Страничка учителя-дефектолога

Примерная схема проведения занятия по эмоциональному развитию

развернуть

1. Мимическая гимнастика.

Коррекционно-педагогическую работу по развитию у детей моторных проявлений эмоциональных состояний рекомендуется начинать с работы над мимикой и выразительностью жестов. С помощью педагогов дети учатся выполнять простейшую мимическую гимнастику (движения бровями, глазами, ртом). При этом педагог помогает им, используя поглаживания по массажным линиям лица, легкие скользящие похлопывания, пощипывания по краю нижней челюсти, легкие надавливания пальцами рук, постукивания пальцами по губам, щекам.

Для тренировки мимики лица с целью усиления мышечного чувства предлагается мимическая гимнастика, которую педагог на этом этапе обучения помогает выполнить ребенку, если тот самостоятельно не справляется.

2. Воспроизведение детьми эмоций, предлагаемых педагогом (обращается внимание на положение бровей, глаз, линии рта).

3. Работа над пониманием эмоциональных жестов, движений, поз – вначале педагог сам показывает, затем предлагает ребенку повторить эмоциональные движения. В дальнейшем переходят к показу эмоций, зафиксированных на фото, картинках с изображением человека (или животного) в определенной позе.

4. Проигрывание ситуаций, эмоциональных этюдов, упражнений.

Например, «Волшебное зеркало» - педагог (ребенок) демонстрирует жест или позу, дети повторяют движение.
«Мое настроение» - ребенок изображает различные эмоциональные состояния – я устал, я весел…

5. Рассматривание и «расшифровка» эмоций на картинках, пиктограммах, работа над эмоциональным словарным запасом.

6. Работа над литературным произведением (сказки, стихи и др.).

7. Передача ребенком своего настроения, эмоционального состояния путем выбора соответствующей картинки, движениями или способами изодеятельности.

8. Обучение навыкам релаксации.

9. Подведение итогов занятия с обязательным стимулированием (похвалой) детей за участие в работе.

Жизненная, практическая направленность занятий по развитию эмоций обеспечивается их содержанием. Необходимо подбирать упражнения и задания, в которых отражается ежедневный детский опыт, например, улыбаемся друг другу, радостно умываемся, здороваемся, прощаемся, хвалим, жалеем больного и др. Любое действие обыгрывается и преподносится с учетом конкретности восприятия ребенка, для чего используются различное дополнительное наглядное оборудование, игрушки, бытовые предметы, раздаточный материал. Например, если предлагаем ребенку улыбнуться, как кукла Таня, то показываем куклу с четко выраженной улыбкой на лице (можно наклеить улыбающийся рот на лицо куклы) и акцентируем внимание ребенка на этой улыбке; если говорим о печальном Зайце, показываем игрушку Зайца с приклеенным «печальным» ртом и т. д. Для усвоения правильности эмоциональных проявлений используются многократные повторения, сочетающиеся с помощью и показом педагогом.

При проведении коррекционно-педагогических занятий по развитию эмоций учитываются индивидуальные интеллектуальные и физические возможности детей с тяжелыми множественными нарушениями. Программный материал может трансформироваться в зависимости от детских способностей, подбираются понятные и интересные детям задания, упражнения и игры. В процессе занятия обязательно следить за самочувствием каждого ребенка и учитывать его эмоциональное состояние.

свернуть

Развитие эмоций на коррекционно-педагогических занятиях учителя-дефектолога

развернуть

Дети с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями характеризуются особой эмоциональной незрелостью, бедностью и недостаточной дифференцированностью эмоций, неадекватностью и неустойчивостью настроений. У них наблюдается выраженное эмоциональное недоразвитие, реальный «эмоциональный» возраст может быть значительно меньше фактического биологического возраста ребенка. У детей отсутствует адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях в связи с неумением различать эмоциональные состояния окружающих по их проявлениям (мимике, жестам, движениям). Ребенок данной категории не может произвольно управлять своими эмоциями, у него с трудом возникают (либо не возникают вовсе) высшие чувства – сочувствие, сопереживание, сострадание.

