зов, не смеется.

8-9 месяцев: не отзывается на собственное имя, лепет редкий и однообразный.

12 месяцев: не произносит ни одного слова, даже «мама», «дай» или «на».

13-18 месяцев: не показывает простые предметы на картинке или вокруг (например, не понимает вопроса «Где мячик?»), не имеет в лексиконе хотя бы шесть слов к возрасту 18 месяцев и не усваивает новые.

Еще один тревожный симптом – потеря приобретенных языковых навыков. Например, если к 18 месяцам ребенок употребляет «нормативные» шесть слов, но вы точно знаете, что всего пару месяцев назад их было больше 20, сообщите педиатру о таком регрессе.

Как помочь ребенку заговорить.

Лучший способ – создать все условия для общения. Вот три наиболее важные вещи, которые должен делать каждый родитель:

  1. Разговаривайте.

Не надо болтать без перерыва. Просто говорите с ребенком, когда проводите время вместе.
Называйте вещи, которые держите в руках или протягиваете малышу: «Это мячик. А это машинка».
Описывайте, что вы делаете: «Сейчас мы надеваем штаны. А теперь – курточку. И отправляемся гулять!»
Поясняйте, что происходит вокруг: «У-у-у, какая громкая машина поехала!», «Кар! Это ворона каркает», «А вот у мамы звонит телефон».
Задавайте вопросы: «Слышишь, как нас папа зовет? Побежали к нему!», «Твой зайчик, наверное, устал? Он хочет в кроватку?»
Пойте колыбельные.

  1. Читайте вслух.

Чтение показывает ребенку, что существует много разных слов, учит составлять предложения, демонстрирует, как развивается действие. Это побуждает его к рассказу собственных историй, например о том, как играют друг с другом куклы, зачем спряталась машинка или почему ему не хочется есть ваш суп.

  1. Слушайте.

Будьте благодарны за рассказы: проявляйте заинтересованность, слушайте внимательно, смотрите в глаза. Сделайте так, чтобы ребенок захотел говорить с вами о происходящем вокруг. Это станет для него стимулом использовать больше слов и складывать их в более сложные предложения.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Развитие речи в домашних условиях (рекомендации для родителей)

31.03.2023

Дети очень подражательны. Если мама много общается со своим ребенком, появление речи произойдет раньше, а становление будет более эффективным.

Все действия с ребенком сопровождайте словами. Общайтесь с ребенком короткими фразами, понятными, простыми словами. Как можно чаще играйте и общайтесь, находясь на уровне глаз малыша (на ковре, или держа на коленях).

Речь взрослого должна быть эмоционально окрашена. Ребенок быстро и надолго запоминает все, что связано с эмоциями.

Задания и просьбы к ребенку должны быть простыми, без многоступенчатости.

Книги читать обязательно! Причем согласно возрасту: короткие, с повторяющимися фразами и словами. Читать с выражением, медленно, четко, внятно. Если ребенок просит, нужно читать одно и то же столько раз сколько необходимо ребенку.

Не ограничивайте природную двигательную активность.

Задавайте простые вопросы. Если ребенок еще не говорит, сами отвечайте на них.

Не торопите ребенка при говорении, не одергивайте.

Называйте предметы и действия правильно: мусорная корзина, а не «бяка»; утка, а не «утя»; конфета, а не «няма».

Выбирайте стихи и сказки с договариванием последнего слова: «Наши уточки с утра – кря, кря, кря! Наши гуси у пруда – га, га, га!».

Неговорящим детям давайте как можно больше простых поручений: «Дай маме куклу! Брось в корзину мячик! Вытри стол!».

Давайте смотреть мультфильмы только с хорошими четкими закадровыми голосами, простые по содержанию, положительные по эмоциям. Не более 15 минут в день.

Лучше, чтобы игрушек было немного. Чем проще игрушка – тем лучше развивается мышление. Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим.

Играйте в прятки с различными предметами, игрушками и карточками. Спрячьте под платочек 2-3 игрушки, предварительно назвав их. Попросите ребенка найти названную игрушку, предмет, карточку.

Увеличивайте пассивный словарный запас (знакомство с новыми словами) с помощью карточек, сюжетно-ролевых игр, домашнего кукольного театра, прогулок по новым местам.

Изучайте признаки предметов на контрасте «большой и маленький», «тихо и громко», «быстро и медленно», «красный и желтый».

Сведите к минимуму досуг детей с гаджетами и игры с интерактивными игрушками.

По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия.

Казалось бы, малыш, сидя перед телевизором, постоянно слышит речь, причем громкую, разнообразную и выразительную. Что ему мешает усваивать ее? Дело в том, что речь, слышимая ребенком с экрана телевизора, не оказывает на него должного воздействия и не играет значимой роли в речевом развитии. Она не воспринимается детьми раннего возраста как адресованная им лично и не включена в их практическую активность, а потому не имеет для них никакого значения, оставаясь лишь фоном мелькающих на экране зрительных стимулов. Только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности малыша способны обеспечить нормальное речевое развитие.

Для малыша, которому предстоит освоиться с миром речи, ни в коей мере не безразлично, кто и как произносит слова. Причем в первую очередь здесь подразумевается не передача информации, а нечто совсем иное, имеющее гораздо большее значение: взгляд в глаза, заинтересованное внимание, ответная улыбка, эмоциональная выразительность.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Предметная деятельность и ее роль в развитии малыша

15.03.2023

Новой социальной ситуации развития соответствует новый тип ведущей деятельности ребенка – предметная деятельность.

Предметная деятельность является ведущей потому, что именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. Прежде всего нужно подчеркнуть, что в предметной деятельности малыша происходит развитие восприятия, а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребенка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер – ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.

