Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение специального образования
«Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района»
Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Пинского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение специального образования
«Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района»
22 октября 2020 г. для Республики Беларусь вступил в силу Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям (далее – Марракешский договор).
Органом, ответственным за координацию деятельности по реализации Марракешского договора, является Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь (далее - ГКНТ).
Марракешский договор является одним из международных договоров в области авторского права, функционирующих под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности. Он был принят 27 июня 2013 года и вступил в силу 30 сентября 2016-го. Его участниками выступают более 60 государств, в том числе Россия, США, страны Европейского союза.
Действие Марракешского договора распространяется на объекты авторского права – произведения науки, литературы, искусства, выраженные в форме текста, нотной записи или связанных с ними иллюстраций, будь то опубликованные или иным образом доведенные до всеобщего сведения с помощью любых средств информации, включая книги в бумажном и электронном формате, аудиокниги, а также связанные с произведениями объекты смежных прав, в том числе исполнения и фонограммы (звукозаписи), что позволит сделать произведения более доступными.
Закон Республики Беларусь о присоединении к Марракешскому договору
Основные преимущества Марракешского договора
Основные положения Марракешского договора
свернуть
Главное при взаимодействии с людьми с особенностями психофизического развития – это уважение, доброжелательность и стремление помочь. Проявляя вежливость, такт и непредвзятость, вы сможете преодолеть любую неловкую ситуацию, исправить допущенную оплошность, помочь собеседнику почувствовать себя раскованно и спокойно.
свернуть
ИСПОЛЬЗУЙТЕ слова и понятия, НЕ создающие стереотипы: |
ИЗБЕГАЙТЕ слов и понятий, создающих стереотипы: |
Человек с инвалидностью (используемый в законах и нормативах официальный термин «инвалид» - допустим, но не рекомендуется к употреблению в речи и в текстах) |
Человек с ограниченными возможностями, человек с ограниченными способностями; больной; искалеченный, покалеченный; неполноценный; человек с дефектом/недостатком здоровья |
Человек без инвалидности (ребенок, не относящийся к данной категории) |
Нормальный/здоровый (при сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности) |
Человек, использующий инвалидную коляску; человек, передвигающийся на коляске; человек на коляске |
Прикованный к инвалидной коляске, парализованный, «колясочник», человек на кресле-каталке |
Человек с инвалидностью с детства/с врожденной инвалидностью; инвалидность с детства, врожденная инвалидность, человек с приобретенной инвалидностью, врожденная инвалидность |
Врожденный дефект/увечье/несчастье |
Человек (ребенок, дети) с ДЦП (детский церебральный паралич), у него ДЦП |
Страдает ДЦП, болеет ДЦП, имеет ДЦП, «дэцэпэшник» |
Человек, перенесший полиомиелит; человек, который перенес болезнь; имеет инвалидность в результате… |
Страдает от полиомиелита/от последствий полиомиелита; жертва болезни; кривоногий; стал инвалидом в результате... |
Человек с особенностями развития, человек с ментальной инвалидностью/ с особенностями интеллектуального развития, человек с интеллектуальными/ ментальными нарушениями |
Умственно отсталый, слабоумный, умственно неполноценный, «тормоз», имбецил, дебил, человек с задержкой/отставанием в развитии/нарушением развития, с интеллектуальной недостаточностью |
Дети с инвалидностью |
Дети-инвалиды |
Человек с синдромом Дауна, ребенок (дети) с синдромом Дауна |
«Даун», «монголоид», «даунята» (о детях с синдромом Дауна), человек с болезнью Дауна, нежелателен также вариант «солнечный ребенок» |
Человек с аутизмом, ребенок (дети) с аутизмом (официальный термин – «человек с расстройством аутистического спектра (РАС)») |
Больной аутизмом; аутист, «человек дождя» |
Человек с эпилепсией |
Эпилептик, припадочный, страдающий эпилептическими припадками |
Человек с особенностями психического развития, человек с особенностями эмоционального развития |
Псих, сумасшедший, люди с психиатрическими проблемами, душевнобольные люди, люди с душевным расстройством |
Незрячий, слабовидящий человек, человек с инвалидностью по зрению, человек с нарушением зрения |
Слепой (как крот), совершенно слепой |
Собака-проводник |
Собака-поводырь |
Неслышащий, слабослышащий человек, человек с инвалидностью по слуху, человек пользующийся жестовым языком, человек с нарушением слуха |
Глухонемой, глухой (как пень), немой, человек (ребенок) с остатками слуха, использующий язык жестов |
Рекомендуем вашему вниманию фильмы, которые помогут рассказать о людях с инвалидностью
свернуть