Коррекционно-педагогическая работа по социально-эмоциональному развитию детей с ТМН проводится учителем-дефектологом на специально организованных занятиях в соответствии с учебным планом, а также педагогом-психологом и воспитателем в процессе повседневной работы во всех видах детской деятельности.

Важным этапом в системе коррекционной работы с детьми является диагностика эмоциональной сферы. Она позволяет выявить психические и социальные условия развития личности, проследить динамику развития каждого ребенка на протяжении всего учебного года. Она во многом определяет систему межличностных отношений ребенка с педагогом и сверстниками. Обследование можно условно разделить на три этапа. На первом, подготовительном, этапе собирается анамнез. Он может быть представлен в виде индивидуальной беседы с родителями, анкетирования родителей об эмоциональном состоянии их ребенка, его потребностях и привязанностях, а также об эмоциональной атмосфере в семье. Второй этап включает непосредственно наблюдение за ребенком в процессе специально подобранных игр, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, выявление интересов ребенка, его любимых занятий, представлений об окружающем, установление эмоционального контакта, использование специальных методик для определения уровня сформированности эмоций. На третьем, заключительном, этапе проводится обработка полученной информации, заполнение индивидуальной карты.

Изучение эмоционального развития человека показывает взаимозависимость его эмоциональной, сенсорной и моторной сфер. Можно стимулировать эмоциональную сферу ребенка путем воздействия на такие подвластные контролю и управлению извне сферы, как сенсорика и моторика. При оказании коррекционно-педагогической помощи по развитию эмоциональной сферы детей с ТМН рекомендуется первоначально способствовать обогащению сенсорного опыта ребенка, развивать его восприятия, совершенствовать деятельность каждого органа чувств. Это объясняет использование в системе работы по эмоциональному воспитанию заданий, способствующих развитию различных ощущений — зрительных, обонятельных, осязательных, тактильных, вестибулярных. Ощущения обогащают эмоциональную сферу, также развивают ее мимические и пантомимические (двигательные) упражнения, способствующие невербальному общению и облегчающие понимание характера эмоциональных переживаний других людей.

В соответствии с программой коррекционного занятия «Социально-эмоциональное развитие» работа проводится по следующим направлениям:

1) развитие зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного, обонятельного, осязательного ощущений;

2) развитие мышечных реакций, которое включает:

  • обучение мимической гимнастике;
  • обучение пантомимическим упражнениям на понимание эмоций;
  • обучение навыкам релаксации;

3) развитие эмоциональной сферы детей, которое содержит:

  • обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других — людей и животных;
  • обучение правильному восприятию и распознаванию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства;
  • обучение умению понимать и анализировать собственные эмоции;

4) развитие коммуникативных умений и навыков, которое включает:

  • обучение поведенческой этике на эмоциональной основе;
  • формирование адекватной самооценки.
свернуть

Установление коммуникации

развернуть

Коммуникация – это сложный процесс, требующий множества навыков. Речь – только один из многих способов обмена сообщениями. Для передачи информации используются зрительный контакт, движения глаз, мимика, жесты, положение тела. Все наше поведение пронизано коммуникацией. Мы протягиваем руки, чтобы обнять кого-то, резко выходим из комнаты, хлопнув дверью, смеемся, плачем – все это примеры того, как мы используем поведение для общения.

Когда мы говорим о развитии коммуникации, необходимо в первую очередь позаботиться о том, чтобы действия ребенка влияли на поведение взрослых. Воспитанник должен понимать, что его сигналы (вокализации, мимика, движения тела, жесты) замечаются, вызывают ответную реакцию ухаживающего взрослого и становятся средством воздействия на окружающую ситуацию. Еще до начала целенаправленной коммуникации должен запуститься механизм, который, с точки зрения ребенка, можно описать как: «Мне плохо – я плачу – взрослый замечает меня и помогает мне».

Для успешного овладения коммуникацией необходимы стабильные ответы на знаки ребенка и побуждение его к проявлению своих потребностей доступными ему способами. Именно поэтому для развития коммуникативных возможностей ребенка необходимо использовать любую ситуацию контакта взрослого с воспитанником. Если возможности детей сильно ограничены, необходимо особенно внимательно относиться к таким не всегда очевидным проявлениям, как изменение дыхания, частоты сердцебиений, тремор, потливость, повышение мышечного тонуса, замирание, появление «мурашек» на коже и т.п. Они могут нам помочь понять реакцию ребенка и его отношение к происходящему.

Известно, что все мы лучше учимся, когда мы заинтересованы и мотивированы. Такие ситуации часто возникают абсолютно незапланированно, когда ребенок увлекается определенным предметом или идеей. Важно заметить эти моменты и постараться их максимально использовать. Если ребенок заинтересовался чем-то, смотрит на предмет, его необходимо назвать, дать потрогать, исследовать поближе.

Важным условием обучения является наличие спокойной доброжелательной обстановки, со знакомыми, безопасными взрослыми. Поэтому необходимо создать вокруг ребенка стабильный круг знакомых людей. Через установление эмоционального контакта со значимым взрослым, ребенок научится проявлять эмоции, затем вступать во взаимодействие с большим количеством людей – сначала со взрослыми, а затем и со сверстниками.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и мог развиваться, он должен понимать, что и когда с ним будет происходить. Все действия взрослого, занятого уходом или проводящего занятия с детьми, должны быть озвучены: ребенку нужно объяснять, что с ним происходит в данный момент, какие действия планируются в дальнейшем. Даже если требуется просто поменять памперс, вытереть нос, поправить волосы или очки, переложить на другое место или перевернуть, необходимо сообщить ребенку об этом, а при нарушении зрения еще и дотронуться до того места на теле, где будет совершена манипуляция. Предупреждение ребенка о том, какое событие сейчас будет происходить, может звучать так: «Сейчас я посажу тебя в коляску», «Сейчас будем мыться». Взрослый комментирует все, что он делает с ребенком: «Снимаем свитер: достаем одну руку, голову, другую руку». Это необходимо даже для ребенка, который предположительно не понимает обращенную речь.

По возможности необходимо соблюдать постоянную последовательность действий, использовать одни и те же знаки для каждого этапа или события. Особым образом стоит обозначить начало процесса и его окончание. Тем самым создается предсказуемость событий. В дальнейшем для облегчения понимания более длинных последовательностей можно использовать расписания из предметов, фотографий или символов.

свернуть

Основные правила общения с детьми, в том числе с ТМН

развернуть

1. Прежде чем сказать что-то, убедитесь, что ребенок готов вас услышать.
Когда вы обращаетесь к ребенку, необходимо обратить на себя его внимание, например, дотронуться до предплечья или руки. Это очень важный момент, который часто не учитывается при общении с детьми. Ребенок не услышит вас, если он в это время чем-то занят: играет, ест (жует), ходит в туалет, занят аутостимуляцией. Во всех этих ситуациях ребенок поглощен другим процессом и не сможет воспринять ваше обращение. Готовность услышать обычно выражается невербально (сосредоточение взгляда, замирание, изменение общего тонуса и т.д.).

2. Убедитесь, что ребенок видит ваши глаза и лицо в целом.
Детям трудно самим поймать в поле зрения лицо говорящего, поэтому, начиная общаться, опуститесь на один уровень с ребенком так, чтобы ваше лицо оказалось в поле его зрения. Если ребенку требуется приложить слишком много усилий для того чтобы найти собеседника, то очень быстро он устанет, интерес к общению угаснет.

3. Постарайтесь говорить мало и не быстро.
Общаясь с ребенком, имеющим проблемы коммуникации, необходимо говорить четко, ясно, коротко и простыми словами. Вместо: «А теперь уже половина двенадцатого, на улице хорошая погода, пожалуй, сейчас мы будем гулять», скажите просто: «Идем гулять». Обилие слов превращает речь в «шум», на который дети быстро перестают обращать внимание. Облегчает понимание хорошо артикулированная, лаконичная фраза, которую можно сопровождать одним-двумя жестами. Так фразу: «Идем гулять» может сопровождать жест «Гулять» (рис. 1), а фразу: «Пора обедать» – жест «Еда» (рис. 2).

  рис. 1    рис. 2

4. После своих реплик оставляйте паузы для ответа.
Общение – это обмен репликами. Не забывайте оставлять ребенку возможность вам ответить, при этом ответ может быть дан с задержкой (иногда значительной). Важно не отвлекаться от собеседника в момент паузы, а заинтересованно ждать ответной реплики. Ребенок обязательно начнет вам отвечать, возможно, не сразу, а через множество повторений одного и того же. Вероятно, вначале это будут не слова, а вокализация, жест, взгляд или изменение тонуса.
Если вы заметили, что ребенок отвечает вам тем или иным способом, обязательно сообщите об этом другим взрослым, которые общаются с этим ребенком, чтобы успех ребенка поддерживался всеми окружающими.

5. Если ребенок ответил вам «нет», не делайте с ним того, от чего он отказался.
Общение – это способ повлиять на окружающее, поэтому так важно дать ребенку то, что он просит, или не делать с ним того, от чего он отказался. Без соблюдения этого правила у ребенка не формируется или пропадает мотивация для ответа.
Некоторые воздействия и манипуляции необходимо сделать независимо от желания. Например, выпить горькое лекарство во время болезни. В этом случае необходимо просто предупредить ребенка о том, что будет (сообщить о необходимости), после процедуры посочувствовать и похвалить за мужество и преодоление трудностей.

6. Важно не забывать обращаться к ребенку по имени!
Одно и то же имя можно произнести по-разному: Маша, Мария, Маруся, Маня, Машенька. Если у ребенка есть трудности восприятия речи, все они могут показаться ему разными именами. Выберите один-два удобных для вас варианта. Все взрослые, общающиеся с ребенком, должны обращаться к нему именно так. 

Это основные правила общения, которые помогут выстроить взаимодействие и получить ответ, в том числе от детей в самом тяжелом состоянии. Не торопитесь и будьте внимательны к вашему собеседнику, и у вас все получится!

свернуть

Базовые навыки, лежащие в основе коммуникации

развернуть

Перечислим базовые умения, которые лежат в основе как коммуникации, так и обучения в целом.

1. Сосредотачивать взгляд на предмете и прослеживать его перемещение.
Наше знакомство и познание мира во многом происходят через зрение. Поэтому первое, чему необходимо научить ребенка, – фиксировать взгляд на предмете. Сначала это может быть яркий, привлекательный, возможно, светящийся, но не мигающий предмет (фонарик, светящаяся игрушка, блестящий шарик и т.п.). Важно найти расстояние и позицию, в которой ребенок сможет заметить этот объект. Когда ребенок научился фиксировать взгляд на предмете, необходимо учить его прослеживанию в разных направлениях. Для этого медленно и с небольшой амплитудой перемещайте предмет вправо и влево, вверх и вниз, затем по кругу в разных направлениях.
Дополнительно можно использовать звучание (например, бубенчики быстрее привлекут внимание, чем просто блестящий шарик). Но на следующем этапе важно убрать звук, чтобы ребенок использовал именно зрение.
Параллельно с этим формируется умение фиксировать взгляд на лице говорящего с ребенком взрослого.
Не спешите! Прослеживание – это сложный навык, и обучение ему может затянуться.

2. Отказываться и соглашаться.
У любого человека в жизни есть предпочтения. Мы что-то любим, что-то терпим, а чего-то активно избегаем. Такие предпочтения есть и у детей. Если внимательно понаблюдать за ребенком с ТМНР, можно заметить те ситуации, объекты и воздействия, которые доставляют ему дискомфорт и которых он старается избегать. Это может проявляться по-разному: отворачивается, закрывает глаза, закрывает рот, выплевывает и т.д. Такая ситуация хороша для того, чтобы научить ребенка говорить «нет» доступным ему способом. Заметив реакцию отказа, необходимо озвучить ее: «Ты не хочешь, нет», одновременно помочь ребенку показать «нет» жестом, отодвинуть тарелку или игрушку рукой, покачать головой или отвернуться, в зависимости от его возможностей. Постепенно ребенок начнет вам подражать и отказываться от неприятного тем способом, которому вы его обучили. Еще раз стоит напомнить, что если ребенок отказывается от этой игрушки или еды, не надо настаивать, иначе желание отвечать вам пропадет, не окрепнув.

3. Выбирать
Для того чтобы научить ребенка выбирать, мы предлагаем ему два равнозначных предмета (белый хлеб и черный, расческу и щетку для волос, красные и зеленые колготки, мячик и погремушку) и спрашиваем, что он хочет. Ребенок должен быть знаком с обоими предметами (нельзя узнать, хочешь ли ты шоколад, если никогда его не пробовал). Предъявив объекты в поле зрения ребенка и назвав их, ждем реакции: ребенок потянется к одному из них. Озвучиваем его выбор: «Ты выбрал мячик, будем играть в мячик». Одновременно другой предмет убирается из поля зрения. В начале обучения такой выбор может быть случайным – как выбор может быть расценена любая активность ребенка в сторону одного из предметов (посмотрел, задел рукой, потянулся ртом и т.п.). Важно закрепить эту реакцию, чтобы для ребенка она всегда служила способом выбирать. Часто, особенно в начале обучения, этот выбор оказывается неверным (ребенок хотел не то, на что показал), в этом случае он обычно начинает проявлять негативизм или пользуется доступным ему способом отказа. Тогда возвращаем в поле зрения ребенка оба предмета и снова спрашиваем, что же он выбирает. Чем более значимы для ребенка предметы, из которых ему предлагается выбор, тем скорее он научится осознанно выбирать. 

Работа по формированию коммуникации и речи – длительная и кропотливая. Она требует участия логопеда и дефектолога – как людей, которые разбираются в том, какие умения и навыки актуальны для ребенка на данном этапе. Однако если все взрослые, взаимодействующие с ребенком, будут соблюдать перечисленные выше правила общения и активно поддерживать выбранные стратегии коммуникации, ребенок легче и быстрее освоит доступные ему способы общения и с большим желанием будет их применять в повседневной жизни.

свернуть

Задачи коррекционного обучения дошкольников с алалией на начальном этапе работы

развернуть

Алалия – медико-психолого-педагогическая проблема. Областью логопедии является определение принципов и методов коррекционного воздействия, направленного на развитие речи и личности ребенка. Систематическая длительная логопедическая работа дает в ряде случае средства, достаточные для речевого общения ребенка, но иногда – только самую элементарную речь.

Работа по преодолению алалии – длительный и трудоемкий процесс, включающий многочисленные направления и разнообразные виды работы, необходимые для достижения коррекционных, воспитательных, обучающих, развивающих целей: формирование речи, развитие интеллекта, обогащение словаря и представлений об окружающем мире, формирование эмоционально-волевой сферы, развитие моторики, формирование элементарных математических представлений и многое другое.

Логопедическая работа с детьми с моторной алалией направлена на всю систему языка:

  • расширение, уточнение словаря,
  • формирование фразовой речи,
  • коррекция звукопроизношения,
  • развитие фонематического слуха, анализа и синтеза.

При планировании логопедической работы необходимо опираться на сохранные компоненты языковой системы, учитывать структуру речевого дефекта.

Педагогу важно помнить, что у детей с алалией динамика развития речи замедлена. Важно соблюдать благоприятную речевую среду, которая бы стимулировала их речевую активность, общение. Начиная работу с данной категорией детей, следует учитывать опасность перегрузки детской психики при резком усилении коррекционно-педагогического воздействия. Вне специфических занятий требования к речи ребенка снижаются. Повышается внимание к развитию познавательной активности, моторики, эмоционально-волевой сферы, творчества.

Этапами логопедической работы с детьми с моторной алалией являются:

  1. Подготовительный.
  2. Формирование первоначальных речевых умений в ситуациях диалогического общения.
  3. Формирование высказывания как основной единицы речевого действия.
  4. Формирование коммуникативных умений и навыков связной речи.

Длительность каждого этапа зависит от уровня речевого развития ребенка, времени начала логопедической работы, условий окружающей среды.