Поскольку действия с предметами направлены в основном на такие их свойства как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребенка. Цвет в начале раннего детства не имеет особого значения для узнавания предметов. Малыш совершенно одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в самые необычные цвета (например, зеленая кошка остается кошкой). Он ориентируется прежде всего на форму, на общий контур изображений. Это вовсе не значит, что ребенок не различает цвета. Однако, цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет и не определяет его узнавание.

Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими. Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов – их форму, величину, твердость, местоположение и пр. не пытается расположить их в определенном порядке. Соотносящие действия требуют учета величины, формы, местоположения различных предметов. Характерно, что большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста, (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрешки) предполагают именно соотносящие действия. Когда ребенок пытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой или размером. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно попадать палочкой в отверстие колечек и учитывать соотношение колец по величине. При сборке матрешки нужно подбирать половинки одинаковой величины и совершать действия в определенном порядке – сначала собрать самую маленькую, а потом вложить ее в большую.

Первоначально малыш может выполнять эти действия только через практические пробы, потому что он еще не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрешки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит и начинает пробовать другую. Иногда он пытается добиться результата силой – втиснуть неподходящие части, но вскоре убеждается в несостоятельности этих попыток и переходит к примериванию и опробыванию разных частей, пока не найдет нужную деталь.

От внешних ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов. Эта способность проявляется в том, что ребенок подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб. Он может, например, подобрать одинаковые или различные по величине колечки или стаканчики.

Восприятие на всем протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями. Ребенок может достаточно точно определить форму, величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и неточным.

На третьем году жизни складываются представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами. Для обогащения представлений ребенка о свойствах предметов необходимо чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.

Уже к началу раннего возраста у ребенка есть отдельные действия, которые можно считать проявлениями мышления. Это те действия, в которых ребенок обнаруживает связь между отдельными предметами или явлениями – например, подтягивает веревочку, чтобы приблизить к себе игрушку. Но в процессе усвоения соотносящих действий ребенок начинает ориентироваться не просто на отдельные вещи, но на связь между предметами, что в дальнейшем способствует решению практических задач. Переход от использования готовых связей, показанных взрослым, к их самостоятельному установлению – важный шаг в развитии мышления.

Сначала установление таких связей происходит путем практических проб. Он пробует разные способы открывания коробочки, доставания привлекательной игрушки или получения новых впечатлений и в результате своих проб, случайно получает эффект. Например, случайно нажав на соску от бутылочки с водой, он обнаруживает брызжущую струю, или сдвинув крышку коробочки-пенала, открывает ее и достает спрятанный предмет. Мышление ребенка, которое осуществляется в форме внешних ориентировочных действий, называют наглядно-действенным. Именно эта форма мышления характерна для детей раннего возраста. Малыши активно используют наглядно-действенное мышление для обнаружения и открытия самых разнообразных связей вещей и явлений окружающего их предметного мира. Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробочек, извлечение звуков из звучащих игрушек, сравнения разных предметов, действия одних предметов на другие и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления.

Познавательная активность и развитие мышления в раннем возрасте проявляется не только и не столько в успешности решения практических задач, но прежде всего в эмоциональной вовлеченности в такое экспериментирование, в настойчивости и в удовольствии, которое получает ребенок от своей исследовательской деятельности. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые, познавательные эмоции – интерес, любопытство, удивление, радость открытия.

Гузаревич О.В., учитель-дефектолог

свернуть

Это важно знать каждому родителю

28.02.2023

Социальные и игровые навыки, наблюдаемые при типичном развитии.

0-2 месяца. Смотрит на лица. Имитирует некоторые выражения лица взрослого. Делает движение или переводит взгляд на звук голоса.

2-4 месяца. Улыбается и устанавливает зрительный контакт на коротких расстояниях. Играет со своими ногами и руками, покачивая, потирая и хватая.

4-6 месяцев. Имитирует широкий спектр выражений лица. Узнает знакомых людей на расстоянии. Кричит, лепечет и начинает подражать интонации и темпу речи. Ищет привязанность (например, поднимает руки, чтобы его взяли и обняли). Тянется и пытается схватить игрушки. Может держать игрушку и трясти ее (например, погремушкой).

6-9 месяцев. Различает знакомых людей и незнакомцев (например, ведет себя с мамой иначе, чем с неизвестным человеком). Играет с различными игрушками, но есть любимые игрушки. Реагирует на голоса, издавая звуки. Использует жесты для общения (например, протягивает руку к желаемому объекту, глядя при этом на взрослого человека, способного достичь объекта). Играет в простые социальные игры (например, ку-ку).

9-12 месяцев. Откликается на простые устные инструкции (например, иди сюда). Разделенное внимание хорошо развито. Использует игрушки различными способами. Вручает предметы людям, чтобы начать игру (например, приносит папе одеяло, чтобы начать игру в прятки). Использует две или более игрушки вместе (например, стучит блоками).

12-18 месяцев. Простая игра «понарошку» (например, кукла пьет из пустой чашки). Рисует каракули карандашами. Тянет игрушки на веревочке.

2 года. Ищет других детей, подходит и играет рядом, но не напрямую с ними (то есть, параллельная игра). Указывает на картинки в книгах. Знает имена знакомых людей. Играет в простые игры «понарошку». Укладывает блоки, строит блочные конструкции. Появляется подвижная игра с участием предметов (например, пинает и бросает мяч).

3 года. Проявляет привязанность, заботу и сочувствие к друзьям (например, целует «болячку» другого человека). Играет по очереди. Возвратный разговор (диалог). Игра «понарошку» включает в себя несколько игрушек (куклы и кукольные домики) и более сложные темы.

Петрович Е.В., педагог-психолог

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: