Инклюзивное образование

Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям

развернуть

22 октября 2020 г. для Республики Беларусь вступил в силу Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям (далее – Марракешский договор).

Органом, ответственным за координацию деятельности по реализации Марракешского договора, является Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь (далее - ГКНТ).

Марракешский договор является одним из международных договоров в области авторского права, функционирующих под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности. Он был принят 27 июня 2013 года и вступил в силу 30 сентября 2016-го. Его участниками выступают более 60 государств, в том числе Россия, США, страны Европейского союза.

Действие Марракешского договора распространяется на объекты авторского права – произведения науки, литературы, искусства, выраженные в форме текста, нотной записи или связанных с ними иллюстраций, будь то опубликованные или иным образом доведенные до всеобщего сведения с помощью любых средств информации, включая книги в бумажном и электронном формате, аудиокниги, а также связанные с произведениями объекты смежных прав, в том числе исполнения и фонограммы (звукозаписи), что позволит сделать произведения более доступными.

Закон Республики Беларусь о присоединении к Марракешскому договору

Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям

Основные преимущества Марракешского договора

Основные положения Марракешского договора

 

свернуть

Памятка по соблюдению общих правил этикета при общении с людьми с особенностями психофизического развития

развернуть
  1. Когда вы разговариваете с человеком с особенностями психофизического развития, обращайтесь непосредственно к нему, а не к его сопровождающему или переводчику жестового языка, которые присутствуют при разговоре.
  2. Когда вас знакомят с человеком с особенностями психофизического развития, вполне естественно пожать ему руку – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку (правую или левую).
  3. Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя. Обязательно предупреждайте вслух, когда вы отходите в сторону (даже, если отходите ненадолго).
  4. Если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если вы не поняли, не стесняйтесь переспросить.
  5. Не волнуйтесь по поводу того, как вам обратиться к человеку с инвалидностью. Большинство людей, имеющих и не имеющих инвалидность, имеют имена. Обращайтесь с детьми с особенностями психофизического развития по имени, а с подростками и старше – как со взрослыми.
  6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – это то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Любое вспомогательное приспособление (трость, инвалидная коляска, костыли и т.д.) – это чья-то собственность, которую надо уважать. Не перемещайте, не берите их, не получив разрешения.
  7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.
  8. Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
  9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы вам ничего не мешало и ничто не заслоняло вас.
  10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать. Передавая что-либо в руки незрячему, ни в коем случае не говорите: «Пощупай это,» – говорите обычные слова: «Посмотри на это».
  11. Если вы допустили ошибку, не паникуйте и не заостряйте на этом внимание. Спокойно извинитесь и продолжите общение.

Главное при взаимодействии с людьми с особенностями психофизического развития – это уважение, доброжелательность и стремление помочь. Проявляя вежливость, такт и непредвзятость, вы сможете преодолеть любую неловкую ситуацию, исправить допущенную оплошность, помочь собеседнику почувствовать себя раскованно и спокойно.

свернуть

Толерантная терминология

развернуть

ИСПОЛЬЗУЙТЕ слова и понятия, НЕ создающие стереотипы:

ИЗБЕГАЙТЕ слов и понятий, создающих стереотипы:

Человек с инвалидностью (используемый в законах и нормативах официальный термин «инвалид» - допустим, но не рекомендуется к употреблению в речи и в текстах)

Человек с ограниченными возможностями, человек с ограниченными способностями; больной; искалеченный, покалеченный; неполноценный; человек с дефектом/недостатком здоровья

Человек без инвалидности (ребенок, не относящийся к данной категории)

Нормальный/здоровый (при сравнении людей с инвалидностью и без инвалидности)

Человек, использующий инвалидную коляску; человек, передвигающийся на коляске; человек на коляске

Прикованный к инвалидной коляске, парализованный, «колясочник», человек на кресле-каталке

Человек с инвалидностью с детства/с врожденной инвалидностью; инвалидность с детства, врожденная инвалидность, человек с приобретенной инвалидностью, врожденная инвалидность

Врожденный дефект/увечье/несчастье

Человек (ребенок, дети) с ДЦП (детский церебральный паралич), у него ДЦП

Страдает ДЦП, болеет ДЦП, имеет ДЦП, «дэцэпэшник»

Человек, перенесший полиомиелит; человек, который перенес болезнь; имеет инвалидность в результате…

Страдает от полиомиелита/от последствий полиомиелита; жертва болезни; кривоногий; стал инвалидом в результате...

Человек с особенностями развития, человек с ментальной инвалидностью/ с особенностями интеллектуального развития, человек с интеллектуальными/ ментальными нарушениями 

Умственно отсталый, слабоумный, умственно неполноценный, «тормоз», имбецил, дебил, человек с задержкой/отставанием в развитии/нарушением развития, с интеллектуальной недостаточностью

Дети с инвалидностью

Дети-инвалиды

Человек с синдромом Дауна, ребенок (дети) с синдромом Дауна

«Даун», «монголоид», «даунята» (о детях с синдромом Дауна), человек с болезнью Дауна, нежелателен также вариант «солнечный ребенок»

Человек с аутизмом, ребенок (дети) с аутизмом (официальный термин – «человек с расстройством аутистического спектра (РАС)»)

Больной аутизмом; аутист, «человек дождя»

Человек с эпилепсией

Эпилептик, припадочный, страдающий эпилептическими припадками

Человек с особенностями психического развития, человек с особенностями эмоционального развития

Псих, сумасшедший, люди с психиатрическими проблемами, душевнобольные люди, люди с душевным расстройством

Незрячий, слабовидящий человек, человек с инвалидностью по зрению, человек с нарушением зрения

Слепой (как крот), совершенно слепой

Собака-проводник

Собака-поводырь

Неслышащий, слабослышащий человек, человек с инвалидностью по слуху, человек пользующийся жестовым языком, человек с нарушением слуха

Глухонемой, глухой (как пень), немой, человек (ребенок) с остатками слуха, использующий язык жестов

свернуть

Передай добро по кругу! Флешмоб ко Дню инвалида

развернуть

Просто о сложном

развернуть

Рекомендуем вашему вниманию фильмы, которые помогут рассказать о людях с инвалидностью

свернуть
Ещё в этом разделе