На начальном этапе работы (подготовительный этап) решаются задачи по формированию психологических предпосылок речевой деятельности, преодолению речевого негативизма, развитию общей и речевой моторики, формированию игровой деятельности, коррекции зрительного, слухового, тактильного восприятия, развитию умений, направленных на восприятие, осмысление и понимание речевого общения.

Важно сформировать у ребенка мотивационную основу высказывания, развивать речевую и психическую активность, функции подражательной деятельности и отраженной речи.

Задачами коррекционного обучения дошкольников с алалией являются:

  • формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание,
  • развитие активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний,
  • обогащение словаря, уточнение лексических, грамматических значений слов,
  • развитие умения пользоваться речевыми средствами в общении.

Педагогу прежде всего необходимо расположить ребенка к себе, постараться снять скованность, нежелание общаться, а также формировать умение вслушиваться в обращенную речь.

свернуть

Автоматизация звуков в речи как этап коррекционной работы при нарушениях звукопроизношения

развернуть

Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционной работы. Целью данного этапа является правильное произношение поставленного звука во фразовой речи. Учитель-дефектолог последовательно вводит поставленный звук в слоги, слова, предложения (чистоговорки, стихотворения, рассказы и пр.).

Как сделать занятия по постановке и автоматизации звуков продуктивными и в то же время интересными, разнообразными для ребенка? Важно увлечь малыша, удивить его, вызвать положительные эмоции, желание взаимодействовать с педагогом, подражать ему.

За время логопедической практики формируется необходимость использования достаточного количества разнообразных подходов к проведению коррекционных занятий, внедрения различных средств, методов и приемов работы для того, чтобы занятия были продуктивными и превратились для ребенка в увлекательную игру.

Невозможно переоценить то значение, которое в дошкольном детстве имеет игра для всестороннего развития ребенка. Она составляет основное содержание жизни малыша, происходит развитие всех сторон психики ребенка-дошкольника. Причем в игре это происходит значительно легче и быстрее.

Особое значение имеет игра для детей с особенностями психофизического развития, работа с которыми должна быть организована на более высоком методическом уровне, с учетом их психологических особенностей. Игровые формы обучения детей, имеющих речевые нарушения, приобретают первостепенное значение, так как в игре возникают положительные эмоции у детей, возрастает познавательная активность и интерес.

В логопедической работе есть моменты, требующие кропотливой и, зачастую монотонной, длительной тренировки ребенка – этап закрепления приобретенных произносительных умений, автоматизации звуков. На каждое положение звука в слове – в начале, в середине и в конце – подбирается по 20-30 картинок, т.е. в среднем около 100 картинок должно быть предъявлено ребенку, чтобы автоматизация звука прошла успешно (конечно же, с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка). Результативности этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребенка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки, а будет играть.

Примерный перечень дидактических игр и упражнений с картинками для автоматизации звуков:

- сопряженное и отраженное называние слов (предметов) по картинкам;
- запоминание и воспроизведение групп слов с опорой на картинки («Запомни, повтори»);
- деление слов на слоги («Телеграф», «Прошагаем слова»);
- выделение ударного слога («Эхо»);
- отбор (называние) картинок с заданным количеством слогов;
- определение места изучаемого звука в словах и отбор слов (картинок) на звук в начале, середине, конце слова;
- звукослоговой анализ слов, составление схем под картинками;
- образование и употребление различных падежных форм существительных («Закончи предложение», «Скажи дальше», «Потерялись слова»);
- образование и употребление родительного падежа множественного числа существительных («Один-много»);
- прямой и обратный счет предметов («1-5», «1-10», «2-20»);
- подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям «мой», «моя», «мое», «мои» и проговаривание полученных словосочетаний;
- подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний;
- подбор действий к предметам, проговаривание полученных нераспространенных предложений;
- образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением («Назови ласково», «Большой - маленький»);
- образование от существительных относительных прилагательных;
- составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно;
- составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии;
- постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и ответы на них.

свернуть

Памятка для учителей, работающих с детьми с ОПФР

развернуть

Список рекомендаций и стратегий, указанный ниже, был составлен специально для учителей-предметников, учителей-дефектологов с целью поддержать их стремление в обучении детей и подростков с ограниченными возможностями,  пытающихся добиться более эффективных результатов в процессе обучения.

1. Всем учителям необходимо еще раз пересмотреть свое понимание “справедливости“. Относиться ко всем учащимся одинаково вовсе не означает быть справедливым. Быть справедливым – это предоставлять каждому учащемуся все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям. Надо помнить, что у некоторых учеников может наблюдаться неврологическое состояние, которое они не всегда могут контролировать. Такие ребята конечно же отличаются от остальных, они другие, но быть другим еще не означает быть дефектным или ущербным. В школах обучаются дети с разной степенью отклонения. Отклонение может быть заметно сразу или, наоборот, быть едва заметным, такое отклонение могут обнаружить только в средней школе или институте, а могут и вообще не обнаружить в течение всей жизни.
2. Чем раньше у ребенка обнаружат какое-либо отклонение, тем больше шансов его вылечить. В процессе обучения учеников старшего возраста вам придется научиться справляться с разными ситуациями, возможно даже суметь защитить себя.
3. Существуют разные уровни интеллекта, а следовательно и разные подходы к системе обучения. Обычно добиваются больших успехов дети с математическим складом ума. Хорошо также, когда дети обладают или музыкальным, или духовным, или кинестетическим интеллектом. Каждый вид интеллекта должен быть распознан и затем изучен.
4. Учебный процесс значительно упростится, если учащийся пройдет мультисенсорную проверку, т.е. проверку слуха, зрения, осязания и уровня своей активности. Большинство учеников удерживают в памяти 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 70% сказанного и 90% сказанного и сделанного одновременно. Кумулятивный подход, высокоструктурированный и последовательный, использующий мультисенсорные материалы – это как раз то, что необходимо.
5. Очень важно помнить, что детям с ограниченными возможностями может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом.
6. Убедитесь в том, что все ученики чувствуют себя комфортно и защищено в классе в вашем присутствии. Помните о том, что в жизни ваших учеников каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений учащихся может возникнуть проблема, в результате которой дети с ограниченными способностями будут чувствовать себя ущемленными и обиженными.
7. Познакомьтесь с родителями ребенка. Заинтересовывайте и подключайте их к процессу. Действуйте сообща. Вам нужна взаимопомощь. Вы должны встречаться с родителями один раз  в день / неделю / месяц, в зависимости от необходимости. Вы можете делать это на собраниях, можете созваниваться по телефону или писать друг другу по электронной почте.
8. Если кто-то из ваших учеников переходит к другому учителю или в другой класс, меняет школу или уезжает из этой страны в другую, убедитесь в том, что ученик забрал с собой все свои личные документы. Не думайте, что это будет сделано автоматически.
9. Продолжайте заниматься самообразованием, не останавливайтесь на достигнутом.  Зарекомендуйте себя как специалиста. Не бойтесь признать, что вы чего-то не знаете.

свернуть

Артикуляционная моторика

развернуть

Чистая, правильная речь – одно из условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. К сожалению, в наши дни у детей все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

Самым распространенным недостатком в речевом развитии детей дошкольного возраста  является нарушение звукопроизношения. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

При произнесении различных звуков каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы..

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. В начале обучения не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Перед началом выполнения взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, и показывает выполнение упражнения.

6. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

7. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

8. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

9. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

10. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Статические упражнения для языка

1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2.Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3.Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка.
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник).
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2. Змейка.
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

3. Качели.
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Лошадка.
Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

5. Гармошка.
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

6. Маляр.
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик.
Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. Акулы.
На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть двигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

4. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

5. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). 

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.
Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Произвольно покашливать.
Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

4. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).
Глотать капли воды, сока.

5. Надувать щеки с зажатым носом. 

Упражнения для губ

1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.
Чередование положений губ.

6. Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. 

Упражнения для развития подвижности губ

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3. Пятачок
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки.

 

свернуть